"Использование карт Проппа в обучении детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию"
материал по развитию речи (старшая группа)

Мельникова Светлана Николаевна

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Использование карт Проппа в обучении детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klassa.docx811.57 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Бобровский детский сад № 5 «Сказка»

Мастер – класс

«Использование карт Проппа в обучении детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию»

                                             

               Подготовила: воспитатель  

                                   Мельникова Светлана Николаевна

БОБРОВ 2022

Тема.   «Использование «Карт Проппа»,  для обучения детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию».

Цель: Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах  использования инновационной  технологии «Карты Проппа» в обучении дошкольников творческому пересказу и рассказыванию.

Задачи: 

1.  Обогатить опыт практической деятельности педагогов представлениями о приёмах работы по развитию речи с помощью карт Проппа;

2. Познакомить педагогов с основными этапами реализации метода В. Я. Проппа.

3.  Вовлечь педагогическую аудиторию в совместную деятельность по использованию практических приемов работы с «картами Проппа».

4. Стимулировать потребность использования в педагогической деятельности новых форм и методов работы.

Оборудование: презентация,  интерактивная доска, ноутбук, столы, стулья.

Раздаточный материал:  наборы «Карт Проппа».

Актуальность. 

     Одним из основных условий нормального развития ребенка является своевременное и полноценное формирование речи детей дошкольного возраста. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Обучение творческому рассказыванию – важная составляющая речевого развития дошкольников, которому я уделяю большое внимание.

Основная часть.

  Среди множества технологий речевого развития, мною выделена  методика работы  с картами Проппа, которая известна давно, но своей актуальности не потеряла до сих пор, так как помогает решать задачи полностью соответствующие  положениям и требованиям ФГОС ДО.  Стимулирует развитие психических процессов, позволяет детям удержать в памяти большое количество информации, активизирует  связную речь, развивает не только монологическую и диалогическую речь, но и поддерживает детскую познавательную инициативу.  

        Данная технология  заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок.

  Советский филолог, фольклорист Владимир Яковлевич Пропп, изучая и анализируя сказки народов мира, обнаружил, что все сюжеты сказок основаны на одинаковых действиях их персонажей, которые он назвал «функциями». Пропп выделил 28 постоянных функций, без которых не обходиться ни одно сказочное произведение.

      Карты Проппа – это  карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок. Одна карта – обозначает определённое сказочное событие, из которых, как из кирпичиков   складывается  здание сказки.

(Приложение 1.)  Различное соединение и последовательность расположения карт дает возможность придумывать бесконечное множество сказочных историй.

   Работа по обучение детей творческому пересказу и рассказыванию с использованием карт Проппа, осуществлялась мною поэтапно.
     
Первый этап.  Знакомство детей со сказкой,  ее отличием от других литературных жанров (рассказ, стихотворение),  структурой построения сказочного повествования (присказка (зачина), повествование,   концовка).

Второй этап. Ознакомление с функциями волшебной сказки. Читая сказку, «выкладываем» ее схематично с помощью карт Проппа.

  Третий  этап.  Пересказ  только что прочитанной  сказки, с опорой на выложенную схему из карт Проппа.

 Четвёртый  этап. Сочинение детьми собственных  сказок, с использованием  карт Проппа.

   Результаты использования карт Проппа в обучении детей творческому пересказу и рассказыванию  показали:

1. Дети запоминают гораздо большее количество информации.

2. Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, благодаря чему, дети абстрагируются от конкретного поступка героя, что способствует развитию абстрактного, логического мышления.

3. У детей развивается внимание, восприятие, фантазия, творческое воображение, волевые качества; обогащается эмоциональная сфера, активизируется связная речь, обогащается словарь; повышается поисковая активность.

2. Практическая часть.

 -Демонстрация работы с картами Проппа на примере русской народной сказки «Кот, петух и лиса» (Приложение 2).

-Творческая работа педагогов (сочинение сказок с использованием карт Проппа).

Вывод. Использование карт Проппа способствует развитию у детей дошкольного возраста одного из самых важных умений - умения ясно, понятно, красиво говорить. И самое главное, что это развитие осуществляется с опорой на самый мудрый источник знаний человека – сказку.

   

Приложение 1.

Карты Проппа

C:\Users\User\Desktop\slide_0612.jpg

Приложение2.

Демонстрация работы с картами Проппа на примере

русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь.

   Собирается кот на охоту и говорит петушку: — Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит.

   Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт, кота ждёт. А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошко и запела:

                              Петушок, петушок,

                              Золотой гребешок,

                              Выгляни в окошко —

                              Дам тебе горошку

     Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла.

Петушок испугался, закричал: — Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня. Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал её, отнял петушка и принёс его домой.

   С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию"

На мастер - классе представлен матер по применению  в работе с детьми техники "Карты Проппа"...

Карты Проппа как инновационная технология обучения детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию.

В соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, обозначенными в ФГОС ДО, современный дошкольник должен быть инициативным, использовать разные формы общения; владеть речевыми умениями, д...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Карты Проппа- как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:    Способствовать формированию целостного представления о творческой речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста; Развивать практические умения педагого...

"Использование карт Проппа в обучении детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию"

Презентация к мастер - классу "Использование карт Проппа в обучении детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию"...

Эффективность использования карт Проппа в обучении детей дошкольного возраста творческому рассказыванию

Пропп  разделил сказку на  набор, состоящий из 31 карты.   Позднее они были  сокращены  до 28. Одна карта - это определённое событие сказки.Поэтому принято считать, что к...

Мастер класс по теме : " Использование карт Проппа в обучении детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию".

Цель мастер класса: Создание условий для повышения профессиональной компетентности  педагогов по использованию технологии "Карты Проппа"....