"Зима - лето"
материал по развитию речи (средняя группа)
Систематизация знаний детей о сезонных изменениях в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_novyy.docx | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 57
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Открытое занятие по развитию речи в средней группе
с использованием дидактических игр
Подготовила и провела: Мангушева В.В.
г. Люберцы
2022 г.
"Зима - лето"
Цель: Систематизация знаний детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
Образовательные: обогащать словарный запас, обобщить знания детей о временах года, формировать навыки групповой работы в режиме "Мозгового штурма".
Развивающие: создать условия для закрепления навыка целеноправленного восприятия, развивать словесно-логическую память, мышление, воображение. Развивать фантазию, в процессе решения творческих задач. Закреплять правильное произношение звуков У, Х, Р, С, Ш. Произносить их протяжно с разной силой голоса. Правильно использовать в речи грамматические формы, умение согласовывать существительные с прилагательными. Формировать навыки связно-речевых высказываний.
Воспитывающие: закреплять умение вести спор, слышать друг друга,высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т.п. Развивать у детей способность к анализу, стимулировать творческую активность в поиске решения проблемы. Способствовать сплочению детей, снижению тревожности, повышению самооценки.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстрации на темы: "Зима", "Лето",
Наблюдение в природе,беседы о зиме,о лете.Просмотр мультфильма «Дед Мороз и лето». Цикл экспериментов со снегом и льдом.
Малоподвижные игры: «Снежинки», «Морозная зима», «Вот и лето наступило».
Дидактические игры с элементами ТРИЗ: «Узнавание», «Когда это бывает», «Кто что делает», «Цепочка слов».
Оборудование: аудиозапись «Вот оно какое наше лето»; подарочная коробка; игрушка песик би-ба-бо, белый и черный домик (плоскостные изображения), мольберт; цветы из бумаги разного цвета.
Методы и приемы:
Противоречия: игра «Белое-черное».
Ресурсный анализ: игра «Что бывает летом, а что бывает зимой».
Прием "ложная альтернатива" – лжезагадки.
Метод проблемной ситуации - «Мозговой штурм».
Ход НОД:
1.Вводная часть – 3 мин.
1.1. Упражнение «Добрый день»
В.: Я скажу слова: «Добрый день!» и назову кого-то из вас. Те, кого я назову, кивнут головой в знак приветствия всем участникам занятия. Попробуем?
-Добрый день всем девочкам! Добрый день всем мальчикам! Добрый день всем тем, кто сегодня чистил зубы! Добрый день тем, кто сегодня проснулся с хорошим настроением! Добрый день всем, кто любит животных! Добрый день всем, кто любит зиму! Добрый день всем, кто любит лето! Добрый день всем, кто хочет знать, чем мы сегодня будем заниматься! Молодцы! Как раз сегодня мы с вами поговорим о зиме и вспомним лето.
1.2. Игра психологической направленности «Клеевой дождик»
В.: Ребята, вы любите бегать под теплым летним дождем? Пока мы с вами разговаривали, пошел ласковый дождик. Но дождик оказался не простым, а волшебным – клеевым. Он склеил всех нас в одну цепочку (дети выстраиваются друг за другом, держа за плечи впереди стоящего) и теперь предлагает нам погулять.
Дети, держась друг за друга, передвигаются по комнате, преодолевая различные препятствия: обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес», прятаться от диких животных и др. Главное условие – дети не должны отцепляться друг от друга.
В.: Ну вот, дождик закончился, и мы снова можем спокойно двигаться. Высоко в небе светит ласковое солнышко, и нам захотелось прилечь в мягкую траву и позагорать.
2. Основная часть – 15 мин.
2.1. Сюрпризный момент
В.: Ребята, пока мы гуляли под дождиком, вы ничего необычного и нового не заметили у нас в группе?
Д.: Заметили, под столом стоит коробка.
В.: Действительно, здесь коробка и кто-то там шевелится! Да здесь песик маленький (игрушка би-ба-бо)
В.: Как ты сюда попал? И как тебя зовут?
Песик: Меня зовут Тотошка, а в коробке я очутился после того, как доел все сладости Новогоднего подарка, пригрелся и заснул. Я так люблю Новый год – мой любимый праздник, люблю зиму – мое любимое время года!
В: Тотошка, не только ты любишь это время года. Я думаю, ребятам тоже нравится зима. Ты садись, устраивайся поудобнее и послушай, что дети расскажут о зиме.
2.2. Игра «Черное –белое» (Противоречия в зиме)
Выставляется картинка с изображением зимы и белый домик.
В.: Ребята почему вам нравится зима?
Д.: Зимой наш любимый праздник, приходит Дед Мороз, приносит подарки! Зимой можно на санках и на лыжах кататься. В снежки играть, прыгать по сугробам! Можно крепость строить и туннели в сугробах прокапывать. Лепить снежную бабу. Наблюдать за снегопадом. Можно проводить опыты со снегом и льдом.
Выставляется черный домик.
В: Неужели все хорошо зимой? А что плохо зимой?
Д: Плохо, когда приходят сильные морозы, можно замерзнуть. Когда гололед на дороге, можно поскользнуться и упасть, повредить себе что-нибудь. По глубокому снегу трудно ходить. Много одежды нужно на себя надевать…
В: Тотошка, тебе понравились ответы ребят?
Тотошка: Да, мне очень понравились ответы! Значит выходит, что в зиме есть, и хорошее, и плохое.
2.3. Игра «Что бывает летом, а что бывает зимой».
Звучит фонограмма песенки «Вот оно какое наше лето»
Тотошка: Ой, а я узнал эту песенку, а вы догадались?
Д.: Мы тоже догадались, она из мультфильма «Дед Мороз и лето»
В.: Дети вставайте в круг и подпоем песенке, вспомним лето!
В.: А теперь давайте поиграем в игру «Что бывает летом, что бывает зимой».
Я по очереди буду бросать вам мяч и говорить, что бывает летом, а вы мне в ответ, что бывает зимой!
В: Летом – жарко, а зимой?
Д: Холодно.
В: Летом на деревьях листья, а зимой?
Д: Листьев нет (или лежит снег, иней).
В: Летом день длинный, а зимой?
Д: Короткий.
В: Летом солнце поднимается высоко, а зимой?
Д: Низко.
В: Летом можно гулять на улице много и долго, а зимой?
Д: Не долго.
В.: Летом можно бегать по лужам, а зимой?
Д.: Прыгать по сугробам.
В: Летом птицам сытно, а зимой?
Д: Голодно.
В: Летом земля покрыта травой и цветами, а зимой?
Д: Снегом.
В.: Молодцы!
2.4. Пальчиковая гимнастика «Лето».
Вот и лето наступает (соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших).
Всех на отдых приглашает (соединять одноименные пальцы рук, начиная с мизинцев)
Будем плавать, загорать (круговые движения кистями)
И на даче отдыхать! (руки домиком над головой)
2.5. Прием ТРИЗ «Лжезагадки».
Тотошка: А я люблю загадки загадывать. Хотите вам загадаю? Только будьте внимательными, загадки не простые, с подвохом! Готовы?
Д.: Да!
Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?
Что растет не елке – шишки или сливы?
Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?
Кто громче мычит: петух или корова?
Как лучше сорвать арбуз с дерева?
Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?
В.: Какие веселые загадки! Спасибо тебе, Тотошка!
2.6. Артикуляционная гимнастика «Звуки зимы»
В: Ребята, зимой на улице, в лесу, во дворе можно услышать разные звуки.
Как завывает вьюга?
Д: УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса).
В: Как морозным днем хрустит под ногами снег?
Д: ХР-ХР-ХР-ХР!
В: Как дворник сметает метлой с порога снег?
Д: Ш-Ш-Ш-Ш!
В: Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи?
Д: С - С - С - С!
В.: Ручки мерзнут. Подуем холодным воздухом!
Д.: Ф-Ф-Ф-Ф-Ф!
В.: Согреем ручки!
Д.: Х-Х-Х-Х-Х!
2.7. Проблемная ситуация
Тотошка: Ребята, какие вы молодцы! Вы очень многое знаете о зиме и о лете. Я хочу обратиться к вам за помощью, может вы мне поможете? Дело в том, что я никак не могу придумать, как помочь моему другу! А все потому, что он живет на юге и никогда не видел ни снега, ни льда! А ему так хочется! Чтобы такое придумать, чтобы он смог потрогать снег?
Обсуждение проводилось в режиме «мозгового штурма».
Высказывания детей:
Марина: Можно послать в посылке!
Саша К.: Нарисовать снег!
Вика Л.: Сфотографировать сугробы!
Оля: Вырезать снежинки из бумаги!
Саша К.: Пусть он нальет в стаканчик водичку и поставит его в морозилку, и потом потрогает лед!
Тотошка: Как интересно! Спасибо большое! Вы мне очень помогли! Я сейчас же напишу письмо моему другу и расскажу ему, как можно получить лед! Представляю, как он обрадуется! Это для него будет сюрприз! А я в благодарность оставил для вас в коробке конфетки, я же пошутил, что все сладости съел! Так что после занятия угощайтесь пожалуйста! Ну, я побежал письмо писать. До свидания!
3. Заключительная часть – 2 мин
Рефлексия «Цветочная поляна»
В: Ребята, наше занятие подошло к концу. Если вам сегодня было интересно, если вам понравилось играть в игры, находить противоречия, отгадывать загадки, то посадите на полянку яркие цветочки. Было неинтересно, скучно – посадите черные цветочки.
В.: Какая красочная полянка получилась! Я вижу, что вам понравилось!
За окном пока зима, мороз, но если вам захотелось нарисовать лето – цветы, траву, дождик, вы можете это сейчас сделать. Бумага, мелки, карандаши вас ждут!
Литература:
1. Измайлова Е. И. «Учимся думать и запоминать (технология ТРИЗ)» Москва, Изд-во АРКТИ, 2010 г.
2. www.igru-triz/htm1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Зима – Лето»
Конспект НОДпо развитию речи в старшей группес использованием элементов ТРИЗ.Тема: «Зима – Лето» Программное содержание:Создать условия для психологического и эмоцио...
Конспект НОД для средней группы "Зима-Лето"
Конспект интегрированного НОД для средней группы...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Зима-лето"
Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Зима-лето"...
Конспек по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ . Тема: «Зима – Лето»
Занятие направленно на создание условия для психологического и эмоционального комфорта.Обучение навыкам групповой работы в режиме «Мозгового штурма».Развивает...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ по теме: «Зима – Лето»
Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе. ...
Непосредственная образовательная деятельность в рамках ОО «Коммуникация» в средней группе с использованием элементов ТРИЗ технологии. Тема: «Зима – Лето»
Задачи:1. Развивать умение правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными.2....
Тема: Зима Лето
Конспект НОДпо развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ....