Статья на тему "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др
Цель: использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста.
Задачи: 1. Способствовать развитию связной речи.
2. Расширять и обогащать словарный запас детей.
3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации) .
4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.
Для чего нужна мнемотехника?
Слово мнемотехника произошло от древнегреческой покровительницы памяти — Мнемозины. Это направление в развитии детей стало очень популярно. Ранее его использовали в большей части в ораторском искусстве, для возможности поправки речи, сейчас техника используется значительно обширнее. Благодаря использованию уникальных таблиц, педагоги решают следующие проблему у детей:
развитие памяти, сохранения и запоминания информации;
развитие логического мышления;
становление речи, в частности улучшение дикции, произношения звуков;
помогает ребенку научиться правильно формировать свои мысли и составлять предложения;
повышает способность концентрировать внимание на одном занятии;
техника формирует возможность составлять рассказы и пересказывать прочитанный текст, облегчает процесс заучивания стихов.
В развитии ребенка важна последовательность. Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты.
Структура мнемотехники:
Мнемоквадраты – Мнемодорожки - Мнемотаблицы
Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т.д.
Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.
Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.
Для работы с мнемотаблицами, нужны только сами мнемотаблицы.
То есть используются наглядные пособия – таблицы, где каждое изображение имеет смысл. Таблицы можно создавать на разные темы, и выглядеть они могут по- разному.
Можно составить таблицу, просто зарисовав карандашами ассоциативные образы, можно использовать яркие картинки. Таблицу можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться готовой.
Для детей от 3 до 5 лет важно чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрей запоминают цветные образы: апельсин – оранжевый, помидор – красный, трава – зеленая, и т.п.
Детям старше можно давать черно – белые таблицы.
Этапы создания мнемотаблиц самостоятельно.
1)Читаем рассказ, стих, пословицу, загадку и др., выделяем важные моменты.
2) Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.
3)В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.
4) Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.
Алгоритм для того, чтобы выучить стихотворение:
- Выразительно прочитать стихотворение
- Прочитать еще раз, показывая изображения в мнемотаблице.
- Уточнить, все ли слова знакомы малышу. Если что - то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.
- Далее - надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.
- И последнее: ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть, воспроизводит то, что запомнил.
Это примерный план работы с таблицами. Каждый ребенок индивидуален: кому-то достаточно один раз прочитать и показать на картинки, и он все запомнил. А кому-то стоит читать много раз для запоминания. В каких - то случаях можно предложить малышу раскрасить мнемотаблицу, и в процессе прочитывать текст.
Но в любом случае, запоминание происходит легче, если ситуации изображены на картинках.
Данная работа оказала эффективность речевого развития у дошкольников средствами обучения детей рассказыванию с помощью мнемотехники:
- использование мнемотехники в рассказывании и заучивании положительно повлияло на речь детей, что говорит о перспективности данного вида работы.
- система работы дает возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность.
- использование упражнений, дидактических и развивающих игр способствует появлению в речи детей логики и последовательности изложения.
- благодаря развитию умственных способностей на основе дидактических и развивающих игр, использованию различных методов моделирования дети смогли достигнуть хорошего результата.
Заключение
Художественная литература и, в частности, поэзия (и художественная мировая, и фольклорная) является важным источником средства обогащения образной речи ребенка, развития его поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать часть задач, которые стоят перед воспитателем при развитии речи ребенка.
Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала. Важное правило при использовании мнемотехники заключается в совместных занятиях с ребёнком не только воспитателей в детском саду, но и родителей дома.
Подвести итог данной работы можно словами В. Г. Белинского «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
Слово "мнемотехника" происходит от греческого "мнемос" - память. Именно греческая богиня памяти Мнемозина "дала название" технологии для развития памяти - мнемотехнике. Мнемотехника - иск...
СТАТЬЯ «Использование методов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»
Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, н...
Сторителлинг - современный интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи.
Презентация игры "Кубики-историй" для детей среднего дошкольного возраста....
Статья "Психокоррекционные техники, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения речи
В статье рассмотрены психокоррекционные техники, которые эффективно применяются в логопедической работе с детьми дошкольного возраста....
Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития речи и умственных способностей
Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития речи и умственных способностей...
Консультация для воспитателей "Использование мнемотехники и мнемотаблицы в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи"
Материал предназначен для работников ДОУ....
Статья "Использование технологии личностно-ориентированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи"
Использование технологии личностно-ориентированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи....