Конспект занятия по чтению художественной литературы : "Чтение русской народной сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Образовательная область: «Речевое развитие»
Вид занятия: Чтение художественной литературы
Цель: показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом.
Задачи:
Образовательные: Учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев. Закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа.
Развивающие:· Развивать речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке. Формировать умение различать и называть эмоциональное состояние персонажа.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к художественным произведениям; к взаимопомощи и дружбе.
Интегрируемые образовательные области:
ОО «Речевое развитие»
Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Закреплять умение у детей участвовать в драматизации, передавать художественные образы героев.
ОО «Познавательное развитие»
Закрепить умение детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений.
Формировать у детей умение узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку
ОО «Физическое развитие»
Совершенствовать физические качества посредством разнообразных форм двигательной деятельности, развивать самостоятельность творчества.
Словарная работа:
Активизация в речи слов:
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Показ сказок с помощью настольного театра. Настольные игры «Сложи сказку» (пазлы по сказкам); дидактические игры «Угадай сказку», «Кто лишний».
Материал и оборудование: иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Картина В.Васнецова «Алёнушка», клубок, сундук.
Оборудование: проектор, экран, слайды
Форма проведения: подгрупповая
Методические приемы
Словесный: организационный момент, чтение сказки ,беседа, игра.
Наглядный: рассматривание
Мотив детской деятельности: проблемно-игровой
Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,Картина В.Васнецова «Алёнушка», клубок, коробочка,сундук, картинка – пазл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 31.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №42»
Конспект занятия « Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Подготовила:
Воспитатель
Новикова С.М.
Саранск
2022
Образовательная область: «Речевое развитие»
Вид занятия: Чтение художественной литературы
Цель: показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом.
Задачи:
Образовательные: Учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев. Закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа.
Развивающие:· Развивать речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке. Формировать умение различать и называть эмоциональное состояние персонажа.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к художественным произведениям; к взаимопомощи и дружбе.
Интегрируемые образовательные области:
ОО «Речевое развитие»
Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Закреплять умение у детей участвовать в драматизации, передавать художественные образы героев.
ОО «Познавательное развитие»
Закрепить умение детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений.
Формировать у детей умение узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку
ОО «Физическое развитие»
Совершенствовать физические качества посредством разнообразных форм двигательной деятельности, развивать самостоятельность творчества.
Словарная работа:
Активизация в речи слов:
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Показ сказок с помощью настольного театра. Настольные игры «Сложи сказку» (пазлы по сказкам); дидактические игры «Угадай сказку», «Кто лишний».
Материал и оборудование: иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Картина В.Васнецова «Алёнушка», клубок, сундук.
Оборудование: проектор, экран, слайды
Форма проведения: подгрупповая
Методические приемы
Словесный: организационный момент, чтение сказки ,беседа, игра.
Наглядный: рассматривание
Мотив детской деятельности: проблемно-игровой
Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,Картина В.Васнецова «Алёнушка», клубок, коробочка,сундук, картинка – пазл.
Ход занятия:
Орг момент:
- (звучит в записи звучание балалайки)
Воспитатель (в русском народном костюме):
«Здравствуйте, добры молодцы.
Да красны девицы!
- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться – доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
- Давайте улыбнёмся друг другу и подарим всем хорошее настроение.
- Ребята, у нас сегодня занятие не обычное, а сказочное! И к нам пришли гости, чтобы посмотреть за вашей активной работой и поведением. Поздоровайтесь с ними и тоже подарите им свои улыбки!
Воспитатель. Где можешь ты увидеть чудеса?
Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса.
Природа дарит тайны нам свои.
Лишь внимательно вокруг ты посмотри.
А где животные, как люди, говорят?
И добрые волшебники там чудеса творят?
Ты ответишь без подсказки.
Ну, конечно, это … (Сказки)
Воспитатель :У нас на Руси сказки очень хороши!
Я на вас погляжу,
Сказки вам расскажу.
Вы на ус все намотайте,
Да сказки вспоминать мне помогайте!»
Воспитатель: Но сначала давайте разомнем наши пальчики
Пальчиковая гимнастика
Много книжек есть на свете,
Читать их очень любят дети.
Если книги мы прочтем,
То узнаем обо всем:
(Ладошки соединяют вместе «книжкой».
Раскрывают и закрывают «книгу».)
Про моря и океаны,
Удивительные страны.
Про животных прочитаем
И про космос мы узнаем.
(Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.)
Воспитатель: Ребята я хочу с вами отправиться в путешествие. А отправляемся мы с вами в страну русских народных сказок. Эта страна находится за тридевять земель.
Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку?
(Дети перечисляют).
Чтобы попасть в сказку, нужно покружиться вокруг себя и сказать волшебные слова:
-Раз-два-три, в стране сказок очутись (одеваю платок).Дети садятся
Воспитатель: Посмотрите, что это стоит на столе? (Сундучок). Правильно, но сундучок не простой, а волшебный. Давайте его откроем .
Ну - ка сундучок, покажи нам, что там у тебя внутри.
Воспитатель:
Здесь волшебные слова!
«Волшебный ларец, чудеса соверши:
Нам сказки свои покажи».
-Посмотрите, ребята, сундучок нам показывает сюжеты из разных сказок.( на проекторе выставлены картинки из сказок6 Курочка Ряба, Рукавичка, Теремок, Гуси-Лебеди, Репка, Колобок)
-Какие из них вы узнали? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Какими словами обычно начинаются сказки?
Ответы детей. (Жили-были…, В некотором царстве… и другие)
Воспитатель: А какую концовку они чаще всего имеют?
Ответы детей( Вот и сказки конец, а кто слушал молодец)
· Каждая из этих сказок учит «уму – разуму». Что значит «учить уму-разуму»? (Давать мудрые советы)
Основная часть
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру.
Упр «Ты мне – я тебе».
(Дети встают полукругом. Ведущий бросает мяч детям. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) — Кто катился по дорожке? (Колобок.)
- Что били, били — не разбили? (Яйцо.)
- Кто разрушил теремок? (Медведь.)
- Кого Маша пирогами обхитрила? (Медведя.)
- У кого в пруду хвост примёрз? (У волка.)
- Каким зёрнышком подавился петушок? (Бобовым.)
- Какой овощ дед не мог вытянуть? (Репку.)
- Самое любимое место Иванушки – дурачка? (Печка.)
- Какая избушка была у зайчика? (Лубяная.)
- Как называют дом Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.)
Воспитатель: Молодцы ребята.
Воспитатель: Молодцы, я вижу, что вы хорошо знаете русские народные сказки и хочу вас пригласить посидеть, отдохнуть
Воспитатель: Почему сказки, о которых мы сейчас говорим, называют русскими народными? Как они появились? (ответы детей) (Включает медиа – проектор – рассказ воспитателя «Как появились русские народные сказки»: «Жила – была в деревне бабушка Дарья. Совсем уже старенькая стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тяжело. Лежит она на печи, сказки придумывает. А вечером внукам эти сказки сказывает. Вот выросла ее внучка Машенька, у нее своя дочка родилась – Арина. Рассказывает Арише мама бабушкины сказки, да и сама что – нибудь еще придумывает, чтобы интересно стало. Ариша подросла и стала своим деткам мамины и бабушкиными сказки рассказывать.
Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам и переходили сказки. Потому – то их и называют народными. А сочинял все эти сказки народ русский - вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что мы с вами их слушать любим»
Воспитатель: Засиделись добры молодцы, подустали красны девицы. Русский народ любит не только сказки сказывать, но и веселиться умеет, хороводы водить любит:
«У нас росла березка, -
Вот такая, Хоровод двигается по кругу,
Вот такая на последнем слове – останавливается.
«Корень да ее, -
Вот глубок, Нагибаются, стараясь
Вот так глубок» достать до пола, руками.
«Ветки да ее, -
Вот так высоки, Поднимают руки вверх,
Вот так высоки» покачивают ими.
«Листья да ее –
Вот так широки, Хоровод расходится, расширяясь.
Вот так широки»
В:-Посмотрите, ребята, а в сундучке ещё что-то есть (достаю клубок, это волшебный клубок и зовёт он нас как можно скорее попасть в сказку.
(идем за клубком)
В: Посмотрите, кто нас встречает? (изображение Аленушки и ее братца на экране)
- Познакомьтесь, это Аленушка. Посмотрите, какой у нее сарафан, головной убор. Именно так одевались старые времена на Руси все молодые девушки. А этот неугомонный мальчик Иванушка.
Дети садятся на стульчики
-Ребята, я хочу прочитать вам сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
(Воспитатель читает сказку)
Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Обсуждение сказки
В: С кем жили Алёнушка и Иванушка? (С дедушкой и бабушкой, но они умерли)
-Что случилось потом с ними? (Аленушка взяла Иванушку и пошла, искать работу)
-Какая беда случилась с Иванушкой? (Иванушка попил из козьего копытца)
- В кого превратился Иванушка? (Иванушка стал козлёночком)
-Послушался ли он мудрого совета сестры? (Нет)
-Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный, покладистый? Почему? (Нет, надо прислушиваться к советам старших)
· Какой по характеру Иванушка? Почему вы думаете так? (Глупый, упрямый)
· Как вы думаете, кто заколдовал воду в козьем копытце? (колдунья)
· Можно ли сказать о колдунье, что она добрая? Почему вы думаете так? Обоснуйте свой ответ? (Нет, она злая, завистливая)
- Как вы думаете, какое настроение у героини этой картины? Почему? Что произошло с Аленушкой? (Колдунья столкнула Аленушку в воду, перехитрила купца. Она обернулась Аленушкой и велела зарезать козленочка).
-Как вы думаете, кто не поверил хитростям колдуньи? (Козлёночек).
-Представьте, что было бы, если бы козлёнок не узнал о хитростях колдуньи? (Алёнушка и Иванушка погибли бы).
- Кто спас Аленушку? ( Купец).
-Как можно назвать поступок купца? Почему вы думаете так? ( Поступок купца можно назвать хорошим, добрым).
-Для чего в сказке даются мудрые советы? ( Чтобы стали люди умнее и не повторяли ошибок героев сказок).
- Как вы думаете, что победило в сказке: добро или зло? Почему вы думаете так? ( Победило добро)
Упр. «Закончи предложение»
Воспитатель: А теперь, ребята, Аленушка хочет с вами поиграть в игру «продолжи предложение».
Я прочитаю начало предложения, а вы попробуйте его продолжить.
«Остались Аленушка да Иванушка …. » (одни-одинешеньки)
«Идут они по дальнему пути, по широкому … .»(полю)
«Залилась Аленушка … .» (слезами)
«О чем плачешь красна - … .» (девица)
- Ребята, красна-девица – это красивая, пригожая девушка.
Воспитатель: Ребята, клубочку очень понравилось с вами путешествовать, и он хочет с нами поиграть в игру «Веселое колдовство». Сейчас я вас всех заколдую (колдует) и вы на миг превратитесь в героев сказки, в Аленушку и братца Иванушку. Вы жестами , движениями и словами сыграете отрывок .как Иванушка напился из козьего копытца.
Драматизация отрывка
Рассказчик: Пошла Алёнушка работать в поле и братца
с собой взяла.
Идут они по широкому полю и захотелось
Иванушке попить:
Иванушка: Сестрица Алёнушка, я пить хочу!
Алёнушка: Подожди, братец, дойдём до колодца.
Рассказчик: Шли, шли они - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает!
Стоит коровье копытце- полно водицы.
Иванушка: Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца?
Алёнушка: Не пей братец- телёночком станешь!
(Рассказчик: Братец послушался, пошли они дальше.
Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает!
Стоит лошадиное копытце, полно водицы.
Иванушка: Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца?
Алёнушка: Не пей братец- жеребёночком станешь!
Рассказчик: Вздохнул Иванушка и пошли они дальше.
Идут- солнце высоко, колодец далеко, жар
донимает, пот выступает.
Стоит козье копытце- полно водицы.
(Иванушка берёт козье копытце, показывает всем).
Иванушка: Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь
я из копытца?
Алёнушка: Не пей братец- козлёночком станешь!
Рассказчик: Не послушался Иванушка, напился из козьего копытца и - стал козлёночком.
- Молодцы, ребята, хорошо справились. А теперь нам пора в обратный путь.
-Раз, два, три , повернись, в детском саду очутись.
Заключительная часть
В: Ну вот мы с вами и вернулись в группу.
- Какую сказку мы сегодня прочитали?
-Назовите героев сказки?
- Кто знает, что главное было в этой сказке?
- Правильно, каким бы сильным не было зло, добро его одолеет.
Рефлексия
В:Понравилось ли вам наше путешествие?
- Что было интересным для вас?
Ребята, все сегодня были очень активные, хоршо справлялись с заданиями и отвечали на вопросы. Всем большое спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новогодний утренник по мотивам русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Праздничный новогодний утренник для детей старшого дошкольного возраста. Использованы песни, хороводы, танцы, игры, пляски, стихи, аттракционы....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область О.Х.Л. Тема: Анализ русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".
В конспекте представлен матерал задачи которого : развивать способность детей раскодировать основной сюжет литературного произведения, учить составлять небольшие рассказы загадки о героях, самос...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Цель: познакомить детей еще с одной сказкой, обратить их внимание на особенности композиции (присказка, зачин); помочь им полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие традиции русского устног...
Конспект по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".
Ознакомление детей с русской народной сказкой "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", чтение, беседа по прочитанному, рассматривание сюжетных картинок....
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе чтение русской народной сказки "Сесрица Алёнушка и братец Иванушка"...
Конспект занятия по ЧХЛ в старшей группе по теме «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
О.С.Ушакова...
Конспект НОД в старшей группе по чтению русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Цель: показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом.Задачи:· Учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев.&mi...