Конспект ОД для детей старшей группы на тему: «Праздник Сороков» Образовательная область «Речевое развитие»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Познакомить детей с традицией празднования прилета птиц на Руси - Сороками.
Программные задачи:
- продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песнями;
- познакомить с обычаем русского народа праздновать день птиц; играми и развлечениями на праздниках;
- создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором; активизировать познавательную деятельность;
- воспитывать уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.
Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: видеопрезентация «Праздник птиц», презентация для игры «Вопрос – ответ», проектор, проекционная доска, компьютер, русские народные костюмы для каждого ребенка, педагога, жаворонки из соленого теста – по числу детей, поднос, искусственное деревце без листьев с яркими ленточками, колокольчик, свистульки – по числу мальчиков, русские народные платки – по числу девочек, сундук, гелиевые воздушные шары – по числу детей, объемные картинки жаворонков.
Методы.
Наглядный, словесный, практический.
Приёмы.
Наглядные: показ, презентации, прослушивание аудиозаписи, рассматривание.
Практические: русская народная закличка птиц, русская народная игра «Жаворонки», хоровод с игрой на музывальных инструментах (свистульках).
Словесные: беседа, вопросы, пояснения, художественное слово, рассказы детей и воспитателя.
Ход образовательной деятельности.
I. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, какие вы все красивые и нарядные. Я тоже нарядилась перед приходом к вам. Так на Руси одевались в праздники. Русские люди во все времена года любили отмечать праздники. Ребята, какое сейчас время года? Саша, скажи тоже. Оля, а как ты думаешь? Подойдите, присаживайтесь на стулья.
- Игра «Вопрос – ответ».
Составление картины по вопросам. Ответы появляются на слайде.
Воспитатель: Что весною голубое, высокое, чистое? (небо)
Что в небе легкое, белое, пушистое? (облако)
Что весною греет, светит, припекает? (солнце)
Что весною на деревьях набухает, лопается, расцветает? (почки)
- Мотивация.
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая весенняя картина у нас получилась. А в народе говорили так: «Когда солнышко пригреет, тогда и вода разольется тогда и лес зазеленеет, тогда и птицы прилетают. Ребята, а кого на нашей картине не хватает? Кто к нам не прилетел?
Воспитатель: Да, ребята, на нашей картине птиц не хватает. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы птицы появились?
II. Основная часть.
- Беседа «Праздник прилета птиц».
Воспитатель: А вы знаете, что на Руси существовала такая традиция – отмечать праздник – прилет птиц. Чтобы птицы прилетели, их надо закликать, зазывать, значит. На Руси в давние времена люди к прилету птиц готовились по - особому. Этот Праздник отмечали 22 марта. Ой, а я и забыла – ведь это же завтра! А вы знаете, как зазывали птиц раньше? А вот как это было – мы сейчас посмотрим. Садитесь удобнее и смотрите внимательно.
- Просмотр видеосюжета о традиции празднования Сороков на Руси.
- Видеопросмотр – прослушивание произведения музыкального фольклора.
Воспитатель: А еще по обычаю люди играли в народные игры, хороводы девушки водили, песни пели – шумно, весело праздник проходил. Посмотрите, как это было.
Воспитатель: Ребята, так как раньше зазывали птиц? Правильно, пекли жаворонков и зазывали птиц, произносили заклички, играли в русские народные игры и водили хороводы.
- Русская народная закличка.
Воспитатель: Я к вам приехала не с пустыми руками. Испекла жаворонков. Подойдите, пожалуйста. Посмотрите, какие красивые жаворонки. Возьмите себе того, который понравится и становитесь вокруг дерева – будем весну зазывать, птиц закликать, может, они услышат нас и прилетят.
Дети хотят вокруг дерева с жаворонками, говорят слова:
Жаворонки, прилетите!
Студеную зиму прогоните!
Теплую весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Воспитатель: Давайте рассадим жаворонков на дерево. Если кто-то захочет, можно посадить и в гнездышко, и на веточку, а можно и под деревце. Смотрите, какое красивое дерево у нас получилось.
- Народная игра «Жаворонок».
Воспитатель: Посмотрите, ребята, а птицы – то не появились – нигде их не видно. Ребята, а как ещё в старину на Руси зазывали птиц? Правильно, играли в народные игры. Какие народные игры Вы знаете?
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит
Выходи - ка детвора
Поиграть пришла пора….
Воспитатель: Я вас сегодня познакомлю с народной игрой, которая называется «Жаворонок». А правила игры будут такие: я проговариваю слова и звоню в колокольчик. Когда я остановлюсь между детьми, эти дети бегут в разные стороны и кто первым возьмет колокольчик из моих рук, тот и будет водящим. Разрешите, я начну – я буду водящей?
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел
Тот, кто песенку найдет,
Будет счастлив целой год!!!!
Воспитатель: Ну что, ребята, прилетели птицы? Не видно, не слышно птиц! Что ещё делали в старину на Руси, чтобы птиц зазвать?
- Хоровод.
Воспитатель: Так давайте заведём хоровод. По русскому обычаю девочки хоровод водили, а мальчики выбегали на улицу со свистульками и свистели, а птицы откликались на свистульки своими голосами и прилетали. Мальчики, подойдите, возьмите свистульки, станьте рядом – будете нам помогать, птиц зазывать. Девочки, возьмите платки и становитесь в хоровод вокруг нашего красивого деревца.
III. Заключительная часть.
- Итог мотивации.
Воспитатель: Слышу, слышу, птицы защебетали. Давайте положим на место платки и свистульки и пойдем птиц встречать. А вот и птицы прилетели.
На картине, которая была в игре «Вопрос – ответ», появляется анимация птиц.
Педагог незаметно выпускает из сундука, стоящего в углу групповой, гелиевые воздушные шары, к концам ниточек которых прикреплены объемные картинки жаворонков.
Воспитатель: Ой, сколько птиц! Рассмотрите, какие они все красивые, разные.
- Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, у нас получилось птиц зазвать? Кому вы расскажите об этой традиции? Подойдите, возьмите понравившуюся птицу на память о нашем занятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_ptits.docx | 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Познакомить детей с традицией празднования прилета птиц на Руси - Сороками.
Программные задачи:
- продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песнями;
- познакомить с обычаем русского народа праздновать день птиц; играми и развлечениями на праздниках;
- создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором; активизировать познавательную деятельность;
- воспитывать уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.
Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: видеопрезентация «Праздник птиц», презентация для игры «Вопрос – ответ», проектор, проекционная доска, компьютер, русские народные костюмы для каждого ребенка, педагога, жаворонки из соленого теста – по числу детей, поднос, искусственное деревце без листьев с яркими ленточками, колокольчик, свистульки – по числу мальчиков, русские народные платки – по числу девочек, сундук, гелиевые воздушные шары – по числу детей, объемные картинки жаворонков.
Методы.
Наглядный, словесный, практический.
Приёмы.
Наглядные: показ, презентации, прослушивание аудиозаписи, рассматривание.
Практические: русская народная закличка птиц, русская народная игра «Жаворонки», хоровод с игрой на музывальных инструментах (свистульках).
Словесные: беседа, вопросы, пояснения, художественное слово, рассказы детей и воспитателя.
Ход образовательной деятельности.
I. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, какие вы все красивые и нарядные. Я тоже нарядилась перед приходом к вам. Так на Руси одевались в праздники. Русские люди во все времена года любили отмечать праздники. Ребята, какое сейчас время года? Саша, скажи тоже. Оля, а как ты думаешь? Подойдите, присаживайтесь на стулья.
- Игра «Вопрос – ответ».
Составление картины по вопросам. Ответы появляются на слайде.
Воспитатель: Что весною голубое, высокое, чистое? (небо)
Что в небе легкое, белое, пушистое? (облако)
Что весною греет, светит, припекает? (солнце)
Что весною на деревьях набухает, лопается, расцветает? (почки)
- Мотивация.
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая весенняя картина у нас получилась. А в народе говорили так: «Когда солнышко пригреет, тогда и вода разольется тогда и лес зазеленеет, тогда и птицы прилетают. Ребята, а кого на нашей картине не хватает? Кто к нам не прилетел?
Воспитатель: Да, ребята, на нашей картине птиц не хватает. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы птицы появились?
II. Основная часть.
- Беседа «Праздник прилета птиц».
Воспитатель: А вы знаете, что на Руси существовала такая традиция – отмечать праздник – прилет птиц. Чтобы птицы прилетели, их надо закликать, зазывать, значит. На Руси в давние времена люди к прилету птиц готовились по - особому. Этот Праздник отмечали 22 марта. Ой, а я и забыла – ведь это же завтра! А вы знаете, как зазывали птиц раньше? А вот как это было – мы сейчас посмотрим. Садитесь удобнее и смотрите внимательно.
- Просмотр видеосюжета о традиции празднования Сороков на Руси.
- Видеопросмотр – прослушивание произведения музыкального фольклора.
Воспитатель: А еще по обычаю люди играли в народные игры, хороводы девушки водили, песни пели – шумно, весело праздник проходил. Посмотрите, как это было.
Воспитатель: Ребята, так как раньше зазывали птиц? Правильно, пекли жаворонков и зазывали птиц, произносили заклички, играли в русские народные игры и водили хороводы.
- Русская народная закличка.
Воспитатель: Я к вам приехала не с пустыми руками. Испекла жаворонков. Подойдите, пожалуйста. Посмотрите, какие красивые жаворонки. Возьмите себе того, который понравится и становитесь вокруг дерева – будем весну зазывать, птиц закликать, может, они услышат нас и прилетят.
Дети хотят вокруг дерева с жаворонками, говорят слова:
Жаворонки, прилетите!
Студеную зиму прогоните!
Теплую весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Воспитатель: Давайте рассадим жаворонков на дерево. Если кто-то захочет, можно посадить и в гнездышко, и на веточку, а можно и под деревце. Смотрите, какое красивое дерево у нас получилось.
- Народная игра «Жаворонок».
Воспитатель: Посмотрите, ребята, а птицы – то не появились – нигде их не видно. Ребята, а как ещё в старину на Руси зазывали птиц? Правильно, играли в народные игры. Какие народные игры Вы знаете?
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит
Выходи - ка детвора
Поиграть пришла пора….
Воспитатель: Я вас сегодня познакомлю с народной игрой, которая называется «Жаворонок». А правила игры будут такие: я проговариваю слова и звоню в колокольчик. Когда я остановлюсь между детьми, эти дети бегут в разные стороны и кто первым возьмет колокольчик из моих рук, тот и будет водящим. Разрешите, я начну – я буду водящей?
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел
Тот, кто песенку найдет,
Будет счастлив целой год!!!!
Воспитатель: Ну что, ребята, прилетели птицы? Не видно, не слышно птиц! Что ещё делали в старину на Руси, чтобы птиц зазвать?
- Хоровод.
Воспитатель: Так давайте заведём хоровод. По русскому обычаю девочки хоровод водили, а мальчики выбегали на улицу со свистульками и свистели, а птицы откликались на свистульки своими голосами и прилетали. Мальчики, подойдите, возьмите свистульки, станьте рядом – будете нам помогать, птиц зазывать. Девочки, возьмите платки и становитесь в хоровод вокруг нашего красивого деревца.
III. Заключительная часть.
- Итог мотивации.
Воспитатель: Слышу, слышу, птицы защебетали. Давайте положим на место платки и свистульки и пойдем птиц встречать. А вот и птицы прилетели.
На картине, которая была в игре «Вопрос – ответ», появляется анимация птиц.
Педагог незаметно выпускает из сундука, стоящего в углу групповой, гелиевые воздушные шары, к концам ниточек которых прикреплены объемные картинки жаворонков.
Воспитатель: Ой, сколько птиц! Рассмотрите, какие они все красивые, разные.
- Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, у нас получилось птиц зазвать? Кому вы расскажите об этой традиции? Подойдите, возьмите понравившуюся птицу на память о нашем занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Федорено горе»
«Федорено горе»Цель: Вызвать у детей интерес к учебной деятельности.Задачи: · Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения; закрепить знания н...
Конспект регламентированной образовательной деятельности детей 6-7 лет по образовательной области Речевое Развитие развитие тема: "Цветик- Семицветик"
Цель: обучать детей умению слушать собеседника;Задачи:Воспитательные: - воспитывать гуманное отношение у детей к друг другу в общении; - быть внимательным к партнеру не перебивать его...
Конспект регламентированной образовательной деятельности детей 5-6 лет по образовательной области Речевое Развитие развитие тема: "Путешествие в страну сказок"
Цель: Формирование у детей умения осмысленно работать над собственным произношением. Задачи:1. Образовательные: учить детей передавать образы сказочных героев.2. Развивающие:раз...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы по реализации образовательной области "Речевое развитие" по теме: "Мой город"
Интегрированнное занятие построено в виде экскурсии-рассказа о родном городе, ее истории, об основных улицах, о памятниках и площади с показом иллюстраций. В основе непосредственной образовательной де...
Конспект занятия для детей старшей группы по реализации образовательной области "Речевое развитие". Тема «Транспорт».
Цель занятия: уточнение и расширение словаря детей по теме «транспорт»; закрепление знаний о видах транспорта, его предназначении; развитие диалогической речи, речевого слуха, зрительного ...
НОД Тема: «Хакасская одежда» Интеграция областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Тема: «Хакасская одежда»Интеграция областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое раз...
- Мне нравится (1)