Конспект по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Ознакомление детей с русской народной сказкой "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", чтение, беседа по прочитанному, рассматривание сюжетных картинок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ознакомление с р.н.с. "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе.
Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Программные задачи:
1. Познакомить детей с р. н. с. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», помочь понять содержание, выделить основных героев, охарактеризовать их. Учить замечать и использовать выразительные средства языка и сказки (повторы, «сказочные слова,образные выражения»).
2. Закреплять умение поддерживать разговор по прочитанному произведению, отвечать на вопросы кратко или развернуто в зависимости от характера вопроса, грамотно согласуя слова в предложении в роде, числе, падеже. Активизировать словарь: одни-одинешеньки, зашлась слезами, откуда ни возьмись, голову повесила, жалобнехонько просит.
3. Воспитывать любовь к х/л, сострадание оказавшимся в беде и желание им помогать.
Словарная работа:
Один-одинешенек, хлебну из копытца, купец, жар донимает.
Методы и приемы:
Толкование незнакомых слов, чтение отдельных отрывков, вопросы.
Ход:
(Вывешиваю на доске иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
- Как вы думаете, что это за ребята? Куда они направляются? (Ответы детей)
- Эти ребята из русской народной сказки, сочиненной очень-очень давно, так давно, что еще ваши дедушки и бабушки слушали ее, когда были такими же малышами, как вы. Я знаю, ребята, что вы все очень любите слушать сказки, и у каждого из вас есть своя, любимая. Есть любимая сказка и у меня – «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
- Я говорила, что ее сочинили очень давно, поэтому в ней встречаются такие слова и выражения, которые остались только в сказках.
Представьте себе такую погоду: Дождь льет как из ведра, слякоть. Пройдет человек, ели ноги из грязи вытягивает. Что остается, когда человек вступил в грязь?
- Следы.
- Животные тоже оставляют свои следы. Пройдет корова и оставит свой коровий след от своего копытца. А когда коза оставит след, как называется такой след?
- Козий.
- А вот маленький следок от курицы. Чей след остался?
- Куриный.
- Потом пригреет солнышко, повеет ветерок, а следы в виде ямок с водой, так и остаются. А еще я хочу объяснить, кто такой купец. Купец- это такой человек, который покупает разные товары, а потом продает их.
- Ребята, я знаю какие вы смышленые и сообразительные, может напомните какие-нибудь присказки?
(«Жили были», «В некотором царстве в некотором государстве», «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается»).
- Сказываются сказки стариками да старушками на утешение, а детям на послушание. Послушайте русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рассказываю сказку).
- Чудесная сказка, не правда ли? Мы и погоревать успели и хорошему концу порадоваться.
Работа по вопросам:
- Ребята, так что мы слушали, сказку или рассказ? (ответы детей).
- Как называется сказка?
- Как вы думаете, почему ее так назвали?
- Что вы можете сказать о главных героях сказки, какие они?
- Кто вам не понравился и почему?
- Какие сказочные слова вы заметили?
- Какие чудеса, волшебство произошли в этой сказке? (Мальчик превратился в козленка)
- Расскажите, какая беда случилась с Иванушкой и почему?
- Расскажите, как ведьма обманула Аленушку?
- Чем закончилась сказка?
В сказке встречались новые для вас слова и выражения: «мочи нет». Как вы понимаете это выражение? (сил нет) (аналогично разбираем выражения «все было ведомо», «откуда ни возьмись»)
- Только в сказках слова звучат необычные, действительно сказочные, выражения красивые и богатые, такие, как раньше на Руси говорили, послушайте, как они звучат в сказке.
… Остались Аленушка да Иванушка одни-одинёшеньки.
… Идут они по дальнему пути, по широкому полю.
… Шли они шли, солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.
- Ребята, представьте, как сильно палило солнце, зной, в горле пересохло, казалось, не было сил идти дальше.
Сказка закончилась хорошо, ведь в сказке добро всегда побеждает зло. А еще говорят: сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
- Какими словами можно закончить сказки? (стали они жить поживать, да добра наживать….Зажили они счастливо, да с миром…. Тут и сказки конец, кто дослушал молодец.
- И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
Чему научила вас эта сказка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Конспект НОД по развитию речи в средней группе.Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Чтение русской народной сказки "Лисичка - сестричка и волк"
Данный конспект разработан для средней группы...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Чтение русской народной сказки "Зимовье"
Данный конспект для детей средней группы...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Русские сказки (мини-викторина)».
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Русские сказки (мини-викторина)».Цель. Познакоми...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Чтение русской народной сказки "Лисичка - сестричка и волк"
Конспект занятия по развитию речи в средней группе...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Чтение русской народной сказки "Зимовье"
Конспект занятия по развитию речи в средней группе...