Карты Проппа как инновационная технология обучения детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию.
учебно-методический материал по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)
В соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, обозначенными в ФГОС ДО, современный дошкольник должен быть инициативным, использовать разные формы общения; владеть речевыми умениями, диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия.
Каждый из нас работает над развитием речи детей, используя разные методы и приемы. Предлагаю использовать метод В.Я. Проппа, который поможет детям в развитии связной речи, творческого воображения и фантазии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : повысить профессиональное мастерство педагогов в вопросах развития речи дошкольников . Задачи : расширить представление педагогов о приёмах работы по развитию речи с помощью карт Проппа ; вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к картам Проппа , как инновационной технологии по развитию речи дошкольников; побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребенка к образовательной деятельности.
(1895 — 1970) — русский фольклорист, один из основоположников современной теории текста Владимир Яковлевич Пропп
Принципы структуры народной сказки (по В.Я. Проппу ): 1)Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц , независимо от того, кем и как они выполняются. 2) Число функций , известных волшебной сказке, ограничено . 3) Последовательность функций всегда одинакова .
1) отлучка кого-либо из членов семьи 2) запрет, обращенный к герою 3) нарушение запрета 4) выведывание 5) выдача 6) подвох 7) невольное пособничество 8) вредительство (или недостача) 9) посредничество 10) начинающееся противодействие 11) герой покидает дом 12) даритель испытывает героя 13) герой реагирует на действия будущего дарителя 14) получение волшебного средства 15) герой переносится или приводится к месту нахождения предмета поисков 16) герой и антагонист вступают в борьбу 17) героя метят 18) антагонист побежден 19) беда или недостача ликвидируется 20) возвращение героя 21) герой подвергается преследованиям 22) герой спасается от преследования 23) герой не узнанным прибывает домой или в другую страну 24) ложный герой предъявляет необоснованные притязания 25) герою предлагается трудная задача 26) задача решается 27) героя узнают 28) ложный герой или антагонист изобличается 29) герою дается новый облик 30) враг наказывается 31) герой вступает в брак. Функции сказки:
1) предписание или запрет 2) нарушение 3) вредительство или недостача 4) отъезд героя 5) задача 6) встреча с дарителем 7) волшебные дары 8) появление героя 9)сверхъестественные свойства антагониста 10) борьба 11) победа 12) возвращение 13) прибытие домой 14) ложный герой 15) трудные испытания 16) беда ликвидируется 17) узнавание героя 18) ложный герой изобличается 19) наказание антагониста 20) свадьба.
Можно придумать свои обозначения функциям!
Этапы работы с картами Проппа : знакомим детей с жанром литературного произведения - сказкой ; выявляем ее отличие от других жанров; выделяем части сказки ( присказка или зачин , повествование, концовка сказки ) I этап
Этапы работы с картами Проппа : 1) знакомим с функциями волшебной сказки; 2) изготавливаем карты вместе с детьми; 3) играем с детьми в игры, которые помогают им освоить карты II этап
Игры, которые помогают детям освоить карты: «Волшебные имена» - предлагается детям перечислить волшебных героев и объяснить, почему их так зовут. « Хороший-плохой » - проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя. «Волшебные или чудесные вещи» - придумываем волшебную вещь для какого-либо героя. «Любимый сказочный герой» «Чудеса в решете» - выявление различных чудес, как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство. «Кто на свете всех злее?» «Что в дороге пригодится?» - д етям предлагается вспомнить различные волшебные вещи из сказок: скатерть-самобранка, волшебное кольцо, клубочек, волшебная палочка, аленький цветочек. «Четвертый лишний» - перед детьми раскладываются картинки (репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка, колобок), они определяют лишнего героя и объясняют свой выбор. «Сказочный словарь» - детям предлагается придумать новый сказочный предмет, которого нет в известных им сказках и по возможности объяснить его назначение, нарисовать. «Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку. «Что общего» – сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между ними. «Бюро находок» – найден золотой инкубатор для золотых яиц; утеряна трехворотниковая кольчуга и т. д. « Примени символ к сказке»
Игра « Примени символ к сказке»
Этапы работы с картами Проппа : пересказываем сказку, опираясь на выложенную схему III этап IV этап обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт»: набор из 5-6 карт оговаривается кто будет главным героем; кто будет мешать герою; кто будет помогать решать ему трудную задачу (волшебные помощники, другие герои) и т.д.
Игровое пособие « Сказруктор » Цель пособия: развитие связной монологической речи дошкольников посредством усвоения содержания сказки и её пересказывания , а также составления собственных текстов сказочного содержания.
Счастливый конец Сказка Отлучка Запрет Нарушение запрета Вредитель- ство Герою дается трудная задача Беда ликвидируется Возвращение героя Победа, радость Герой выполняет задание
Герой выполняет задание Счастливый конец Сказка Отлучка Запрет Нарушение запрета Вредитель- ство Герою дается трудная задача Беда ликвидируется Возвращение героя Победа, радость
Работа в группе придумать сказку самим, используя игровое пособие « Сказруктор »: выбрать героя и его характер, место действия, 5-6 функций-кирпичиков
Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей, позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе. Результат работы с картами Проппа : – умение определять жанр произведения; – запоминать последовательность событий; – выделять основное содержание сказки ; – выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа ; – уверенно манипулировать картами. Вывод:
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Зараменских А.Э.
Сегодня мы с вами очень плодотворно потрудились. А нашу с вами встречу хочу подытожить следующими строками:
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию"
На мастер - классе представлен матер по применению в работе с детьми техники "Карты Проппа"...
Мастер класс на тему: Карты Проппа, как инновациооная техника обучения детей дошкольного возраста рассказыванию"
Данный мастер класс предназначен для работы с детьми дошкольного возраста. Очень полезен и интересен....
Мастер-класс для педагогов Тема: «Карты Проппа- как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию при моделировании собственных сказок»
Цель мастер-класса: Способствовать формированию целостного представления о творческой речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста; Развивать практические умения педагого...
"Использование карт Проппа в обучении детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию"
Мастер - класс для педагогов ДОУ "Использование карт Проппа в обучении детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию"...
"Использование карт Проппа в обучении детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию"
Презентация к мастер - классу "Использование карт Проппа в обучении детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию"...
«Карты Проппа как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию».
Конспект ОД по речевому развитию с применением педагогических технологий...
Мастер-класс на тему: "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию и развития высших психических функций"
Мастер-класс на тему: "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию и развития высших психических функций"...