Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии синквейн детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Активизировать познавательную и речевую деятельность детей через технологию создания дидактического синквейна.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №12 «Солнышко»
Конспект образовательной деятельности
по развитию речи с использованием технологии синквейн
для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель: Долгушина Ольга Юрьевна.
высшая квалификационная категория
2022
Цель: активизировать познавательную и речевую деятельность детей через технологию создания дидактического синквейна.
Образовательные:
- учить детей составлять нерифмованное стихотворение – дидактический синквен с опорой на схему про сказочного героя Буратино.
- учить детей отгадывать синквен – загадки.
- закрепить умение выделять главную мысль, составлять предложение из четырех слов по картинке.
Развивающие:
- развивать творческое воображение детей через игру «Назови признак»
- расширять словарный словарь детей с помощью слов – признаков, слов действий.
- развивать психические процессы: внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные: - воспитание у детей навыки сотрудничества, интереса к совместному
составлению нерифмованного стихотворения – синквейна.
Методические приемы:
Игровой: проведение игры с цветком,
физминутка «Буратино»
Словесный: беседа, создание нерифмованного стихотворения – синквен с опорой на схему про сказочного героя Буратино, вопросы познавательного – характера, художественное слово, загадывание синквен - загадок.
Наглядный: Показ презентации со сказочными героями.
Стимулирующий: создание игровой мотивации – превращение в сказочников.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Предварительная работа: Чтение сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или приключение Буратино», рассматривание иллюстраций со сказочными героями по сказке, закреплять умение детей подбирать слова – признаки, слова - действия по картинкам, составлять предложение из нескольких слов.
Оборудование: Проектор, ноутбук, презентация со сказочными героями, схема – елочка из фетра, цветок, столы стулья по количеству участников, картинки – символы с изображение слов признаков, слов – действий, золотые ключики для детей из фетра.
Ход образовательной деятельности
1.Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение. Улыбки как награда нам. Мы очень рады всем гостям.
Воспитатель: Предлагаю Вам поиграть в игру - «Назови признак».
Воспитатель держит в руке цветок.
- Этот цветик – семицветик совершенно непростой
Он поможет Вам ответит на вопрос слова какой? Воспитатель передает по кругу каждому ребенку цветок и просит ответить на вопрос «Какой», «Какая?»
-Таня, шарик какой?
-Нина, машина какая?
- Молодцы!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы превратимся в настоящих сказочников. А сочинять мы будем не сказку, а нерифмованное стихотворение. Ведь сочинять всегда интересно, полезно и легко.
Воспитатель приглашает занять свои места.
Схема составления синквейна в виде елочки выставлена на мольберте.
Воспитатель: Стихотворение включает пять строк. Составлять мы его будем по схеме. Эта схема представлена в виде яркой елочки. Каждая строка включает определенное количество слов.
Игра «Выложи картинки по схеме»
Воспитатель: А о каком сказочном герое мы сочиним нерифмованное стихотворение Вы узнаете, если правильно отгадаете загадку. Слушайте внимательно.
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (Буратино)
Воспитатель: Правильно Буратино.
Показывает картинку.
Воспитатель: Ребята, картинку с Буратино мы разместим на верхней строчке нашей схемы.
Воспитатель самостоятельно прикрепляет картинку в нужном месте.
Воспитатель: Вторая строчка нашего стихотворения, состоит из 2 слов, отвечающих на вопрос «какой?»
Воспитатель: Из чего сделан Буратино? (Из дерева) Значит он какой? (деревянный)
Воспитатель называет имя ребенка и просит выбрать нужную картинку и прикрепить картинку на второй строке.
Воспитатель: А Буратино какой по характеру грустный или веселый? (веселый)
Воспитатель называет имя следующего ребенка и просит выбрать нужную картинку и прикрепить еще одну картинку на второй строке.
Воспитатель: Третью строчку нашего стихотворения составляют 3 слова действия.
Воспитатель: Чему Буратино хотел научиться? Воспитатель называет имя следующего ребенка и просит выбрать нужную картинку и прикрепить картинку на третьей строке.
Воспитатель: Что еще мог делать Буратино? (ходить)
Воспитатель называет имя следующего ребенка и просит выбрать нужную картинку и прикрепить рядом еще одну картинку на третьей строчке.
Воспитатель: О чем рассказывает эта картинка? (сердечко) Что еще он мог делать деревянный Буратино? (любить Папу Карло)
Воспитатель называет имя следующего ребенка и просит выбрать нужную картинку и прикрепить рядом еще одну картинку на третьей строчке.
Воспитатель: Давайте еще раз повторим слова – действия. Что мог делать Буратино? (читать, ходить, любить)
Воспитатель: А на четвертой строчке нашего стихотворения необходимо составить предложение из 4 слов.
На экране проектора включен слайд с картинкой для составления предложения «Буратино ключом открывает дверь»
Воспитатель: Посмотрите внимательно. Рассмотрите картинку. Что делает Буратино? Подумайте и составьте предложение из 4 слов со словом Буратино.
Воспитатель проговаривает вместе с детьми предложение по словам и показывает каждое слово на схеме.
Воспитатель называет имя следующего ребенка и просит выбрать нужную картинку и прикрепить картинку на четвертой строчке.
Воспитатель: У нас осталась пятая строка. Ответим на вопрос «Кто такой Буратино?»
Воспитатель называет имя следующего ребенка и просит выбрать нужную картинку и прикрепить картинку на четвертой строчке.
Воспитатель: А сейчас все вместе повторим наше нерифмованное стихотворение.
- Буратино
- Деревянный, веселый.
- Буратино мог - читать, ходить, любить
- Буратино открыл ключиком дверь
- Мальчик.
Воспитатель: Ребята, Вы настоящие сказочники – сочинили новое необычное стихотворение про Буратино. Такое нерифмованное стихотворение называется синквейн. Повторим все вместе.
Физкультминутка «Буратино»
Буратино потянулся, раз – нагнулся, два - нагнулся,
Руки в стороны развёл, ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.
Воспитатель: Ребята, а у Буратино было много друзей? Отгадайте, поскорей этих сказочных друзей!
Игра: «Отгадай синквейн – загадку»
На экране проектора включен слайд с первой загадкой
1. ?
2. Добрый, трудолюбивый.
3. Заботится, учит, воспитывает,.
4. Смастерил деревянную куклу.
5. Мастер на все руки.
Воспитатель: Кто это за герой?
На экране проектора включен слайд с изображением папы Карло
На экране проектора включен слайд со второй загадкой
1. ?
2. Мудрая, старая.
3. Плавает, ползает, живет в пруду.
4. Подарила золотой ключик Буратино. 5. Долгожительница.
Воспитатель: Кто это?
На экране проектора включен слайд с изображением черепахи Тортиллы
На экране проектора включен слайд с третьей загадкой
1. ?
2. Красивая, умная.
3. Воспитывает, помогает, заботится.
4. Любит порядок во всем.
5. Девочка.
Воспитатель: Кто же это?
На экране проектора включен слайд с изображением Мальвины
Далее на экране проектора включен слайд с изображением героев
сказки о Буратино
Воспитатель: Ребята, вам понравились отгадывать синквейн - загадки?
Как называется нерифмованное стихотворение?
Сколько в нем строк?
Синквейн составляется по определенной схеме.
3.Заключительная часть
Воспитатель:
-За ваши ум и смекалку, сказать я спасибо хочу!
Всем кто старался, всем, кто трудился,
Подарок сейчас подарю.
-Буратино передал Вам каждому золотой ключик. Пусть он исполнит Ваши желания. На следующем занятии мы сочиним новый синквейн о золотом ключике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ Для детей средней группы «Заюшкина избушка» Воспитатель Быченко Н.В. МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин
Конспект образовательной деятельности по развитию речис использованием технологии ТРИЗДля детей средней группы«Заюшкина избушка» Воспитатель Быченко Н.В.МАДОУ ЦРР детский сад №14...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ во 2 младшей группе. Составление загадок.
Загадки помогают развивать логическое мышление и сообразительность, а также помогают развивать словарный запас детей.Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие реч...
Конспект образовательной деятельности «познавательное развитие» Тема: «Путешествие в математическую галактику» (старший дошкольный возраст)
Тематическое занятие в виде игры-путешествия, направленное на формирование математических способностей в старшей группе....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей средней группы "Заюшкина избушка"
Предварительная работа: Чтение сказки «Заюшкина избушка», опыт по превращению льда в воду.Пояснение: В занятии используется методика ММЧ - моделирование маленькими человечками: Человечки т...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием дидактического синквейна для детей старшего дошкольного возраста. Тема "Заколдованные звери"
Активизировать познавательную и речевую деятельность детей через технологию создания дидактического синквейна....
Конспект образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста «Поможем Золушке»
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста крайне важно для развития в целом. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, речью, восприятием и вниманием ребёнка. От развития мелкой м...
Конспект образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста «Поможем Золушке»
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста крайне важно для развития в целом. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, речью, восприятием и вниманием ребёнка. От развития мелкой м...