Конспект по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Ознакомление детей с русской народной сказкой "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", чтение, беседа по прочитанному, рассматривание сюжетных картинок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.

Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Программные задачи:

1. Познакомить детей с р. н. с. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», помочь понять содержание, выделить основных героев, охарактеризовать их. Учить замечать и использовать выразительные средства языка и сказки (повторы, «сказочные слова,образные выражения»).

2. Закреплять умение поддерживать разговор по прочитанному произведению, отвечать на вопросы кратко или развернуто в зависимости от характера вопроса, грамотно согласуя слова в предложении в роде, числе, падеже. Активизировать словарь: одни-одинешеньки, зашлась слезами, откуда ни возьмись, голову повесила, жалобнехонько просит.

3. Воспитывать любовь к х/л, сострадание оказавшимся в беде и желание им помогать.

Словарная работа:

Один-одинешенек, хлебну из копытца, купец, жар донимает.

Методы и приемы:

Толкование незнакомых слов, чтение отдельных отрывков, вопросы.

Ход:

(Вывешиваю на доске иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

- Как вы думаете, что это за ребята? Куда они направляются? (Ответы детей)

- Эти ребята из русской народной сказки, сочиненной очень-очень давно, так давно, что еще ваши дедушки и бабушки слушали ее, когда были такими же малышами, как вы. Я знаю, ребята, что вы все очень любите слушать сказки, и у каждого из вас есть своя, любимая. Есть любимая сказка и у меня – «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

- Я говорила, что ее сочинили очень давно, поэтому в ней встречаются такие слова и выражения, которые остались только в сказках.

Представьте себе такую погоду: Дождь льет как из ведра, слякоть. Пройдет человек, ели ноги из грязи вытягивает. Что остается, когда человек вступил в грязь?

- Следы.

- Животные тоже оставляют свои следы. Пройдет корова и оставит свой коровий след от своего копытца. А когда коза оставит след, как называется такой след?

- Козий.

- А вот маленький следок от курицы. Чей след остался?

- Куриный.

- Потом пригреет солнышко, повеет ветерок, а следы в виде ямок с водой, так и остаются. А еще я хочу объяснить, кто такой купец. Купец- это такой человек, который покупает разные товары, а потом продает их.

- Ребята, я знаю какие вы смышленые и сообразительные, может напомните какие-нибудь присказки?

(«Жили были»«В некотором царстве в некотором государстве»«Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается»).

Сказываются сказки стариками да старушками на утешение, а детям на послушание. Послушайте русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рассказываю сказку).

- Чудесная сказка, не правда ли? Мы и погоревать успели и хорошему концу порадоваться.

Работа по вопросам:

  • Ребята, так что мы слушали, сказку или рассказ(ответы детей).
  • Как называется сказка?
  •  Как вы думаете, почему ее так назвали?
  • Что вы можете сказать о главных героях сказки, какие они?
  •  Кто вам не понравился и почему?
  • Какие сказочные слова вы заметили?
  •  Какие чудеса, волшебство произошли в этой сказке? (Мальчик превратился в козленка)
  • Расскажите, какая беда случилась с Иванушкой и почему?
  • Расскажите, как ведьма обманула Аленушку?
  • Чем закончилась сказка?

В сказке встречались новые для вас слова и выражения: «мочи нет». Как вы понимаете это выражение? (сил нет) (аналогично разбираем выражения «все было ведомо», «откуда ни возьмись»)

- Только в сказках слова звучат необычные, действительно сказочные, выражения красивые и богатые, такие, как раньше на Руси говорили, послушайте, как они звучат в сказке.

… Остались Аленушка да Иванушка одни-одинёшеньки.

… Идут они по дальнему пути, по широкому полю.

… Шли они шли, солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.

- Ребята, представьте, как сильно палило солнце, зной, в горле пересохло, казалось, не было сил идти дальше.

Сказка закончилась хорошо, ведь в сказке добро всегда побеждает зло. А еще говорят: сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

- Какими словами можно закончить сказки? (стали они жить поживать, да добра наживать….Зажили они счастливо, да с миром…. Тут и сказки конец, кто дослушал молодец.

- И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

Чему научила вас эта сказка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Конспект НОД по развитию речи в средней группе.Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Русские сказки (мини-викторина)».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Русские сказки (мини-викторина)».Цель. Познакоми...