Тема «Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях». Лексическая тема «Зима».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: развитие лексика грамматического строя речи.
Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить произношение звука Ш в слогах, словах и предложениях.
- закрепление акустико-артикуляционной характеристики звука Ш.
- Учить определять позицию звука Ш в словах.
- обогащение и актуализация словаря на материале лексической темы «Зима».
- Развитие грамматического строя речи:
- учить согласовывать существительные с числительными;
- изменять существительные в косвенных падежах;
- согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие фонематических процессов: восприятия и анализа.
- Развитие общеречевых навыков: дыхания.
- Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитание коммуникативных навыков; любознательности, усидчивости, самоконтроль, активное включение в общую деятельность.
- Создание положительного эмоционального настроя.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, шарики-смешарики, домики смешариков, сенсорные дорожки, маски персонажей (Крош, Нюша, Бараш, Лосяш), мячик, снежинки.
Демонстрационный материал: картинный материал (зимние вещи: шуба, шапка, шарф, штаны, варежки, сапожки). «Звуковичок».
Раздаточный материал (на каждого ребенка подгруппы): зеркала, д/и «Сдуй снежок с варежки»на дыхательную гимнастику.
Ход занятия
1. Орг. момент.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, в страну «Смешариков». Посмотрите на картинку, у них тоже как и у нас зима. (Слайд 1)
2. Артикуляционная гимнастика.
Перед дальней дорогой надо размяться.
(Сайд2)
- Со Смешариками вместе,
Не будем мы сидеть на месте.
Упражнения выполняем,
Язычок мы разминаем.
Я проговариваю стихотворение – вы выполняете упражнение.
а) «Улыбка»: уголки потянем к ушкам, улыбнемся, как лягушка.
б) «Заборчик»: широко мы улыбнемся, зубки видно, не смеемся.
в) «Дудочка»: губки тянем мы вперед, наша дудочка поет.
г) «Окошко»: греет солнышко немножко, вот открыли мы окошко.
д) «Лопаточка»: вот широкая лопатка, чтоб вскопать для мамы грядку.
е) «Чашечка»: маме в чашку чай нальем и ни капли не прольем.
ё) «Чистим верхние зубки»: у слоненка зуб болит, лечит доктор Айболит.
ж) «Маляр»: кистью красит потолок неленивый носорог.
з) «Лошадка»: что за звуки? кто стучит? это цоканье копыт!
и) «Грибочек»: на полянке под осиной рыжий гриб на ножке длинной.
(Дети выполняют упражнения перед зеркалом по картинкам).
4. Развитие фонематического слуха.
(Логопед читает стихотворение и выставляет фигурки героев на слайде).
- Что бы узнать с кем сегодня мы встретимся послушайте стихотворение и продолжите.
Живут в стране Смешариков
Шарики – смешарики.
Это баран, зовут его (Бараш),
Умный лось, зовут его (Лосяш),
Шустрый кролик, зовут (Крош),
До чего же он хорош!
Пухленькая хрюша, зовут ее (Нюша).
(Дети сами называют имена героев).
Послушайте еще раз, как звучат их имена и скажите, какой общий звук вы услышите. Бараш, Крош, Лосяш, Нюша.
- Правильно, это звук [ш]. И сегодня мы с вами будем играть с этим звуком.
3. Автоматизация изолированного звука Ш.
В страну Смешариков дорога сложная, очень извилистая. Идем по канатной дороге одновременно произнесим звук ш-ш-ш... Только так мы сможем туда добраться. Вот мы и добрались.
5. Акустика – артикуляционная характеристика звука.
- Это домик Кроша. Крош просит вас научить его правильно произносить звук Ш.
Выставляется макет звука.
Логопед: А вот и звук Ш. Давайте вспомним и расскажем его характеристику.
Произнесите еще раз: “Шшш”. В каком положении губы?
Дети: Вытянуты вперед .
Логопед: зубы?
Дети: «Заборчиком».
Логопед: Где находится язычок?
Дети: Вверху за зубами в форме “чашечки”.
Логопед: Покажите рукой, какой язык.
Из ротика выходит с шипением теплый воздух.
Давайте оденем Звуковичка.
Какой это звук – гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Логопед: Твердый или мягкий?
Дети: Звук Ш всегда твердый.
Логопед: какого цвета башмачок оденем нашему Звуковичку?
Дети: Синего.
Логопед: Звук Ш звонкий или глухой?
Дети: Глухой. Колокольчик не звенит. (Одеваем деревянный колпачок).
6. Дыхательная гимнастика.
Крош говорит вам спасибо и предлагает поиграть с ним в игру. Упражнение «Сдуй снежинку с варежки», «Сдуй снежинку с носа». Помогли и поиграли с Крошем, теперь отправляемся дальше в путь «По зимней дорожке, потопали наши ножки». (дети ходят по сенсорной дорожке.)
7. Автоматизация звука в слогах.
А вот домик Нюши. Нюша мне рассказала, что у наших Смешариков есть свой «инопланетный язык», они между собой разговаривают на своем языке. Используют только один звук Ш и добавляют любой гласный звук. Давайте попробуем поговорить на их языке. Расскажите Нюше свои новости.
ША-ШО-ШУ-ШЫ-ШЭ;
Молодцы ребята. Нюше очень понравилось с вами общаться.
8. Физкультминутка:
А вот и домик Бараша. Наш Бараш любит сочинять стихи и придумывать разные смешные рифмы. Мы будем шагать по кругу повторяя за Барашем.
1. ША-ША-ША-ША- я Шагаю не спеШа
2. я Шагаю не спеШа- ША-ША-ША-ША
3. ШУ-ШУ-ШУ-ШУ- выШе руки подниму
4. выШе руки подниму- ШУ-ШУ-ШУ-ШУ
5. ШИМ-ШИМ-ШИМ-ШИМ- на носочках побежим
6. на носочках побежим- ШИМ-ШИМ-ШИМ-ШИМ
7. ШО-ШО-ШО-ШО- отдохнули хороШо
8. отдохнули хороШо- ШО-ШО-ШО-ШО
Поиграли с Барашем теперь дальше в путь, по ледяной дорожке. Осторожно ребята лед может треснуть в любой момент. По этому идем аккуратно друг за другом, не спеша (массажный коврик).
9. Автоматизация звука Ш в словах. Определение места звука в слове. Согласование числительных с существительным.
А вот нас встречает Лосяш. Какое время года наступила в стране «Смешариков»? (Зима)
- Почему вы так решили? (холодно, идет снег, дует ветер и.т.д.) Лосяш просит вас помочь выбрать ему теплую одежду. Но только те вещи, в которых слышится звук Ш. (Шуба, шапка, шарф, варежки, сапожки). Выбираем одежду Лосяшу и определяем место звука в слове.
Молодцы! Лосяш оделся потеплее и хочет с вами поиграть в снежки.
Игра называется «Один-много», у Лосяша всегда одна вещь, а у вас его много.
У Лосяша одна шапка, у тебя? (много шапок).
У Лосяша одна шуба, у тебя? (много шуб).
У Лосяша один шарф, у тебя? (много шарфов).
10. Развитие лексического строя речи.
Лосяш предлагает нам погулять в зимнем лесу.
В какой лес мы пойдём? (В зимний).
Какую одежду мы одели? (Зимнюю).
Какие сапоги мы одели? (Зимние).
Какую шапку мы одели? (Зимнюю).
По какой дороге мы поедем? (По зимней).
Посмотрите сильный ветер раздул весь снег с елочки. Что может случиться с елочкой? (она может замерзнуть). Что бы елочка не замерзла мы должны укрыть его снежными словами, словами связанные со словом снег. Каждым снежным словом будем укрывать елочку снежинками. Я буду читать стихи, а вы добавляйте слова.
(После каждого угаданного слова, укрываем снежинками елочку.)
Тихо-тихо, как во сне
Падает на землю…(снег)
С неба все скользят пушинки,
Серебристые…(снежинки)
На дорожку, на лужок
Выпал беленький…(снежок)
Вот веселье для ребят,
Все сильнее…(снегопад)
Словно в белый пуховик
Нарядился…(снеговик)
На снегу-то, посмотри,
В красных грудках…(снегири)
- Какие слова встретились в отгадках? (снег, снегопад, снеговик, снегири, снежок, снежинки). Вот сколько много слов произошло от слова – снег.
- Слова, которые похожи по звучанию, называют словами-родственниками.
- Смотрите, какая елочка принарядилась, укуталась снежинками. Спасибо вам, ребята за помощь.
12. Закрепление звука в предложениях.
Лосяш приготовил для вас еще одну игру.
Я буду называть слова, а вы из этих слов составлять предложение.
Нюши, у, красивый, бант.
Нашёл, белый, Крош, гриб.
Лес, пошёл, Лосяш, в.
Луну, смотрит, на, Бараш.
13. Итог занятия.
Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в страну Смешариков. Мы сегодня правильно говорили звук Ш. Смешарики награждают вас за хорошую работу медалями. Молодцы, до свидания!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого логопедического занятия по развитию лексико грамматического строя речи
Учителя-логопеда Бурцевой Марии Владимировны
Тема «Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях».
Лексическая тема «Зима».
Цель: развитие лексика грамматического строя речи.
Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить произношение звука Ш в слогах, словах и предложениях.
- закрепление акустико-артикуляционной характеристики звука Ш.
- Учить определять позицию звука Ш в словах.
- обогащение и актуализация словаря на материале лексической темы «Зима».
- Развитие грамматического строя речи:
- учить согласовывать существительные с числительными;
- изменять существительные в косвенных падежах;
- согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие фонематических процессов: восприятия и анализа.
- Развитие общеречевых навыков: дыхания.
- Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитание коммуникативных навыков; любознательности, усидчивости, самоконтроль, активное включение в общую деятельность.
- Создание положительного эмоционального настроя.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, шарики-смешарики, домики смешариков, сенсорные дорожки, маски персонажей (Крош, Нюша, Бараш, Лосяш), мячик, снежинки.
Демонстрационный материал: картинный материал (зимние вещи: шуба, шапка, шарф, штаны, варежки, сапожки). «Звуковичок».
Раздаточный материал (на каждого ребенка подгруппы): зеркала, д/и «Сдуй снежок с варежки»на дыхательную гимнастику.
Ход занятия
1. Орг. момент.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, в страну «Смешариков». Посмотрите на картинку, у них тоже как и у нас зима. (Слайд 1)
2. Артикуляционная гимнастика.
Перед дальней дорогой надо размяться.
(Сайд2)
- Со Смешариками вместе,
Не будем мы сидеть на месте.
Упражнения выполняем,
Язычок мы разминаем.
Я проговариваю стихотворение – вы выполняете упражнение.
а) «Улыбка»: уголки потянем к ушкам, улыбнемся, как лягушка.
б) «Заборчик»: широко мы улыбнемся, зубки видно, не смеемся.
в) «Дудочка»: губки тянем мы вперед, наша дудочка поет.
г) «Окошко»: греет солнышко немножко, вот открыли мы окошко.
д) «Лопаточка»: вот широкая лопатка, чтоб вскопать для мамы грядку.
е) «Чашечка»: маме в чашку чай нальем и ни капли не прольем.
ё) «Чистим верхние зубки»: у слоненка зуб болит, лечит доктор Айболит.
ж) «Маляр»: кистью красит потолок неленивый носорог.
з) «Лошадка»: что за звуки? кто стучит? это цоканье копыт!
и) «Грибочек»: на полянке под осиной рыжий гриб на ножке длинной.
(Дети выполняют упражнения перед зеркалом по картинкам).
4. Развитие фонематического слуха.
(Логопед читает стихотворение и выставляет фигурки героев на слайде).
- Что бы узнать с кем сегодня мы встретимся послушайте стихотворение и продолжите.
Живут в стране Смешариков
Шарики – смешарики.
Это баран, зовут его (Бараш),
Умный лось, зовут его (Лосяш),
Шустрый кролик, зовут (Крош),
До чего же он хорош!
Пухленькая хрюша, зовут ее (Нюша).
(Дети сами называют имена героев).
Послушайте еще раз, как звучат их имена и скажите, какой общий звук вы услышите. Бараш, Крош, Лосяш, Нюша.
- Правильно, это звук [ш]. И сегодня мы с вами будем играть с этим звуком.
3. Автоматизация изолированного звука Ш.
В страну Смешариков дорога сложная, очень извилистая. Идем по канатной дороге одновременно произнесим звук ш-ш-ш... Только так мы сможем туда добраться. Вот мы и добрались.
5. Акустика – артикуляционная характеристика звука.
- Это домик Кроша. Крош просит вас научить его правильно произносить звук Ш.
Выставляется макет звука.
Логопед: А вот и звук Ш. Давайте вспомним и расскажем его характеристику.
Произнесите еще раз: “Шшш”. В каком положении губы?
Дети: Вытянуты вперед .
Логопед: зубы?
Дети: «Заборчиком».
Логопед: Где находится язычок?
Дети: Вверху за зубами в форме “чашечки”.
Логопед: Покажите рукой, какой язык.
Из ротика выходит с шипением теплый воздух.
Давайте оденем Звуковичка.
Какой это звук – гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Логопед: Твердый или мягкий?
Дети: Звук Ш всегда твердый.
Логопед: какого цвета башмачок оденем нашему Звуковичку?
Дети: Синего.
Логопед: Звук Ш звонкий или глухой?
Дети: Глухой. Колокольчик не звенит. (Одеваем деревянный колпачок).
6. Дыхательная гимнастика.
Крош говорит вам спасибо и предлагает поиграть с ним в игру. Упражнение «Сдуй снежинку с варежки», «Сдуй снежинку с носа». Помогли и поиграли с Крошем, теперь отправляемся дальше в путь «По зимней дорожке, потопали наши ножки». (дети ходят по сенсорной дорожке.)
7. Автоматизация звука в слогах.
А вот домик Нюши. Нюша мне рассказала, что у наших Смешариков есть свой «инопланетный язык», они между собой разговаривают на своем языке. Используют только один звук Ш и добавляют любой гласный звук. Давайте попробуем поговорить на их языке. Расскажите Нюше свои новости.
ША-ШО-ШУ-ШЫ-ШЭ;
Молодцы ребята. Нюше очень понравилось с вами общаться.
8. Физкультминутка:
А вот и домик Бараша. Наш Бараш любит сочинять стихи и придумывать разные смешные рифмы. Мы будем шагать по кругу повторяя за Барашем.
1. ША-ША-ША-ША- я Шагаю не спеШа
2. я Шагаю не спеШа- ША-ША-ША-ША
3. ШУ-ШУ-ШУ-ШУ- выШе руки подниму
4. выШе руки подниму- ШУ-ШУ-ШУ-ШУ
5. ШИМ-ШИМ-ШИМ-ШИМ- на носочках побежим
6. на носочках побежим- ШИМ-ШИМ-ШИМ-ШИМ
7. ШО-ШО-ШО-ШО- отдохнули хороШо
8. отдохнули хороШо- ШО-ШО-ШО-ШО
Поиграли с Барашем теперь дальше в путь, по ледяной дорожке. Осторожно ребята лед может треснуть в любой момент. По этому идем аккуратно друг за другом, не спеша (массажный коврик).
9. Автоматизация звука Ш в словах. Определение места звука в слове. Согласование числительных с существительным.
А вот нас встречает Лосяш. Какое время года наступила в стране «Смешариков»? (Зима)
- Почему вы так решили? (холодно, идет снег, дует ветер и.т.д.) Лосяш просит вас помочь выбрать ему теплую одежду. Но только те вещи, в которых слышится звук Ш. (Шуба, шапка, шарф, варежки, сапожки). Выбираем одежду Лосяшу и определяем место звука в слове.
Молодцы! Лосяш оделся потеплее и хочет с вами поиграть в снежки.
Игра называется «Один-много», у Лосяша всегда одна вещь, а у вас его много.
У Лосяша одна шапка, у тебя? (много шапок).
У Лосяша одна шуба, у тебя? (много шуб).
У Лосяша один шарф, у тебя? (много шарфов).
10. Развитие лексического строя речи.
Лосяш предлагает нам погулять в зимнем лесу.
В какой лес мы пойдём? (В зимний).
Какую одежду мы одели? (Зимнюю).
Какие сапоги мы одели? (Зимние).
Какую шапку мы одели? (Зимнюю).
По какой дороге мы поедем? (По зимней).
Посмотрите сильный ветер раздул весь снег с елочки. Что может случиться с елочкой? (она может замерзнуть). Что бы елочка не замерзла мы должны укрыть его снежными словами, словами связанные со словом снег. Каждым снежным словом будем укрывать елочку снежинками. Я буду читать стихи, а вы добавляйте слова.
(После каждого угаданного слова, укрываем снежинками елочку.)
Тихо-тихо, как во сне
Падает на землю…(снег)
С неба все скользят пушинки,
Серебристые…(снежинки)
На дорожку, на лужок
Выпал беленький…(снежок)
Вот веселье для ребят,
Все сильнее…(снегопад)
Словно в белый пуховик
Нарядился…(снеговик)
На снегу-то, посмотри,
В красных грудках…(снегири)
- Какие слова встретились в отгадках? (снег, снегопад, снеговик, снегири, снежок, снежинки). Вот сколько много слов произошло от слова – снег.
- Слова, которые похожи по звучанию, называют словами-родственниками.
- Смотрите, какая елочка принарядилась, укуталась снежинками. Спасибо вам, ребята за помощь.
12. Закрепление звука в предложениях.
Лосяш приготовил для вас еще одну игру.
Я буду называть слова, а вы из этих слов составлять предложение.
Нюши, у, красивый, бант.
Нашёл, белый, Крош, гриб.
Лес, пошёл, Лосяш, в.
Луну, смотрит, на, Бараш.
13. Итог занятия.
Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в страну Смешариков. Мы сегодня правильно говорили звук Ш. Смешарики награждают вас за хорошую работу медалями. Молодцы, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по теме:"Автоматизация звука [р] в слогах,словах,словосочетаниях и предложениях".
В данном конспекте использованы игры созданные мной самостоятельно,а также игры других авторов, которые я часто использую на своих занятиях....
Конспект логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах. Развитие фонетико-фонематических представлений на материале «Фрукты и овощи»
конспект занятия на автоматизацию звука (Р)...
Конспект коррекционной логопедической деятельности для детей старшего возраста по теме "Автоматизация звука [C] в слогах, словах, словосочетаниях"
ТЕМА: Автоматизация звука [С] слогах, словах, словосочетаниях без стечения согласных....
Проект. Индивидуальное логопедическое занятие на тему: «Автоматизация звука [щ] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки «По щучьему велению»)» (на основе требований ФГТ)
Современное логопедическое занятие основываются на подходах разной направленности. Объединяющими сюжетами являются мотивы сказок. Именно сказка заставляет сопереживать героям,...
Индивидуальное занятие на тему: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, словосочетаниях»
Тема:Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, словосочетаниях. Знакомство с Рэксом. Цели: 1. Закреплять правильное произношение звука в слогах, в словах, словосочетаниях.2. Развивать навык...
Логопедическое занятие в подготовительной группе, 2-й год обучения. Тема "Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах и предложениях"
Конспект мультимедийной разработки логопедического занятия в подготовительной группе с ОНР, 2-й год обучения. Тема: "Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах и предложениях". Дети вместе с шаловливым ...
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...