Конспект НОД по «Речевому развитию» в подготовительной группе Тема: «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Федорова Марина Николаевна
Тема недели: Дружная семья Конспект НОД по «Речевому развитию» в подготовительной группе Тема: «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Цель: формирование умения связано пересказывать литературный текст. Образовательные: - формировать умение пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства по заданному плану, по цепочке, индивидуально; - обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов; - совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания о содержании произведения; - упражнять в подборе синонимов и антонимов в речи. Развивающие: - развивать интерес и любовь к книге; - продолжать формировать умение слушать собеседника, полно и точно выражать свои мысли; - развивать творческое воображение. Воспитательные: - воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pereskaz_rasskaza_pervaya_rybka.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: Дружная семья

Конспект НОД по «Речевому развитию» в подготовительной группе
Тема: «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

 

Цель: формирование умения связано пересказывать литературный текст.

Образовательные:

- формировать умение пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства по заданному плану, по цепочке, индивидуально;

- обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов;

- совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания о содержании произведения;

- упражнять в подборе синонимов и антонимов в речи.

Развивающие:

- развивать интерес и любовь к книге;

- продолжать формировать умение слушать собеседника, полно и точно выражать свои мысли;

- развивать творческое воображение.

Воспитательные:

- воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им.

 

Ход деятельности.

1. Ребята, сегодня я для вас приготовила много интересного. Начнём с того, что я предлагаю вам подойти к столу и догадаться какое задание вам нужно выполнить.

(Детям предлагаются разрезные картинки.)

Правильно, вы собираете и говорите мне, о чем я хочу с вами поговорить.

- Что вы сложили? (дети называют своих рыб).

- Где живут рыбы? (в реке, море, океане)

- Значит они какие? (морские,……)

- Назовите морских, речных рыб.

- А что общего у рыб?

- У всех ли рыб есть жабры? Как называют таких рыб?

- Посмотрите на картинки и скажите, каких рыб вы видите? Разложите картинки на группы по месту обитания рыб. (Классификация.)

- Ребята, скажите, какая бывает вода? Я вам называю слово, а вы называете с противоположным значением.

Д/игра «Скажи наоборот»

Горячая - Холодная

Прохладная - Тёплая

Чистая - Грязная

Кипячёная - Сырая

Солёная - Пресная

Бурливая - Спокойная

Прозрачная - Мутная

- А что люди могут делать с рыбой?

2. - Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка? Сегодня я хочу вас познакомить рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке. Рассказ написал Е. Пермяк, называется «Первая рыбка».

Чтение рассказа (обратить внимание детей на иллюстрации к рассказу)

с последующим обсуждением

Вопросы к тексту:

- Почему этот текст называется «рассказ»?

- Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?

- О чем говорится в этом рассказе?

- В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)

- Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить). Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)

- Сколько рыбы поймал Юра?

- Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.) Из текста: «Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.»

-Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»? (ответы детей.)

-Правильно, ребята, потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка».

3. Физминутка. Будем прыгать и скакать!

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

- Ребята, Юра написал письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова(объяснить значения слов)

уха (суп из рыбы);

вокруг (около, возле, рядом);

нахваливать (много хвалить);

ершище (большая рыба);

навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе).

- А сейчас вспомним, о чем писал Юра другу. Я буду читать рассказ, а вы подумайте, какими словами Юра писал письмо.

Повторное чтение рассказа.

Дидактическая игра «Составь предложение»

- Это волшебная удочка, которая превратит вас в мальчика Юру.

- Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать полными предложениями.

Вопросы:

- Что Юра написал о своей семье? (Я живу в большой и дружной семье.)

- Как он написал о том, куда поехала его семья? (Один раз поехала моя семья рыбу ловить и уху варить.)

- Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? (Моя семья поймала много рыбы.)

- Как он написал про свой улов (Я тоже одну рыбку поймал. Ерша.)

- Кому отдали весь улов? (Всю рыбу бабушке отдали.)

- Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху.)

- Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась.)

- Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна, да навариста.)

- Какое настроение было у Юры? (У меня было радостное и веселое настроение.)

- Почему радовался Юра? (Я радовался потому, что в большой семейной ухе была и моя маленькая рыбка.)

4. Ребята, сейчас я ещё раз прочитаю этот рассказ, а вы его внимательно слушайте. Постарайтесь запомнить слова и выражения автора.

(Повторное чтение рассказа воспитателем.)

- Ребята, рассказывать будете по заданному плану: один из вас расскажет о том, как Юрина семья поехала на рыбалку, второй о том, как варили уху, а третий – о том, какие чувства испытывал Юрик.

(Трое ребят по желанию пересказывают рассказ по плану.)

- Получилось ли у ребят рассказать точно по плану?

- Следующее задание будет сложнее: нужно быть очень внимательным. Я могу остановить ваш рассказ в любом месте, а следующий должен будет продолжить его. (Ребята рассказывают.)

- Все ли ребята были внимательными?

- А кому-то из вас предстоит выполнить самое трудное задание - надо рассказывать полностью весь рассказ.

- Насколько удалось рассказать точно рассказ, используя слова автора?

- Ребята, вы очень хорошо поработали, можно и поиграть.

П/и «Удочка»

- Ребята, что у меня в руках? (скакалка)

- А чем она ещё может быть?

- Ну, раз у меня в руках удочка, то я кто? А вы мои рыбки.

5. Рефлексия

- Ребята, с каким рассказом сегодня познакомились? Кто автор рассказа? Что вам больше понравилось, что запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Тема: «Опиши игрушки» - описательные рассказы об игрушках.

Форма организации: составление описательного рассказа об игрушках Цель: Формирование умения составлять описательный рассказ об игрушках с помощью схемы «Опиши игрушку» Задачи: формировать умение д...

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе. Тема: Составление картины «Как Листопадничек у бобров зимовал», по произведению Соколова – Микитова « Листопадничек» с последующим пересказом, по опорным картинкам.

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ при изучении и закреплении с детьми приспособленческих особенностей диких животных к зимнему периоду. А так же в нестандартной форме учить детей составля...

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе. Тема: Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» с использованием мнемотаблицы

Цель: Учить детей пользоваться мнемотаблицей при заучивании стихотворений.Задачи: 1. ОбразовательныеПродолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение;Отвечать на вопросы взро...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

Интеграция образовательной деятельности: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация».Виды детской деятельности: комму...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка"

Цель: формирование умения связано пересказывать литературный текст.Задачи:Коррекционно- образовательные:- формировать умение пересказывать литературный текст, используя авторские выразительн...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Тема: «Чтение сказки «Три поросенка»

Цель: познакомить со сказкой «Три поросенка». Помочь понять её смысл.Задачи:Образовательные задачи:Продолжать учить слушать содержание сказки, отвечать на поставленные вопросы.Развива...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Формировать умение пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства по заданному плану, по цепочке, индивидуально....