Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Зима – Лето»
методическая разработка (развитие речи, старшая группа) по теме

Тарасова Анастасия Андреевна

Конспект НОД

по развитию речи в старшей группе

с использованием элементов ТРИЗ.

Тема: «Зима – Лето»

 

Программное  содержание:

Создать условия для  психологического  и   эмоционального  комфорта. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.

Обучать навыкам групповой работы в  режиме  «Мозгового штурма».

Развивать  навык целенаправленного  восприятия, словесно-логической  памяти, мышления, воображение, творческую фантазию, в процессе решения творческих задач.

Формировать навыки связно-речевых высказываний,  умение выслушивать сверстников   при обсуждении проблемных  ситуаций,  радоваться  успехам  других,  уточнять и закреплять правильное произношение звуков У, Х,  Р, С, Ш. произносить их протяжно с разной силой голоса.

Правильно использовать в речи грамматические  формы, умение согласовывать  существительные  с  прилагательными.

Воспитывать  дружелюбие,  взаимопонимание .

Обогащение  словаря: гололед, морозно, ситуация.

Активизация  словаря: белая, холодная, снежная, красочная.

Оборудование: Аудиозапись «Веселая природа», подарочная коробка, мольберт, цветы из бумаги разного цвета (красный, желтый, синий).

Методы и приемы:

Противоречия: игра «Хорошо – плохо».

Ассоциация игра «Расскажи, что оно представляет».

Ресурсный анализ: игра  «Что бывает летом, а что бывает зимой».

Метод проблемной ситуации «мозговой штурм».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по развитию речи в старшей группе

с использованием элементов ТРИЗ.

Тема: «Зима – Лето»

Программное  содержание:

Создать условия для  психологического  и   эмоционального  комфорта. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.

Обучать навыкам групповой работы в  режиме  «Мозгового штурма».

Развивать  навык целенаправленного  восприятия, словесно-логической  памяти, мышления, воображение, творческую фантазию, в процессе решения творческих задач.

Формировать навыки связно-речевых высказываний,  умение выслушивать сверстников   при обсуждении проблемных  ситуаций,  радоваться  успехам  других,  уточнять и закреплять правильное произношение звуков У, Х,  Р, С, Ш. произносить их протяжно с разной силой голоса.

Правильно использовать в речи грамматические  формы, умение согласовывать  существительные  с  прилагательными.

Воспитывать  дружелюбие,  взаимопонимание .

Обогащение  словаря: гололед, морозно, ситуация.

Активизация  словаря: белая, холодная, снежная, красочная.

Оборудование: Аудиозапись «Веселая природа», подарочная коробка, мольберт, цветы из бумаги разного цвета (красный, желтый, синий).

Методы и приемы:

Противоречия: игра «Хорошо – плохо».

Ассоциация игра «Расскажи, что оно представляет».

Ресурсный анализ: игра  «Что бывает летом, а что бывает зимой».

Метод проблемной ситуации «мозговой штурм».

Предварительная работа:

Заучивание  пальчиковых игр «Зима»,  «Снежинка», «Лето», «Бабочка», «Снеговик».

Рассматривание иллюстрации на темы: «Зима», «Лето»,

Наблюдение в природе, беседы о зиме, о лете.

Малоподвижные игры: «Снежинки», «Морозная зима», «Вот и лето наступило».

Дидактические игры с элементами ТРИЗ. «Узнавание», «Какое бывает», «Кто что делает», «Цепочка слов».

Работа с родителями:

Консультация: «Игра и речь».

Ознакомление с разными играми, памятка с играми по развитию речи с элементами ТРИЗ,

 Использование  картотек: пальчиковые игры.

Решение проблемных ситуаций. 

 

1.Организационный момент.

Игра психологической  направленности «Приветствие»

Собрались  все  дети в круг    

Я твой  друг, и ты  мой  друг.                                     

Вместе  за  руки  возьмемся                        

И друг другу  улыбнемся.

 2.Сюрпризный  момент.   К детям  приходит  Знайка.

Противоречия в  зиме.

Знайка: Здравствуйте,  ребята,  вы  узнали  меня? Я, Знайка.

Как  я  люблю зиму! Ведь  зимой мой самый  любимый  праздник. Новый  год! И  елку  надо  украшать, и Дед    Мороз  подарок дарит.

Вот  этот подарок я  храню  с  нового года. Жду  не  дождусь  нового! Потому  что  зима,  мое самое  любимое  время  года. 

В:  Знайка,  не только ты  любишь, это  время  года. Я думаю, нашим  ребятам  тоже  нравится  зима. А ты  садись,   Знайка  и послушай,  что дети  расскажут   о зиме. 

 - Ребята за что   вы  любите  зиму?                

Д: Можно на санках и на  лыжах кататься.            

И в снежки  играть  можно,  крепость  из  снега строить. Лепить  снежную бабу. 

Наблюдать за снегопадом.

Можно  проводить  опыты.

Можно  снег растопить  в группе и талой водой  поливать  комнатные растения.

В: Неужели все хорошо зимой? А, что  плохо зимой?

Д: Плохо,    когда  сильные  морозы, можно  замерзнуть.

Когда  гололед можно поскользнуться упасть.  И  повредить себе  что-нибудь.

Очень  опасно, когда  сильные  снегопады.

В: Значит выходит, что    зимой  тоже есть, и хорошее,  и  плохое.        

3.Игра «Что  бывает  летом,  что  бывает  зимой».

В: Ребята, сможете ответить, чем  зима  отличается  от  лета?

Сейчас мы  поиграем с вами.

Я  буду  говорить, что  бывает  летом, а вы ребята, что  бывает  зимой

В: А еще есть замечательная игра, в которой вы поймете правильно вы ответили или нет.

Летом -  жарко, а зимой  

Д:  - холодно.

В: Летом  на  деревьях  листья,  а   зимой  –

Д: листьев нет (или  лежит снег) 

В: Летом  день  длинный, а  зимой –

Д: короткий.

В: Зимой  солнце  низко, а  летом  -

Д: высоко.

В: Летом  гуляют на  улице много,  а  зимой – 

Д:  мало.

В: Зимой рябина  сладкая,  а  летом –

Д: кислая.

В: Зимой  птицам  голодно,  а  летом –

Д:  сытно.

В: Зимой  земля  покрыта  снегом,  а летом  - 

Д: песком,   травой.      

4. Физминутка «Морозная  зима»

 Солнце  землю  греет слабо.

по  ночам  трещит    мороз.

Во дворе  у  снежной  бабы

побелел  морковный  нос.

В  речке стала  вдруг  вода  не  подвижна  и тверда.

Вьюга, злится, снег  кружится

заметает  все  вокруг белоснежным  серебром.                                                     

5. Пальчиковая гимнастика     «Лето». 

Вот и  лето наступает

Всех  на  отдых  приглашает.

Будем  плавать,  загорать,

И  на  даче отдыхать.

6. Дидактическая  игра  с  мячом.

В: А сейчас  поиграем  с  мячом, я называю  слово, а  вы ребята,  рассказываете, что  оно  представляют.

Снег – зима, снеговик, снежки.

Новый  год – елка, праздник подарки.

Варежки – гулять, руки, тепло.

Лето – море, радуга, солнце.

Цветок – бабочка, трава  солнце.

Мороз  – холодно, зима, Дед  Мороз.

7. Игра   «Подбери  признаки».

Мяч передавай – слова,  признаки  называй.

В: Зима,  какая?

Д: холодная, морозная,  снежная, веселая.

В: Лето, какое?

Д: жаркое  солнечное,

веселое, красочное.

В: Снежинка, какая?

Д: Легкая, колючая, нежная холодная, красивая.

8. Артикуляционная  гимнастика.

В: Ребята,  какие звуки  можно услышать  зимой  на  улице, в  лесу, во  дворе?

В: Как  завывает  вьюга

Д: УУУУУУУУУУ (с различной силой  голоса).

В: Как  морозным  днем хрустит под  ногами  снег?

Д: ХР-ХР-ХРХР!

В: Как дворник  сметает с порога  снег?

Д: Ш-Ш-Ш-Ш!

В: Какой  звук  издают  скользящие  по  лыжне   лыжи?

Д: С – С - С - С!

9.Дыхательное  упражнение «Снежинка»

В: Представьте  себе, к вам   на  варежку  упала  снежинка. Попробуйте  ее  сдуть

(вдох  носом и  короткий  сильный  выдох),

(вдох  носом и  медленный выдох  через  сомкнутые  губы).

Теперь  на  варежку  упало    несколько  снежинок  (вдох  носом  и  медленный  прерывистый  выдох).

10. Проблемная   ситуация

Знайка: Ребята,  какие  вы  молодцы! Вы  очень  многое  знаете  о  зиме и  о  лете. Но  у  меня  сложилось  такая  ситуация я  один  не  смогу  помочь  бабушке  и  дедушке.

Вы  ребята, поможете  мне?

Д:  Да, поможем!

Знайка: Моя  бабушка живет   далеко  на  юге  и  никогда  не  видела  снега, а дедушка  живет  на  Крайнем  Севере, там  снег  никогда  не  тает. Чтобы  мне придумать, чтобы  бабушка  смогла  потрогать  снег, а  дедушка - траву  и  деревья.

(Только  переезжать  никуда  они  не  хотят).

Знайка: Спасибо  большое! Вы  мне  очень помогли! Я  сейчас же  напишу  письмо  и  расскажу  все,  что  вы  придумали! Представляю, как обрадуются  дедушка  и  бабушка. Это  для  них  будет сюрприз.  До свидания  ребята!  

Обсуждение проводится в  режиме «мозгового  штурма».  Сначала высказываются   различные  варианты (без  критики), которые затем  анализируется,  и  выбираются   наиболее  удачные.

11. Итог. Рефлексия «Цветочная  поляна»

В: Ребята, если  вам сегодня  было  интересно, если  вы  любите играть  в  игры, нравится  находить  противоречие, то посадите на  полянку  красные  цветочки. А если вам  нравится  и не  нравится, то  желтые  цветочки.

Было     неинтересно, скучно -   посадите   синие   цветочки.

Ребята, я вижу, что вам понравилось. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Зима-лето"

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Зима-лето"...

Конспек по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ . Тема: «Зима – Лето»

Занятие направленно на создание условия для  психологического  и  эмоционального  комфорта.Обучение навыкам групповой работы в  режиме  «Мозгового штурма».Развивает...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ и ИКТ. Тема: «Я и моя семья».

Цель: дать детям понятие об истоках нравственности, которые зарождаются в семье.Задачи:1.     Дать детям понятие о том, что дети – помощники в семье, что у мальчиков и девоче...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ.

Обучение детей составлению рассказа по картине с использованием элементов технологии ТРИЗ....