Чтение художественной литературы в средней группе. Картотека.
календарно-тематическое планирование по развитию речи (средняя группа)
ЯНВАРЬ
1 НЕДЕЛЯ «Зимушка-зима, зима снежная была»
1 Чтение: К.Д.Ушинский «Проказы старухи-зимы» -показать зависимость жив. и нежив .природы
2 чтение: Л.Кондрашенко «Чьи следы на снегу»- учить вним. слушать, разв.мышление.
3 чтение и заучивание потешки: « Как по снегу, по метели…»
4 Чтение И.Сурикова «Зима», - развивать слуховое восприятие детей.
5 Чтение: С.Есенин «Поет зима – аукает…» - Способствовать формированию у детей интереса к поэзии.
6«Елка» Е.Трутнева (заучивание стихотворения)
Цель: учить детей рассказывать стихотворение наизусть, эмоционально воспринимать произведение.
Развивать образность речи, творческое воображение.
Воспитывать умение слушать, отвечать на вопросы четко и внятно.
7И Суриков «Белый снег пушистый…» Способствовать формированию у детей интереса к поэзии.
2 НЕДЕЛЯ «Семья»
1 Чтение Л.Квитко «Бабушкины руки». Цель: Формировать интерес к художественному слову, обогащать словарь детей.
2 Чтение сказки «Гуси-лебеди»
Цель. Формировать уцмение детей отвечать на вопросы по тексту.
3 Чтение К. Чуковский: «Я один у мамы сын». Формировать интерес к художественному слову, обогащать словарь детей.
4 Чтение С. Маршак «О девочках и мальчиках». Цель: Закреплять гендерные представления детей.
5 Чтение произведения. К. Ушинский «Петушок с семьёй»
Цель. Развивать интерес к художественной литературе.
3 НЕДЕЛЯ «Наши братья меньшие»
1 Чтение русской народной сказки «Репка»
Цели:
-Учить пересказывать короткую знакомую сказку, инсценировать, используя слова и фразы из текста.
-Развивать интонационную выразительность речи.
-Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
2 Д. Мамин- Сибиряк « Сказка про храброго зайа- длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Формировать интерес к художественному слову, обогащать словарь детей.
3. Разгадывание загадок о домашних животных.
Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о животных при разгадывании загадок.
4 Г. Остер «Котенок по имени Гав» Познакомить детей с литературным произведением
5 Мексиканская сказка «Вежливый кролик» Познакомить детей с литературным произведением
ФЕВРАЛЬ
1 НЕДЕЛЯ «Пернатые друзья. Покормите птиц зимой»
1 Чтение: А.Яшин «покормите птиц зимой» -воспит.желание заботиться о братьях наших меньших.
2 Чтение сказки М. Горький «Воробьишко»
Цель: познакомить детей с литературной сказкой, формировать способность сопереживать героям, доброжелательно к ним относиться; упражнять в произношении звука «ч»; воспитывать интерес к художественной литературе.
3 Чтение рассказа Чарушина «Курочка»
Ц:учит понимать содержание литературных произведений, осваивать формы монологической речи. Формировать умения высказываться.
4 О. Цингер «Здравствуйте, пернатые друзья» - способствовать развитию познавательного интереса детей, желанию беречь природу.
5. Разгадывание загадок о птицах.
Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о птицах при разгадывании загадок.
2 НЕДЕЛЯ «Природа зимой»
1 «Зимовье зверей» Цель: развитие интереса к сказкам, сказочным героям; создание эмоционального положительного настроения; развитие воображения.
2 Чтение С. Козлова «Зимняя сказка» цель учить детей следить за развитием сюжета, отвечать на вопросы о действиях персонажей. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
3.Чтение стихотворений о зиме
Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.
4 Разучивание стихотворения И.Черницкая «Пришла зима»- учить детей выразительно читать стихотворение.
5 Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет»- Познакомить детей с новым рассказом оживив в памяти детей их собственное впечатление от обильного снегопада, поддерживать интерес к книге.
3 НЕДЕЛЯ «Защитники Отечества»
1 Тема: «Пограничники» С.Я.Маршак (заучивание стихотворения)
Цель: познакомить детей с новым стихотворением – о пограничниках, воинах, охраняющих нашу Родину. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи.
Воспитывать интерес к воинам Российской армии, уважение к ним.
2 Чтение рассказа В.Бороздина «Звездолетчики». Цель: приучать детей слушать рассказы, понимать смысл прочитанного.
3. Чтение стихов о Российской армии - прививать уважения к Российской армии, воспитывать гражданскую ответственность, любовь к Родине, работать над выразительностью речи.
4 Чтение стихотворения А. Жарова «Пограничник», К. Чичкова «Вечный огонь»,. Цель: продолжать развивать интерес к художественной литературе; прививать чуткость к поэтическому слову
5», В. Аушева «Солдатик» (отрывок, О. Высотской «Мой брат уехал за границу», стихотворений о папах и дедушках. Цель: продолжать развивать интерес к художественной литературе; прививать чуткость к поэтическому слову
4 НЕДЕЛЯ «Волшебные слова»
1 Чтение худ . лит. Г. Остер «Вредные советы» - продолжать развивать у детей умение делать выводы, что хорошо, что плохо, воспитывать умение оценивать поступки своих и других людей. Оценить поступки героев
2 Чтение худ. лит. М. Дружинина «Кто знает волшебное слово?» продолжать развивать у детей умение делать выводы, что хорошо, что плохо, воспитывать умение оценивать поступки своих и других людей. Оценить поступки героев
3 Чтение худ. лит. А. Иващенко «Артем в гостях», «Подарки на день рождение», «Маша идет на день рождение к Ире». продолжать развивать у детей умение делать выводы, что хорошо, что плохо,
4 чтение рассказа В. Осеева «Волшебные слова». Ц:вызвать доброжелательное отношение друг к другу; научить употреблять вежливые слова и выражения; сформировать интерес к произведению, желание рассматривать иллюстрации; развить речь.
МАРТ
1 НЕДЕЛЯ «Весна. 8 Марта - женский день»
1 Тема: «Мамин день» Г.Виеру (заучивание стихотворения)
Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания.
Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи.
Воспитывать любовь и уважение к маме.
2 Плещеев «Весна» Цель: прививать любовь к художественной литературе, расширение представления о весне.
3 Чтение стихотворения «Мама спит, она устала» (Е. Благинина)
Ц: расширять представл о пользе сна для здоровья мамы и ребёнка
4 Чтение В.Шуграев «Маме»
Ц: воспитание уважения к маме, желание помогать ей
5 Чтение С. Вангели «Подснежники». Цель: развивать интерес к худ. лит-ре, воспитывать заботу о маме
2 НЕДЕЛЯ «Важные предметы»
С. Маршак «Откуда стол пришел?». Цель: Цель: познакомить детей с новым литературным произведением, учить детей понимать содержание.
А. Гайдар «Голубая чашка». Цель: продолжать учить детей понимать содержание произведения, помочь осмыслить значение образных выражений. Развивать слуховое внимание.
А. Матутис «Поглядите, что за дом» Цель: познакомить детей с новым литературным произведением, учить детей понимать содержание.
4 А. Барто «Хромая табуретка». Цель: учить слушать текст и отвечать на вопросы
3 НЕДЕЛЯ «Знает каждый гражданин пожарный номер – 01!»
1 «Пожарные собаки» Л.Н.Толстой
Цель: Обращать внимание детей на изобразительно – выразительные средства (образные слова, эпитеты, сравнения)
2 Чтение художественной литературы
П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»
Цель: познакомить со сказкой П. Голосов
3 Б. Житков «Дым»
Цель: познакомить детей с произведением Б. Житкова
4 К. И Чуковский «Путаница»
Цель: познакомить детей с произведением К. Чуковского
5 С. Маршака «Пожар»
Цель: познакомить со стихотворением С. Маршака
4 НЕДЕЛЯ «Виды транспорта»
1 Тема: «Поезд» Я.Тайц ( пересказ рассказа)
Цель: учить детей пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавать прямую речь персонажей. Учить самостоятельно подбирать слово со звуком «с».
Упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных.
Развивать внимание, память.
Воспитывать интерес к занятию.
2«Летит корабль» В.Орлов (заучивание стихотворения)
Цель: дать представление о том, что растениям для роста нужна, земля, вода, свет и тепло.
Развивать мышление, наблюдательность, умение высказывать свои предположения в простых предложениях.
Воспитывать интерес к растениям и желание за ними ухаживать.
3.Разгадывание загадок про транспорт.
Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании.
4Рыжова Е. «Транспорт большого города»
Цель: уточнить представление детей о транспорте. Развивающие задачи: активизировать процессы мышления, внимания, развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
5В. Клименко «Кто важней всех на улице» Цель: Расширять знания детей о транспорте путем осмысленного прослушивания произведения; помочь понять смысл рассказа; воспитывать желание соблюдать правила поведения на улице.
АПРЕЛЬ
1 НЕДЕЛЯ «Перелетные птицы»
1. Загадывание загадок о перелетных птицах. Развивать логическое мышление, воображение.
2 Чтение рассказов Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» учить детей правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
3 Разучивание поговорок: У каждой пташки свои замашки»; «Всякая птица своим пером гордится»
Цель: Способствовать развитию интереса к малому фольклорному жанру.
Чтение стихов про птиц . Цель: прививаем любовь к поэзии.
Чтение А. Майков «Ласточка» Цель: расширения представления о птицах.
2 НЕДЕЛЯ «Космическая неделя»
1 Чтение художественной литературы:
Стихотворение М. Ф. Реброва «Дом в космосе»
Цель: дать представление о космосе
2 «Как солнце и луна к друг другу в гости ходили» ( Албанская сказка).
Цель: Вызвать интерес у детей к космосу.
3 Чтение « Первый в космосе» В. Бороздин. Цель: Вызвать интерес у детей к космосу.
4 Чтение «О чем рассказал телескоп» П.Клушанцев. Цель: Вызвать интерес у детей к космосу.
5 Л. Обухова «Как мальчик стал космонавтом».
Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.
3 НЕДЕЛЯ «Когда мои друзья со мной»
Тема: «Смоляной бычок» (рассказывание русской народной сказки)
Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями или коротким рассказом.
Развивать внимание, память.
Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.
«Про себя и про ребят» Г.Ладонщикова
Цель: учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы.
Развивать образность речи, умение слушать.
Воспитывать любовь к поэзии.
3 Тема: «Пузырь, соломинка и лапоть» (чтение сказки)
Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями.
Развивать у детей зрительное и слуховое внимание – умение вслушиваться в речь взрослого, отгадывать загадки, искать выход из проблемных ситуаций.
Воспитывать интерес к книге, к ее художнику-иллюстратору.
4 Тема: «Федул, что губы надул?... и др.» (заучивание диалогов-небылиц)
Цель: познакомить детей с русским устным народным творчеством, продолжать учить детей запоминать короткие небылицы.
Развивать память, совершенствовать отчетливое произнесение слов, интонационную выразительность речи.
Воспитывать любовь и уважение к русским народным праздникам, традициям.
5, «Солнце в доме» Е.Серова (чтение стихотворений)
Цель: учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы.
Развивать образность речи, умение слушать.
Воспитывать любовь к поэзии.
4 НЕДЕЛЯ «Огород на окне»
1 Чтение художественной литературы русской народной сказки «Репка», Развивать образность речи, умение слушать.
2 Л.Квитко «Лемеле хозяйничает» - учить принимать участие в беседе, внимательно слушать произведение, высказываться на темы из личного опыта
3 стихотворения С.В. Михалкова «Овощи», Развивать память, совершенствовать отчетливое произнесение слов, интонационную выразительность речи.
4 сказки С. Маршака «Чиполлино» Развивать образность речи, умение слушать.
5 чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи» познакомить детей произведением Ю. Тувима
5. Заучивание загадок, пословиц и поговорок об овощах, цветах, труде.
5 НЕДЕЛЯ «Профессии»
1 Тема: «Дядя Степа» С.Михалков (чтение произведения)
Цель: познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя. Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Развивать внимание, мышление, память, познавательные интересы.
Воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям.
2 Тема: «Работа» Д.Габе (чтение рассказа)
Цель: продолжать учить детей внимательно слушать рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию.
Развивать мышление, память, учить активно участвовать в беседе.
Воспитывать интерес к труду взрослых, желание им помогать.
3 В. Степанов «Дворник встанет на заре…». Цель: познакомить детей с предметами ближайшего окружения.
4 Б. Заходер«Все работы хороши; Воспитывать интерес к труду взрослых, желание им помогать.
5. »; В. Маяковский«Кем быть?» Развивать мышление, память, учить активно участвовать в беседе.
МАЙ
1 НЕДЕЛЯ «Великий праздник день Победы»
1. Заучивание стихотворения ко Дню Победы
Учить детей выразительно осмысленно читать наизусть стихотворение. Продолжать развивать память поэтический слух. Воспитывать чуткость к художественному слову. Воспитывать чувство патриотизма.
2: «О мальчике Тишке и отряде немцев» (чтение произведения)
Цель: знакомить детей с событиями происходившими в годы Великой Отечественной войны. Учить поддерживать разговор по теме, отвечать на вопросы и задавать их.
Развивать познавательные интересы детей.
Воспитывать любовь к Родине.
3«День Победы» А.Усачев (заучивание стихотворения)
Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания.
Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи.
Воспитывать уважение к защитникам Родины.
4 Л.Кассиль «Памятник советскому солдату»
Обсуждение впечатлений, рассматривание иллюстраций
5 Т.Белозерова «Майский праздник – день Победы».
Задачи: развитие мышления, памяти, внимания.
2 НЕДЕЛЯ «Комнатные цветы»
1 Чтение Е. Серова «Лужайка», «Ах вы цветики, цветочки».
Цель: создание условий для обучения слушать новое произведение внимательно и отвечать на вопросы.
2 Е. Вовк «Чьи цветы лучше?». Задачи: развитие мышления, памяти, внимания.
3 Б. Пастернак «Герань». создание условий для обучения слушать новое произведение
3 НЕДЕЛЯ «Папа, мама, я – дружная семья»
1 «Мальчик-с пальчик» - Цель: формировать умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы, развивать слуховое внимание
2 «Крошечка -ховрошечка»-учить внимательно слушать содержание сказки, сопереживать героям сказки и оценивать их поступки.
3 чтение стихотворений о семье и родных. Воспитывать любовь к своей семье.
4 К. Д. Ушинского «Петушок с семьёй» - знакомство с произведениями о семейных отношениях.
5 Р.Миннуллин «Ох, уж эти взрослые». Постепенно приучать вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста, определять его тему и основную идею.
4 НЕДЕЛЯ «Путешествие по лесу и лугу»
1: «Одуванчик» З.Александрова (заучивание стихотворения)
Цель: продолжать учить детей запоминать короткие стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию строками из стихотворения.
Развивать внимание, память, интонационную выразительность.
Воспитывать эстетические чувства, любовь к поэзии.
2«Хотела галка пить…» Л.Н.Толстой (пересказ произведения)
Цель: продолжать учить детей пересказывать литературный текст, использовать в речи сложноподчиненные предложения. Учить образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.
Развивать мышление, память.
Воспитывать познавательные интересы у детей.
3«Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост» (чтение произведения Д.Мамина-Сибиряка)
Цель: продолжать учить детей слушать большую по объему сказку, сопереживать ее героям, правильно воспринимать содержание произведения.
Развивать внимание, интерес к информации, которую несет текст.
Воспитывать интерес к сказкам, усидчивость.
4 И. Токмакова «Ясень-ясенек». Цель учить видеть красоту родной природы в художественном слове.
5 Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал», «отчаянный заяц». Цель: расширять представления об лесных обитателях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по чтению художественной литературы в средней группе
Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного....
Образовательная деятельность: Чтение художественной литературы в средней группе Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик». Педагог Моисеенко Наталья Николаевна
Задачи: Познавательная: Формирование целостной картины мира.Речевая: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе беседы, прочитанного....
Картотека "Чтение художественной литературы в средней группе". По неделям
Художественная литература, которая используется в течении всего учебного года и подобрана по темам недели....
Конспект образовательной деятельности по чтению художественной литературы в средней группе Тема: «Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»».
Конспект образовательной деятельности по чтению художественной литературы в средней группе Тема: «Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»». Цель: познакомить детей с произведением Николая Носова «Жив...
Конспект занятия по "Чтению художественной литературы" в средней группе "Осень. Чтение стихотворений об осени"
Конспект занятия по "Чтению художественной литературы" в средней группе "Осень. Чтение стихотворений об осени"...
Конспект занятия по Чтению художественной литературы в средней группе "Чтение русской народной сказки "Гуси - лебеди"
Конспект занятия по Чтению художественной литературы в средней группе "Чтение русской народной сказки "Гуси - лебеди"...
Конспект занятия по «Чтению художественной литературы» в средней группе "Чтение стихотворения Г Ладонщикова «Весна»
Конспект занятия по «Чтению художественной литературы» в средней группе "Чтение стихотворения Г Ладонщикова «Весна»...