"Использование инновационной технологии "Синквейн" в речевом развитии дошкольников"
статья по развитию речи (старшая группа)
Опыт работы с детьми с использованием технологии " синквейн"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinkveyn.docx | 665.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование инновационной технологии « Синквейн» в речевом развитии дошкольников.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Лексика и грамматический строй - это важнейшие части языковой системы, которая имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Однако не у всех детей одинаково успешно развивается лексический и грамматический строй речи.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить. Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Расскажу вам о синквейне. Я работала с ним , и на своих занятиях видела положительный результат их действия. Как они помогают.
Что такое синквейн?
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются педагогами в непосредственной образовательной деятельности . Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры. Например :
Дети.
Любимые, ласковые.
Играют, радуют, умиляют.
Дети — цветы жизни.
Счастье
Эти строчки похожи на японские лирические стихи. Но это не японская поэзия. Это — синквейн. Что же значит это необычное слово?
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.
Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.
Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.
Пример синквейна : «Наша группа».
1. Наша группа.
2. Весёлая, дружная.
3. Учимся, играем, танцуем.
4. Наш любимый дом.
5. Мы — дружные!
Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?
А почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память…..
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника
В чём же его эффективность и значимость?
· Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
· Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
· Синквейн является игровым приемом.
· Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
· Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Что же значит это необычное слово? Синквейн — слово французское, в переводе означает «нерифмованное стихотворение из пяти строк».
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
Рассмотрим правила составления синквейна:
- Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие).
- Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства.
- Третья строка обычно состоит из трёх глаголов описывающих действия предмета.
- Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
- Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, синоним.
Детям мы даем вот такую схему-елочку:
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.
Детям мы не даем такие понятия, как существительное, прилагательное, глагол. В своей работе я использую еще одну схему составления синквейна, где слова заменены условными обозначениями:
слова-предметы (существительные)
слова-признаки (прилагательные)
слова-действия (глаголы)
слова-предметы (существительные)
Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение»
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно
1 этап - Подготовительный
Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работу я начинала с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Познакомила детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», я тем самым подготовила платформу для последующей работы над предложением. Дала понятие «слово, обозначающее признак предмета. Дети овладели понятиями «живой и неживой» предмет, научились правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета, изображать их графически.
Было проведено вводное занятие , где я познакомила детей с понятиями «слова-предметы», «слова-предметы неживые», «слова-предметы живые», «слова- признаки», «слова-действия»; с понятием «синквейн» и алгоритмом его составления.
В этом возрасте не все дети еще владеют чтением, поэтому использовала наглядно-графические схемы, которые помогли детям быстрее усвоить эти понятия.
На начальном этапе обучения детей составлению синквейна мной использовались следующие упражнения:
- «Подбери определения»,
- «Узнай предмет по определению»,
- «Кто что делает?»,
- «Что чем делают?»,
Большое значение на данном этапе имела работа с родителями. Для них была проведена консультация на тему «Использование метода синквейн с детьми дома» и было предложено составлять с детьми мини-сочинения на темы которые более интересны именно их ребенку.
Через какие формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение и активизация словаря:
- Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие.)
- Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др.
- Речевые тренинги. (Собрана картотека речевого материала для речевых тренингов.)
- Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие.)
II этап – основной.
Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).
После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет, его признаки и действия (грамматическое значение слова), их представление подводила к понятию о предложении, его структуре.
На втором занятии , мы закрепляли пройденный материал. Дети уже самостоятельно составляли синквейн по теме занятия.
Темы, которые усваивали дети старшей группы, служили темами синквейнов. Они соответствовали перспективному плану проведения занятий и были посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др. Свои работы (синквейны) дети старшей группы оформляли в форме графических рисунков. Графические схемы помогли детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.
III этап практический. Самостоятельное составление синквейнов детьми.
Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.
Сначала все дети составляют синквейн об одном предмете или природном явлении. После приобретения навыка самостоятельного выполнения такого рода задания можно давать детям индивидуальные темы.
Для успешного овладения детьми данной технологии можно использовать разные способы работы с синквейном:
- «Синквейн-загадка». Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.
- «Нарисуй предмет-отгадку». Все дети одновременно рисуют отгадку. Затем рисунки вывешиваются на доске, и педагог может видеть насколько у каждого ребенка есть знания о данном предмете. Насколько он правильно понимает смысл и значение слов. Хорошо ли он усвоил словарь лексической темы.
- Составь «Синквейн по образцу»
- «Закончи стихотворение». Ребенок называет слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.
- «Найди ошибки в стихотворении». В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.
- «Чужое слово». Аналогичное задание.
- «Один начинает, другой продолжает». Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третью. Третий –четвертую, четвертый-пятую.
Эти игровые приемы помогают детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе. После того, как дети научатся составлять нерифмованные стихи, можно переходить к третьему этапу работы.
Для того чтобы разнообразить занятия по составлению нерифмованного стихотворения на этом этапе используем следующие игровые приемы:
- «Чей синквейн Лучше?» Составляется дидактический синквейн к разным словам-предметам, связанных между собой одной лексической темой (например, разные виды одежды). А затем обсуждается, чей текст был наиболее удачным и почему.
- «Речецветик». Детям предлагается цветок с несколькими лепестками. На каждом лепестке изображен предмет по определенной лексической теме. Каждый ребенок, не глядя на картинку, отрывает лепесток и составляет синквейн.
- «Занимательный кубик». На каждой стороне кубика картинка с изображением предмета или явления. Дети по очереди бросают кубик, выпавшая картинка и есть тема синквейна.
- «Волчок». Круглое поле делится на несколько секторов. В каждом секторе изображен предмет изучаемой лексической темы. Ребенок вращает волчок на какой предмет попадет стрелка волчка, после окончания вращения, о том предмете составляется синквейн.
- «Отгадай загадку, и на отгадку составь синквейн»
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям, и обязательно показывать образец.
Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Что дает использование данной технологии детям дошкольного возраста?
Применение данной технологии помогает исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Закрепляет знания детей об окружающем мире.
Способствует обогащению и актуализации словаря, уточнению содержания понятий.
Формирует грамматический строй.
Помогает наиболее полно и точно ,правильно выразить свою мысль.
Оформлять мысль в виде предложения
Подготавливает к составлению описательного рассказа.
Развивает творчество.
Поддерживает интерес к обучению.
Что дает использование данной технологии педагогу?
Является диагностическим инструментом.
Дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала. И скорректировать дальнейшее обучение..
Поддерживает интерес к обучению.
Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Синквейн в работе с дошкольниками можно применять как на занятиях, так и в режимных моментах, на прогулке. При помощи синквейна дети учатся составлять описательные рассказы по картине, о предмете, придумывать загадки. Хорошо составлять синквейн в конце занятия, как закрепление пройденного материала
В данном направлении я использовала такие варианты работы:
- Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);
- Составление синквейна по прослушанному рассказу;
- Синквейн можно составлять на индивидуальных и групповых занятиях, занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.
Применение данного метода я использовала:
- на занятиях для закрепления изученной темы:
- Дуб.
- Высокий, могучий.
- Растет, зеленеет, радует.
- В лесу растут огромные дубы.
- Дерево.
- на занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.
- Заяц.
- Белый, пушистый.
- Прячется, боится, убегает.
- Я жалею зайца.
- Дикое животное.
В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимался детьми как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.
Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.
Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.
Задания для детей на составление синквейна могут быть различными:
• к одному слову-предмету по лексической теме
• к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой.
• составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна.
• коррекция и совершенствование готового синквейна
• анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).
Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Это сложная и плодотворная работа, но созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности. Синквейн можно составлять как на индивидуальных, групповых занятиях, так и на занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.
Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…
Результаты:
Использование синквейна позволило более целенаправленно развить речь детей, обогатить их активный лексикон, закрепить навыки словообразования, сформировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.
Применение данного метода позволило развивать у детей следующие умения и навыки: добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.
Использование синквейна оказало положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.
Метод синквейн позволил создать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей.
Вовлечены все родители и дети . Создана атмосфера взаимоуважения, положительный рост педагогической компетентности у родителей; эмоционального благополучия у детей.
Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра.
Образцы детских сочинений синквейна в рамках изучения лексических тем.
Лексическая тема «Времена года» 1. Листья 2. Осенние, желтые 1. Зима 2. Белая, волшебная 1. Зима 2. Холодная, снежная. 1. Зима. 2.Морозная, снежная. 1.Весна 2.Журчащая, грязная. | Лексическая тема «животные» 1. Лиса 2. Рыжая, пушистая 1. Кошка 2. Ласковая, домашняя 1. Медведь 2.Большой, косолапый. 1. Собака 2.Умная, верная 1. Волк 2.Сердитый, голодный | Лексическая тема «Овощи» 1. Помидор 1. Огурец 2. Сочный, большой, зеленый 1. Морковь 2. Вкусная, сладкая 1. Свекла 2. Красная, вкусная 1. Капуста 2. Зеленая, хрустящая |
1. Лето. 2.Жаркое, знойное. 1.Осень. 2.Золотая, слякотная. | Лексическая тема «Грибы и ягоды» 1. Гриб 2. Съедобный, старый. 1. Боровик 2. Белый, вкусный, холодный. 1. Клубника 2.Сладкая, вкусная 1. Крыжовник 2.Колючий, кислый | Лексическая тема «Фрукты» 1. Яблоко 2. Круглое, сочное 1. Груша 2. Зеленная, сладкая 1. Апельсин 2. Оранжевый, вкусный. 1. Банан 2. Желтый, сладкий |
Синквейн по теме: «Сказочные герои и волшебные предметы»
"Гуси-лебеди" БАБА - ЯГА Злая, грязная. Девочка Легкомысленная, маленькая. Девочка Решительная, смелая. Девочка Добрая, заботливая. Гуси-лебеди Коварный, злые. Гуси-лебеди Сильные, злые. Печка Русская, добрая. Яблонька Ветвистая, высокая. Иванушка Маленький, беззащитный. | "Три поросенка" Наф-Наф Серьезный, трудолюбивый Ниф-Ниф Веселый, беззаботный Нуф-Нуф Глупый, хвастливый Волк Кровожадный, хитрый Дом Каменный, надежный «По щучьему веленью» ПЕЧКА Каменная, кирпичная. Емеля Ленивый, добрый Щука Говорящая, добрая. «Репка» Вкусная, большая «Дед» Старенький, трудолюбивый | «Красная шапочка» Красная шапочка Отважная, смелая. Красная шапочка Послушная, беззаботная Бабушкка Старенькая, беспомощная Волк Голодный, хитрый «Мойдодыр» Мойдодыр. Мальчик Грязный, непослушный. «Лисичка-сестричка и серый волк» Волк Голодный, хитрый 1. Лиса 2. Хитрая, пушистая «Волшебные предметы» КАРЕТА Королевская, золотая. САПОГИ - СКОРОХОДЫ Быстрые, кожаные. ШАПКА - НЕВЕДИМКА Волшебная, невидимая. КОВЁР – САМОЛЁТ Волшебный, быстрый. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс на тему: «Использование сказки в речевом развитии дошкольников».
Для формирования раскрытия творческого потенциала личности ребенка дошкольника....
К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРАКТИК РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Статья затрагивает вопрос изучения инновационных практик речевого развития дошокольников в условиях дошкольной образовательной организации. Данная статья будет полезна воспитателям детских садов, а та...
Выступление для педагогов "Инновационные технологии речевого развития дошкольников: «Синквейн»
Задачи синквейна;- пополнять знания детей по лексическим темам;- обогащать пассивный и активный словарный запас;- совершенствовать навык использования в речи синонимов, антонимов;- развивать ассоциати...
Инновационные технологии речевого развития дошкольников.
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение ...
Методическая разработка "Инновационная технология речевого развития дошкольников "Сторисек"
Использование технологии "Сторисек" в развитии речи дошкольников....
Семинар-практикум " Теневой театр, как инновационный метод речевого развития дошкольников"
взаимодействие с педагогами...