Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Интересные формы работы по развитию связной речи"
методическая разработка по развитию речи
Семинар-практикум по речевому развитию дошкольников для педагогов ДОУ в форме деловой игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_rechevomu_razvitiyu.docx | 45.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Сл. 1 Семинар «Интересные формы работы с детьми по речевому развитию»
Цель - повышение компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста.
Сл.2 Актуальность проблемы.
"Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи". /Ушакова О.С./
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.
Деловая игра «Речь беднеет – вот вопрос – нам поможет в этом ФГОС»
Для того чтобы разговорная речь детей была хорошо развита педагогу необходимо иметь багаж знаний по формированию связной речи. Приобретением нового и развитием старого багажа знаний мы сегодня и займемся. Мы приглашаем Вас на деловую игру, где вспомним все о связной речи, постараемся решить проблемные задачи, вспомним педагогические технологи.
Задание 1 Игра «Ромашка» (каждая команда получает по ромашке, на лепестках которой прописаны вопросы, и задает их соперникам, если соперники отвечают неправильно фишка достается команде задающей вопрос, или каждой команде дается ромашка с вопросами, определенное время на подготовку и команды по очереди зачитывают вопросы и ответы на них)
Диалогическое общение, через которое расширяются, систематизируются представления о предметах и явлениях, актуализируется личный опыт (беседа) | Изложение прослушанного (пересказ) |
Назовите формы связного высказывания (монолог, диалог, повествование, описание, рассуждение) | Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец) (наблюдение) |
Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ) | Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо (диалог) |
Смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей (связная речь) | Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация) |
Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера? (сказка) | Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание) |
Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям? (монолог) | Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный иносказательного содержания с выводом моралью? (басня) |
Ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками (скороговорка) | Правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя (речевой образец) |
На чём основан рассказ ребенка по памяти? (личный или коллективный опыт) | Приём, используемый воспитателем после рассказа ребенка для уточнения (вопрос) |
Сл. 3 Обобщая то, что сейчас сказали, повторим.
Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции - являясь средством коммуникации, помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми и, что немаловажно, регулирует поведение ребенка в социуме, что является решающим условием для становления его личности.
Сл. 4 Какие формы Связная речь включает в себя?
- Диалогическую форму речи;
- Монологическую форму речи.
Обе формы речи объединяет единая природа происхождения (потребность людей общаться друг с другом). Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи.
Сл. 5 Диалогическая форма речи (диалог) – первичная по происхождению форма речи. Диалог состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения.
Диалогическую речь отличает краткость, преобладание простых предложений, широкое использование внеречевых средств (жестов, мимики), а также средства интонационной выразительности.
Сензитивным периодом в развитии диалогической формы речи считается возраст три года, а уже к пяти годам в большинстве случаев в полной мере сформирован.
В отличие от диалогической речи формирование монолога требует целенаправленного обучения, осознанного отношения ребенка к построению связанных высказываний. Психологические исследования (Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия) отмечают появление элементов монологической речи лишь к пяти годам. Только с этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога – рассказа о пережитом и увиденном. Связной
Сравнительная таблица форм связной речи (на экране)
Характеристика | Диалогическая речь | Монологическая речь |
Форма речи | Первичная | Развивается на основе диалога |
Цель | Потребность непосредственного живого общения | Сообщение о каких-либо фактах, явлениях действительности |
Возраст формирования | 3 – 5 лет | Начинает к 5 годам |
Система языка | Достаточный уровень сформированности фонетики, лексики, грамматики, синтаксиса | |
Условия коммуникации | Связность высказываний | |
Ситуация возникновения | Ситуативная | Запрограммированная (планируемая) |
Виды предложений | Реплика, вопрос – ответ, преобладание простых предложений | Связное развернутое изложение |
Невербальные средства (мимика, жесты, интонация) | Широко используется | Мало используется |
Работа педагога | Развивать | Целенаправленно обучать |
Сл. 6 Игры для развития диалогической формы речи – 3 блока.
Сл. 7 1. Игры и упражнения на развитие умения сотрудничать.
Задачи таких игр:
- учить слышать, понимать, соблюдать правила игры;
- развивать контроль за движениями, умение работать по инструкции, чувство ответственности перед другим человеком;
- воспитывать доверительное отношение друг к другу.
Сл. 8 Сюда можно отнести любую игру (дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, драматизацию, народную), правилами или сюжетом которой предусмотрено речевое взаимодействие, обмен высказываниями. Например, подвижные игры с текстом нередко содержат диалоги. Подскажите, какие («Гуси-лебеди», «Краски», «У медведя во бору», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем»…)
Детям
Например, младшим дошкольникам можно предложить игру «Зайчики и лиса»
Оборудование: маска лисы.
С помощью считалки выбирается «водящий» - лиса. Он садится в углу комнаты. Остальные дети («зайчики») собираются около одной из стен комнаты.
Педагог встает у противоположной стены и произносит:
Раз, два, три, четыре, пять -
Вышли зайчики гулять!
«Зайчики» выбегают на середину комнаты и начинают прыгать. Через минуту педагог продолжает:
Вдруг лисичка выбегает,
Зайку серого хватает!
На последних словах «зайчики» бегут к стене, а «лиса» пытается поймать кого-то из них. Пойманный ребенок становится водящим. Игра повторяется.
Сл. 9 Игра «Деревце» (обе команды)
Посчитайтесь, выберите водящего. Это - «наблюдатель». Остальные – «деревца». Задача «наблюдателя» - выявить лучшее «деревце» (кто будет внимательно слушать и правильно и точно выполнять все задания). Для взрослых усложним. Одна команда – ивушки, вторая – дубочки.
С небольшими остановками даются задания. Каждый «наблюдатель» выбирает из своей команды.
Наши руки – веточки. Медленно поднимите их через стороны вверх. Потянитесь на носочках, как веточки тянутся к солнечным лучам. Опустите руки, глазами нарисуйте солнышко, которое греет деревце. Поднимите руки и качайте, как ветки деревьев на ветру: из стороны в сторону, вперед-назад. Ветер усиливается, все сильнее раскачивает дерево из стороны в сторону, вперед-назад. Ветер стихает и деревце замирает… Вновь ветер усиливается, дерево раскачивается сильно. Ветер затих, деревце перестало качаться. Можете опустить руки.
«Наблюдатель» выбирает лучшее деревце.
(Пояснить, что далее выбранный человек становится «наблюдателем» и игра повторяется.)
Сл. 10 Игра «Горная тропинка» (по 3 пары представителей из каждой команды, 2 тропинки)
Оборудование: мел или веревки.
Помните ст. С. Михалкова «Два барана»?
1. как вы думаете, почему с баранами произошло несчастье?
2. какие качества, на ваш взгляд, погубили баранов?
3. был ли выход из создавшейся ситуации?
4. Как, на ваш взгляд, следовало бы поступить баранам?
Затем, с помощью мела или веревок ограничиваются «пропасть», шириной 2 м, «мостик» и «тропинка» шириной 25-30 см.
Выбрать по 3 пары.
Представьте, что мы высоко в горах впереди – пропасть, через которую вам предстоит перебраться. Вы пойдете навстречу друг другу по узкой тропинке и встретитесь на узком мостике. Помните, главное – не свалиться в пропасть самому и не дать упасть другу.
По команде пары участников выполняют задание.
Выигрывает команда, которая, по мнению большинства, наиболее удачно преодолела препятствие. Учитывается и оценивается активность участников, степень внимания к своему партнеру, взаимопомощь, а так же время выполнения задания.
Детям
Старшим дошкольникам предлагаем игру «Поступки»
Оборудование: магнитная доска, магниты, мел; пары сюжетных картинок с изображением приемлемых и неприемлемых взаимоотношений в системах «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок», «ребенок – природа».
Педагог вертикальной линией делит доску пополам. В левой части пишет знак «-», в правой – «+».
Каждому участнику поочередно предлагается найти картинку с изображением плохого поступка, прикрепить ее под знаком «-» и обосновать свой выбор. Далее нужно подобрать парную картинку, на которой изображен хороший поступок, прикрепить ее под знаком «+», объяснив свой выбор.
Дети следят за ходом работы и высказывают свое мнение.
Сл. 11 2. Игры и упражнения на развитие умения слушать других.
Задачи:
- развивать вербальную и невербальную коммуникацию, слуховое восприятие и память;
- учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи, задавать вопросы и отвечать на них, перефразировать сказанное, уловив его главный смысл, понимать смысл высказываний других, выделять основную идею, подводить итог мысли собеседника, использовать приём активного слушания: дальнейшее развитие мыслей собеседника.
Игра «Взаимное цитирование» (поочередное цитирование: 1-я команда – 2-я команда)
Играющие садятся на стульчики или на пол, образуя круг.
Педагог. Давайте поиграем в игру. Я стучу по коленям ладонями 2 раза и дважды произношу свое имя: «Лена – Лена», а затем хлопаю в ладоши над головой, называя кого-нибудь другого, например: «Саша – Саша». Саша, услышав свое имя, сначала стучит себя по коленям два раза, называя себя, а потом хлопает над головой в ладоши, называя еще кого-нибудь, например: «Аня – Аня» и т.д.
Нужно стараться не смотреть на того участника, кого называешь.
Игра «Хорошо или плохо» (1-я команда –оптимисты, 2-я команда – пессимисты, тема «отпуск» или «первый снег»... Или у каждой – своя тема)
Оборудование: «волшебная палочка» (двухцветная палочка, например, верх красный, а низ синий)
Участники игры садятся, образуя круг. Педагог показывает детям «волшебную палочку», объясняя, что красный конец палочки обозначает «хорошо», а синий – «плохо». Выбирается тема, по которой участники будут выделять хорошее и плохое. Дети передают друг другу палочку, поворачивая ее то одной стороной вверх, то другой, в зависимости от своих высказываний.
например, при обсуждении темы «Лето», палочка повернута стороной «хорошо» вверх Ребенок говорит: «Лето – это хорошо, потому что можно купаться на речке, загорать на солнце.
Затем он передает палочку другому, переворачивая ее вверх стороной «плохо». Этот участник должен объяснить, почему лето – это плохо. Например, он может сказать: «Лето – это плохо, потому что можно получить солнечный удар». И т.д.
Детям
Игра «Что случилось?»
Оборудование: магнитная доска, магниты; картинки с изображением животных в различных эмоциональных состояниях (грустный, веселый, злой, испуганный, обиженный, удивленный и т. д.).
С помощью считалки выбирается водящий. Педагог предлагает ему выбрать любую картинку, прикрепить ее к доске и ответить на вопросы.
Вопросы
1. Кто это?
2. Какое у него настроение?
3. Какие чувства (эмоции) он испытывает?
4.Почему? Что с ним случилось?
5. Что ты ему посоветуешь?
Остальные дети слушают водящего и высказывают свое мнение. Затем водящий меняется и игра повторяется.
«Пантомимические этюды»
Педагог предлагает детям пройтись так, как в их представлении ходят:
- маленькая девочка в хорошем настроении;
- старик;
- уставший человек;
- смелый человек и т.д.
Сначала дети выполняют
Игра «Кто ты?»
Каждый игрок придумывает себе смешное прозвище (например, медведь, расческа, тарелка, карандаш и др.) далее по считалке выбирается водящий. Его цель – задавать вопросы игрокам. Отвечая на них, игрок должен употреблять только придуманное им слово, при этом сохраняя серьезное выражение лица.
Например, водящий подходит к тому, кто назвал себя расческой, и строго предупреждает:
Кто ошибется,
Тот попадется!
Кто засмеется,
Тому плохо придется!
Затем ведущий задает вопросы:
- Кто ты?
- Расческа!
- А что ты ел сегодня?
- Расческу.
- А на чем ты приехал в садик?
- На расческе.
И т.д.
Когда вопросы закончатся или игрок ошибется (рассмеется), водящий меняется.
Сл. 12 3. Игры и упражнения на развитие умения перерабатывать полученную информацию
Задачи:
- развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации, работать с информацией через установление логических и причинно-следственных связей, а также умозаключений;
- формировать способность аргументировать свою точку зрения.
Игра «Не скажу, а покажу» покажите пословицу жестами, пантомимой. (Командам предлагаются по 3 пословицы (написаны, вслух сразу не озвучиваются). За каждую показанную – очко, за каждую угаданную – очко.)
Кто много лежит, у того и бок болит.
Глаза боятся, а руки делают.
Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя глаза продирает.
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Детям можно предложить игру «Через стекло»
Представьте, что один из вас в поезде, а второй на перроне за стеклом. Вам друг друга не слышно, но зато видно. Передайте с помощью жестов сообщение.
Я тебе позвоню, когда приеду.
Напиши мне письмо. И т.п.
Затем все обсуждают, насколько точно было передано сообщение, легко ли было понять друг друга.
Следующее упражнение показывает, как порой сложно вникнуть в информацию, запомнить, переработать и выдать адекватный ответ.
Игра "Шушаника Минична" – (выбрать по 4 – 5 представителей команд)
Содержание. Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например "Шушаника Минична". В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно Шушаника Минична с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя. После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева "представьтесь, пожалуйста" и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.
Глориоза Провна | Эннафа Варсонофьевна |
Вивиана Ионична | Маркелина Ермилинична |
Феосения Патрикеивна | Геновефа Иркнеевна |
Беата Нифонтовна | Домитилла Ювенальевна |
Антигона Маевна | Препидигна Аристидовна |
Вестита Евменьевна | Ермиония Питиримовна |
Нунехия Амфиохъевна | Вевея Вуколовна |
Геласия Доримедонтовна | Иовилла Иеронимовна |
Агафоклия Наркисовна | Кетевань Варнавична |
Рипсимия Флегонтовна | Фессалоникия Якубовна |
Детям переработать информацию тоже бывает трудно. Можно для тренировки предложить им игру
«Я бросаю тебе мяч».
Дети стоят в кругу и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, или другого участника, кому хотят его бросить. При этом ребенок, бросающий мяч, говорит: «Я бросаю тебе шоколадку (ромашку, апельсин…)». Ребенок, получивший мяч, должен ответить, сделав какой-либо вывод, например: «Спасибо, я очень люблю сладкое»
Для развития умения перерабатывать информацию, можно также предложить игры «Задом наперед», «Доказательство», «Что было бы, если бы я…».
Игра «Задом наперед»
Оборудование: магнитная доска, магниты; пары картинок («Мальчик с мячиком» и «Мальчик без мячика», «Человек с открытым зонтом» и «Человек с закрытым зонтом»).
Педагог прикрепляет к стене пару картинок (например, с изображением мальчика с мячом и мальчика без мяча) и рассказывает историю
Педагог. Мальчику подарили красивый мяч. Он играл на улице. Но вдруг мяч выскочил на проезжую часть, попал под колесо и лопнул. Мальчик расстроился и пошел домой. Его родители сказали, что играть рядом с дорогой опасно, можно самому попасть под автомобиль.
Детям предлагается рассказать другую историю по этим картинкам, но «задом наперед», т.е, начиная с последней картинки.
Игра «Доказательство»
Оборудование: различные предметы (счетные палочки, пуговицы, кубики, геометрические фигурки и др.); фишки.
Педагог раскладывает перед участниками предметы и предлагает подумать и сказать, какую фигуру можно создать из предложенных предметов. Кто-то из детей дает ответ, например: «Из палочек и пуговиц получится машина».
В качестве доказательства игрок должен выложить придуманную им фигуру. Ребенок, который правильно выполнил задание, получает фишку. Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше всех фишек.
Игра «Что было бы, если бы я…»
Дети садятся на стульчики, образуя круг.
Педагог. Ребята, представьте, что вы встретились с Волшебницей, и она рассказала, что может превратить вас в кого бы вы не пожелали, но только, если вы объясните свой выбор.
Варианты ответов детей: «Если бы я был художником, я бы нарисовал бы…»; «Если бы я был воспитателем, то…»; «Если бы я была принцессой, то…»; «Если бы я была солнцем, то…».
Сл. 13 Для развития навыка монологической речи у дошкольников необходимо знать особенности выполнения заданий, требующих различной степени самостоятельности процессов программирования и языкового оформления связных речевых высказываний:
- Пересказ (при пересказе степень самостоятельности минимальная);
- Рассказ по сюжетной картине, серии сюжетных картинок (смысловое программирование высказывания облегчается наличием серии сюжетных картинок, отражающих развитие сюжета);
- Рассказ-описание предметов (при наличии зрительной опоры смысловая программа связного речевого высказывания должна быть организована ребенком самостоятельно);
- Самостоятельный рассказ на заданную тему (степень самостоятельности максимальная, так как осуществляется самостоятельное программирование без всякой наглядной опоры).
Конечно, в структуру работы по развитию речи входит и работа по расширению и уточнению словаря, работа над грамматическим строем речи, упражнения по составлению простых предложений по вопросам, а также по демонстрации действия, по сюжетной картинке, по трем предметным картинкам, связанным тематически.
Детям с речевыми проблемами даже пересказ дается тяжело. Ребенок должен проанализировать смысловую и логико-композиционную структуру текста, извлечь из него информацию и, опираясь на текст образец, построить свой текст, используя синтаксические модели и образные средства оригинального текста.
Сл. 14 Помогает метод наглядного моделирования.
К методам наглядного моделирования относится мнемотехника (это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации).
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
сл. 15 Приведу примеры
Сенсорно-графические схемы Валентины Константиновны Воробьевой.
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Из текста выбираются предметы, они становятся ориентирами рассказа. Составляется предметно-графическая схема или план. Стрелки обозначают действия. Рассказ составляется с опорой на данный предметно-графический план.
Для обогащения пересказа признаками, в план можно добавить новые обозначения: прилагательное - ● наречие - ►.
Сл. 16 Блоки-квадраты Глухова В.П.
Вадим Петрович Глухов предлагает в обучении рассказыванию использовать детский рисунок. После разбора текста по вопросам воспитателя детям предлагается выполнить рисунок на любой сюжетный фрагмент рассказа, после чего дети самостоятельно составляют рассказ на основе своего рисунка.
Для разбора произведений, а также для обучения планированию рассказа можно использовать демонстрационное панно.
Сл. 17 Предметно-схематические модели Татьяны Александровны Ткаченко
Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, ребенок может строить по ним свой рассказ.
Принципы составления и использования схем:
Лист картона размером 45*30 см разделен на 6 квадратов (по количеству характерных признаков предметов или объектов, либо времен года, о которых нужно рассказать):
1. Цвет.
2. Форма.
3. Величина.
4. Материал.
5. Части
6. Действия.
Ниже вариант описательной схемы для дошкольников постарше.
Сл. 18 Коллаж Татьяны Васильевны Большевой
Коллаж – это лист картона, на который наклеиваются или накладываются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа. Главная задача коллажа – соединить, то есть связать, все картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры между собой.
Конечно можно придумать и свои варианты.
Сл. 19, 20 ,21 Примеры мнемотаблицы (потешки, стихотворения, рассказа)
Задание командам
«Составьте мнемотаблицу для разучивания стихотворения»
2. Я купила кошке к празднику сапожки Причесала ей усы, сшила новые трусы Только как их одевать? Хвостик некуда девать.
«Составьте мнемотаблицу для разучивания стихотворения» 1. Я рубашку сшила Мишке, Я сошью ему штанишки. Надо к ним карман пришить И конфетку положить.
Сл. 22 Одним из интересных находок развития связной речи является квест-игра. В ходе игры команде участников предлагается пройти череду препятствий для достижения цели. В процессе квеста необходимо применять знания, логику, а также уметь работать в команде. Ограничение во времени нацеливает детей на быстрое выполнение заданий, смена которых позволяет удерживать интерес к игре.
Квест – игра «Воробушек»
Оборудование: магнитная игра, план игры, сюжетные картинки по темам «Времена года», «Зимние забавы», «Воробышек», картинки с изображением птиц.
Дается план игры
Я вам прочитаю рассказ. Пересказать его помогут по картинки – подсказки. Получить такую подсказку можно, если быстро и хорошо выполните предложенное задание.
Послушайте рассказ «Воробышек».
Однажды холодным зимним днем дети гуляли в парке. Они увидели на снегу птичку. воробышек замерз. Девочка согрела птичку, положила ее в варежку. Дети понесли воробышка домой. Дома птичка отогрелась. Дети кормили воробышка зернышками. Когда кончились сильные морозы, они отпустили воробья на волю. Ребята повесили кормушку для птиц. Теперь они постоянно кормят их.
Далее выполняются задания и за каждое получают сюжетную картинку.
Задание 1.
Отгадайте загадки и найдите картинку, подходящую к тексту:
Дел у меня немало – Я раскрываю почки,
Я белым покрывалом В зеленые листочки
Всю землю укрываю, Деревья одеваю,
В лед реки убираю, Посевы поливаю,
Белю поля, дома, Движением полна,
Зовут меня… (зима). Зовут меня…(весна)
Я соткано из зноя, Несу я урожаи,
Несу тепло с собою, Поля вновь засеваю,
Я реки согреваю, Птиц к югу отправляю,
«Купайтесь!», - приглашаю. Деревья раздеваю,
И любите за это Но не касаюсь сосен
Вы меня. Я …(лето) И елочек. Я…(осень)
Отгадали загадку и получили картинку по тексту.
Задание 2.
Послушайте внимательно и назовите лишнее слово: петух – гусь индюк – воробей. объясните свой выбор. Найдите изображение воробья среди птиц.
Выполнили задание и получили сюжетную картинку по тексту.
Задание 3.
Выберите картинку, которая соответствует тексту.
На магнитной доске картинки по теме «Зимние забавы», а одна – по сюжету текста.
Назовите все предметы на ней.
Выполнили задание и получили сюжетную картинку по тексту.
Задание 4.
Закончите предложения.
Стояли сильные морозы, потому что…
Дети нашли на снегу воробышка, который…
Девочка отогрела воробья в руках, а потом…
Воробей стал летать по комнате, когда…
Дети не выпускали воробья до тех пор, пока…
Дети повесили кормушку, чтобы…
Выполнили задание и получили сюжетную картинку по тексту.
Задание 5
Разместите картинки на доске по порядку и придумайте название рассказа. (Можно предложить найти подсказку в группе – изображение воробья)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логосказки как форма работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи
В статье представлен опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по проведению занятий в форме логосказок. Даётся краткая характеристика связной речи детей с ОНР. Раскрывается важное значение испо...
«Инновационные формы работы в развитии связной речи детей в соответствии с ФГОС ДО».
Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя вовремя обратить внимание на речевое ра...
Консультация для родителей «Народный фольклор как одна из форм работы по развитию связной речи».
Консультация для родителей «Народный фольклор как одна из форм работы по развитию связной речи»....
Семинар – практикум для воспитателей "Инсценировка литературных произведений, как средство развития связной речи дошкольников".
Семинар – практикум для воспитателей "Инсценировка литературных произведений, как средство развития связной речи дошкольников"....
Нетрадиционные формы работы по развитию связной речи
Прекрасна речь, когда она как ручеек,Бежит среди камней, чиста, нетороплива,И ты готов внимать ее поток, и восклицать:«О, как же ты красива!»....
Презентация Нетрадиционные формы работы по развитию связной речи у детей с ТНР с применением самомассажа в совместной деятельности
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами является необходимой задачей и содержанием коррекционно-развивающей работы в детском саду. Это важный и необходи...
Инновационные формы работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. К сожалению практика, показывает, что большинство поступающих в школу детей не владеют навыками...