Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи с детьми подготовительной группы «Путешествие в город Звуков»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
НОД по формированию звуковой культуры речи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи с детьми подготовительной группы «Путешествие в город Звуков»
Задачи: Познакомить детей с характеристикой и артикуляцией звуков «С» -«Ш». Закрепить правильное произношение звуков «С» - «Ш» в речи детей. Учить дифференцировать звуки «С» – «Ш» в словах. Совершенствовать навыки звукового анализа слов. Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, воображение. Воспитывать навыки учебной деятельности, интерес к звучащему слову.
Ход НОД:
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и подарим свои улыбки нашим гостям. Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в занимательный город Звуков. Согласны?
- Но прежде чем опасть в этот необычный город, давайте закроем глаза и внимательно прислушаемся к звукам, которые нас окружают (включается фонограмма «Звуки природы».
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, что вы услышали? Правильно, (шум дождя, раскаты грома, пение птиц, шорох листвы) все это звуки природы. А еще существуют звуки речи. И чтобы правильно и четко их произносить, давайте поиграем с нашим язычком.
С язычком случилось что-то:
Он толкает зубы!
Будто хочет их за что-то
Вытолкнуть за губы!
Он на место возвращается
И чудесно расслабляется!
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- А сейчас вообразим себя пчелками, комариками, собачками, птичками и т.д. и немножко поиграем:
- Пчелки жужжат - ж-ж-ж
- Комарики звенят - з-з-з
- Собачки рычат - р-р-р
- Птички чирикают - чик-чирик
- Колокольчики звенят - дзынь-дзынь
- Часики тикают - тик-так
Вот мы и разбудили свой язычок.
ВОСПИТАТЕЛЬ
-Знаете, ребята, а чтобы четко говорить, надо еще и с пальцами дружить. Давайте поиграем с ними, так интересно и весело делать вместе пальчиковую гимнастику:
«Фруктовая ладошка».
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
(Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.)
Фрукт для вас и для нас.
(Показывают ладошками вокруг и на себя.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ну что ж ребята, мы хорошо подготовились к дороге, теперь можно отправляться в путь.
– А кто знает, как туда попасть? А в этом нам помогут вот эти замечательные снежинки.
Физкультминутка «Снежинки»
Кружатся снежинки
В воздухе морозном
Падают на землю кружевные звезды
Вот одна упала на мою ладошку,
Ой, не тай, снежинка,
Подожди немножко.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь подуем на снежинку 3 раза, и она тут же донесет нас до города Звуков. Вначале дуем плавно и тихо, потом сильнее и затем еще сильнее (упражнение на дыхание «Подуем на снежинку».
Занятие сопровождается показом Презентации «Путешествие в город Звуков»
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот мы с вами и на месте. Ребята, посмотрите – это улица звуков. А это домики, в которых они живут.
- Как вы думаете, почему у здешних жителей окна в домиках разного цвета?
- Скажите, в домике с красными окнами какие живут звуки? (Гласные).Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
- А кто скажет, почему их так называют? Какие гласные звуки вы знаете?
- Кто живет в двух других домиках? (Согласные звуки).
- Ребята, а какие согласные живут в домике с синими окнами? ( Согласные твердые). Назовите их.
- Как вы думаете, в домике с зелеными окнами какие живут звуки? (Согласные мягкие). Вспомните и назовите их.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как вы уже успели заметить, в этом городе живет много звуков, но сегодня мы с вами познакомимся только с некоторыми из них. А с какими попробуйте отгадать.
Мне исполнилось семь лет.
Папа дал велосипед.
На гвоздь шина налетела.
И, конечно, засвистела: с – с – с …
Дедушка не подкачал.
Заклеил шину, накачал.
Насосом: ш – ш – ш …
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, кто догадался, с какими звуками мы сегодня познакомимся?
- Давайте вспомним, как засвистела шина? (с-с-с)
- Какой звук мы произнесли, услышали? ( зв.«С»)
- Кто помнит как дедушка накачивал шину насосом?(ш-ш-ш-).
- Какой звук вы услышали?( зв. «Ш») .Давайте его повторим.
Слайд№3
ВОСПИТАТЕЛЬ: А вот и сами звуковые человечки с ними мы сейчас и познакомимся поближе. Давайте дадим характеристику этим звукам.
Дети: Звук «С» согласный, твердый, глухой.
Звук «Ш» согласный, твердый, глухой.
Слайд №4
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, давайте поучимся правильно произносить звуки. «С» - «Ш»
Для того чтобы правильно произнести звук «С» надо губы слегка растянуть в улыбке, зубы сблизить или сомкнуть, кончик языка поставить за передние нижние зубы, воздушная струя холодная. (Дети произносят звук «С»).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, звуковым человечкам понравилось, как вы научились их произносить, и они приготовили для вас игру.
Слайд №5
ВОСПИТАТЕЛЬ: Назовите картинки в названии, которых встречается звук «С».
Слайд №6
ВОСПИТАТЕЛЬ: Назовите картинки в названии, которых встречается звук «Ш». Молодцы ребята, вы правильно назвали картинки со звуками «С» - «Ш».
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, наши знакомые звуковые человечки знают, что вы скоро пойдете в школу и они предлагают вам выполнить такое задание.
Слайд №7
- Посмотрите внимательно на картинку и скажите, какой звук «С» или «Ш» спрятался в названии картинки.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. Знаете, ребята, звуковые человечки такие озорники, пока мы с вами выполняли их задание, они успели набезобразничать. Нам надо все исправить и навести порядок: закончить слово и поставить звуки на место. (Игра «Путаница»). Я буду произносить чистоговорки, а вы внимательно слушайте и поправляйте меня там, где услышите перепутанные звуки.
Аш – аш – аш – сестре дайте карандас (ш)
Ас – ас – ас – папа дал нам ананаш (с).
Уш – уш – уш – льётся в ванной теплый дус (ш).
Ос – ос – ос – у бабушки поднош (с).
Иш – иш – иш – маленький малыс (ш).
Ус – ус – ус – у брата в школе глобуш (с).
Ос – ос – ос задал дедушка вопрош (с).
- Ребята, давай теперь произнесем полученные чистоговорки. Произносим медленно, (быстро, радостно, громко, с вопросительной интонацией) четко выговаривая слова.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Звуковые человечки благодарят вас за помощь и предлагают немного отдохнуть.
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево.
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Слайд№12
Ребята, звуковым человечкам очень понравилось с вами играть, и они приготовили вам еще одно задание. Звуковые человечки просят вас прочитать предложения, вставляя слова вместо картинок.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад. А где же наша снежинка? Что- то она приуныла? Давайте поднимем ей настроение словами (расскажем о снежинке). Снежинка какая?
-Вот мы и дома. Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось, что мы делали в городе Звуков? Какие задания вам понравились больше всего? Молодцы, ребята, звуковые человечки благодарят вас за то, что вы научились произносить правильно звуки «С» - «Ш». А еще они просили вам передать портреты своих друзей. Они надеются, что вы с ними тоже подружитесь.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ЗВУКОВ
. Артикуляция звука [C] : - губы в улыбке, - зубы сближены или сомкнуты, - кончик языка упирается в нижние зубы Артикуляция звука [ Ш ] : - губы выдвинуты вперёд и округлены, - зубы сближены, - кончик языка поднят к передней части нёба, язык в форме «чашечки »
Даша играет с …
В сарае протекает…
У папы длинные…
росли В .
В висит . .
МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности. Формирование звуковой культуры речи. Звук «Ш». «Путешествие воздушного шарика».
Цель: создание условий для воспитания звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.Задачи:развивать артикуляционный аппарат;закреплять правильное произношение ...
Конспект занятия по звуковой культуре речи с детьми подготовительной группы. Тема: "Звуки [Б] [Б\']. Буква Бб".
Занятие рассчитано на сильных детей, поэтому заданий много. Занятие можно сократить или использовать меньше речевого материала в заданиях....
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Презентация "Формы, методы и приёмы формирования звуковой культуры речи у детей подготовительной группы"
quot;Формы, методы и приёмы формирования звуковой культуры речи у детей подготовительной группы"...
КОНСПЕКТ занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну математики»
КОНСПЕКТзанятия по формированию элементарных мате...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну математики»
Развитие логического мышления, формирование мыслительных умений и способностей необходимо с дошкольного возраста....