Технологическая карта интегрированного занятия «Дорога в школу» в группе общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет «А», представленная на конкурс «Творческая гостиная с одарёнными детьми"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Ивашкина Татьяна Александровна

Сегодня все большее внимание уделяется выявлению одаренных детей и их дальнейшему сопровождению. Дошкольное учреждение является стартовой площадкой для распознавания такого феномена, как детская одаренность. Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей (законных представителей, руководителей образовательных учреждений с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение  №1 «Сказка»

              Технологическая карта интегрированного занятия «Дорога в школу» в группе общеразвивающей

направленности от 6 до 7 лет «А», представленная на конкурс

                                                                «Творческая гостиная с одарёнными   детьми».

                                                                                                                      Автор - составитель: воспитатель  Ивашкина Т. А.

                                                                                                                                           

г. Мегион

                                                                                               2018-2019г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА    

Образовательная область «Речевое  развитие»; развитие речи.

Цель: закрепление имеющихся  знаний  по подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи:

Образовательные: 

Совершенствовать умение:

- в нахождении места звука в слове;

-в определении гласных, твёрдых и мягких согласных в слове;-в подборе слов-антонимов;

-в определении количества слогов в слове, в подборе  схем к словам;

-в составлении слова из букв;

-в овладении звуко - буквенным анализом слова;

- выделение ударного слога в слове;

-в составлении предложений, схем предложений;

-в составлении творческих рассказов на заданную тему;

-в совершенствовании навыка чтения;

-в ориентации на листе бумаги в клетку.

 Развивающие: развивать фонематический слух, внимание,  мышление, речь, воображение, пространственные представления, мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать желание помогать друг другу, самостоятельность, ответственность, навыки сотрудничества, желание учиться в школе.

Взаимодополняющие образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Виды  деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная.

Средства реализации:  мультимедийные технологии: проектор, компьютер, экран; диск с записью музыки В.Шаинского «Учат в школе», песня «Алфавит» сл. Б.Заходера ;  мяч, колпаки для игры «Дин и Дон» , предметные картинки (пенал, рюкзак, пятёрка, парта, ластик, букварь), слоги для чтения, школьные принадлежности  (клей,  руль, ручка, тетрадь, пластилин, линейка, карандаши), схемы слова, таблички с ребусом, простые карандаши, фишки красного, синего и зелёного цветов, картинка с изображением ученика, мел, доска, картинки с изображением кошки и собаки, чистые листы в клетку, звёздочки красного и зелёного цвета.

Целевые ориентиры: имеют представление о звуках и буквах, предложении; умело применяют свои знания по освоению грамоты; способны активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; выполнять индивидуальные и коллективные задания.

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1

2

3

I. Ритуал приветствия

II. Вводная часть.

III. Основная часть.

Организационно-поисковый

Воспитатель:

     - Ребята,  добрый день!
     Воспитатель:  - Какое у вас сегодня настроение?

Дети: – Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы пожмём друг другу руки

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься

Все хотим мы много знать.

Воспитатель:- Ребята, в какую группу вы ходите?

Дети: - Подготовительную.

Воспитатель: - Почему так называется наша группа?

Дети: - Мы готовимся к школе.

Воспитатель: - Пройдёт совсем немного времени и вы станете школьниками. Когда это случится?

Дети: - Мы пойдём в школу в первый день осени, 1 сентября.

Воспитатель:

- Я предлагаю вам поиграть в игру « Дорога в школу».

-Перед вами игровое поле /показ  на экране/.

-Что на нём изображено?

Дети: - Детский сад, ступеньки, школа.

Воспитатель: - Определите место расположения детского сада на игровом поле.

Дети: - Детский сад  расположен в   нижнем левом углу.

Воспитатель: - Где расположена школа на игровом поле?

Дети: - Школа расположена в верхнем правом углу.

Воспитатель: - Хотите подняться по лесенке от д/сдо школы и открыть двери школы ключом?  Но на каждой ступеньке мы должны выполнить задание. Посчитайте, сколько ступенек. Сколько заданий надо выполнить? Если мы справимся со всеми  заданиями, то сможем дойти до школы и открыть двери школы ключами. Готовы?

(Все ступеньки белого цвета. После каждого выполнения задания  ступенька  окрашивается в какой-либо цвет. В конце игры лесенка станет разноцветная).

Итак,  сначала проведём разминку.

(Дети выходят на середину и образуют круг, воспитатель бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос).

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

На вопросы отвечаем,

Ни минутки не теряем.

 - Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)

 - Какие звуки мы называем гласными? (Их можно петь и тянуть, воздушная струя не встречает преграды).

 - Чем отличаются согласные звуки от гласных? (При произнесении согласных на пути есть преграда - губы, зубы, язык).

 - Какими бывают согласные звуки? (Звонкие и глухие).

 - Чем обозначаются звуки при письме? (Буквами).

 - Чем отличаются звуки и буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим)

 - Как определить сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).

- С какой буквы пишется начало предложения? (Начало предложения пишется с большой буквы).

- Что ставится в конце предложения? (Точка)

Воспитатель:

- Молодцы! Можно приступить к первому заданию.

«Определи первый звук в словах».

Звучит музыка. Ребята, вы слышите…? Это два гномика Дин и Дон пришли к нам в гости.

Расскажите  нам о себе.

Дин в зелёном колпаке.

Я – Дин, веселый гномик,

Люблю зеленый цвет.

Люблю я звуки мягкие,

А брат мой старший нет.

Дон в синем колпаке.

Я – Дон, люблю звук твердый,

Люблю я синий цвет.

Сегодня мы проснулись,

Картинок наших нет.

Воспитатель:- Кто-то всё перемешал и картинки  разбросал!

-Ребята, поможем Дину и Дону? Какие звуки любит Дин? А Дон?

Определите первый звук в словах на картинках и отдайте гномикам соответствующие карточки.

(Парта, букварь, ластик - Дону;  рюкзак, кисточка, пенал – Дину)

Задание выполнили.

Ступенька окрашивается в красный цвет.

Дети стоят в кругу.

Коммуникативная: отвечают на вопросы

Коммуникативная: отвечают на вопросы

Дети встают полукругом перед экраном

Познавательно-исследовательская: определяют месторасположение зданий на экране

Дети выходят на середину и образуют круг, воспитатель бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос.

Ребёнок отвечает и  возвращает мяч.

Коммуникативная: отвечают на вопросы   

Дети садятся на свои места.

Игровая: помогают  Дону и Дину

Дети определяют первый звук на картинках, изображенных на карточках, и под музыку отдают соответствующие карточки гномикам.

Организационно- поисковый

Рефлексивно-корригирующий

Артикуляционная гимнастика

Перед каждым ребёнком лежит таблица со слогами.

БА - БЯ

БО - БЁ

БУ- БЮ

БЭ- БЕ

БЫ-БИ

ТА- ТЯ

ТО- ТЁ

ТУ- ТЮ

ТЭ-ТЕ

ТЫ - ТИ

СА- СЯ

СО - СЁ

СУ - СЮ

СЭ - СЕ

СЫ-СИ

Воспитатель:

-  Как мы называем такие слоги?  

Дети: - Слоги-приятели.

Воспитатель:

-Какие слоги вы подарили бы Дону? А Дину? Почему?

-Почему одни слоги твёрдые, а другие мягкие?

(Перед гласными а, о, у, э, ы согласные всегда твёрдые, а перед гласными я, е, ё, ю, и – согласные всегда мягкие).

3. Воспитатель:

- На какую ступеньку мы поднимемся теперь?

Дети: - На вторую.

Воспитатель:

- Читаем задание «Раздели слова на слоги»  

 - У меня схемы слов.

- О чём говорит нам первая схема? вторая? третья? четвёртая?

Дети: - В слове один слог, два слога, …, т. д.

Воспитатель:- Назовите предметы, которые лежат перед вами.

Дети: - Клей,  руль, ручка, тетрадь, пластилин, линейка, карандаши.

 Воспитатель:

- Разделите слова на слоги и положите к нужной схеме.

- Сколько слогов в слове, как нам узнать?

Дети: - Хлопать в ладоши пора начинать!

Воспитатель:

- Назовите лишнее слово. Почему оно лишнее?

- Назовите  самое короткое слово.

- Назовите самое длинное слово.

- Второе задание выполнили (ступенька окрашивается в синий цвет),но прежде чем перейти на третью ступеньку,  предлагаю отдохнуть.

Физкультминутка.

 (Звучит песня «Алфавит» сл. Б.Заходера)

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, -
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я,
Вот и все они, друзья!
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком! 

Воспитатель: - Поднимаемся на третью ступеньку. Задание

«Отгадай ребус».

-Что такое ребус?

Дети: - Зашифрованное слово.

Воспитатель: - Давайте разгадаем ребус .

Разгадывается вместе с детьми по плану с проговариванием.

  • Что мы делаем вначале? (рассматриваем ребус)
  • Далее? (превращаем)
  • Затем? (записываем)
  • В-четвертых? (читаем полученное слово)

Ч У И Е К Н  

  2    1    5     3    6     4

                /

У-ЧЕ-НИК

-Выложите схему этого слова.

-Назовите ударный слог.

-Сколько гласных звуков в этом слове? Назовите их.

-Сколько слогов в этом слове? Вывод:Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

-Сколько твёрдых согласных в слове? Назовите их.

-Сколько мягких согласных в слове? Назовите их.

- А какой должен быть ученик?  

не молчаливый, а…. разговорчивый

не рассеянный, а…внимательный

не неряшливый, а….аккуратный

не грязный, а…чистый

не больной, а…здоровый

не глупый, а…умный

не грубый, а…вежливый

не ленивый, а…. трудолюбивый

 не грустный, а…. весёлый

- Молодцы! Задание выполнили.(Ступенька окрашивается в зелёный цвет)

Воспитатель: -До какой ступеньки мы уже дошли?

Дети: - Мы дошли до четвёртой ступеньки.

Воспитатель:

 - Следующее задание «Составьте предложение» (работа в парах)

Есть одинокое слово – ученик (вывешивает картинку с изображением ученика). Ему скучно и грустно. Надо его обнять словами так, чтобы получилось предложение.

-Составьте предложение из двух слов. Начертите к нему схему.

Ученик идёт.

-Составьте предложение из трёх  слов. Начертите к нему схему.

Ученик идёт в школу.

-Кто сможет составить предложение из четырёх слов?

Прилежный ученик идёт в школу.

-Молодцы! С заданием справились.

(Ступенька окрашивается в голубой  цвет)

Воспитатель: - Поднимаемся на пятую ступеньку « Составь рассказ». (Работа в команде)

Воспитатель:

-Представь, что на какое-то время ты можешь стать домашним животным и попробовать представить, что ты превратился в собаку или  в кошку. Что бы ты ел? Чем бы занимался днем? Кто был бы твой хозяин и как бы к тебе относился? Где бы ты спал? Какой приятный сюрприз ты хотел бы получить от хозяина?

-Кто выполнил домашнее задание и составил рассказ дома?

Домашнее задание выполнили на отлично.
(
Ступенька окрашивается в фиолетовый цвет)

 

Шестая ступенька. Последнее задание.

Графический диктант «Ключ».

Сядьте ровно. Положите перед собой листы бумаги и возьмите карандаш. Путешествие начинается с красной точки. С этой точки подниметесь на 4 клеточки вверх, одну клеточку вправо. Две клеточки вниз, одну клеточку вправо. А теперь 2 клеточки вверх, одну – вправо. Две клеточки вниз, 8 клеток вправо, 4 – вверх. Будьте очень внимательны. 5 клеток вправо, 10 клеток вниз, 5 клеток влево, 4 клеток вверх и 11 клеток влево. И все положили карандаши. 
- Что же  получилось?

Ребёнок:

 - У нас получился ключ.

  (Ступенька окрашивается в салатовый  цвет)

Воспитатель:

- Вы помните для чего он нам нужен ?

Дети:

-Ключ нам нужен, чтобы открыть дверь школы.

Воспитатель:

- Правильно! Со всеми заданиями вы справились и преодолели путь от детского сада до школы . Мы убедились, что у каждого из вас есть все необходимые знания, чтобыхорошоучиться в школе. Сейчас мы  «откроем» двери школы «ключами», которые вы так успешно нарисовали. /Имитация открытия двери/.

Двери школы открыты!!!

И когда же вы успели?
Т
ак внезапно повзрослели!
Школа ждёт  уже всех вас
В настоящий первый класс!

3. Заключительная часть.

Воспитатель:

- Ребята, мне хочется узнать, какие задания вам показались наиболее интересными?

- На какой  ступеньке  задания показались наиболее сложными?

- Что больше всего понравилось?

- А мне больше всего понравилось, как вы сегодня все  дружно, активно работали.  На память о необычном занятии  вам подарки:   звездочки.

Выбор красной звездочки означает - «считаю, что со всеми заданиями справился   хорошо».

Выбор зелёной звёздочки - «считаю, что справился с заданиями хорошо, но при помощи воспитателя».

Дети выбирают звёздочку.

Воспитатель:

- Молодцы! Так держать!

Звучит музыка В. Шаинского «Учат в школе».

Воспитатель: хвалит детей, побуждает к уборке рабочих мест.

Хором читают слоги.

Коммуникативная: самостоятельно рассуждают, отвечают на вопросы.

Дети садятся за столы.

Речевая: проговаривают слова вместе с воспитателем.

Дети выходят на середину зала.

Двигательная:    

выполняют музыкально-ритмические движения под музыку

Коммуникативная:слушают сказку, отвечают на вопросы

Речевая: подбирают слова - антонимы

Дети составляют предложения и по очереди чертят на доске схемы предложений.

 Дети вытягивают из конверта картинку кошки и собаки.

Речевая: пересказывают сказку

Познавательно исследовательская: на листочках в клетку простым карандашом чертят ключ под диктовку воспитателя.  

/Дети показывают свои работы.

Дети выстраиваются перед экраном.

Коммуникативная: 

дети делятся своими впечатлениями.     

Коммуникативная: выражают свои эмоции.

Самообслуживание: убирают учебный материал по местам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности «Почемучка».

Технологическая карта интегрированной образовательной деятельности для  детей старшей группы компенсирующей направленности «Почемучка».Тема: «Путешествие в фиолетовый лес»...

Конспект интегрированного занятия по ОБЖ в средней группе общеразвивающей направленности с использованием ИКТ.( интерактивной доски).

Современный мир диктует свой взгляд на то, какой должна быть  успешная личность 21 века: открытой к вешнему миру, уверенной в своих силах, проявляющей инициативность и самостоятельность, а т...

Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ в группе общеразвивающей направленности для детей 5 - 6 лет на тему "Полет в космос"

Цель занятия. Расширить знания детей о Вселенной; содействовать формированию коммуникативной и интеллектуальной культуры детей; создавать благоприятные условия для совместной познавательной деятельнос...

Конспект интегрированного занятия по правовому воспитанию в группе общеразвивающей направленности детей 5-6 лет. Тема: «Я — гражданин России»

Конспект интегрированного занятия по правовому воспитанию в группе общеразвивающей направленности детей 5-6 лет.Тема: «Я — гражданин России»...

Технологическая карта интегрированного занятия (математические представления) средней группе с детьми с ОВЗ

Технологическая карта  интегрированного занятия (математические представления)  в средней группе с учетом нозологических особенностей детей с ТНР, ЗПР...