Мастер класс по теме : " Использование карт Проппа в обучении детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию".
материал (подготовительная группа)
Цель мастер класса: Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию технологии "Карты Проппа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс по теме: « Использование карт Проппа в обучении детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию».
Методика работы с картами Владимира Яковлевича Проппа известна давно. Но свою актуальность она не потеряла и в настоящее время.
Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей, позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе. Карты Проппа позволяют стимулировать развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, активизируют связную речь.
Цель мастер - класса:
Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию технологии «Карты Проппа» в обучении детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию, моделированию собственных творческих историй.
Задачи мастер - класса:
1.Обогатить опыт практической деятельности, направленный на применение нестандартных технологических приёмов в развитии речевого творчества детей дошкольного возраста;
2. Познакомить педагогов с основными этапами реализации метода В. Я. Проппа, обеспечивающего эффективный результат развития речевого творчества детей дошкольного возраста при пересказывании сказок и составлении собственных сказочных историй.
3.Стимулировать потребность использования в работе с детьми произведений художественной литературы и устного народного творчества, способность понимать и чувствовать нравственно - эстетическую основу сказки.
Задачи, которые решаются при помощи данной методики полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС ДО.
Одним из главных направлений в соответствии ФГОС ДО является речевое развитие детей дошкольного возраста. Обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной, диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, овладение родным языком, как средством общения. Одной из инновационных технологий являются «Карты Проппа». В практическом пособии по развитию у детей речевого творчества, Дж. Родари «Грамматика фантазии» представлена методика фольклориста Владимира Яковлевича Проппа, которая заключается в пересказе сказок с использованием «карт Проппа».
Целесообразность использования «карт Проппа», состоит в том, что ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.
Теоретическая часть
Методика фольклориста Владимира Яковлевича Проппа заключается в
пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок.
Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, Владимир Пропп обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций . Такие ситуации – это своего рода кубики, из которых можно собрать любую сказку. «Карты Проппа» – это такие карточки, на которых изображён условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки. Сказочных ситуаций или функций 20.
Практическая часть
Уважаемые коллеги, я вам предлагаю попробовать сочинить свою
собственную сказку, с помощью «карт Проппа». Предлагаю на данном этапе использовать 6-8 карт! Для того, чтобы получить наиболее полное представление о данной методике, вам нужно объединиться в 2 подгруппы. Каждая подгруппа примет участие в сочинении собственной сказки с использованием выбранных участниками карт. А у нас появится возможность порадоваться результатам коллективного творчества коллег. Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил:
1. Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются слова: "Давным-давно", "Жили - были", "В некотором царстве - в некотором государстве"…
2. Хорошо, когда в сказке у главного героя оказывается друг - помощник.
3. В ходе сказки необходимо решить какую - то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определённый навык и преображается.
4. В сказку вводится антигерой (враг) – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).
5. Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой.
Рассмотрим карты Проппа на примере сказок «Гуси - лебеди». Уважаемые коллеги, у вас на столах лежат:
- текст сказки разобранный на основные мотивы;
- карты Проппа.
- Нужно разложить карты по сюжету сказки.
- Представить пересказ сказки с опорой на «конструктор сказок».
А сейчас вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого придумайте героев, выберите кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.
Рефлексия: Что понравилось? Что не понравилось? Где можно использовать Карты Проппа»? Сразу ли вы смогли разобраться с картами Проппа?
Какие сложности у вас возникли, работая с картами Проппа?
Заключительное слово педагога:
«Методика построения сказочных историй», на мой взгляд, является очень интересным и эффективным практическим приёмом по развитию воображения и речевого творчества детей дошкольного возраста.
Систематическое использование в рамках реализации образовательной области «Речевое развитие» представленный технологический приём по развитию речевого творчества позволяет развивать в ребёнке художественный вкус, языковую культуру, творческое и активное отношение к жизни, искусству и литературе. Способствует развитию у детей дошкольного возраста одного из самых важных умений - умения ясно, понятно, красиво говорить. Стимулирует развитие воображения у воспитанников, которое может реализовываться не только в речевом творчестве, но и других значимых видах детской деятельности.
И самое главное, что развитие речевого творчества осуществляется с опорой на самый мудрый источник знаний человека – произведения художественной литературы и устного народного творчества.
В заключение небольшой совет. При работе с детьми лучше использовать диктофон, так как сказки собственного сочинения могут перетечь в проект «Моя книга», где дети могут выступать не только в качестве авторов, но и в качестве художников - иллюстраторов, оформителей, декораторов.
Федорова Ирина Васильевна
МБДОУ №2 «Дюймовочка» г.Шарыпово
Воспитатель, 1 квалификационная категория.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).
Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.Логичным и закономерным предс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/20/picture-740429-1453307884.jpg)
Эссе на тему «Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию».
Использование карт Проппа для обучения детей рассказыванию....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/23/picture-319563-1382546344.jpg)
Конспект занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию. Тема: «Сказки, найденные в траве»
В представленном материале предлагаю один из вариантов обучения детей творческому рассказыванию. На протяжении всей образовательной деятельности также идет работа по развитию других сторон речи. Данна...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/30/picture-1082820-1564482953.jpg)
Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию
Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/30/picture-1082820-1564482953.jpg)
Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (буклет для педагогов и родителей)
Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (буклет для педагогов и родителей)...
Мастер- класс для педагогов "Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию".
Представлен материал по работе с картами Проппа. Его использование стимулирует развитие у детей психических процессов, активизирует речь,подерживает детскую познавательную инициативу....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/03/picture-1282924-1706971377.jpg)
АПО на тему "Использование технологии "Карты Проппа" в обучении детей старшего дошкольного возраста пересказыванию"
Данный материал предназначен для использования в работе педагогам дошкольных образовательных учреждений по развитию у детей старшего дошкольного возраста навыков пересказывания....