Программа логопедической работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)
Представлена программа логопедической работы для ребенка с ОВЗ, среднего дошкольного возраста с ОНР 1-2 уровня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_logopedicheskoy_raboty_s_rebenkom_s_ovz.docx | 42.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа логопедической работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья
Задачи:
1.Продолжать работу по развитию и пониманию речи, накоплению и уточнению понятий, дифференциации значений слова.
2. Закреплять умение правильно и отчетливо называть предмет, действия, признаки, качества и состояния, отвечать на вопросы, самостоятельно моделировать собственные речевые высказывания.
3.Совершенствовать импрессивный и экспрессивный словарь, звукопроизношение, фонематическое восприятие, способствовать усвоению грамматических форм слова и словообразовательных моделей
4.Формировать понимание и различение значений измененных форм слова, выделение звуковых и морфологических элементов слова, образующих новую форму (слово).
Одним из основных направлений логопедической работы является развитие коммуникативной функции речи, расширение возможностей участия ребёнка в диалоге, формирование связной монологической речи.
Педагогические ориентиры:
– развивать произвольность мыслительной деятельности ребёнка и формировать ее основные компоненты;
– способствовать развитию заинтересованности в деятельности, накоплению знаний, достаточных для решения поставленных задач, формированию навыка самоконтроля; поддерживать положительное эмоциональное состояние ребёнка в течение всего занятия;
– совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики;
– обогащать предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) словарь импрессивной и экспрессивной речи в ономасиологическом (обращается внимание на названия объектов) и семасиологическом (обращается внимание на семантику слова) аспектах;
– формировать грамматические стереотипы словоизменения и сло-вообразования в импрессивной и экспрессивной речи;
– формировать синтаксические стереотипы и работать над усвоением синтаксических связей в составе предложения;
– расширять возможности участия ребёнка в диалоге, формировать монологическую речь;
– осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций;
– создавать благоприятные условия для последующего формирования функций фонематической системы;
– осуществлять коррекцию нарушений фонетической стороны речи, развивать фонематические процессы.
Подготовительный этап логопедической работы
Примерные сроки: сентябрь 3-4 неделя.
Основная цель: Преодоление речевого и неречевого негативизма. Подготовка к дальнейшей логопедической работе. Улучшение мелкой и артикуляционной моторики, работа над силой голоса и дыханием. Установление контакта с ребенком. Повышение эмоционального тонуса ребенка. Включение его в совместную деятельность и формирование навыков взаимодействия «ребенок — взрослый», «ребенок — ребенок». Воспитание у ребенка уверенности в своих силах. Формирование его интереса к игровой деятельности и умения участвовать в игре.
Направление | Задачи | Содержание |
Работа над дыхательно – голосовой функцией | выработку правильной воздушной струи, в которых вдох и выдох носом чередуется со вдохом и выдохом ртом -Обучать спокойному и плавному выдоху -Обучать длительному выдоху Совершенствование умения слушать и ориентироваться в звуках окружающего мира, различать звуки по силе и высоте. | 1.Вдох носом – выдох ртом; 2 Вдох-выдох носом 3.Вдох-выдох ртом. 4.Вдох ртом, выдох - носом Дутьё на лёгкие пластмассовые игрушки; дутьё через трубочку в бутылочку с водой; дутьё на шарики и карандаши, игра в мыльные пузыри. «Футбол», «Ветряная мельница», «Снегопад», «Листопад», «Бабочка», «Кораблик», «Живые предметы», « Шторм в стакане». Работа над речевым дыханием на основе игровых приёмов, компьютерной логопедической технологии «Игры для Тигры». |
Пассивная артикуляционная гимнастика | Развитие артикуляционных навыков. Подготовка артикуляторного аппарата к формированию правильного звукопроизношения Формирование кинестетической основы артикуляторных движений | Собирание губ в «Трубочку». Растягивание губ в улыбку. Поднимание верхней губы с обнажением верхних дёсен Опускание нижней губы с обнажением дёсен. Приподнимание кончика языка шпателем к твёрдому нёбу или верхней губе. Подтягивание языка вперёд: язык захватывается с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивается на нижнюю губу и отводится в сторону. |
Развитие кинестетической организации движений пальцев рук на основе зрительного восприятия (по подражанию) и самостоятельно (по словесной инструкции). | Формирование кинестетического анализа и синтеза, кинестетических афферентаций движений пальцев рук. Объединение, обобщение последовательных импульсов в единый организованный во времени двигательный стереотип | «Пчела», «Лодочка», «Коза», Зайчик», «Колечко», «Рак». «Шнуровка», складывание фигурок из палочек по образцу и по памяти, штриховка |
Мимическая гимнастика | Развитие движений мимической мускулатуры по подражанию и словесной инструкции | Зажмурить глаза, надуть щеки, поднять и нахмурить брови. |
Логопедический массаж | нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры стимуляция проприоцептивных ощущений в ротовой полости; активизация подвижности губ, языка, нижней челюсти; | Массаж лба: 1.Направление движения: от середины лба к вискам. Тип движения: поглаживающий. 2.Направление движения: от бровей к волосистой части головы. Тип движения: поглаживающий. Массаж щёк. Направление движения от уголков рта к вискам по щёчной мышце. Тип движения: разминающий, растягивающий Массаж носа Направление движения: вдоль крыльной части носовой мышцы. Тип движения поглаживающий, растирающий, вибрационный. Массаж носогубной складки Направление движения: от крыльев носа к углам губ. Тип движения : поглаживающий. Массаж рта Направление движения от середины верхней губы к углам рта. Тип движения: поглаживающий, растирающий, вибрационный. Направление движения: от середины нижней губы к углам рта. Тип движения: растирающий, вибрационный. Массаж подбородка Направление движения: от подбородка к углу рта. Тип движения: поглаживающий, разминающий. |
Формирование произвольного слухового и зрительного восприя- тия, внимания, памяти. | Закрепление названий, усвоенных ранее величин и их параметров Закрепление основных цветов. Освоение оттенков новых цветов (розовый, голубой, коричневый, оранжевый). Обучение определению пространственных отношений | Сравнение предметов по величине (пять-семь предметов). Обозначение ве-личины и ее параметров словом Различение предметов по цвету. Обозначение цвета предмета словом. Выделение ведущей руки и ориентировка в схеме собственного тела. Обучение определению расположения предмета по отношению к себе, ориентировке на плоскости. |
Основной этап логопедической работы
Примерные сроки: октябрь - май
Основная цель: Постановка, автоматизация, дифференциация шипящих звуков. Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи. Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций. Коррекция нарушений фонетической стороны речи.
Направление | Задачи | Содержание |
Развитие чувства ритма | Формирование слухового и слухо-моторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур. | Обучение восприятию, оценке ритмов и их воспроизведению по образцу и по словесной инструкции (до пяти ритмических сигналов://; ///; ////). |
Активная артикуляционная гимнастика | Развитие артикуляционных навыков. Подготовка артикуляторного аппарата к формированию правильного звукопроизношения Формирование кинестетической основы артикуляторных движений | «Качели», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Футбол» |
Работа над звукопроизношением | Постановка, автоматизация, дифференциация шипящих звуков. | По Филичевой Т.Б. |
Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи. Совершенствование ГСР. | ||
Сроки | Задачи | Лексическая тема |
Октябрь, 1-я неделя | Закрепление представлений об осени и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень». Развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением. | «Осень» Игры: «Один- много», «Назови ласково», «Назови овощи», «Раздели слова на части», «Дождь идет» |
Октябрь, 2-я неделя | Расширить представления о трудовых действиях взрослых, важности их труда. Развивать связную речь, мышление, зрительное внимание, фонематические представления | «Овощи. Огород». Назови блюда. которые можно приготовить из разных овощей. «Подбери слово» |
Октябрь, 3-я неделя | Расширить представления о трудовых действиях взрослых, важности их труда. Развивать связную речь, мышление, зрительное внимание, фонематические представления | «Фрукты. Сад». Игра «Жадина» Игра «Какой сок?» «Назови правильно» |
Октябрь, 4-я неделя | Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение и расширение и активизация словаря по теме | «Перелетные птицы» Игры: «Назови ласково», «Вылепим птичку» |
Ноябрь, 1-я неделя | Закрепление представлений об одежде, ее назначении, деталях, материалах, из которых она сшита. Развитие диалогической речи, речевого слуха и фонематического восприятия | «Одежда» Игры: «Постучи карандашом», «Куда наденем», «Один-много». |
Ноябрь, 2-я неделя | Закрепление представлений об обуви, ее назначении, деталях, материалах, из которых она сделана. Развитие диалогической речи, координации речи с движением, чувства ритма, тактильной чувствительности. | «Обувь» Игры: «Закончи слово», «Чего не хватает?», «Шнуровка». |
Ноябрь, 3-я неделя | Уточнение и расширение представлений об игрушках, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Развитие навыков речевого общения, связной речи, фонематических представлений. | «Игрушки» «Что лишнее», «Большой- маленький», «Обведи и раскрась». |
Ноябрь, 4-я неделя | Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана. Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, конструктивного праксиса. | «Посуда». Игры: «Один-много», «Из чего?», «Обводка трафарета». «Выложи из палочек» |
Декабрь, 1-я неделя | Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики. | «Зима. Зимующие птицы Игры: «Кто какой голос подает ?», «Спаси цыпленка. Посади лису в клетку». |
Декабрь, 2-я неделя | Закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Развитие диалогической речи, слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. | «Домашние животные» Игры: «У кого что?», «Кто кем будет?», «Дорисуй пятна у собаки». |
Декабрь, 3-я неделя | Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Развитие связной речи, речевого слуха, чувства рифмы, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, | «Дикие животные». Игры: «Назови ласково», «Договори слово», «Составь из геометрических фигур медведя, зайца». |
Декабрь, 4-я неделя | Активизация и актуализация словаря по теме «Новогодний праздник». Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза. Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия. | «Новый год» Игры: «Какое слово короче?», «Елочные игрушки», «Дорисуй шарик. Снежинку. Елочку». |
Январь, 2-я неделя | Расширение и углубление представлений о мебели, ее назначении, деталях и частях; материалах, из которых она сделана. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, фонематического восприятия | «Мебель» Игры: «Скажи ласково», «Скажи наоборот», «Расставь мебель по образцу». |
Январь, 3-я неделя | Расширение и закрепление представлений о транспорте. Уточнение, расширение и активизация словаря но теме. Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия. | «Транспорт» Игры: Игры: «Один- много», «Назови ласково», «Кто чем управляет?», «Составь из палочек машину и корабль» |
Январь, 4-я неделя | Актуализация словари по теме. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование синтаксической стороны речи. Развитие связной речи. | «Человек, части тела» Игры: Игры: «Один- много», «Назови ласково», «Дорисуй выражение лица по образцу» |
Февраль, 1-я неделя | Актуализация словаря по теме. Развитие связной речи, фонетического восприятия, мышления, артикуляционной и тонкой моторики, общих речевых навыков. | «Наш детский сад» Игры: «»Найди пару», «Сколько слогов», «Нарисуй окна у сада». |
Февраль, 2-я неделя | Активизация и актуализации словаря по теме. Совершенствование навыка составлении рассказа по серии картинок. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия. | «Современные профессии» Игры: «Кому что нужно?», «Кто что делает?» |
Февраль, 3-я неделя | Расширение и закрепление представлении о профессиях людей, работающих на стройке. Развитие диалогической речи | «23 февраля» Игры: «»Найди пару», «Сколько слогов», «Нарисуй по клеткам». |
Февраль, 4-я неделя | Закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. Координации речи с движением. | «Наша армия» Игры: «Кому что нужно?», «Кто что делает?» |
Март, 1-я неделя | Закрепление представлений о весне и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Развитие диалогической речи. | «Весна» Игры: «Хлопни в ладоши», «скажи правильно», «Дорисуй лучи у солнца». |
Март, 2-я неделя | Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними. Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук), диалогической речи. | «Растения и цветы» Игры: «Найди пару», «Сколько слогов», «дорисуй стебель», «Составь цветы из геометрических фигур».. |
Март, 3-я неделя | Активизация и актуализация словаря по теме Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза. Развитие связной речи, певческого дыхания, зрительного внимания и восприятия | «Семья» Игры: «Назови ласково», «Назови чей?», «Помоги бабушке довязать шарф». |
Март, 4-я неделя | Расширение и активизация словаря по теме. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением. | «Наш город». Игры: «Один- много», «Найди пару», «Сколько слогов», «Нарисуй по клеткам» |
Апрель, 1-я неделя | Расширение представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. Развитие диалогической речи, | «Весенние сельскохозяйственные работы» |
Апрель, 2-я неделя | Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Развитие навыков речевого общения, связной речи. | «Космос» |
Апрель, 3-я неделя | Формирование представлений о труде хлеборобов, о важности их труда. Развитие речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков. | «Хлеб» |
Апрель, 4-я неделя | Формирование представлений о труде работников почты, о важности труда. Развитие общих речевых навыков, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением. | «Почта» |
Май, 1-я неделя | Расширение представлений о правилах дорожного движения. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия. | «Правила дорожного движения» |
Май, 2-я неделя | Расширение и углубление представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, фонематического восприятия. | «Насекомые» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Программа основана на концепции системного подхода к анализу психического развития ребенка, учении об ориентировочной деятельности и концепции планомерно-поэтапного формирования деятельности, ...
Логопедическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья
В нашей стране в последнее время широко развивается инклюзивное образование. Решение этой задачи предполагает хорошо налаженную работу целой команды специалистов, которые будут сопровождать детей с ог...
Нетрадиционные игровые приемы логопедической работы для совершенствования артикуляционных возможностей и дикции у детей
В буклете содержится описание нетрадиционных игровых приемов, заменяющих и дополняющих ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики....
Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного пространства дошкольной организаци
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4. В...
Семинар-практикум для педагогов "Навстречу друг другу" в рамках проекта "Формирование психологической готовности педагогов к взаимодействию с семьей ребенка сограниченными возможностями здоровья"
Цель: Развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; психологическое просвещение педагогов в вопросах ...
Дистанционная логопедическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей с использованием ИКТ технологий.
Статья освещает, что современное развитие технологий неизбежно затрагивает различные сферы жизни, включая и область логопедии. В современном обществе растет число детей и взрослых с нарушениями речи, ...
эссе "Логопедическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в дошкольных образовательных учреждениях"
quot;Логопедическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в дошкольных образовательных учреждениях"...