«Инновационные формы работы в развитии связной речи детей в соответствии с ФГОС ДО».
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Валентина Алексеевна Пастушкова

Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя  вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Инновационные формы работы  в  развитии связной речи детей в соответствии с ФГОС ДО».

Становление речи, ее развитие начинается с дошкольного возраста. «По речи узнают человека» - гласит народная пословица. В  Федеральном государственном стандарте дошкольного образования речевое развитие выделено в отдельную образовательную область и это не случайно, так как дошкольный возраст – это сенситивный период развития речи детей. Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие нашу речь. Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя  вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка.

Инновационные формы работы над развитием связной речи позволяют детям более эффективно усвоить предлагаемый материал, сократить временной интервал, повысить познавательный интерес ребенка, за счет использования новых приемов удается создать благоприятный эмоциональный фон, повысить заинтересованность, активизировать не только речь и память, но и воображение, логическое мышление, творческое начало.                                                                                                                                                                         Обучение пересказу и составлению рассказа начинается с  младшего дошкольного возраста.

Обучение рассказыванию включает в себя:

1.Рассказывание по инструкции или по демонстрируемым действиям

2. Рассказы описания (описание предмета по предметной картинке, рассказы по сюжетной картинке,  рассказы по серии сюжетных картинок, пересказ художественных текстов).

Инновационные формы работы  над составлением рассказа включают:

1.Описание предмета по схематической зарисовке (используется на отдельно взятый предмет).

2.Описание предмета по обобщающей  схематической зарисовке (используется на группу предметов).

К инновационным формам работы относится подвижное рассказывание с использованием модернизации:

 1.Составление рассказа в динамике с применением сюжетных картинок.

2. Составление шуточного рассказа, его модернизация в процессе рассказывания.

3. Составление линейного рассказа с различными видами его прочтения.

Использование круговых диаграмм в работе над рассказом очень удобно при сложных темах: Родина,  Москва,  космос, армия и т. д.

 Большое место для развития связной речи занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение.

При разучивании стихотворений особенно эффективны мнемотаблицы (схематическая зарисовка стихотворения). 

Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Для того  чтобы сказка стала основой формирования связной речи детей, у детей, взрослому необходимо не просто её прочесть, но и побудить детей к ответам на вопросы, пересказу, драматизации, сочинению концовок, самостоятельному рассказыванию по картине или серии сюжетных картинок по сказке и др.

При развитии у  детей связной речи нельзя обойтись без риторики – как науке об искусной, умной, красивой речи. Актуальность риторики очевидна – приобщение дошкольника к элементам, основам ораторского искусства имеет большое  воспитательно-образовательное и развивающее значение. Планируя и организуя работу по риторике, воспитатель должен стремиться расширить поле активной творческой мыслительной деятельности детей, включать ситуации спора, дискуссии, просить обосновать свое мнение или ответ.

В работе по развитию связной речи можно использовать речевой тренинг, который представляет собой набор игровых упражнений и заданий, затрагивающие разные стороны речевого развития (произносительную сторону, словарь, грамматический строй).

Исследователи отмечают, что постоянное совершенствование речевых навыков в дошкольном периоде, овладение литературным языком является необходимым компонентом образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора с учетом введения ФГОС ДО».

В этом проекте раскрывается один из принципов дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе ...

Опыт работы "Инновационные формы развития связной речи дошкольников"

Опыт работы "Инновационные формы развития связной речи дошкольников"...

Инновационные формы работы с родителями дошкольников в соответствии с ФГОС

В данном материале содержится методическая разработка по теме: "Инновационные формы работы с родителями дошкольников в соответствии с ФГОС"...

Результаты освоения инновационной темы : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания.

Результаты освоения инновационной темы : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания....

Результаты освоения инновационной темы : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания.

Результаты освоения инновационной темы : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания....

Опыт работы: «Инновационные технологии развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Цель: поделиться опытом применения инновационных технологий, способствующих развитию связной речи детей дошкольного возраста.  В настоящее время проблема развития связной речи у детей дошкол...