Конспект занятия по чтению художественной литературы : "Чтение русской народной сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Образовательная область: «Речевое развитие»

Вид  занятия: Чтение художественной литературы

Цель: показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом.

Задачи:

Образовательные:  Учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев. Закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа.

Развивающие:· Развивать речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке. Формировать умение различать и называть эмоциональное состояние персонажа.

Воспитательные:​ воспитывать у детей интерес к художественным произведениям; к взаимопомощи и дружбе.

  Интегрируемые образовательные области:

   ОО «Речевое развитие»

Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Закреплять умение у детей участвовать в драматизации, передавать художественные образы героев.

 ОО «Познавательное развитие»

Закрепить умение детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений.

Формировать у детей умение узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку 

 ОО «Физическое развитие»

Совершенствовать  физические качества  посредством разнообразных форм двигательной деятельности, развивать самостоятельность творчества.

Словарная работа:

Активизация в речи слов:

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Показ сказок с помощью настольного театра. Настольные игры «Сложи сказку» (пазлы по сказкам); дидактические игры «Угадай сказку», «Кто лишний».

Материал и оборудование: иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Картина В.Васнецова «Алёнушка», клубок, сундук.

Оборудование: проектор, экран, слайды

Форма проведения: подгрупповая

Методические приемы

Словесный: организационный момент, чтение сказки ,беседа, игра.

Наглядный: рассматривание

Мотив детской деятельности: проблемно-игровой

Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,Картина В.Васнецова «Алёнушка», клубок, коробочка,сундук, картинка – пазл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx31.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №42»

Конспект занятия « Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

                                                   Подготовила:

                                                 Воспитатель

                                                      Новикова С.М.

         

Саранск

2022

Образовательная область: «Речевое развитие»

Вид  занятия: Чтение художественной литературы

Цель: показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом.

Задачи:

Образовательные:  Учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев. Закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа.

Развивающие:· Развивать речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке. Формировать умение различать и называть эмоциональное состояние персонажа.

Воспитательные:​ воспитывать у детей интерес к художественным произведениям; к взаимопомощи и дружбе.

  Интегрируемые образовательные области:

   ОО «Речевое развитие»

Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Закреплять умение у детей участвовать в драматизации, передавать художественные образы героев.

 ОО «Познавательное развитие»

Закрепить умение детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений.

Формировать у детей умение узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку 

 ОО «Физическое развитие»

Совершенствовать  физические качества  посредством разнообразных форм двигательной деятельности, развивать самостоятельность творчества.

Словарная работа:

Активизация в речи слов:

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Показ сказок с помощью настольного театра. Настольные игры «Сложи сказку» (пазлы по сказкам); дидактические игры «Угадай сказку», «Кто лишний».

Материал и оборудование: иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Картина В.Васнецова «Алёнушка», клубок, сундук.

Оборудование: проектор, экран, слайды

Форма проведения: подгрупповая

Методические приемы

Словесный: организационный момент, чтение сказки ,беседа, игра.

Наглядный: рассматривание

Мотив детской деятельности: проблемно-игровой

Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,Картина В.Васнецова «Алёнушка», клубок, коробочка,сундук, картинка – пазл.

Ход занятия:

Орг момент:

  1. (звучит в записи звучание балалайки)

Воспитатель (в русском народном костюме):

«Здравствуйте, добры молодцы.

Да красны девицы!

- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться – доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
- Давайте улыбнёмся друг другу и подарим всем хорошее настроение.
- Ребята, у нас сегодня занятие не обычное, а сказочное! И к нам пришли гости, чтобы посмотреть за вашей активной работой и поведением. Поздоровайтесь с ними и тоже подарите им свои улыбки!

Воспитатель. Где можешь ты увидеть чудеса?

Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса.

Природа дарит тайны нам свои.

Лишь внимательно вокруг ты посмотри.

А где животные, как люди, говорят?

И добрые волшебники там чудеса творят?

Ты ответишь без подсказки.

Ну, конечно, это … (Сказки)

Воспитатель :У нас на Руси сказки очень хороши!

Я на вас погляжу,

Сказки вам расскажу.

Вы на ус все намотайте,

Да сказки вспоминать мне помогайте!»

Воспитатель: Но сначала давайте разомнем наши пальчики

Пальчиковая гимнастика

Много книжек есть на свете,
Читать их очень любят дети.
Если книги мы прочтем,
То узнаем обо всем:
(Ладошки соединяют вместе «книжкой».

 Раскрывают и закрывают «книгу».)
Про моря и океаны,
Удивительные страны.
Про животных прочитаем
И про космос мы узнаем.
(Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.)

Воспитатель: Ребята я хочу с вами отправиться в путешествие. А отправляемся мы с вами  в страну русских народных сказок. Эта страна находится за тридевять земель.

Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку?

(Дети перечисляют).

Чтобы попасть в сказку, нужно покружиться вокруг себя и сказать волшебные слова:

-Раз-два-три, в стране сказок очутись (одеваю платок).Дети садятся

Воспитатель: Посмотрите, что это стоит на столе? (Сундучок). Правильно, но сундучок не простой, а волшебный. Давайте его откроем .

 Ну - ка сундучок, покажи нам, что там у тебя внутри.

Воспитатель:  

Здесь волшебные слова!

«Волшебный ларец, чудеса соверши:

Нам сказки свои покажи».

-Посмотрите, ребята, сундучок нам показывает сюжеты из разных сказок.( на проекторе выставлены картинки из сказок6 Курочка Ряба, Рукавичка, Теремок, Гуси-Лебеди, Репка, Колобок)

-Какие из них вы узнали? (Ответы детей). 

Воспитатель: Молодцы! Какими словами обычно начинаются сказки? 

Ответы детей. (Жили-были…, В некотором царстве… и другие)

Воспитатель:  А какую концовку они чаще всего имеют?  

Ответы детей( Вот и сказки конец, а кто слушал молодец)

·​ Каждая из этих сказок учит «уму – разуму». Что значит «учить уму-разуму»? (Давать мудрые советы)

Основная часть

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру.

Упр «Ты мне – я тебе».

(Дети встают полукругом. Ведущий бросает мяч детям. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) — Кто катился по дорожке? (Колобок.)

- Что били, били — не разбили? (Яйцо.)

- Кто разрушил теремок? (Медведь.)

- Кого Маша пирогами обхитрила? (Медведя.)

- У кого в пруду хвост примёрз? (У волка.)

- Каким зёрнышком подавился петушок? (Бобовым.)

- Какой овощ дед не мог вытянуть? (Репку.)

- Самое любимое место Иванушки – дурачка? (Печка.)

- Какая избушка была у зайчика? (Лубяная.)

- Как называют дом Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.)

Воспитатель: Молодцы  ребята.  

Воспитатель: Молодцы, я вижу, что вы хорошо знаете русские народные сказки и хочу вас пригласить посидеть, отдохнуть

 Воспитатель: Почему сказки, о которых мы сейчас говорим, называют русскими народными? Как они появились? (ответы детей) (Включает медиа – проектор – рассказ воспитателя «Как появились русские народные сказки»: «Жила – была в деревне бабушка Дарья. Совсем уже старенькая стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тяжело. Лежит она на печи, сказки придумывает. А вечером внукам эти сказки сказывает. Вот выросла ее внучка Машенька, у нее своя дочка родилась – Арина. Рассказывает Арише мама бабушкины сказки, да и сама что – нибудь еще придумывает, чтобы интересно стало. Ариша подросла и стала своим деткам мамины и бабушкиными сказки рассказывать.

Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам и переходили сказки. Потому – то их и называют народными. А сочинял все эти сказки народ русский - вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что мы с вами их слушать любим»

Воспитатель: Засиделись добры молодцы, подустали красны девицы. Русский народ любит не только сказки сказывать, но и веселиться умеет, хороводы водить любит:

«У нас росла березка, -

Вот такая, Хоровод двигается по кругу,

Вот такая на последнем слове – останавливается.

«Корень да ее, -

Вот глубок, Нагибаются, стараясь

Вот так глубок» достать до пола, руками.

«Ветки да ее, -

Вот так высоки, Поднимают руки вверх,

Вот так высоки» покачивают ими.

«Листья да ее –

Вот так широки, Хоровод расходится, расширяясь.

Вот так широки»

В:-Посмотрите, ребята, а в сундучке  ещё что-то есть (достаю клубок, это волшебный клубок и зовёт он нас как можно скорее попасть в сказку.

(идем за клубком)

В: Посмотрите, кто нас встречает?  (изображение Аленушки и ее братца на  экране)
- Познакомьтесь, это Аленушка. Посмотрите, какой у нее сарафан, головной убор. Именно так одевались старые времена на Руси все молодые девушки. А этот неугомонный мальчик Иванушка.

Дети садятся на стульчики

-Ребята, я хочу прочитать вам сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
(Воспитатель читает сказку)

Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Обсуждение сказки

В: С кем жили Алёнушка и Иванушка? (С дедушкой и бабушкой, но они умерли)

-Что случилось потом с ними? (Аленушка взяла Иванушку и пошла, искать работу)

-Какая беда случилась с Иванушкой? (Иванушка попил из козьего копытца)

- В кого превратился Иванушка? (Иванушка стал козлёночком)

-Послушался ли он мудрого совета сестры? (Нет)

-Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный, покладистый? Почему? (Нет, надо прислушиваться к советам старших)

·​ Какой по характеру Иванушка? Почему вы думаете так? (Глупый, упрямый)

·​ Как вы думаете, кто заколдовал воду в козьем копытце? (колдунья)

·​ Можно ли сказать о колдунье, что она добрая? Почему вы думаете так? Обоснуйте свой ответ? (Нет, она злая, завистливая)

- Как вы думаете, какое настроение у героини этой картины? Почему? Что произошло с Аленушкой? (Колдунья столкнула Аленушку в воду, перехитрила купца. Она обернулась Аленушкой и велела зарезать козленочка).

-Как вы думаете, кто не поверил хитростям колдуньи? (Козлёночек).

-Представьте, что было бы, если бы козлёнок не узнал о хитростях колдуньи? (Алёнушка и Иванушка погибли бы).

- Кто спас Аленушку? ( Купец).

-Как можно назвать поступок купца? Почему вы думаете так? ( Поступок купца можно назвать хорошим, добрым).

-Для чего в сказке даются мудрые советы? ( Чтобы стали люди умнее и не повторяли ошибок героев сказок).

- Как вы думаете, что победило в сказке: добро или зло? Почему вы думаете так? ( Победило добро)

Упр. «Закончи предложение»

Воспитатель: А теперь, ребята, Аленушка хочет с вами поиграть в игру «продолжи предложение».

 Я прочитаю начало предложения, а вы попробуйте его продолжить.
«Остались Аленушка да Иванушка …. » (одни-одинешеньки)
«Идут они по дальнему пути, по широкому … .»(полю)
«Залилась Аленушка … .» (слезами)
«О чем плачешь красна - … .» (девица)
- Ребята, красна-девица – это красивая, пригожая девушка.

Воспитатель: Ребята, клубочку очень понравилось с вами путешествовать, и он хочет с нами поиграть в игру «Веселое колдовство». Сейчас я вас всех заколдую (колдует) и вы на миг превратитесь в героев сказки, в Аленушку и братца Иванушку. Вы жестами , движениями и словами сыграете отрывок .как Иванушка напился из козьего копытца.

Драматизация отрывка

Рассказчик: Пошла Алёнушка работать в поле и братца

с собой взяла. 

Идут они по широкому полю и захотелось

Иванушке попить:

Иванушка: Сестрица Алёнушка, я пить хочу!

Алёнушка: Подожди, братец, дойдём до колодца.

Рассказчик: Шли, шли они - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает!

Стоит коровье копытце- полно водицы.

Иванушка: Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца?

Алёнушка: Не пей братец- телёночком станешь!

(Рассказчик: Братец послушался, пошли они дальше.

Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает!

Стоит лошадиное копытце, полно водицы.

Иванушка: Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца?

Алёнушка: Не пей братец- жеребёночком станешь!

Рассказчик: Вздохнул Иванушка и пошли они дальше.

Идут- солнце высоко, колодец далеко, жар

донимает, пот выступает.

Стоит козье копытце- полно водицы.

(Иванушка берёт козье копытце, показывает всем).

Иванушка: Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь

я из копытца?

Алёнушка: Не пей братец- козлёночком станешь!

Рассказчик: Не послушался Иванушка, напился из козьего копытца и - стал козлёночком.

- Молодцы, ребята, хорошо справились. А теперь нам пора в обратный путь.

-Раз, два, три , повернись, в детском саду очутись.

Заключительная часть

В: Ну вот мы с вами и вернулись в группу.

- Какую сказку мы сегодня прочитали?
                    -Назовите героев сказки?
- Кто знает, что главное было в этой сказке?
- Правильно, каким бы сильным не было зло, добро его одолеет.

Рефлексия

В:Понравилось ли вам наше путешествие?

- Что было интересным для вас?

Ребята, все сегодня были очень активные, хоршо справлялись с заданиями и отвечали на вопросы. Всем большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогодний утренник по мотивам русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Праздничный новогодний утренник для детей старшого дошкольного возраста. Использованы песни, хороводы, танцы, игры, пляски, стихи, аттракционы....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область О.Х.Л. Тема: Анализ русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".

В конспекте представлен матерал задачи  которого : развивать способность детей раскодировать основной сюжет литературного произведения, учить составлять небольшие рассказы загадки о героях, самос...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: познакомить детей еще с одной сказкой, обратить их внимание на особенности композиции (присказка, зачин); помочь им полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие традиции русского устног...

Конспект по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".

Ознакомление детей с русской народной сказкой "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", чтение, беседа по прочитанному, рассматривание сюжетных картинок....

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе чтение русской народной сказки "Сесрица Алёнушка и братец Иванушка"...

Конспект НОД в старшей группе по чтению русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом.Задачи:·  Учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев.&mi...