Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОНР дошкольного возраста.
статья по логопедии (средняя группа) на тему
В статье описываются основные направления коррекционно-развивающей работы в компенсирующих группах для детей с ОНР в детском саду. Даётся определение общему недоразвитию речи и краткое описание каждому из четырёх уровней ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayushchaya_rabota_s_detmi_s_onr_doshkolnogo_vozrasta.docx | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОНР дошкольного возраста
В настоящее время актуальной остаётся проблема ранней логопедической помощи, так как преодоление речевых нарушений необходимо начинать в раннем возрасте. Своевременная коррекционно-развивающая работа поможет предотвратить отклонения психического, эмоционально-волевого и личностного развития ребёнка. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребёнка далеко ещё не завершено, представляется весьма сложным. От специалиста требуется понимание закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии. Поскольку коммуникация является базовым процессом развития речи ребёнка, непременным условием является его общение со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык – важнейшее средство человеческого общения. Поэтому среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду – это развитие и коррекция речи. Развитие речи включает в себя следующие направления: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование разговорной (диалогической) речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте. Планирование коррекционно-развивающей работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с общим недоразвитием речи. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развёрнутой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В настоящее время выделяют четыре уровня речевого недоразвития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи. При первом уровне ОНР речевые средства ребёнка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов и явлений. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. При переходе ко второму уровню ОНР речевая активность ребёнка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счёт обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребёнка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Понимание обращённой речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов.Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков). Третий уровень ОНР характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребёнка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребёнок образует существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребёнок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребёнок может повторять трёх- и четырёхсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами. Четвёртый уровень ОНР характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребёнка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков [Т-ТЬ, С-СЬ-Ц]. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребёнка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечёткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того ребёнок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными. Дети с ОНР имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности. Работа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребёнку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, даёт возможность сформировать у детей все психические процессы и такие интегративные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость. Основной задачей коррекционно-развивающей работы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует в будущем готовность к обучению в школе. Основой коррекционно-развивающей работы является создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития детей с ОНР. Это достигается за счёт создания комплекса коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с учётом особенностей психофизического развития детей данного контингента. Основной формой работы является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольников. Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с Федеральными государственными стандартами является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах. Лексический материал отбирается с учётом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребёнка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности. В соответствии с Федеральными государственными стандартами основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игровая деятельность. Мы учитываем это положение, но предполагаем, что занятие остаётся одной из форм работы с детьми при условии максимального использования игровых форм в рамках каждого занятия. Занятия проводятся с 1 октября по 31 мая (в январе – зимние каникулы), количество учебных недель 32. Длительность одного занятия в соответствии с возрастом. Занятия проводятся в первой половине дня. Во время зимних (с 09 по 15 января 2015г.) и летних каникул занятия не проводятся. Также для решения поставленных задач используются режимные и организационные моменты, а также индивидуальные занятия.
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
- Речевое развитие. Навыки речевого общения: - Развитие словаря. - Формирование и совершенствование грамматического строя речи. – Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа ( развитие просодической стороны речи; коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слова; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза). – Обучение элементам грамоты. – Развитие связной речи и навыков речевого общения.
- Чтение художественной литературы.
- Познание: - Сенсорное развитие. – Развитие психических функций. – Формирование целостной картины окружающего мира. Познавательно-исследовательская деятельность. – Развитие математических представлений.
- Конструирование (развитие мелкой моторики).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста
Анализ причин неуспеваемости детей в начальной школе свидетельствует о том, что корни этого явления уходят в дошкольный возраст. Нарушение процессов письма и чтения является одним из проявлений несфор...
Педагогические основы коррекционно- развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Выделяем три области, которые нуждаются в системном подходе при организации коррекционно-педагогической поддержки, оказываемой проблемному ребенку и членам его семьи:характер взаимодействия взрослого ...
Рабочая программа "Коррекционно - развивающая работа с детьми ОНР старшего дошкольного возраста"
Рабочая программа по логопедии составлена на основе программ: «Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у детей»Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, «От рождения до ш...
Педагогические основы коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего образования детей с отклонениями в развитии. Это проявляется в стремлении специалистов к соз...
Педагогические основы коррекционно развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Педагогические основы коррекционно развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста Начальным этапом в работе с проблемными детьми считается комплексная медико-психолого-педагогическая ...
Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...
Крупотерапия в работе воспитателя, как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ дошкольного возраста.
Крупотерапия форма работы с разными видами крупы, которая направлена на нормализацию нарушенных процессов....