«Использование нетрадиционной формы работы в изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал

Корнеева-Зоненко Юлия Юрьевна

Дошкольное детство – это самый ценный период в жизни человека, в котором формируются все психические процессы, свойства и качества личности. Изобразительная деятельность представляет для этого большие возможности, так как оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения.  Современное общество ставит перед педагогом всё новые и новые задачи – повышать эффективность воспитательно-образовательного процесса. Кроме того, изодеятельность рассматривается как важное средство нравственного и эстетического воспитания ребёнка, и как условие его эмоционального благополучия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx31.87 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение

«Отделение дошкольного образования детей»

ГБОУ школы №338

Невского района Санкт-Петербурга

Опыт работы

Воспитателя

  Корневой -Зоненко Юлии Юрьевны

   Тема: «Использование нетрадиционной формы работы

в изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Санкт-Петербург

Введение

Дошкольное детство – это самый ценный период в жизни человека, в котором формируются все психические процессы, свойства и качества личности. Изобразительная деятельность представляет для этого большие возможности, так как оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения.  Современное общество ставит перед педагогом всё новые и новые задачи – повышать эффективность воспитательно-образовательного процесса. Кроме того, изодеятельность рассматривается как важное средство нравственного и эстетического воспитания ребёнка, и как условие его эмоционального благополучия. Занятия изобразительным искусством способствуют освобождению, выходу эмоциональной энергии, через них ребёнок может легче выразить свою индивидуальность, чем вербальными средствами. Искусство дает богатый эмоциональный опыт. Этот опыт особого  рода : искусство не только вызывает………, но и познает его, а через познание чувства  оно ведет к  овладению им (эмоциональная отзывчивость)

Вместе с тем, изодеятельность – условие развития творческих способностей детей.

А. В. Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует», и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Анализируя всё это, я поняла, что нужен другой подход в изодеятельности, который будет развивать у дошкольников устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности.

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно – методических материалов.

Занятия  по изодеятельности делятся на два типа: с традиционными изобразительными материалами и с материалами нестандартными, или нетрадиционными. На мой взгляд,  развивать устойчивый интерес помогут именно занятия второго типа - с нетрадиционными материалами, а вернее, с использованием нестандартной формы работы. Ведь изобразительный материал может быть одним и тем же - например, гуашевая краска. Использовать ее можно и в технике набрызга, и смешивая краску с крупой, солью, и рисовать клеевой кистью на гладкой поверхности картона, и в технике рисования чернильными кляксами, монотипией, диатипией, в пальцевой технике, разбрызгивая по фону с маской, ниткой, с помощью оттиска. Таким образом, чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться творческие способности ребенка.

Так или иначе, но создание творческой атмосферы зависит от желания и умения взрослого создавать эти  условия для развития детского творчества Если сам педагог не любит рисовать, лепить, творить - детям будет сложно чему-то у него научиться.
Для себя определила позицию в общении с детьми: педагог-партнёр. Отношения  стараюсь строить  на основе сотрудничества, уважая личность каждого ребёнка, учитывая индивидуальные особенности.

Группа оснащена различными материалами для изодеятельности. Есть фланелеграф, подобраны фигурки людей, животных, транспорта, птиц, природных явлений, сказочных персонажей .Это позволяет перед занятием выстроить варианты композиций будущих работ. Подобраны алгоритмы последовательного изображения объектов, предметов. Подобраны   картотеки физминуток, пальчиковой гимнастики, психогимнастики, речи с движением, дыхательной и зрительной гимнастик, игр и упражнений на развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, коммуникативных способностей, которые использую на занятиях по изодеятельности.

Для развития мелкой моторики изготовлены волшебные экраны с крупой; дидактические игры “Рисуем ниточками”, “Рисуем палочками”, “Волшебные человечки”, сшиты коврики с пуговицами, кнопками, липучками.

Я использую в своей работе разнообразные материалы: различные рамочки, печати, трафареты, штампики, палочки, колпачки, зубные щётки, малярные кисти, природный и бросовый материал, мыло, свечи, поролон , пластиковые бутылки, целлофановые пакеты, стеклянную тару из-под различных продуктов, коробки и фантики от конфет…и т.д.

Детей старшего возраста учу самостоятельно готовить фон для своих будущих рисунков, используя поролон, малярные кисти, мыльную пену, восковые мелки. Знакомлю детей с приёмом рисования по мокрой бумаге (изображение получается как бы размытое под дождём). Со старшими детьми мы выполняем более сложную технику – это гроттаж (выскребание по воску), фроттаж (отпечаток аппликации). Старшие дошкольники прекрасно справляются с коллажом (сочетание аппликации, рисования и ручного труда вместе). Развивая творчество, фантазию, мышление и мелкую моторику, предлагаю детям дополнять свои работы природным и бросовым материалом.

Для обыгрывания детских работ, для развития мелкой моторики широко использую пальчиковый театр.

Материала на занятие беру много и разного для того, чтобы у детей было право выбора. Бумагу для рисования предлагаю разных форматов, форм, цветов.

Больше всего люблю коллективные работы, которые чаще выполняем на бумаге большого размера, т.к. считаю, что стандартный альбомный лист ограничивает творческий размах детей, и совместно-взаимодействующую форму работы. Это самая сложная в плане организации форма, когда работа выполняется всеми участниками одновременно, но и самая интересная. Она даёт много возможности для общения. Маленькие форматы предлагаю в том случае, если использую для коллективной работы совместно-индивидуальную форму работы. Она характеризуется тем, что дети вначале работают индивидуально, с учётом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого ребёнка становится частью общеё композиции. По данным многих отечественных исследователей (Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой, Р.Г.Казаковой и др.) коллективная изобразительная деятельность оказывает на формирование у детей способности понимать и передавать в рисунках внутреннее состояние других людей, их чувства, переживания и, как следствие этого, совершенствует у детей способность сочувствовать окружающим людям. И всё это положительно сказывается на становлении внутренней нравственной позиции личности, на формировании у ребёнка нравственно-эстетических качеств личности. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с взрослыми; радостные чувства объединяют детей, что очень важно для детей. Общий результат всегда богаче по содержанию и производит более яркие впечатления не только на детей, но и на родителей.

Особенностью изобразительной деятельности, отличающей её от других видов художественного творчества детей, является то, что результат её (рисунок, аппликация) не исчезает в момент прекращения ребёнком действий. Созданное детьми остаётся, его можно рассматривать, оценивать, и самое главное – совершенствовать. На протяжении нескольких дней у детей появляется возможность дорисовывать, дополнять работу природным и бросовым материалом и т.д. При оценке детских работ, стараюсь отметить оригинальность идеи, нестандартные способы развития сюжета (при этом отмечаю значимость каждого, ни в коем случае не обижая детей). Мы, взрослые, вообще не вправе осуждать работы детей, т.к. детям всегда понятно, что они сотворили; а мы для себя делаем определённые выводы.

Детскими работами украшаем группу, раздевалку. Они служат  украшением детского сада к праздникам.

Успешному осуществлению поставленных задач способствует совместная работа с родителями, которые не всегда могут понять, что именно изобразил их ребёнок, почему не так как все. И порой оценка работы, непонимание, осуждение обижают детей. В индивидуальном порядке даю родителям рекомендации: как рассматривать творчество своих детей, предлагаю подумать, почему именно так нарисовал их ребёнок, почему именно эти цвета выбрал; учу беседовать с ребёнком по содержанию, делать соответствующие выводы. Постепенно родители научились понимать и восхищаться детским творчеством. Родителям тоже даётся возможность блеснуть своим творчеством. Осенью и зимой  организовываем конкурс совместных творческих работ. Родители активно принимают участие в конкурсах, а дети очень радуются, рассматривая на выставке поделку, выполненную вместе со своими родными.  Такая форма работы  помогает поднять авторитет родителей, воспитывает уважение к старшим; желание им подражать, быть на них похожими.

Виды  нетрадиционной  техники:

Рисование

Аппликация

Лепка

Мятой бумагой или полиэтиленовым кульком

Зеркальное отображение обрывание бумаги.

Рисование пальчиками

Рисование ладошкой

Оттиск пробкой

Оттиск печатками из картофеля Оттиск смятой бумагой

Восковые мелки + акварель

Свеча + акварель

Печать по трафарету

Монотипия предметная

Чёрно-белый граттаж Кляксография с трубочкой

Кляксография с ниточкой

Набрызг

Акварельные мелки

Тычкование

Цветной граттаж

Шаблонография

Выдувание из соломки

Батик

Бумагопластика

Оригами

Бумагокручение

Мозаика  из крупы

Аппликация из мятой бумаги

Аппликация из пуговиц

Пластилинография

Лепка с использованием бросового  материала

Соленое тесто

Цель работы:

Развитие художественно – творческих способностей дошкольника посредством, использования нетрадиционных форм работы в изобразительной деятельности.

Основные задачи работы:

1.Развивать сенсорные,  интеллектуальные способности познавательные процессы,

образное и пространственного мышление, предпосылки словесно логического мышления, произвольности;

2.Формировать художественно-образное мышление как основу развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей;

3. Обучать основами изобразительной грамоты: формировать практические навыки работы в разных видах изобразительной деятельности с различными  материалами , воспитывать аккуратность ;

4.Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, конструктивные умения, ориентировку в пространстве.

5. Развивать творческие способности, расширять диапазон чувств, воображение, фантазию;

6.Формировать эстетический вкус и эстетичные потребности с помощью использования новых технологий в изодятельности;

7. Активизировать познавательный интерес, инициативу, самостоятельность, любознательность, наблюдательность;

8.Систематически развивать зрительное восприятие, чувство цвета, композицию;

9. Учить видоизменять, преобразовывать имеющиеся представления и создавать на этой основе новые образы;

10.Развивать содержательность и связность речи, упражнять в правильном использовании грамматических форм языка, точно выражать свои мысли и чувства; развивать навыки общения;

Прогнозируемый результат:

1.Равитие эмоционально- волевой сферы ребенка.

2. Формирование у детей  эстетического вкуса и эстетических потребностей;

3. Активизация   познавательной  деятельности, инициативы, самостоятельности,;

4.Владение основами изобразительной грамотности :

- формирование  практических  навыков  работы в разных  видах изодеятельности с различными  материалами.

-воспитание  аккуратности.

- развитие чувства цвета, композиции, видоизменения имеющиеся представлений.

5.Развитие, сенсорных, интеллектуальных способностей, образного и пространственного мышления, мелкой моторики.

6.Формирование способности применять полученные знания, умения и навыки в повседневной  жизни(в совместной и самостоятельной деятельности).  

7.Расшерение активного словаря детей.

Методы работы:

Игровой

Наглядный

Словесный

Практический

-Дидактические игры

-Специально организованные игровые ситуации

-Игры –путешествия

-Внесение в группу(внезапное появление) объектов, игрушек

-Демонстрация пособий

картин, иллюстраций

коллажей и др.

-Наблюдение демонстрируемых

предметов,

процессов,

явлений

-показ способа

действий

-Рассказ педагога с демонстрацией

наглядного материала

(предметы и их изображение)

-Работа с картиной

дидактическими играми и упражнениями

-Вопросы педагога

-Чтение художественной литературы

Целенаправленная самостоятельная деятельность детей

-Опыты и эксперименты с изобразительным

материалам

-Решение проблемно-практических ситуаций

-Упражнения

(повторение практических действий в разнообразных видах деятельности)

-Обследование предметов

Организованная деятельность

Совместная

деятельность

Самостоятельная деятельность

-Занятия по изобразительной деятельности, конструированию,ручному труду

-Занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи

-Дидактические игры

-Развивающие игры

-Сюжетные игры

-Создание специальных игровых ситуаций для стимулирования игровой, познавательной  деятельности.

-Экспериментирование

-Игровая деятельность

-Художественно-изобразительная деятельность

-освоение способов действия в центре ИЗО

-Конструктивная деятельность

Формы организации детской деятельности:

Средства:

Технические

Материальные

Культурные

- Магнитофон и фонотека(для сопровождения организован,самостоятельной деятельности детей и режимных моментов

-Дидактические игры, пособия

-Атрибутика к подвижным играм

-Разнообразные виды  игрушек и предметов

-Иллюстрации и картины

-Развивающие игры

 

-Малые формы фольклора и русского народного творчества (потешки, песни, загадки,

детские стихи)

- Физминутки

-Пальчиковые игры

-Произведения художественной  литературы (по возрасту)

Содержание работы

Вид

Нетрад.техники

Задачи

Темы занятий

Предварительная работа

Рисование

ГРАТАЖ (техника царапания)

1.Научить новому способу получения изображения путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

2.Развивать мелкую моторику рук, формировать умения получать четкий контур рисуемых объектов, контролируя  силу нажима на изобразительный инструмент.

3.Научить овладению техникой штриха;

4.Развивать творческие способности и навыки в работе;

5.Развивать произвольность;

Праздничный салют

Утиное семейство

Космический пейзаж

Луна и море

Паучок

Радуга

Сама садик я садила, сама буду полевать

1.пальчиковые игры

2. рассматривание картин и иллюстраций

 3.чтение стихов и рассказов

4.упражнять  по штриховки на занятии по РЭМП и в совместной деятельности;

Вид

Нетрад.техники

Задачи

Темы занятий

Предварительная работа

Рисование

МОНОТОПИЯ(зеркальное отражение)

1.Познакомить с нетрадиционной техникой монотопией - вид плоской печати, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии.

2.Дать представление  о симметрии.

3.Закреплять навыки складывания бумаги пополам и проглаживания для получения отпечатка.

4.Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

5.Учить дорисовывать детали рисунка, для  придания  четкого контура.

Пейзаж у озера

Лебеди

Осенний пруд

Бабочки на полянке

Аленький цветочек

1.наблюдение за отражением предметов в зеркале, в лужице во время прогулок.

2.пальчиковые игры

3. чтение, рассказывание, разгадывание загадок, использование пословиц и  поговорок.

4.рассматрение пейзажа, отраженным в озере

Вид

Нетрад.техники

Задачи

Темы занятий

Предварительная работа

Рисование

НИТКОГРАФИЯ(рисование нитью)

1.Познакомить новым способом рисования с помощью шерстяной нити.

2.Показать новые способы получения абстрактных изображений.

3.Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.

4.Развивать творчество и фантазию.

    Веселые кляксы

        Нелепицы

        Чудо-юдо

1.чтение, рассказывание, разгадывание загадок, использование пословиц и  поговорок.

2.пальчиковые игры

3.использование на занятиях  и в совместной деятельности Технологии ТРИЗ

Вид

Нетрад.техники

Задачи

Темы занятий

Предварительная работа

Рисование

РИСОВАНИЕ НИТКАМИ

1.Познакомить с новым необычным изобразительным материалом

2.Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовое сочетания.

3.Учит аккуратно пользоваться клеем, наносить  его на контур  рисунка тонкой струйкой.

4.Научить выкладывать нить точно  по нарисованному контору.

5.Развивать зрительно - моторную координацию ,мелкую моторику рук, ориентировку на листе бумаги.

Зимнее небо

Солнечный день

Красивые картинки

 из разноцветной нитки

Цветочная полянка

Деревце

Домик в деревне

1.пальчиковые игры

2.упражнения на развитие зрительно - моторной координации.

3.чтение стихов

4.музыкальное сопровождение

5.наблюдение за природой

6.рассматривание иллюстрации и

 репродукций картин

Вид

Нетрад.техники

Задачи

Темы занятий

Предварительная работа

Лепка

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ

1.Познакомить с новым способом  изображения, подводить  детей к созданию выразительного образа  посредством объема  и цвета пластилина при накладывании или намазывании на горизонтальную поверхность.

2.Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приемов работы с пластилином: раскатывания, сплющивания, придавливания.

3.Совершенствовать навыки приема  декорирования лепного образа: прорезание, процарапывание стекой.

4.Закрепить  умение аккуратно использования пластилина в своей работе.

5. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности.

Яблоки поспели

Чудо- плоды

Кактус в горошке

Букет для мамы

Душистый снег

Полевые цветы

Бабочка

Золотая рыбка

Ежик

Одуванчики

1.чтение стихов

2.отгадывание загадок

3.разминка для пальчиков

4.упражнения для развития мелкой моторики.

5.рассматривание иллюстрации и

репродукций картин.

Вид

Нетрад.техники

Задачи

Темы занятий

Предварительная работа

Лепка

СОЛЕНОЕ ТЕСТО(тестопластика)

 1.Учить детей создавать выразительные лепные образы

с помощью соленого теста.

2.Совершенствовать умение расплющивать исходную форму и видоизменять её для создания выразительных образов: оттягивать, вдавливать, рассекать, делать насечки, дополнять налепами.

3.Создавать объемные выразительные лепные образы конструктивным способом.

4.Синхротезировать работу обеих рук.

5.Развивать чувства формы и пропорций;

6.Формировать навык реализации замысла, доводить начатую работу до конца.

Охотники

Пингвин

Мышки и сыр

Ежик

Подсолнух

Поросенок

Веселые буквы

Зайка-зазнайка

Декоративные тарелки

1. разминка для пальчиков

2. упражнения для развития мелкой моторики.

3.музыкальное сопровождение

4.рассматривание игрушек, предметных картинок.

Вид

Нетрад.техники

Задачи

Темы занятий

 

Предварительная работа

Аппликация

БУМАГОКРУЧЕНИЕ(скручивание бумаги)

1. Закреплять навыки детей нарезать ровные полоски бумаги.

 2. Учить скручивать полоски разной длины и ширины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей  объемные и   плоскостные композиции.

3. Учить детей создавать объемную поделку из гофрированного картона.

4.Совершенствовать навыки детей в вырезывании детей по контуру.

5.Развивать зрительно – моторную координацию.

6.Воспитывать самостоятельность.

Натюрморты

Цветы

Фрукты

Подводный мир

Сказочные птицы

Дары осени- желуди

Горят огни рябины красной

Павлин

Дед Мороз

Лягушачья ламбада

1..пальчиковые игры

2. просмотр видеофильмов

 3.чтение стихов

4.музыкальное сопровождение

5. рассматривание картин и иллюстраций

6.чтение рассказов

7.наблюдение в природе

Вид

Нетрад.техники

Задачи

Темы занятий

 

Предварительная работа

Аппликация

БУМАГОПЛАСТИКА (изготовление объемных поделок)

1. Учить изготовлять объемные поделки из бумаги.

2.Создавать из бумаги двухмерные и трехмерные формы.

3. Учить работать с шаблоном: аккуратно обводить шаблон простым карандашом на цветной бумаге.

4. Закреплять навыки техники скатывания и комканья бумаги, складывание бумаги в разных направлениях, многослойное вырезание.

5.Научить пользоваться новыми инструментами для выдавливания деталей из бумаги и придания им объема, кусок линолеума для проглаживания деталей.

 

.

Цветок-подснежник

Красные маки

Полевые цветы

Розы для любимых

Сама садик я садила

Лебедь

Журавлиная верность

Ангел

Зимняя ночь

Грибочки

Цветочные мотивы

1.пальчиковые игры

2.физминутки

3.музыкальное сопровождение

4. Чтение, рассказывание, разгадывание загадок, использование пословиц и поговорок.

5. рассматривание картин и иллюстраций

Вид

Нетрад.техники

Задачи

Темы занятий

Предварительная работа

Рисование

НАБРЫЗГИ

1. Познакомить с новой техникой рисования.

 2.Учить наносить краску путем постукивания кисточки о другой предмет, разбрызгивая краску. Или путем проведения зубной щетки с набранной краской о расчёску с частыми зубками.

 3.Развивать зрительно – моторную координацию и ориентировку на листе бумаги

4. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа.

5. Помочь почувствовать красоту природы посредством музыки, живописи, поэзии.

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ природного пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия природы.

Здравствуй осень

Зимние напевы

Весна красна

Летний дождик

Разноцветное коромысло

1.пальчиковые игры

2.физминутки

3.чтение стихов

4.музыкальное сопровождение

5.наблюдение за природой

6.рассматривание репродукций картин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

"Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"...

СООБЩЕНИЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) НА ПЕДСОВЕТЕ: «Организации изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста - пластилиновая живопись»

Пластилин – это материал, который может служить незаменимым художественным средством в живописном жанре. Это один из самых молодых видов живописи, который стали использовать художники совсем недавно. ...

«Тематическое планирование по использованию нетрадиционных техник изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».

Данная методическая разработка посвящена знакомству с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в логике ФГОС ДО.Федеральный Государственный Образовате...

Конкурсное задание. ОПЫТ РАБОТЫ: «Использование STEAM –технологии в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста" И.В.Чернова воспитатель высшей квалификационной категории

laquo;Фестиваль педагогического мастерства – 2022»заочный этапноминация "Лучший воспитатель"Чернова Ирина Викторовна воспитатель высшей квалификационной категорииМКДОУ "ДС ...

Сообщение из опыта работы «Использование ИКТ технологий в познавательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят во все сферы нашей жизни. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения...

Мастер – класс «Нетрадиционные формы работы по изодеятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Данный мастер - класс  повысит мотивацию педагогов к использованию нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей, познакомить педагогов с приёмами и способами изображен...