План работы по самообразованию по теме:«Использование теории решения изобретательских задач в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста».
методическая разработка (подготовительная группа)

Пахомова Лариса Борисовна

План работы по самообразованию

воспитателя  высшей квалификационной категории

подготовительной к школе группе.

Пахомовой Ларисы Борисовны

на 2021 – 2022 учебный год.

 

По теме:

 «Использование теории решения изобретательских задач в работе по развитию речи  с детьми старшего дошкольного возраста».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr_podg_gr_2021.docx37.23 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Чайка» корпус 3 г.Горняк, Локтевский район, Алтайский край

ПРИНЯТО                                                 УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом                          Заведующей МБДОУ

протокол №1 от    09.2021г                       _________ Приказ №

                                                       

         

План работы по самообразованию

воспитателя  высшей квалификационной категории

подготовительной к школе группе.

Пахомовой Ларисы Борисовны

на 2021 – 2022 учебный год.

По теме:

 «Использование теории решения изобретательских задач в работе по развитию речи  с детьми старшего дошкольного возраста».

                                                             

                                                            г.Горняк.

                                                    2021г.

Тема самообразования: 

«Использование теории решения изобретательских задач в работе по развитию речи  с детьми старшего дошкольного возраста».

        

Цель:                                                                                                      

Цель:  повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности через углубление изучение знаний в области технологии ТРИЗ в направлении речевого развития.

Задачи:

1.Изучать, использовать и внедрять в работу новые методы и направления инновационные технологии ТРИЗ в работе по развитию речи  детей.

2.Создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры).

3. Проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников.

Основные направления

Действия и мероприятия

Профессиональное

Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования.Повышать квалификацию на курсах для педагогов.

Методическое

Создание авторских дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов НОД, выступления с докладами на педсоветах, конференциях, семинарах.

Информационно-технологические технологии

Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования ns.portal.ru).

Охрана здоровья.

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие, игровые технологии.

4.Обобщать опыт работы по данной теме.

Этапы реализации

Задачи

Сроки

Подготовительный

Изучение психолого - педагогической,

методической литературы по теме самообразования

 Сентябрь

 

Диагностический

Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса

Сентябрь

 Май

Практический

Внедрение опыта работы

(работа с детьми, работа с родителями)

В течение года

Обобщающий

Распространение опыта своей работы

В течение года

Аналитический

Анализ созданных педагогических условий для развития

В течение года

Содержание деятельности

  Сроки

Форма предоставления результатов

1. Изучение психолого – педагогической, методической литературы

по теме самообразования

2021-22 учебный год

1.Определить перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно – образовательного  процесса. 

Сентябрь 

Формулировка темы, выделение стержневой  проблемы и целевой установки с учётом возрастных особенностей детей 6-7 лет.

2. Чтение методической, педагогической и предметной литературы. Обзор информации

по данной теме в Интернете.

В течение года

Изучение литературы,

посещение интернет - лекций, интернет - семинаров и

форумов по теме применения

технологии ТРИЗ в ДОУ и проектной деятельности.

3.  Изучить книги:

 -Генрих Альтшуллер «Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач».

 - Страунинг А. М. «Задачи вокруг нас», Обнинск, 1997 – 111с.

- Нурмухаметова А. Б., Нурмухаметова И. Ф. «Играя, развиваем. Развивая обучаем», Набережные челны, 1997 – 80 с.

- Шаехова Р. К. «Играя Размышляем», Казань, 2004 – 96 с.

- Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений» (3-е изд., Минск, ИВЦ Минфина, 2007 г.).                                                                                                                                                      

 - «Педагогика + ТРИЗ» - сборник статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования (выпуск 5, Вита – Пресс, 2001 г.)


В течение года





Подбор методического оснащения.

Составление конспектов занятий, развлечений.

 

4.  - Журналы «Дошкольное воспитание» с перечнем литературы и применением ТРИЗ: №8 (1988 г.),

№5,6 (1989 г.),

№1,2,3,5 (1990 г.),

№4 (1993 г.),

№1 (1994 г.),

 №5 (1996 г.),

 №11 (1997 г.),

№5,9 (1998 г.).

- Журналы «Ребёнок в детском саду»: №1,2,4 (2001 г )

- Газета «Детский сад во всех сторон» № 31, 41, 42 (2001г.)                                                                                                                

В течение года

Поделиться опытом работы с
воспитателями, применять их опыт в своей работе с детьми.



2. Разработка программно-методического обеспечения

 образовательного процесса

1.Разработать перспективный план рабочей  программы  дополнительного образования с использованием ТРИЗ технологий для детей  6 – 7 лет.

        

Сентябрь  

Календарно - тематическое план 

Изучение литературы,  сбор игр и упражнений для разных возрастных игр, обобщение собственного опыта

2. Составить конспекты занятий по развитию речи детей  6 – 7 лет

В течение года

Картотеки 

3. Систематизировать практический материал по данной проблеме:  Интернет - ресурсы (детские презентации).

Развивающие компьютерные  презентации:

- «Инновации в образовании

ТРИЗ - педагогика Педагогический совет.  Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста».

-Изучать опыт работы воспитателей через интернет - ресурсы.

В течение года

Наглядный материал

 

4. Семинар-практикум для воспитателей: «Применение технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников».

Апрель

Просмотр деятельности педагога

5. Подготовка анкет, 
памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

6. Родительское собрание: « Знакомство с технологией ТРИЗ».  

Май

Родительская встреча:

1. - Игра «Знакомство».

2. - «Что такое ТРИЗ в детском саду» (мини — лекция).

3. - «Давайте поиграем» (знакомство с играми для детей)

4. - Анкетирование родителей: «Какие способности у моего ребенка?»

5.  - «Как развивать детскую любознательность?»(дискуссия)

6. - «Умеете ли вы отвечать на детские вопросы?» (памятка для родителей)

7. - Экспресс – опросник: «Цветные анкеты».

7. Подготовка материала к информационным стендам.

Май

День открытых дверей.

3. Внедрение опыта работы(работа с детьми, работа с родителями)

1. Итоговая диагностика по  технологий ТРИЗ-РТВ у детей.

2. Публикация собственного опыта педагогической деятельности

В социальной сети работников образования nsportal.ru.

Сентябрь-Май

Сентябрь-май

Информационные листы в виде таблицы с результатами.

Публикации в социальной сети

 

 

Работа с детьми 

1.Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.

2. Обследование речи и

творческого воображения детей.

Применение  метода ТРИЗ  в проектной деятельности.

3. Отбор и выделение наиболее эффективных методов и игровых действий, помогающих детям в самостоятельной деятельности.

Сентябрь

Октябрь – Апрель

Ноябрь

Календарно-тематическое планирование - (Утверждение плана работы).

 Дидактические игры

и упражнения, инд. беседы

с рассматриванием картинок,

наблюдения.

– (Диагностика детей).

Игровые моменты, дидактические игры и упражнения.  - (Создание развивающей среды в группе, уголка для творчества детей).

Работа  с родителями:

1. Знакомство с современными системами семейного воспитания.

           2.  Использование «ТРИЗовского» подхода в повседневном взаимодействии с детьми.

Декабрь

Январь

Анкетирование, наглядная агитация, консультации, беседы, родительского собрания. Анализ анкетирования.

Доклад на тему:

«Значение  нестандартного мышления в жизни человека».

-Сбор игр и упражнений для развивающего общения с детьми.

Картотека игр, познавательных упражнений с использованием ТРИЗ технологии.

Работа с педагогами:

1. Подготовка материала по теме: «Игры и упражнения с исп. технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ».

Февраль

Изучение литературы,  сбор игр и упражнений для разных возрастных игр, обобщение собственного опыта.

Консультация для педагогов на тему: «Игры и упражнения с исп. технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ».

4.  Распространение опыта своей работы

Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования nsportal.ru.

В течение года

Публикации в социальной сети

Мастер - класс Тема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»

Апрель

Семинар - практикум для воспитателей.

5. Анализ созданных педагогических

условий для развития

1. Прогнозирование познавательной активности  и интереса детей, их эмоциональное отношение к занятиям с применением ТРИЗ.

2. Обобщение собственного опыта и педагогической деятельности по теме

Сентябрь – Май

Занятия, игры, беседы, наблюдения. Диагностическая карта достижений ребёнка.

Подготовка обобщённых материалов, планирование работы на перспективу.

Отчёт по проделанной  работе по плану самообразования с сентября по май.

     Консультации для воспитателей:

           «Метод направленный на достижение идеального результата» (ТРИЗ).

Апрель - Май

Повысить образовательный уровень компетентности

педагогов в вопросах речевого развития детей.

Консультации для родителей на тему:

- « ТРИЗ в детском саду и дома».

  - «В помощь родителям развивающие игры ТРИЗ»

Повысить образовательный уровень компетентности

родителей в вопросах речевого развития детей.

     Опыт работы по методу ТРИЗ

Январь - Май

НОД «Познание»,

с использованием элементов ТРИЗа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».

   Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.Р...

План по самообразованию «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».

Перечень литературы, которую планируется изучить; срок завершения работы; предполагаемые результаты...

Отчет «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».

Презентация. Отчет о проделанной работе по самообразованию в средней группе «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста»....

«Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста»

Тема самообразования: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста». Анализ проблем профессионально-педагогической деятельностиУглу...

План работы по самообразованию на 2021-2022 уч.г.: “Метеоплощадка как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста”.

Цель: Создание условий для обучения детей основам экологии; формирование экологических знаний и представлений через взаимодействие детей и взрослых в пространстве метеоплощадки.Задачи:- организовать о...

«Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста»

Тема самообразования: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».Цель:...

Выступление на методическом объединении тема "Использование методов и приемов ТРИЗ технологии, как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в шко...