Чистоговорки для правильного произношения звуков
картотека по развитию речи
Предварительный просмотр:
Чем полезны чистоговорки?
Регулярные занятия по развитию речи со звуками, которые ребёнку сложно выговорить, помогают исправить ситуацию. Кроме того, чистоговорки в стихах развивают:
- слух;
- словарный запас;
- мышление;
- память;
- правильную дикцию.
Ну а теперь самое время перейти от слов к делу! Верим, что вашего малыша позабавят эти смешные стишки и в тоже время научат его правильному произношению.
С чего начнём?
У каждого ребёнка речь развивается по-своему. Но чаще всего деткам трудно выговаривать «шипящие» слоги и слова со звуком «Р». Однако нередко встречаются и проблемы с буквами «Л», «Н», «Т», «К». С них и стоит начинать.
Звук «Б»
- Ба-ба-ба, ба-ба-ба, мама, мама, вон труба!
- Бу-бу-бу, бу-бу-бу, ты и мне купи трубу!
- Бе-бе-бе, бе-бе-бе, потрубил я на трубе.
- Ба-ба-ба, ба-ба-ба, не нужна уже труба!
- Был у бабушки баран, бил он бойко в барабан,
- И плясали бабочки под окном у бабушки.
- Бегемот разинул рот: булки просит бегемот.
Звук «В»
- Ви-ви-ви, вишню с дерева сорви!
- Ву-ву-ву, в лесу видели сову.
- Ва-ва-ва, ва-ва-ва, вот высокая трава.
- Вы-вы-вы, вы-вы-вы, даже выше головы.
- Ве-ве-ве, ве-ве-ве, васильки видны в траве.
- Ву-ву-ву, ву-ву-ву, васильков букет нарву.
Звук «Г»
- Га-га-га, га-га-га, хочешь, Галя, пирога?
- Гу-гу-гу, гу-гу-гу, есть их больше не могу.
- Ги-ги-ги, ги-ги-ги, не нужны мне пироги.
- Гу-гу-гу, гу-гу-гу, и я тоже не могу.
- Га-га-га, га-га-га, где же оба пирога?
Звук «Д»
- Ду-ду-ду, рыбу я найду в пруду.
- До-до-до, там на дереве гнездо.
- Да-да-да, да-да-да, не ходи, Данил, туда!
- Ду-ду-ду, ду-ду-ду, всё равно туда пойду.
- Ди-ди-ди, ди-ди-ди, ты в ботинках, не ходи!
- Да-да-да, да-да-да, ой! Холодная вода!
- Де-де-де, де-де-де, и ботинки все в воде!
- Ды-ды-ды, ды-ды-ды, быстро выйди из воды!
Звук «Ж»
- Жу-жу-жу, ежу кофточку вяжу.
- Хорош пирожок, внутри творожок.
- Жо-жо-жо, я еду на «Пежо».
- Женя Жанне удружил: жвачку дважды одолжил.
- Жи-жи-жи, жи-жи-жи, в нашем доме этажи.
- Жа-жа-жа, жа-жа-жа, подо мной два этажа.
- Жа-жа-жа, жа-жа-жа, надо мной два этажа.
- Же-же-же, же-же-же, на каком я этаже?
Звук «З»
- Лиза купила Зине корзину в магазине.
- У Зины звонок звенит звонко.
- За-за-за, за-за-за, здесь привязана коза.
- Зы-зы-зы, зы-зы-зы, мало травки у козы.
- Зу-зу-зу, зу-зу-зу, отвязали мы козу.
- За-за-за, за-за-за, залезает в сад коза.
- Зу-зу-зу, зу-зу-зу, привязали мы козу.
- Зи-зи-зи, зи-зи-зи, обезьянку привези!
- Зя-зя-зя, зя-зя-зя, обезьянам здесь нельзя.
- Зи-зи-зи, зи-зи-зи, раз нельзя, так не вези.
Звук «К»
- Ко-ко-ко, кошка любит молоко.
- Ку-ку-ку, сидит кукушка на суку.
- Ак-ак-ак, у реки сидит рыбак.
- Ук-ук-ук, а в траве сидит паук.
- Ок-ок-ок, на дворе идет снежок.
- Ки-ки-ки, я сложил все кубики.
- Ки-ки-ки, ки-ки-ки, притаились пауки.
- Ка-ка-ка, ка-ка-ка, муха в сетке паука.
- Ки-ки-ки, ки-ки-ки, нам полезны пауки.
- Ка-ка-ка, ка-ка-ка, вы не бойтесь паука.
Звук «Л»
- Лу-лу-лу, наточил Тарас пилу.
- Ли-ли-ли, суп солёный, не соли!
- Дед Данила делил дыню.
- Ла-ла-ла, ах, как кружится юла!
- Лы-лы-лы, в доме новые котлы.
- Ол-ол-ол, с папой я смотрю футбол.
- Ля-ля-ля, Лиля любит короля.
- Лю-лю-лю, землянику я люблю.
- Ля-ля-ля, ля-ля-ля, все мы любим тополя.
- Ля-ля-ля, ля-ля-ля, но от них в пуху земля.
- Лю-лю-лю, лю-лю-лю, тополя и я люблю.
Звук «М»
- Ом-ом-ом, мы построим новый дом.
- Мама Милу в ванне мыла.
- Ма-ма-ма, уходи скорей, зима.
- Му-му-му, молоко налить кому?
- Мы-мы-мы, вот и дождались зимы.
- Ми-ми-ми, дружно тянем ноту «ми».
Звук «Н»
- Но-но-но, в нашей комнате темно.
- Няня нянчит Нату с Ниной.
- На-на-на, светит лампа у окна.
- Ну-ну-ну, в гору саночки тяну.
- Он-он-он, зазвонил вдруг телефон.
- Ан-ан-ан, мне купили барабан.
- Ан-ан-ан, сшила мама сарафан.
- Ин-ин-ин, меня послали в магазин.
- Ни-ни-ни, ой, будильник, не звони!
- Ень-ень-ень, наконец-то тёплый день.
Звук «П»
- Уп-уп-уп, я готовлю папе суп.
- Петя пилил пилой пень.
- Пекарь пёк калачи в печи.
- Оп-оп-оп, землю роет землекоп.
- Пилил Филипп полено из лип, притупил пилу Филипп.
- Ап-ап-ап, часто слышу ночью храп.
- Ип-ип-ип, где-то скрипка: «Скрип» да «Скрип».
Звук «Р»
- Ра-ра-ра, за окном видна гора.
- Ры-ры-ры, летят в окна комары.
- Ру-ру-ру, начинаем мы игру.
- Ро-ро-ро, ворон уронил перо.
- Ар-ар-ар, надуваем красный шар.
- Ур-ур-ур, не гоняй, собачка, кур.
- Рю-рю-рю, на ромашку я смотрю.
- Ра-ра-ра, ра-ра-ра, во дворе у нас гора.
- Ру-ру-ру, ру-ру-ру, собирайте детвору.
- Ры-ры-ры, ры-ры-ры, покатаемся с горы.
- Ра-ра-ра, ра-ра-ра, очень рада детвора.
Звук «С»
- У Сони сани с горки едут сами.
- Сеня в лесу встретил лису.
- Са-са-са, у Саши длинная коса.
- Су-су-су, тихо осенью в лесу.
- Сы-сы-сы, есть лисята у лисы.
- Сы-сы-сы, у Алисы две косы.
- Со-со-со, крутит быстро колесо.
- Спит спокойно старый слон,
- Стоя спать умеет он.
Звук «T»
- Та-та-та, открывайте ворота.
- Ту-ту-ту, мышка нравится коту.
- Ты-ты-ты, на лугу растут цветы.
- То-то-то, мне не холодно в пальто.
- От-от-от, летит в небе самолёт.
- Ать-ать-ать, я иду гулять.
- Еть-еть-еть, очень хочется мне петь.
- То-то-то, я люблю играть в лото.
Звук «Ф»
- Аф-аф-аф, мы купили новый шкаф.
- У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
- Фа-фа-фа, у стены стоит софа.
- Аф-аф-аф, в зоопарке есть жираф.
- Фе-фе-фе, бабушка живёт в Уфе.
- Фэ-фэ-фэ, будем кушать мы в кафе.
Звук «Х»
- Ха-ха-ха, пёстрый хвост у петуха.
- Ху-ху-ху, наварили мы уху.
- Ух-ух-ух, ходит по двору петух.
- Их-их-их, дождик наконец затих.
- Ох-ох-ох, под ногами мягкий мох.
- Эх-эх-эх, в скорлупе лежит орех.
- Хи-хи-хи, хи-хи-хи, дай попробовать ухи.
- Хе-хе-хе, хе-хе-хе, соль одна в твоей ухе.
- Хи-хи-хи, хи-хи-хи, не хочу такой ухи!
Звук «Ц»
- Цы-цы-цы, есть у ласточки птенцы.
- Из колодца вода льётся.
- Невелика птица синица, да умница.
- Цы-цы-цы, мы помыли огурцы.
- Ец-ец-ец, певец выстроил дворец.
- Цо-цо-цо, цо-цо-цо, курица снесла яйцо.
- Цу-цу-цу, цу-цу-цу, киска тянется к яйцу.
- Ца-ца-ца, ца-ца-ца, брысь, котёнок, от яйца!
- Цу-цу-цу, цу-цу-цу, не пускать его к яйцу!
- Цо-цо-цо, цо-цо-цо, сами мы съедим яйцо.
- Цы-цы-цы, цы-цы-цы, отогнали? Молодцы!
- Це-це-це, це-це-це, вот вам сказка о яйце.
Звук «Ч»
- Ча-ча-ча, сидит чукча у врача.
- Чу-чу-чу, зуб лечить я не хочу.
- Чи-чи-чи, нужны для стройки кирпичи.
- Чо-чо-чо, ох, как на солнце горячо!
- Оч-оч-оч, мне так хочется помочь.
- У четырёх черепах по четыре черепашонка.
- Ча-ча-ча, ча-ча-ча, на столе горит свеча.
- Чо-чо-чо, чо-чо-чо, ой, как свечке горячо.
- Чу-чу-чу-чу-чу-чу, я подую на свечу.
- Чи-чи-чи-чи-чи-чи, пламя сдую у свечи.
Звук «Ш»
- Нашему Саше дали мало каши.
- Ша-ша-ша, ша-ша-ша, наша Саша хороша.
- Шо-шо-шо, шо-шо-шо, поёт песни хорошо.
- Шу-шу-шу, шу-шу-шу, поёт песню малышу.
- Ши-ши-ши, ши-ши-ши, любят песни малыши.
Звук «Щ»
- Ща-ща-ща, Костя ходит без плаща.
- Щи-щи-щи, ищем мы щавель на щи.
- Щука проглотила щётку, щётка ей щекочет глотку.
- Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ, будем мы готовить борщ.
- Ща-ща-ща, ща-ща-ща, нет капусты для борща.
- Щи-щи-щи, щи-щи-щи, приготовим лучше щи.
- Щу-щу-щу, щу-щу-щу, я капусту поищу.
- Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ, не клади в кастрюлю хвощ!
- Щу-щу-щу, щу-щу-щу, я морковку поищу.
- Ща-ща-ща, ща-ща-ща, брат принёс домой леща.
- Щи-щи-щи, щи-щи-щи, поедим сначала щи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Закрепление правильного произношения звуков Л – ЛЬ»
Авторский конспект для работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Один из цикла конспектов "Отработка звуков родного языка"....
Этапы и виды работ по формированию правильного произношения звука Л
Конспект открытого подгруппового занятия....
Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш. Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНА Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия
Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНАКоррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука...
Учимся правильно говорить. Различение правильного произношения звуков [Ш] и [ж] в скороговорках c помощью приёмов мнемотехники.
Слово «мнемотехника» произошло от греческого mnemonikon – искусство запоминания и известна она ещё со времён античности. В дошкольном возрасте приёмы мнемотехники (в частности, мнемотехнические таблиц...
Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности №1 «Закрепление правильного произношения звука «Л» в изолированном произношении и в слогах» с детьми-дизартриками
Постановка звука "Л" и автоматизация в слогах....
Консультация для родителей "Закрепляем правильное произношения звуков в чистоговорках, пословицах"
Часто родители не могут найти или подобрать нужный речевой материал для автоматизации поставленного звука у ребенка в домашних условиях. Эта подборка чистоговорок и пословиц поможет в играх и занятиях...
Консультация для родителей "Правильное речевое дыхание – залог успеха в освоении правильного произношения звуков"
Для того чтобы речь была плавной, мелодичной и красивой, необходимо правильное речевое дыхание. Бывает так, что дети проглатывают слова, торопливо и неразборчиво говорят. Регулярные занятия подкоррект...