Статья "Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
статья по окружающему миру (старшая группа)
Раскрывается актуальность использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika_-_kopiya.docx | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста»,
автор: Пичугина Т.И., воспитатель ГБДОУ ЦРР – детского сада № 24 Красносельского района Санкт-Петербурга
« Учить ребенка, каким – нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
К.Д.Ушинский.
Главный инструмент нашего разума – это память. Чтобы память нас не подвела в самые важные моменты жизни, нужно постоянно ее тренировать.
Наглядность – один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запоминать текст.
В последнее время для заучивания стихотворений широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.
Мнемотехника (искусство запоминания) – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Мнемотехника помогает детям:
1.Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы.
2.Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина – завершение).
3.Обогащает словарный запас.
4.Помогает развивать мышление, фантазию.
5.Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.
Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадраты – мнемодорожки – мнемотаблицы.
Мнемоквадраты – это яркие , одиночные изображения, которые могут обозначать какое – то слово, словосочетание, характеристику предмета или образ действия.
Мнемодорожка – это полоска бумаги, на которой представлены схематически, в цветном виде, изображения стихотворений.
Мнемодорожка несет познавательную информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах. Начальный этап работы с мнемодорожками – это рассматривание мнемоквадратов, составных частей будущей мнемодорожки.
Для детей младшего и среднего возраста рекомендуемое их количество равно шести.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему, а по мере обучения ребенок так же активно включается в процесс создания своей схемы.
Использование мнемотаблиц облегчает и ускоряет процесс запоминания и формирует приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию увлекает детей, превращает занятие в игру.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные изображения, так как у детей остаются в памяти цветные образы.
Усложнять изображение персонажа, вводить его в графический вид надо постепенно. Если мнемодорожки состоят из малого количества информационных квадратов, то мнемотаблицы состоят из гораздо большего их числа.
Этапы работы над стихотворением:
1.Взрослый выразительно читает стихотворение.
2.Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3.Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4.Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5.Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6.Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Результаты по работе с мнемотаблицами:
*Появляется интерес к заучиванию стихов, потешек, считалок и т.д.
*Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории.
*У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире, словарный запас выходит на более высокий уровень.
*Дети преодолевают робость, застенчивость. Учатся свободно держаться перед аудиторией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Элементы мнемотехники в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Грамота - достаточно сложный предмет для дошкольников. Детям старшего дошкольного возраста очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в их практическом мире, понятия. С целью активизации ...
Использование приемов мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
В статье рассказывается о основных мнемотехнических приемах, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. А также ассоциативный тренинг, он является важной частью подготовки к ус...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР...
Актуальность применения методики "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
В настоящее время количество детей с общим нарушением речи значительно увеличилось. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию реб...
Использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (нарушение речи)
Конспект коррекционно – развивающего занятия с использованием приемов мнемотехники в старшей группе детей с ОВЗ (нарушение речи)...
Проект«Применение методики "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)».
Технологическая карта проекта...
«Мнемотехника в работе с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития речи»
Мнемотехника––это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти....