Педагогический проект " Проектная деятельность как средство развития коммуникативно-речевых навыков у детей 5-6 лет "
проект по развитию речи (старшая группа)

Гасымова Татьяна Сергеевна
Проблема нарушение речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания.
Цель проекта:   развитие  коммуникативно-речевых навыков у детей 5-6 лет  через проектную деятельность
Задачи проекта:
-обогатить свои знания в области речевого развития  дошкольников и проектной технологии;
-развивать  у детей коммуниктивно-речевой навык , закрепить навыки ведения диалога;
-создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному общению со взрослыми и детьми.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                               Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 370» г. Перми

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

МАДОУ «Детский сад № 370»

г. Перми

_____________Василюк С.Ю.

Проектная деятельность как средство развития  коммуникативно-речевых навыков у детей 5-6 лет

 

                                                                                                                                                                                                                                     

Разработала

воспитатель

первой квалификационой категории

Гасымова Т.С.

 

                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

2021-2022 уч.год

                                                                                                                  Проблемно-ориентированный анализ:

 Проблема нарушение речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания.

Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной социокультурной ситуацией сложившейся в современном обществе. Чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах.

Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий, позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развивает у ребенка определенные реализуемые программой знания, умения и навыки.

Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.

Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».

Использование методов проектов в образовательном процессе, способствуют повышению развития у детей речевой активности, способствует формированию грамматической стройности речи.

Анализ  речевого  общения детей  5 – 6 лет  выявляет необходимость  целенаправленной воспитательно - образовательной работы по развитию коммуникативно-речевых навыков детей.

Название проекта:   Проектная деятельность как средство развития  коммуникативно-речевых навыков у детей 5-6 лет

 Цель проекта: :  развитие  коммуникативно-речевых навыков у детей 5-6 лет  через проектную деятельность .

Задачи проекта:

-обогатить свои знания в области речевого развития  дошкольников и проектной технологии;

-развивать  у детей коммуниктивно-речевой навык , закрепить навыки ведения диалога;

-создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному общению со взрослыми и детьми.

Ожидаемые результаты по реализации проекта:

 -обогащение  знаний в области  речевого развития  дошкольников и проектной технологии;

-развитие у детей коммуникативно-речевых навыков сознательное овладение речевыми и вербальными средствами общения 

- образовательная речевая среда для активного общения детей в группе.

Критерии оценки результатов

 -умение проектировать и моделировать  формы  взаимодействия с детьми направленные на  развитие  коммуникативно-речевых навыков

-наличие у детей  умений, навыков легко и свободно вступать в диалог со взрослыми и детьми;

-умение детей устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.

-картинки , игры ,сказочные и мульт ,герои,журналы,книги

Возможные риски:

 -низкая речевая активность

-задержка речевого развития

-застенчивость, замкнутость

Пути их преодоления:

- дополнительная мотивация детей к речевому общению

-консультация специалистов

Способы и средства достижения результатов:

Способы: изучение и анализ литературы, моделирование образовательного процесса, совместная деятельность с детьми, с родителями и др.

Средства:  научно- методическая литература, обмен опытом с коллегами,  общение, речь педагога, консультации, освоение  педагогических технологий;

электронные образовательные ресурсы (Интернет, аудио- и видео- файлы, презентации)

инновационные педагогические технологии (медиаобразовательная,проектная технология.

Планирование работы по реализации проекта:

Мероприятия, действия

Сроки

Ожидаемый результат, продукт деятельности

Изучение литературы

1,Программ «От рождения до школы»

Н.Е.Веракса,Т.С.Комарова,Э.М Дорофеева

2.«Занятие по развитие рече»В.ВГербова

3.Дошкольная педагогика .Н.И.Левшина «Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольников».2014г.

4. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в дошкольном образовании

5. Статьи «Проектная деятельность ДОУ для развития связной речи дошкольников».

-«Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности».

- «Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности».

- «Роль проектной деятельностив речевом развитии детей дошкольного возраста».

-«Использование проектной деятельности для повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста».

6.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001. – 237 с.

Октябрь

Обогащение знаний по методике развития коммуникативно-речевых навыков общения детей и проектной технологии.

Готовность к  проектированию и моделированию форм взаимодействия с детьми по коммуникативно-речевому развитию.

Разработка и реализация проектов с детьми

Октябрь

Навыки проектирования  и моделирования

 форм взаимодействия с детьми и родителями, направленными на коммуникативно-речевое развитие   детей

3 Проект «Волшебный мир общения»

Ноябрь

Появление у детей умений вести простой диалог со взрослыми и

4. Проект «Здравствуй сказка»

Декабрь

 Культура речи, умение детей рассуждать, применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний

5.Проект «В стране красивой речи»

 Январь

 Появление  умений  у детей речевое дыхание, правильная артикуляция, интонация, логика речи.

 6. Проект

«Страна понимания »

Февраль

Появление у детей умений  группового взаимодействия, установление контакта друг с другом

Игры на коммуникативно-речевое  развитие навыков у детей ,

8. Проект «Учимся общаться»

Апрель

 Появление у детей коммуникативных  навыков ,умение решать ситуации доступными средствами.

Ресурсное обеспечение:

Условия

Оборудование

Источник

Материально- технические

компьютер

Наглядный и

демонстрационный материал для детей

игровых упражнений на развитие коммуникативных умений и навыков.

ДОУ

Подборка дидактических игр и пособий по развитию речи

Уголок в группе

Мотивационные

Повышение педагогической компетенции, пополнение электронного портфолио методическими разработками

ДОУ

Кадровые

Воспитатели группы

Информационные,

научно- методические

Научно методическая литература

Доу

Периодическая печать по дошкольному воспитанию

 

Интернет ресурсы

 

Консультирование

 

Реализация проекта:

Дата начала проекта:  октябрь2021

Дата окончания проекта: май2022

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели

Анализ результатов:

          повышение педагогической компетентности в вопросах коммуникативно речевого развития  детей 5-6 лет,    овладение проектной  технологий и др.

Перспективы развития  проекта:

разработка нового проекта

             

 

Список использованных источников:

1.Программ «От рождения до школы»

Н.Е.Веракса,Т.С.Комарова,Э.М Дорофеева

2.«Занятие по развитие рече»В.ВГербова

3.Дошкольная педагогика .Н.И.Левшина «Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольников».2014г.

4. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в дошкольном образовании

5. Статьи «Проектная деятельность ДОУ для развития связной речи дошкольников».

-«Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности».

- «Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности».

- «Роль проектной деятельностив речевом развитии детей дошкольного возраста».

-«Использование проектной деятельности для повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста».

6.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001. – 237 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Метод проектной деятельности является наиболее эффективным способом, позволяющим одновременно обеспечить:-развитие у ребенка предметных знаний, умений и навыков;-формирование универсальных компетентно...

Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят  познавательный интерес к окружа...

Проектная деятельность как средство взаимодействия ДОО с родителями детей раннего возраста

В свете современных изменений в системе образования, в соответствии с ФГОГС ДО, сложившуюся ситуацию можно решить  в процессе «взаимодействия с родителями по вопросам образования ребёнка, непосре...

Педагогический проект «Проектный метод – как средство развития педагогической компетентности молодого педагога»

Идея создания проекта появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога в рамках ШМП, обучению его современным педагогическим технолог...

Педагогическая разработка "Лэпбук, как эффективное средство формирования сенсорных навыков у детей раннего возраста"

Значение сенсорного развития в раннем возрасте, охватывающем второй и третий год жизни ребенка, трудно переоценить. Психологические новообразования, которые складываются в этот период, влияют на все д...

Педагогический проект «Игровая деятельность, как средство развития и воспитания детей раннего возраста»

Игра - великое изобретение человека. В ней, как в зеркале отражается история человечества. С раннего детства взрослые знакомят ребенка с окружающей действительностью, с помощью общения передают ему оп...