Использование элементов литотерапии в коррекционно - развивающей работе с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста
тренажёр по развитию речи (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литотерапия в коррекционно - развивающей работе | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов литотерапии в коррекционно – развивающей работе с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста.
МБДОУ «Детский сад № 7 «Берёзка»
Город Новочебоксарск Чувашской Республики
Как известно, в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. В тоже время в индивидуальном отношении игра не всегда стоит на первом месте. Есть дети, которые любят рисовать, лепить, конструировать. Многие педагоги ищут новые нетрадиционные методы и модели психолого-педагогической помощи детям. И наш детский сад не остался в стороне.
Все мы замечали, с каким увлечением дети играют с камешками: перекладывают, подбрасывают, собирают? Дети и натолкнули меня на мысль о включении камней в коррекционно-развивающие занятия.
Использование литотерапии в психологической практике, в том числе и применение элементов литотерапии в детских садах – это малоизученное направление. Можно использовать различные морские камни разных размеров и цветов, речные камни, декоративные камни, камешки Марблс.
Литотерапия – это камнелечение, один из методов нетрадиционной медицины, так же применяются и в коррекционной работе с детьми ОВЗ. Камушки нравятся всем: взрослым и детям, они красивые и интересные на вид, они бывают разной температуры и разного размера, они приятные по ощущениям, с ними можно играть и заниматься. Когда смотришь на камни, возникает соединение с природой, всплывают ассоциации об отдыхе на речке или на море, происходит погружение в детство, погружение в игру.
Игры с камнями – это и физическое и умственное развитие ребенка. Они тренируют ловкость, глазомер, координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам.
Основные свойства литотерапии:
- использование камней способствуют развитию творческого воображения;
- способствуют развитию логического и творческого мышления;
- в процессе игры у детей развивается тактильная чувствительность;
- игры с камнями помогают развивать мелкую моторику рук;
- манипуляции с камнями оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания;
- процесс игры даже в одиночку очень увлекательный, а в компании со сверстниками способствуют развитию связной речи, элементарных навыков общения;
- способствует коррекции асоциального поведения у дошкольников, гиперактивности, снятию симптомов тревожности, замкнутости, повышению самооценки и формированию уверенности в себе, формированию умения выражать чувства;
- способствует снятию психоэмоционального напряжения. Просто выполнять упражнения ребѐнку будет скучно, поэтому лучше использовать интересные игры, совместно с детьми придумывать сюжеты, сочетать с подходящим стихотворным текстом, сказкой или стихотворением.
Работа с камнями не является изолированной задачей, а входит дополнительной частью в общий комплекс коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей ОВЗ. Подбор в группу осуществляется на основе диагностики эмоционально-личностных нарушений у детей.
Алгоритм занятия:
1) Разминка. Основные процедуры – приветствие и упражнения на установление контакта, мотивирующий элемент (сказка, беседа).
2) Основная часть – игры, упражнения, элементы психогимнастики, проективный рисунок, эксперимент.
3) Подведение итогов занятия – рефлексия, ритуал прощания.
На первом этапе работы с камнями и другим природным материалом необходимо ознакомить детей с элементарными правилами обращения с ними: нельзя кидаться камнями, тереть глаза грязными руками, после игр обязательно вымыть руки.
На примере некоторых игр, ознакомимся с приёмами работы с морским гладким камнем.
2 часть.
Игра «Обыкновенное чудо».
Педагог: давайте устроимся поудобнее, чтобы мы видели друг друга и поиграем с этим камнем. А этот камень непростой , а волшебный. С помощью него можно сотворить чудо.
Он тяжёлый (имитация взвешивания), холодный (соответствующая мимика). Но я постараюсь согреть этот камень, прежде чем передать его тебе (называется имя).
Возьми камень тепло моих рук, жар моего сердца. Передай камень другу. (Камень передаётся соседу слева), и так каждому ребенку.
Что ты ощущаешь? Какой камень на вес? Правда тяжёлый? А какой на ощупь? Гладкий или шероховатый? А теперь скажи, пожалуйста, ты держишь в руке холодный камень? Конечно тёплый. Почему? О чём я просила камень? Вот оно чудо: наши руки могут согреть даже камень.
Комментарии: эта игра позволяет дифференцировать собственные ощущения, анализировать и высказывать их, тем самым обучая основам самоанализа и взаимодействия. Очень важным является осознание того, что каждый из нас может сотворить чудо. (Камень возвращается).
Игра «Составим рассказ»
Цель: снятия страхов и тревожности, развитие воображения, развитие связной речи и мелкой моторики руки, введение в речь элементов рассуждения, умение грамотно излагать свои мысли.
Материалы: гладкие камушки (лучше морские) с изображением предмета или героев.
Ход игры: Психолог раздает каждому ребенку по два камушка с изображением предмета или героя, тематические картины, которые нужны для восприятия данного сюжета. Затем педагог просит детей внимательно рассмотреть сюжетные картинки и рассказать, что изображено на них. Так же предлагается добавить камушек с изображением того или иного героя или предмета. И составить небольшой рассказ, добавив еще один камень. После того как все дети составили небольшие рассказы, предлагается составить один общий.
ИГРА «Волшебное превращение».
Педагог: еще раз посмотрите на свой камешек. На что похож ваш камешек? Во что его можно превратить, как вам кажется? (В облако, овощ, фрукт, колесико от машинки, цветок, солнышко...) ,а теперь попробуйте изобразить то, на что похож ваш камешек, а остальные ребята попробуют отгадать, что вы задумали. Можно озвучить ваши действия. Кто у нас самый смелый фантазер? (развитие воображения и творческих способностей). Теперь перемешаем все камешки в одной коробочке, а вы попробуйте среди всех найти свой! Отлично! Положите камешки в коробку, они нам будут ещё нужны.
Комментарии: данное упражнение способствует развитию познавательных процессов детей (внимание, восприятие, воображение, речь).
ИГРА « Разноцветные камешки» (выношу коробочку с камешками).
Педагог: посмотрите на эти красивые разноцветные камешки. Наша Матушка-природа очень щедра на краски. Возьмите по камешку себе.
Теперь, когда камешки у вас в руках, внимательно рассмотрите их, попробуйте заметить особенность вашего камешка. (Далее идет расширение словарного запаса, набор прилагательных). Почувствуйте, какой камень на ощупь (гладкий или шершавый, твердый или мягкий) .., какая у него температура (теплый или холодный).., посмотрите, какой у него размер (большой или маленький).., блестящий или нет.., прозрачный или нет.. (посмотрим на свет?). А теперь постучите своим камешком о камешек соседа. Какой звук вы услышали? На что похож звук? Далее каждый ребенок начинает раскрашивать или рисовать на своих камушках.
ИГРА “Гора и камешки” (Звучит музыка из серии «Звуки природы»).
Педагог: про камни есть история, хотите я вам её расскажу? А вы мне поможете её изобразить.
Жила-была большая - большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (звучит музыка, имитирующая капли дождя) и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с ее поверхности (звучит музыка имитирующая ветер). Вот покатился с горы один камешек (один ребенок отходит от остальных), потом другой, третий (еще часть детей отходит по очереди от центра). Гора становилась все меньше и меньше. И, в конце концов, стала совсем незаметной (все дети расходятся). Так ветер и вода трудились день за днем и победили большую гору. Ребята, а как вам больше нравится: быть одинокими камешками или жить всем вместе в одной горе? (ответы детей). Снова собираются в кучку.
Итак: гора – это дружба. А что такое: «вода», «ветер», «мороз»? Я вам подскажу: это то, что мешает дружбе (ответы). Чтобы дружба была крепкой, нужно быть добрыми, прощать и помогать друг другу!
3 часть.
Рефлексия «Камешек в ботинке».
Педагог: случалось ли у вас, чтобы вам в туфлю попадал камешек?
- Что вы при этом испытывали? (боль, неудобство)
- А если вы попробуете сделать несколько шагов, не вынув камешек из туфли? (будет больно)
- Такие же чувства мы испытываем, когда сердимся, чем-то обижены, взволнованы, у нас как будто в туфле маленький камешек. Если мы сразу же почувствуем неудобство и вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камешек в обуви, то у нас скорей всего возникнут проблемы. Поэтому всем людям – и взрослым, и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.
Комментарии: проблемно-игровой эксперимент решает задачи расширения представлений о базовых эмоциях, совершенствования коммуникативных навыков, развития навыков сотрудничества у детей в процессе коллективного обсуждения.
Таким образом, благодаря целенаправленной и систематической работе, используя элементы литотерапии с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста, можно развить коммуникативные навыки, способствовать их психоэмоциональному раскрепощению, снятию мышечного напряжения и снизить остроту проявления эмоционально-личностных нарушений.
Список литературы:
1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 64 с.
2. Маралов В.Г., Фролова Л.П. Коррекция личностного развития дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128 с.
3. Поваляева М.А. Справочник логопеда.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.- 448 с.
4. Пляскина Е.П. Программа эстетического и психоэмоционального развития детей средствами литотерапии и цветотерапии "Самоцветы".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста
Анализ причин неуспеваемости детей в начальной школе свидетельствует о том, что корни этого явления уходят в дошкольный возраст. Нарушение процессов письма и чтения является одним из проявлений несфор...
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОНР дошкольного возраста.
В статье описываются основные направления коррекционно-развивающей работы в компенсирующих группах для детей с ОНР в детском саду. Даётся определение общему недоразвитию речи и краткое описание каждом...
Педагогические основы коррекционно- развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Выделяем три области, которые нуждаются в системном подходе при организации коррекционно-педагогической поддержки, оказываемой проблемному ребенку и членам его семьи:характер взаимодействия взрослого ...
Рабочая программа "Коррекционно - развивающая работа с детьми ОНР старшего дошкольного возраста"
Рабочая программа по логопедии составлена на основе программ: «Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у детей»Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, «От рождения до ш...
«Использование элементов литотерапии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ТНР»
В настоящее время в системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции, использующихся в логопедической работе, все больше места занимают специальные техники, относящиеся скорее к области психоло...
Использование элементов литотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста.
Использование элементов литотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста. Тренирует ловкость, глазомер, координацию движений и мелкую моторику. ...
Крупотерапия в работе воспитателя, как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ дошкольного возраста.
Крупотерапия форма работы с разными видами крупы, которая направлена на нормализацию нарушенных процессов....