Статья на тему "Смотрим, думаем – красиво. Использование мнемотехники в работе с детьми в ДОУ"
статья по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Дошкольный возраст самый благоприятный для формирования   основ грамотной, четкой, красивой речи, что способствует развитию умственных способностей  ребенка, для дальнейшего успешного обучения в школе.  Главной задачей развития связной  речи ребенка является  монологическая речь. В решении задач по развитию речи используются передовые методы мнемотехники, или мнемоники – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации при помощи мнемотаблиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_smotrim_dumaem_-_krasivo.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:


Смотрим, думаем – красиво.

 Использование мнемотехники в работе с детьми в ДОУ

Дошкольный возраст самый благоприятный для формирования   основ грамотной, четкой, красивой речи, что способствует развитию умственных способностей  ребенка, для дальнейшего успешного обучения в школе. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.

 Главной задачей развития связной  речи ребенка является  монологическая речь.

Эта задача решается через различные виды речевой деятельности:

1.Пересказ литературных произведений,

2.Составление описательных рассказов о предметах, объектах,  явлениях природы,  создание разных видов творческих рассказов,

3.Заучивание стихотворений,

4.Составление рассказов по картине.

В решении этих задач мне помогает  мнемотехника, или мнемоника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью.

Все  названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. И, чтобы достигнуть высоких результатов, я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

Не секрет, что образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Проблемы детской речи:

1.Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

2.Скудность речи. Недостаточный словарный запас;

3.Употребление нелитературных слов и выражений;

4.Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;

5.Трудности в  построении  монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

6.Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

7.Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. Д;

8.Плохая дикция.

         Педагогическая помощь при развитии речи дошкольников – очень сложное и важное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

 В данное время дети перенасыщены информацией, поэтому, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.


Факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов является  - наглядность. Внимательное рассматривание предметов, картин, иллюстраций, помогает детям называть их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго  фактора я уделяю большое внимание созданию плана или схемы высказывания. А именно   последовательное размещение в предварительной схеме всех  элементов высказывания.

 Убедившись в  эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я  использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. В работе с детьми, главным образом, я использую дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью.

С помощью мнемотехники   решаются следующие задачи:

1.Развивать связную и диалогическую речь.

2.Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.

3.Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.

4.Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

5.Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

6.Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера

 Принцип мнемотехники - от простого к сложному:

1 этап -  мнемоквадраты - это отдельный схематический рисунок с определенной информацией.

2 этап -  мнемодорожкам - это таблица из 4 и более квадратов, расположенных линейно.

3 этап -   мнемотаблицы - это схема, состоящая из 8 и более квадратов, расположенных в виде таблицы в которой заложена определенная информация.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
 Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

1.Обогащения словарного запаса,

2.При обучении составлению рассказов,

3.При пересказах художественной литературы,

4.При отгадывании и загадывании загадок,

5.При заучивании стихов.

Работать с мнемотаблицами начинаю со средней группы.

Начинать работу с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, дается слово «человек», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам.

Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам.

Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка.

При изготовлении мнемотаблиц я использую готовые схемы Г.Акимовой, схемы описательных рассказов Л.Н. Ефименковой и сенсорно-графические схемы В. К. Воробьёвой, развитие мышления у дошкольников с помощью мнемотаблиц Т. Большова. Взяла их за основу, корректирую в соответствии с  особенностями детей данного возраста и уровня развития. Обозначения выбираю те, которые наиболее ярко символизируют характерные признаки предметов. Разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов о птицах, животных, насекомых посуде, одежде, овощах и фруктах. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать, да и дети с большим удовольствием сами рисуют. Что  помогает им самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.

Для среднего дошкольного возраста подойдут цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: солнце – желтого цвета, зайка серый, елочка зеленая, ягодка – красная, и “зашифровать” персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т.д. Позже – усложняла или заменяла другой заставкой изображение персонажа в графическом виде. Использовала мнемотехнику для легкого запоминания последовательности разных процессов (здесь уже работает метод аудиализации, а не визуализации). Например: последовательность мытья рук. Открыть кран → взять мыло → намылить руки → сполоснуть руки → закрыть кран → вытереть руки полотенцем. Этот же метод можно использовала при обучении последовательности одевания, чистки зубов. В предметно – развивающей среде: последовательность сервировки посуды в уголке для девочек, расстановки крупного строителя в уголке для мальчиков и т.д.

С помощью мнемосхем хорошо рассказывать детям о животных, насекомых, птицах. С помощью мнемотаблиц можно составить загадку. Нужно закрыть несколько карточек, чтобы дети догадались, что на них изображено. Например: на картинке изображена лиса.  Закрываю следующую картинку и спрашиваю, где живет лиса? Чем питается лиса?  Какого цвета шубка у лисы?  После того как дети ответили на вопрос картинку нужно открыть. Если дети затрудняются ответить,  даю подсказки или отвечаю сама. Для мнемотехники в средней группе использовала не только картинки, но и геометрические фигуры, условные обозначения, планы, силуэтные изображения. С помощью мнемотехники дети с удовольствием сами загадывают простейшие загадки, составляют  рассказ о предмете, пересказывают сказки, легче запоминают стихи.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать мнемотаблицы в одном цвете, чтобы не акцентировать внимание на яркость символических изображений. Использовать мнемотаблицы для легкого заучивания стихов, пересказа рассказов и сказок, составление описательных рассказов, отгадывании и загадывании загадок.

 Также эта техника может использоваться для изучения природных явлений, углубленных знаний о животных разных стран, изучения географии.

Этапы работы по мнемотаблице:

1. Рассмотреть таблицы, разобрать, что на них изображено.

2. Преобразовать из абстрактных символов в образы.

3. Пересказать произведение с опорой на символы (образы).

 В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев.

Стихотворения.

Мнемотаблицы особенно помогают при разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовый план — схема, а по мере обучения ребёнок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Практика показывает, что большинство детей заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его в памяти. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. Уже к концу подготовительной группы каждому ребёнку достаточно 10 – 15 минут для заучивания стихотворений из трёх-четырёх четверостиший. Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью, потому что при таком виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.


Этапы работы над стихотворением:

1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
4. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме. 

5.Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

6.Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

7.Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

8.Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

Пересказ литературных произведений.

 Особая роль в формировании связной речи принадлежит пересказу литературных произведений. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

На занятиях по пересказу литературных произведений, решаются все речевые задачи, но основной из них является обучение рассказыванию, хотя параллельно дети выполняют фонематические, лексические, грамматические упражнения. Обучение пересказу литературных произведений начинала со сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», при этом использую приём совместного рассказа.

Схему обучения пересказу сказок представляю таким образом: рассказываю сказку и одновременно показываю настольный театр. Затем дети включаются в повторный рассказ воспитателя. Я начинаю фразу, дети продолжают.

Например: «Жили-были дед… (и баба). Была у них… (курочка-ряба) …»

Дети находят на столе предметные картинки или мнемоквадраты с цветным изображением героев сказки, раскладывают их в правильной последовательности. Далее показываю иллюстрации, обращаю внимание на героев сказки и дети учатся описывать их внешний вид, действия. Использую приём художественного слова: читаю потешки, песенки на тему сказки. После такой работы привлекаю детей к обыгрыванию сказки.

Работу на занятиях по мнемотаблицам необходимо проводить в три этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с помощью педагога, в старших – дети могут уже самостоятельно.

Этапы работы над текстом при пересказе:

1. Воспитатель объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их. 
2. Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины. 
3. Беседа по содержанию текста. 
4. Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу. 
5.Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу, либо рассказ в целом.
Описательный рассказ.

Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание — это анализ. Что ребёнку очень трудно. Очень важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

При составлении описательного рассказа по предмету, вначале обращаю внимание на характерные особенности внешнего вида предмета (части, цвет, форму). В результате обогащается словарный запас ребенка. В процессе обучения связной описательной речи мнемотаблицы служат средством планирования высказывания, они выступают в роли плана – подсказки.
Я использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
При составлении описательного рассказа мнемотаблицы помогают детям самостоятельно определить главные признаки предмета, установить последовательность изложения, удержать ее в памяти. Картинки – помощницы формируют представление об объекте. Дети сами отбирают значимые факты для рассказа, мысленно представляют их взаимосвязь.

Мнемотехника многофункциональна. На её основе создают разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные символы с детьми для описания предмета, необходимо только придерживаться следующих требований:

1.Символ должна отображать обобщённый образ предмета;

2.Раскрывать существенное в объекте;

3.Замысел по созданию символа следует обсуждать с детьми, чтобы они были им понятны.

Символы обозначают слова. Например, «знак вопроса» или контурное изображение объекта – дети называют предмет или объект. «Цвет» - дети рассказывают о цвете предмета по цветовому пятну. «Геометрические фигуры» - форма объекта. «Рука» - какой предмет на ощупь или действие с ним. «Человек» - для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нём заботится или как человек его использует. «Части объекта» - из каких частей состоит объект. По мере необходимости можно использовать и другие символы.

Параллельно с этой работой использую речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Составление рассказов по сюжетной картине
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. 

Рассказывание по картине состоит из 3-х этапов: 
1.Выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
2.Определение взаимосвязи между ними;
3.Объединение фрагментов в единый сюжет. 
Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т. п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений. 
Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку. 
В данном случае в качестве элементов схемы рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. 
Работа по таким картинам строится в несколько этапов: 

1.Рассматривание картины и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта на картине;

2.Определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

3.Выделение значимых объектов картины;

4.Рассказ по вопросам воспитателя;

5.Рассматривание мнемодорожки с изображением объектов картины, разбор того, что на ней изображено;

6.Осуществляется перекодирование информации наоборот, т. е. преобразование отдельных объектов картины в абстрактные символы;

7.Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемодорожку.

Работа по развитию связной речи у детей не ограничивается  мнемотаблицами . Но это наиболее  эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить. Совместно с этой работой провожу речевые игры, использую настольно - печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Систематическая работа по развитию речи у детей с использованием мнемотаблиц дает свои результаты:

- Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

 -Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

 -Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

        Моими помощниками и соратниками в становлении речевого развития детей, являются родители. В союзе с ними мы повышаем уровень речевого развития детей. На родительских собраниях убеждаю их в необходимости повышения уровня речевой активности детей.  Предоставляю  родителям теоретический и практический материал по развитию речи для более успешной подготовки  к школе, так как речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

 На консультациях знакомлю родителей с приёмами и методами мнемотехники. Провожу консультации для родителей,  он-лайн занятия по работе с мнемотаблицами. Родители с удовольствием используют памятки- инструкции «Как учить стихи, используя мнемотехнику».

 

 

Список литературы.

1.Акимова Г.  Эффективные мнемотехника для детей и взрослых - Екатеринбург:» У- Фактория», 2006.

2. Большова Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнетохника.

3. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников. «Дошкольная педагогика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Слово "мнемотехника" происходит от греческого "мнемос" - память. Именно греческая богиня памяти Мнемозина "дала название" технологии для развития памяти - мнемотехнике.   Мнемотехника -  иск...

Статья "Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Раскрывается актуальность  использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

СТАТЬЯ «Использование методов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Память – это основа   психической жизни, основа нашего сознания. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, н...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...

Статья на тему "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи"

Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста....

Статья на тему " Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

В данной статье рассматриваются приемы мнемотехники и их значание в работе с дошкольниками....