Программа логопедической работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)

Неделько Оксана Вячеславовна

Представлена программа логопедической работы для ребенка с ОВЗ, среднего дошкольного возраста с ОНР 1-2 уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_logopedicheskoy_raboty_s_rebenkom_s_ovz.docx42.17 КБ

Предварительный просмотр:

Программа логопедической работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья

Задачи:

1.Продолжать работу по развитию и пониманию речи, накоплению и уточнению понятий, дифференциации значений слова.

2. Закреплять умение правильно и отчетливо называть предмет, действия, признаки, качества и состояния, отвечать на вопросы, самостоятельно моделировать собственные речевые высказывания.

3.Совершенствовать импрессивный и экспрессивный словарь, звукопроизношение, фонематическое восприятие, способствовать усвоению  грамматических форм слова и словообразовательных моделей

 4.Формировать понимание и различение значений измененных форм слова, выделение звуковых и морфологических элементов слова, образующих новую форму (слово).

        Одним из основных направлений логопедической работы  является развитие коммуникативной функции речи, расширение возможностей участия ребёнка в диалоге, формирование связной монологической речи.

Педагогические ориентиры:

– развивать произвольность мыслительной деятельности ребёнка и формировать ее основные компоненты;

– способствовать развитию заинтересованности в деятельности, накоплению знаний, достаточных для решения поставленных задач, формированию навыка самоконтроля; поддерживать положительное эмоциональное состояние ребёнка в течение всего занятия;

– совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений  в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики;

– обогащать предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) словарь импрессивной и экспрессивной речи в ономасиологическом (обращается внимание на названия объектов) и семасиологическом (обращается внимание на семантику слова) аспектах;

– формировать грамматические стереотипы словоизменения и сло-вообразования в импрессивной и экспрессивной речи;

– формировать синтаксические стереотипы и работать над усвоением синтаксических связей в составе предложения;

– расширять возможности участия ребёнка в диалоге, формировать монологическую речь;

– осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций;

– создавать благоприятные условия для последующего формирования функций фонематической системы;

– осуществлять коррекцию нарушений фонетической стороны речи, развивать фонематические процессы.

Подготовительный этап логопедической работы

Примерные сроки: сентябрь 3-4 неделя.

Основная цель: Преодоление речевого и неречевого негативизма. Подготовка к дальнейшей логопедической работе. Улучшение мелкой и артикуляционной моторики, работа над силой голоса и дыханием. Установление контакта с ребенком. Повышение эмоционального тонуса ребенка. Включение его в совместную деятельность и формирование навыков взаимодействия «ребенок — взрослый», «ребенок — ребенок». Воспитание у ребенка уверенности в своих силах. Формирование его интереса к игровой деятельности и умения участвовать в игре.

Направление

Задачи

Содержание

Работа над дыхательно – голосовой функцией  

выработку правильной воздушной струи, в которых вдох и выдох носом чередуется со вдохом и выдохом ртом

-Обучать спокойному и плавному выдоху

-Обучать длительному выдоху

Совершенствование умения слушать и ориентироваться в звуках окружающего мира, различать звуки по силе и высоте.

1.Вдох носом – выдох ртом;

2 Вдох-выдох носом

3.Вдох-выдох ртом.

4.Вдох ртом, выдох - носом

Дутьё на лёгкие  пластмассовые игрушки;

 дутьё через трубочку в бутылочку с водой;

 дутьё на шарики и карандаши,

 игра в мыльные пузыри.

«Футбол», «Ветряная мельница», «Снегопад», «Листопад», «Бабочка», «Кораблик»,

«Живые предметы», « Шторм в стакане».

Работа над речевым дыханием на основе игровых приёмов, компьютерной логопедической  технологии «Игры для Тигры».

Пассивная артикуляционная гимнастика

Развитие артикуляционных навыков.

Подготовка артикуляторного аппарата к формированию правильного

звукопроизношения

Формирование кинестетической основы артикуляторных движений

Собирание губ в «Трубочку».

Растягивание губ в улыбку.

Поднимание верхней губы с обнажением верхних дёсен

Опускание нижней губы с обнажением дёсен.

Приподнимание кончика языка шпателем  к твёрдому нёбу или верхней губе.

Подтягивание языка вперёд: язык захватывается с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивается на нижнюю губу и отводится в сторону.

Развитие кинестетической организации движений пальцев рук на основе зрительного восприятия (по подражанию) и самостоятельно (по словесной инструкции).

Формирование кинестетического анализа и синтеза, кинестетических

афферентаций движений пальцев рук.

Объединение, обобщение последовательных импульсов в единый организованный во времени двигательный стереотип

«Пчела», «Лодочка», «Коза», Зайчик», «Колечко», «Рак».

«Шнуровка», складывание фигурок из палочек по образцу и по памяти, штриховка

Мимическая гимнастика

Развитие движений мимической мускулатуры по подражанию и словесной инструкции

Зажмурить глаза, надуть щеки, поднять и нахмурить брови.

Логопедический массаж

нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры

стимуляция проприоцептивных ощущений в ротовой полости;  

  активизация подвижности губ, языка, нижней челюсти;                                    

Массаж лба:

1.Направление движения: от середины лба к вискам.

Тип движения: поглаживающий.

2.Направление движения: от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: поглаживающий.

Массаж щёк.

Направление движения от уголков рта к  вискам по щёчной мышце.

Тип движения: разминающий, растягивающий

Массаж носа

Направление движения: вдоль крыльной части носовой мышцы.

Тип движения поглаживающий, растирающий, вибрационный.

Массаж носогубной складки

Направление движения: от крыльев носа к углам губ.

Тип движения : поглаживающий.

Массаж рта

Направление движения от середины верхней губы к углам рта.

Тип движения: поглаживающий, растирающий, вибрационный.

Направление движения: от середины нижней губы к углам рта.

Тип движения: растирающий, вибрационный.

Массаж подбородка

Направление движения: от подбородка к углу рта.

Тип движения: поглаживающий, разминающий.

Формирование произвольного слухового и зрительного восприя-

тия, внимания, памяти.

Закрепление названий, усвоенных ранее величин и их параметров

Закрепление основных цветов. Освоение оттенков новых цветов (розовый, голубой, коричневый, оранжевый).

Обучение определению пространственных отношений

Сравнение предметов по величине (пять-семь предметов). Обозначение ве-личины и ее параметров словом

Различение предметов по цвету. Обозначение цвета предмета словом.

Выделение ведущей руки и ориентировка в

схеме собственного тела. Обучение определению расположения предмета по отношению к себе, ориентировке на плоскости.

Основной этап логопедической работы

Примерные сроки: октябрь - май        

        Основная цель: Постановка, автоматизация, дифференциация шипящих звуков.         Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи. Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций. Коррекция нарушений фонетической стороны речи.

Направление

Задачи

Содержание

Развитие чувства ритма

Формирование слухового и слухо-моторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур.

Обучение восприятию, оценке ритмов и их воспроизведению по образцу и по словесной инструкции (до пяти ритмических сигналов://; ///; ////).

Активная артикуляционная гимнастика

Развитие артикуляционных навыков.

Подготовка артикуляторного аппарата к формированию правильного

звукопроизношения

Формирование кинестетической основы артикуляторных движений

«Качели», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Футбол»

Работа над звукопроизношением

Постановка, автоматизация, дифференциация шипящих звуков.

По Филичевой Т.Б.

Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи. Совершенствование ГСР.

Сроки

Задачи

Лексическая тема

Октябрь, 1-я неделя

Закрепление представлений об осени и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень».

Развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.

«Осень»

Игры: «Один- много», «Назови ласково»,

«Назови овощи»,

«Раздели слова на части»,

«Дождь идет»

Октябрь, 2-я неделя

Расширить представления  о трудовых действиях взрослых, важности их труда.

Развивать связную речь, мышление, зрительное внимание, фонематические представления

«Овощи. Огород».

Назови блюда. которые можно приготовить из разных овощей.

«Подбери слово»

Октябрь, 3-я неделя

Расширить представления  о трудовых действиях взрослых, важности их труда.

Развивать связную речь, мышление, зрительное внимание, фонематические представления

«Фрукты. Сад».

Игра «Жадина»

Игра «Какой сок?»

«Назови правильно»

Октябрь, 4-я неделя

Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение и расширение и активизация словаря по теме

«Перелетные птицы»

Игры: «Назови ласково», «Вылепим птичку»

Ноябрь, 1-я неделя

Закрепление представлений об одежде, ее назначении, деталях, материалах, из которых она сшита. Развитие диалогической речи, речевого слуха и фонематического восприятия

«Одежда»

Игры: «Постучи карандашом», «Куда наденем», «Один-много».

Ноябрь, 2-я неделя

Закрепление представлений об обуви, ее назначении, деталях, материалах, из которых она сделана. Развитие диалогической речи, координации речи с движением, чувства ритма, тактильной чувствительности.

«Обувь»

Игры: «Закончи слово», «Чего не хватает?», «Шнуровка».

Ноябрь, 3-я неделя

Уточнение и расширение представлений об игрушках, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Развитие навыков речевого общения, связной речи, фонематических представлений.

«Игрушки»

«Что лишнее», «Большой- маленький», «Обведи и раскрась».

Ноябрь, 4-я неделя

Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана. Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, конструктивного праксиса.

«Посуда».

Игры: «Один-много», «Из чего?», «Обводка трафарета». «Выложи из палочек»

Декабрь, 1-я   неделя

Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

«Зима. Зимующие птицы

Игры: «Кто какой голос подает ?», «Спаси цыпленка. Посади лису в клетку».

Декабрь, 2-я   неделя

Закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Развитие диалогической речи, слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

«Домашние животные»

Игры: «У кого что?», «Кто кем будет?», «Дорисуй пятна у собаки».

Декабрь, 3-я   неделя

Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме.  Развитие связной речи, речевого слуха, чувства рифмы, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики,

«Дикие животные».

Игры: «Назови ласково», «Договори слово», «Составь из геометрических фигур медведя, зайца».

Декабрь, 4-я   неделя

Активизация и актуализация словаря по теме «Новогодний праздник». Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза. Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия.

«Новый год»

Игры: «Какое слово короче?», «Елочные игрушки», «Дорисуй шарик. Снежинку. Елочку».

Январь, 2-я неделя

Расширение и углубление представлений о мебели, ее назначении, деталях и частях; материалах, из которых она сделана. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, фонематического восприятия

«Мебель»

Игры: «Скажи ласково», «Скажи наоборот», «Расставь мебель по образцу».

Январь, 3-я неделя

Расширение и закрепление представлений о  транспорте. Уточнение, расширение и активизация словаря но теме.  Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия.

«Транспорт»

Игры: Игры: «Один- много», «Назови ласково», «Кто чем управляет?», «Составь из палочек машину и корабль»

Январь, 4-я неделя

Актуализация словари по теме. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование синтаксической стороны речи. Развитие связной речи.

«Человек, части тела»

Игры: Игры: «Один- много», «Назови ласково», «Дорисуй выражение лица по образцу»

Февраль, 1-я неделя

Актуализация словаря по теме. Развитие связной речи, фонетического восприятия, мышления, артикуляционной и тонкой моторики, общих речевых навыков.

«Наш детский сад»

Игры: «»Найди пару», «Сколько слогов», «Нарисуй окна у сада».

Февраль, 2-я неделя

Активизация и актуализации словаря по теме. Совершенствование навыка составлении рассказа по серии картинок. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания  и восприятия.

«Современные профессии»

Игры: «Кому что нужно?», «Кто что делает?»

Февраль, 3-я неделя

Расширение и закрепление представлении о профессиях людей, работающих на стройке. Развитие диалогической речи

«23 февраля»  

Игры: «»Найди пару», «Сколько слогов», «Нарисуй по клеткам».        

Февраль, 4-я неделя

Закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. Координации речи с  движением.

«Наша армия»

Игры: «Кому что нужно?», «Кто что делает?»

Март, 1-я неделя

Закрепление представлений о весне и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Развитие диалогической речи.

«Весна»

Игры: «Хлопни в ладоши», «скажи правильно», «Дорисуй лучи у солнца».

Март, 2-я неделя

Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними. Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук), диалогической речи.

«Растения и цветы»

Игры: «Найди пару», «Сколько слогов», «дорисуй стебель», «Составь цветы из геометрических фигур»..

Март, 3-я неделя

Активизация и актуализация словаря по теме Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза. Развитие связной речи, певческого дыхания, зрительного внимания и восприятия

«Семья»

Игры: «Назови  ласково», «Назови чей?», «Помоги бабушке довязать шарф».

Март, 4-я неделя

Расширение и активизация словаря по теме. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

«Наш город».

Игры: «Один- много», «Найди пару», «Сколько слогов», «Нарисуй по клеткам»

Апрель, 1-я неделя

Расширение представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. Развитие диалогической речи,

«Весенние сельскохозяйственные работы»

Апрель, 2-я неделя

Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Развитие навыков речевого общения, связной речи.

«Космос»

Апрель, 3-я неделя

Формирование представлений о труде хлеборобов, о важности их труда. Развитие речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков.

«Хлеб»

Апрель, 4-я неделя

Формирование представлений о труде работников почты, о важности труда. Развитие общих речевых навыков, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

«Почта»

Май, 1-я неделя

Расширение представлений о правилах дорожного движения. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия.

«Правила дорожного движения»

Май, 2-я неделя

Расширение и углубление представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, фонематического восприятия.

«Насекомые»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа основана на концепции системного подхода к анализу  психического развития ребенка, учении об ориенти­ровочной деятельности и концепции планомерно-поэтапного форми­рования деятельности, ...

Разработка индивидуальной образовательной программы учащегося 4 класса с ограниченными возможностями здоровья по формированию коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочное время

Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной раб...

Логопедическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья

В нашей стране в последнее время широко развивается инклюзивное образование. Решение этой задачи предполагает хорошо налаженную работу целой команды специалистов, которые будут сопровождать детей с ог...

Нетрадиционные игровые приемы логопедической работы для совершенствования артикуляционных возможностей и дикции у детей

В буклете содержится описание нетрадиционных игровых приемов, заменяющих и дополняющих ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики....

Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного пространства дошкольной организаци

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4. В...

Семинар-практикум для педагогов "Навстречу друг другу" в рамках проекта "Формирование психологической готовности педагогов к взаимодействию с семьей ребенка сограниченными возможностями здоровья"

Цель: Развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; психологическое просвещение педагогов в вопросах ...

Дистанционная логопедическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей с использованием ИКТ технологий.

Статья освещает, что современное развитие технологий неизбежно затрагивает различные сферы жизни, включая и область логопедии. В современном обществе растет число детей и взрослых с нарушениями речи, ...