Конспект занятия для детей старшей группы по реализации образовательной области "Речевое развитие". Тема «Транспорт».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шихова Валерия Сергеевна

Цель занятия: уточнение и расширение словаря детей по теме «транспорт»; закрепление знаний о видах транспорта, его предназначении; развитие диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ  «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

НА ТЕМУ  «Транспорт» (с использованием игровых и проектных технологий).

Цель: уточнение и расширение словаря детей по теме «транспорт»; закрепление знаний о видах транспорта, его предназначении; развитие диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять словарный запас детей.
  • Побуждать детей отвечать полными ответами, употребляя в речи сложные предложения.
  • Формировать умение произносить слова скороговорки в разном темпе, выделяя интонацией слова со звуком «Р».

Развивающие:

  • Развивать монологическую речь.
  • Развивать умение составлять рассказы на предложенную тему, сочинять весёлые загадки.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, умение слушать другого.
  • Воспитывать познавательный интерес.

Материалы и оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме «Транспорт» (водный, воздушный), мяч, картинки с разными видами транспорта.

Предварительная работа:

  • Прослушивание и разучивание детских песен из мультфильмов о транспорте.
  • Чтение художественных произведений о транспорте, разучивание загадок, выполнение на занятиях физкультминуток, игровых зарядок по теме.
  • Музыкальная игра «Едем-плывём-летим».
  • Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт».
  • Раскрашивание картинок-раскрасок с изображением транспортных средств.

Ход НОД

  1. Организационная часть.

Педагог предлагает детям произнести слова скороговорки:

Ехал Грека через реку

Видит Грека – в реке – Рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку – цап!

Воспитатель: Ребята, произнесите эти слова сначала медленно, затем в ускоренном темпе. Какой звук чаще других встречается в словах?

Дети медленно повторяют и отвечают на вопрос педагога.

Дети: Это звук «Р».

Воспитатель: Верно, ребята. Выделите слова с этим звуком при помощи интонации.

Дети ещё раз повторяют слова скороговорки, выделяя слова со звуком «Р».

Воспитатель: Где в природе мы можем слышать этот звук?

Дети: Так работает мотор, так рычит собака.

Воспитатель: Умницы, изобразите: собака рычит как? Мотор работает как?

Воспитатель: Хорошо поработали ваши язычки-моторчики, а теперь пора всем телом поработать.

Физкультминутка.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись –

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс,

Одной рукой – это кроль.

Все, как один,

Плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Дети имитируют движения по тексту стихотворения.

  1. Основная часть (беседа).

Воспитатель: Как вы думаете, на чём ехал по мосту Грека? На чём ещё можно было ехать?

Дети: Грека ехал на машине. Ещё можно было ехать на велосипеде, на автобусе.

Воспитатель: Очень хорошо, как всё это назвать одним словом?

Дети: Транспорт!

Воспитатель: Умницы! Какой бывает транспорт? Транспорт, который движется по воздуху, как называется?

Дети: Воздушный.

Воспитатель: А транспорт, который движется по воде и под водой?

Дети: Водный и подводный.

Воспитатель: А по земле и под землёй?

Дети: наземный и подземный!

Воспитатель: А в космосе какой?

Дети: Космический.

Воспитатель: Вы большие молодцы, ребята. Зачем нужен транспорт?

Дети: Чтобы быстро передвигаться, чтобы перевозить груз.

Воспитатель: В зависимости от того, кого или что перевозит транспорт, он может быть какой?

Дети: Пассажирский и грузовой.

Воспитатель: Молодцы! А вот вам весёлые задачки на сообразительность от Греки:

  • Летели по небу самолёт и «Жигули». Кто из них быстрее долетит и почему?
  • Автобус едет за город. Что случится, если он сойдёт с рельсов?
  • Плывут по морю пароход и поезд. Кто первым войдёт в порт?

Дети отвечают.

Воспитатель: А теперь, ребята, придумайте весёлые задачки сами.

Дети выполняют игровое задание.

Воспитатель: Ребята, вы очень сообразительные, и задачки у вас весёлые получились. А теперь давайте ещё немного разомнёмся.

Физкультминутка.

От зелёного причала

Оттолкнулся пароход,

Он назад шагнул сначала,

А потом шагнул вперёд

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход,

И пускал трубой колечки

Белоснежный пароход.

Дети выполняют движения по тексту.

Воспитатель: Многие из вас в детский сад добираются на каком-либо транспорте. Расскажите, как вы добираетесь.

Заслушиваются несколько коротких рассказов.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам в игру сыграть. Я буду начинать предложение, а вы должны будете его закончить. Только нужно быть внимательными! Готовы?

Дети: Да!

Педагог начинает, дети продолжают:

  • Я шёл сегодня в детский сад пешком, потому что…
  • Очень люблю добираться до детского сада на автобусе, так как…
  • Я живу очень далеко и…
  • Меня возит папа на машине, так как…
  • Часто мне приходится добираться на разных видах транспорта…
  • Мы живём близко от детского сада и поэтому…

Воспитатель: Молодцы, ребята, у нас с вами очень хорошо играть получается. Тогда попробуем ещё в одну игру поиграть. Называется она «Попробуй, отгадай». Вам нужно поделиться на две команды, одна будет загадывать загадки про транспорт, а другая – отгадывать. Потом – наоборот.

Дидактическая игра «Попробуй, отгадай».Дети делятся на две команды. Одна сочиняет загадки о транспорте, другая отгадывает (не называя, дети описывают вид транспорта). Затем команды меняются.

Физкультминутка.

Дети двигаются по всей группе, громко повторяя слова:

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Я стучу, стучу, стучу,

Я лечу, лечу, лечу,

Опоздать я не хочу.

Воспитатель: Ещё мы с вами поговорим на тему «Как транспорт влияет на природу».

Проводится игра «Круглый стол». Перед детьми картинки с изображением транспорта на улицах города.

Воспитатель: Зачем нужен транспорт? Вреден ли транспорт для человека, животных, птиц, растений? Почему?

Дети: При сгорании бензина в двигателе машины из выхлопной трубы выделяется угарный газ.

Воспитатель: Вреден ли он? Что произойдёт с окружающей средой, если количество машин будет увеличиваться?

Дети: Будет гибнуть природа, будут страдать живые существа.

Воспитатель: А знаете ли вы, что есть страны, где движение машин по городу ограничено (Швейцария, Германия, Франция, Швеция). В этих странах люди отказываются от машин и покупают себе велосипеды. Как вы думаете, почему?

Дети: Чтобы сохранить окружающую среду, защитить её от влияния вредных веществ.

  1. Заключительная часть. Итог НОД.

Воспитатель: Ребята, вы все сегодня хорошо постарались. Напоследок мы немного пофантазируем. Представьте себе, что все машины исчезли…Что будет? На чём и как мы будем передвигаться на дальние расстояния?

Дети высказывают свои предположения.

Можно предложить детям нарисовать картинки на темы «Транспорт будущего», «Город без машин».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада №12. Тема: "Неживая природа. Каменные украшения земли."

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада №12....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста (образовательная область «Познание») Тема: «Путешествие вокруг Солнца »

Продолжать знакомить детей с основными планетами, дать   элементарные понятия о планетах....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Познание".Тема "Часы".

В данной работе представлен материал по использованию Системного оператора на занятии  математике....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область О.Х.Л. Тема: Анализ русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".

В конспекте представлен матерал задачи  которого : развивать способность детей раскодировать основной сюжет литературного произведения, учить составлять небольшие рассказы загадки о героях, самос...

Конспект фронтального занятия для детей старшей группы с задержкой психического развития. Тема: «Путешествие за ценными находками»

Конспект разработан с учетом возрастных особенностей детей с задержкой психического развития,...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему «Времена года»

Образовательные задачи: познакомить детей с временами года, месяцами.Развивающие задачи: развивать у детей умение выделять приметы, каждого времени года, развивать логическое мышление, воображение, ум...