Этапы и виды работ по формированию правильного произношения звука Л
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГБОУ детский сад №62
Этапы и виды работ по формированию правильного произношения звука Л.
Конспект открытого занятия
учителя-логопеда ГБОУ №62
Калининой О.В
Москва, 2012
Задачи:
образовательные:
- уточнить понятие «звуки речи»;
- упражнять в определении места звука Л в слове;
- упражнять в навыках звукового анализа и синтеза;
- формировать графо-моторный навык;
коррекционные:
- развивать слуховое, зрительное внимание и память;
- развивать логическое мышление путём установления причинно- следственных связей;
-развитие пространственной координации;
воспитательные:
- воспитывать мотивацию к обучению и умение работать в коллективе.
Оборудование:
- синие флажки;
- доска, магниты для картинок;
- картинки А3 (яблоко, ландыш, колокольчик, лук, виола);
- картинки 15/20 (ложка, акула, ангел, лошадь, дятел, лопух, хлопушка);
- «звуковые автобусы», карточки для звукового анализа;
- «звёздные карты»;
- «серебряные» звёзды для оценки правильных ответов;
- шапочки волка и лисы, корзинка с «рыбой».
I. Артикуляционная гимнастика. Упражнения для подготовки к правильному произношению звука [л].
- «Почистим зубки». Губы – в улыбке, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону; нижняя челюсть остается неподвижной.
- «Маляр».Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед до внутренней поверхности зубов, и назад к мягкому небу.
- « Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз; нижняя челюсть должна оставаться неподвижной .
- «Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом темп ускорить и добавить голос, пока не послышится бл-бл-бл.
- «Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы .
- «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
- «Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка сначала медленно, затем ускоряя темп.
- «Грибок». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот.
- «Гармошка». Сделать «грибок» и, не опуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную уздечку.
II. Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
- «Флажки». Инструкция: « Услышать звук л в слове и поднять флажок».
Слова: лампа, роза, вагон, молоко, стул, пирожок, подкова, лодка, иголка, котёл.
- « Звуковой автобус». Инструкция: « Определить место звука л в слове и закрыть «окошко» автобуса».
Слова: ладонь, болото, пенал, ласточка, солома, сигнал, локоть, пилот, малыш, столб.
3. «Цепочка». Инструкция: Определить первый и последний звук в словах
и соединить их « цепочкой».
Слова: ложка – акула – ангел – лошадь – дятел – лопух – хлопушка.
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
Ребёнок показывает одно упражнение, потом выполняют все вместе, чётко и правильно выговаривая звук л и жестикулируя.
«Домик». Стол стоит на толстой ножке, рядом – стульчик у окошка, два бочонка под столом. Вот такой я видел дом!
«Ловля». Плавал Лёва на плоту и ловил с плота плотву.
«Дятел». Дятел ель долбил-долбил. Ствол у ели толстый был.
Дятел выдолбил дупло. Дятлу в том дупле тепло.
III. Автоматизация звука л в слогах, словах, предложениях, связной речи.
- «Космическое путешествие» Инструкция: « Летим по звёздным картам, аккуратно проводя указательным пальцем по начерченному маршруту. От звезды к планете летим чётко проговаривая ла-лы-ла-лы, на планете получаем задание, выполняем. От планеты к следующей звезде летим длительно произнося л-л-л-л-л-л».
Задания – загадки.
- Как гора огромен он! Ты узнал, кто это? (Слон)
- Под крышей четыре ножки,
А под крышей – суп да ложки. (Стол)
- Ходит-бродит злой разбойник без дубинки и ножа.
Все в лесу его боятся, кроме дядюшки ежа. (Волк)
- Он рогат и бородат, строго смотрит на ребят!
Если кто озорничает – забодает-забодает! (Козёл)
- Я по дереву стучу, что-то я достать хочу.
Хоть и скрылся под корой, червячок-то будет мой! (Дятел)
- «Словарный телеграф». Инструкция: « Назвать предмет изображенный на картинке. Придумать предложение с этим словом. «Отстучать» это предложение, обозначая первое слово ударом кулака, остальные – ударом указательного пальца ребром, точка – удар указательного и среднего пальца плашмя. Стучать слева направо.
Предметные картинки: яблоко, ландыш, колокольчик, лук, виола (анютины глазки).
- «В гостях у сказки». Дети показывают отрывок сказки «Лиса и волк».
Итог занятия.
Литература.
1. Дурова Н.В. Фонематика. М., 2002
2. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. М., 1999
3. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом для дошкольника. М., 2001
4. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики. Эксмо. 2011
5. Свободина Н.Г. Беседы с логопедом. Вопросы и ответы. Сфера, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование правильного произношения звуков
в статье описано поэтапное формирование звукопроизношения...
Подготовительный этап коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений произношения звуков Х и Х\'
В работе представлена характеристика звуков Х и Х\', профили артукуляции и их описание, указаны возможные недостатки произношения данных звуков. Собственно коррекционный процесс на подготовительном эта...
ЗАНЯТИЕ ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ Тема: «Формирование правильного произношения звука Ч »
Занятие...
Семинар-практикум « Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность форм ее проведения»
· упражнения для развития дыхания детей;· упражнения для губ;· упражнения для щек;·...
Использование метода мнемотехники при формировании правильного произношения звуков.
Мнемокарточки звуков русского языка в картинках и схемах...
ЗАНЯТИЕ ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.Тема: «Формирование правильного произношения звука Ч »
Занятие по звуковой культуре в средней группе....
Логопедические стихи для формирования правильного произношения звуков
Стихотворные тексты используются логопедом, воспитателем или родителями на этапе автоматизации уже поставленного звукаПосле постановки звука переходят к этапу автоматизации. Авто...