Конспект занятия для детей старшей группы по реализации образовательной области "Речевое развитие". Тема «Транспорт».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель занятия: уточнение и расширение словаря детей по теме «транспорт»; закрепление знаний о видах транспорта, его предназначении; развитие диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
НА ТЕМУ «Транспорт» (с использованием игровых и проектных технологий).
Цель: уточнение и расширение словаря детей по теме «транспорт»; закрепление знаний о видах транспорта, его предназначении; развитие диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять словарный запас детей.
- Побуждать детей отвечать полными ответами, употребляя в речи сложные предложения.
- Формировать умение произносить слова скороговорки в разном темпе, выделяя интонацией слова со звуком «Р».
Развивающие:
- Развивать монологическую речь.
- Развивать умение составлять рассказы на предложенную тему, сочинять весёлые загадки.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, умение слушать другого.
- Воспитывать познавательный интерес.
Материалы и оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме «Транспорт» (водный, воздушный), мяч, картинки с разными видами транспорта.
Предварительная работа:
- Прослушивание и разучивание детских песен из мультфильмов о транспорте.
- Чтение художественных произведений о транспорте, разучивание загадок, выполнение на занятиях физкультминуток, игровых зарядок по теме.
- Музыкальная игра «Едем-плывём-летим».
- Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт».
- Раскрашивание картинок-раскрасок с изображением транспортных средств.
Ход НОД
- Организационная часть.
Педагог предлагает детям произнести слова скороговорки:
Ехал Грека через реку
Видит Грека – в реке – Рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку – цап!
Воспитатель: Ребята, произнесите эти слова сначала медленно, затем в ускоренном темпе. Какой звук чаще других встречается в словах?
Дети медленно повторяют и отвечают на вопрос педагога.
Дети: Это звук «Р».
Воспитатель: Верно, ребята. Выделите слова с этим звуком при помощи интонации.
Дети ещё раз повторяют слова скороговорки, выделяя слова со звуком «Р».
Воспитатель: Где в природе мы можем слышать этот звук?
Дети: Так работает мотор, так рычит собака.
Воспитатель: Умницы, изобразите: собака рычит как? Мотор работает как?
Воспитатель: Хорошо поработали ваши язычки-моторчики, а теперь пора всем телом поработать.
Физкультминутка.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись –
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс,
Одной рукой – это кроль.
Все, как один,
Плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Дети имитируют движения по тексту стихотворения.
- Основная часть (беседа).
Воспитатель: Как вы думаете, на чём ехал по мосту Грека? На чём ещё можно было ехать?
Дети: Грека ехал на машине. Ещё можно было ехать на велосипеде, на автобусе.
Воспитатель: Очень хорошо, как всё это назвать одним словом?
Дети: Транспорт!
Воспитатель: Умницы! Какой бывает транспорт? Транспорт, который движется по воздуху, как называется?
Дети: Воздушный.
Воспитатель: А транспорт, который движется по воде и под водой?
Дети: Водный и подводный.
Воспитатель: А по земле и под землёй?
Дети: наземный и подземный!
Воспитатель: А в космосе какой?
Дети: Космический.
Воспитатель: Вы большие молодцы, ребята. Зачем нужен транспорт?
Дети: Чтобы быстро передвигаться, чтобы перевозить груз.
Воспитатель: В зависимости от того, кого или что перевозит транспорт, он может быть какой?
Дети: Пассажирский и грузовой.
Воспитатель: Молодцы! А вот вам весёлые задачки на сообразительность от Греки:
- Летели по небу самолёт и «Жигули». Кто из них быстрее долетит и почему?
- Автобус едет за город. Что случится, если он сойдёт с рельсов?
- Плывут по морю пароход и поезд. Кто первым войдёт в порт?
Дети отвечают.
Воспитатель: А теперь, ребята, придумайте весёлые задачки сами.
Дети выполняют игровое задание.
Воспитатель: Ребята, вы очень сообразительные, и задачки у вас весёлые получились. А теперь давайте ещё немного разомнёмся.
Физкультминутка.
От зелёного причала
Оттолкнулся пароход,
Он назад шагнул сначала,
А потом шагнул вперёд
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход,
И пускал трубой колечки
Белоснежный пароход.
Дети выполняют движения по тексту.
Воспитатель: Многие из вас в детский сад добираются на каком-либо транспорте. Расскажите, как вы добираетесь.
Заслушиваются несколько коротких рассказов.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам в игру сыграть. Я буду начинать предложение, а вы должны будете его закончить. Только нужно быть внимательными! Готовы?
Дети: Да!
Педагог начинает, дети продолжают:
- Я шёл сегодня в детский сад пешком, потому что…
- Очень люблю добираться до детского сада на автобусе, так как…
- Я живу очень далеко и…
- Меня возит папа на машине, так как…
- Часто мне приходится добираться на разных видах транспорта…
- Мы живём близко от детского сада и поэтому…
Воспитатель: Молодцы, ребята, у нас с вами очень хорошо играть получается. Тогда попробуем ещё в одну игру поиграть. Называется она «Попробуй, отгадай». Вам нужно поделиться на две команды, одна будет загадывать загадки про транспорт, а другая – отгадывать. Потом – наоборот.
Дидактическая игра «Попробуй, отгадай».Дети делятся на две команды. Одна сочиняет загадки о транспорте, другая отгадывает (не называя, дети описывают вид транспорта). Затем команды меняются.
Физкультминутка.
Дети двигаются по всей группе, громко повторяя слова:
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Я стучу, стучу, стучу,
Я лечу, лечу, лечу,
Опоздать я не хочу.
Воспитатель: Ещё мы с вами поговорим на тему «Как транспорт влияет на природу».
Проводится игра «Круглый стол». Перед детьми картинки с изображением транспорта на улицах города.
Воспитатель: Зачем нужен транспорт? Вреден ли транспорт для человека, животных, птиц, растений? Почему?
Дети: При сгорании бензина в двигателе машины из выхлопной трубы выделяется угарный газ.
Воспитатель: Вреден ли он? Что произойдёт с окружающей средой, если количество машин будет увеличиваться?
Дети: Будет гибнуть природа, будут страдать живые существа.
Воспитатель: А знаете ли вы, что есть страны, где движение машин по городу ограничено (Швейцария, Германия, Франция, Швеция). В этих странах люди отказываются от машин и покупают себе велосипеды. Как вы думаете, почему?
Дети: Чтобы сохранить окружающую среду, защитить её от влияния вредных веществ.
- Заключительная часть. Итог НОД.
Воспитатель: Ребята, вы все сегодня хорошо постарались. Напоследок мы немного пофантазируем. Представьте себе, что все машины исчезли…Что будет? На чём и как мы будем передвигаться на дальние расстояния?
Дети высказывают свои предположения.
Можно предложить детям нарисовать картинки на темы «Транспорт будущего», «Город без машин».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада №12. Тема: "Неживая природа. Каменные украшения земли."
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада №12....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста (образовательная область «Познание») Тема: «Путешествие вокруг Солнца »
Продолжать знакомить детей с основными планетами, дать элементарные понятия о планетах....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Познание".Тема "Часы".
В данной работе представлен материал по использованию Системного оператора на занятии математике....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область О.Х.Л. Тема: Анализ русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".
В конспекте представлен матерал задачи которого : развивать способность детей раскодировать основной сюжет литературного произведения, учить составлять небольшие рассказы загадки о героях, самос...
Конспект занятия для детей старшей группы по художественному- эстетическому развитию на тему: «Зимний лес»
формирование у детей понятия о природе зимой в лесу...
Конспект фронтального занятия для детей старшей группы с задержкой психического развития. Тема: «Путешествие за ценными находками»
Конспект разработан с учетом возрастных особенностей детей с задержкой психического развития,...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему «Времена года»
Образовательные задачи: познакомить детей с временами года, месяцами.Развивающие задачи: развивать у детей умение выделять приметы, каждого времени года, развивать логическое мышление, воображение, ум...