Выступление для педагогов "Инновационные технологии речевого развития дошкольников: «Синквейн»
презентация к уроку (подготовительная группа)
Задачи синквейна;
- пополнять знания детей по лексическим темам;
- обогащать пассивный и активный словарный запас;
- совершенствовать навык использования в речи синонимов, антонимов;
- развивать ассоциативное мышление и образную память;
- совершенствовать умение высказывать собственное отношение к чему-либо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinkveyn.pptx | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов, которым и является синквейн. Новизна метода
Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться с детства. Этому искусству и обучает синквейн, являясь формой свободного творчества, требующий умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы, кратко и эмоционально их формулировать. Актуальность метода
- пополнять знания детей по лексическим темам; - обогащать пассивный и активный словарный запас; - совершенствовать навык использования в речи синонимов, антонимов; - развивать ассоциативное мышление и образную память; - совершенствовать умение высказывать собственное отношение к чему-либо. Задачи синквейна :
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника В чём же его эффективность и значимость? Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк»; Синквейн – это не обычное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами. Что такое синквейн ?
Правила написания синквейна Синквейн состоит из 5 строк. Его форма напоминает ёлочку. 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова 1 слово
Что пишется в каждой строке? 1 строка 2 строка 3 строка 4 строка 5 строка 1 слово – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). 2 слова - прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна . 3 слова – глаголы. Обозначающие действия предмета. 4 слова - это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора. 1 слово - Вывод, итог. Повторение сути, синоним.
О чём можно написать синквейн ? Тема его может быть любой: о природе; о картине и литературном герое; о семье, о маме или папе; о настроении; об изученном на занятии; о космосе, транспорте и др.
Синквейн можно использовать: Для закрепления изученной лексической темы. 1. Рябина. 2. Тонкая, кудрявая. 3. Растет, Зеленеет, Цветет. 4. Ягоды рябины любят снегири. 5. Дерево.
Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте: 1. Звуки. 2. Гласные, согласные. 3. Слышим, произносим, выделяем. 4. Звуки складываются в слоги. 5. Речь.
- Когда же начинать знакомство с этим приёмом? В старшем дошкольном возрасте! Целесообразно вначале предлагать детям для прослушивания готовые синквейны , например: Осень Солнечная, тёплая. Дарит, светится, радует. В парке осыпаются листья. Золото
1 этап На этом этапе вводится понятие: “слово-предмет” предъявляется модель-существительное, актуализируется номинативная лексика. Предъявляется модель - предмет Кто это? - Ежик: Алгоритм обучения синквейну . Здравствуйте, ребята! Отгадайте, кто к нам пришел в гости? Ночью ходит, днем он спит, Если сердится – ворчит. Он живет в лесу дремучем, Сам он круглый и колючий. Угадайте, это кто же? Ну, конечно, это – Ежик . Рисунок 1
2 этап “Слово-признак” , предъявляется модель-прилагательное актуализируется адъективная лексика. Предъявляется модель - признак предмета Ежик какой? Колючий, дикий . 3этап “Слово-действие” , предъявляется модель-глагол, актуализируется лексика. Предъявляется модель- действие предмета Ежик что делает? - Фыркает, спит, сворачивается. Рисунок 2 Рисунок 3
Предмет (тема) – одно слово-существительное. Два прилагательных по теме. Три глагола по теме. Предложение из четырех слов по теме. Ассоциация по теме: одно слово-предмет . Алгоритм составления синквейна Модель синквейна
1. 2. 3. 4. 5. Примеры алгоритмов синквейна для не читающих детей. 1. 2. 3. 4. 5.
Синквейн -загадка (воспитатель читает)
Дети сочиняют синквейны … 1. Арбуз 2. Круглый , вкусный 3. Катится , растет , зреет 4. Арбуз – это большая ягода . 5. Лето
Дети сочиняют синквейны … 1. Котенок 2. Полосатенький , пушистенький 3. Играет , спит , ест 4. Он мой лучший друг . 5. Домашнее животное .
Дети сочиняют синквейны … 1. Дом 2. Большой , красивый 3. Защищает , греет , радует. 4. Дом н ужен всем людям . 5. Убежище
Составить синквейн по теме «ЗИМА» 1. Слово-предмет 2. Слова – признаки(2) 3. Слова-действия (3) 4. Предложение по теме 5. Одно слово, выражающее настроение .
Выводы о синквейне: Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Синквейн помогает пополнить словарный запас. Синквейн учит краткому пересказу. Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Составить синквейн получается у всех. Синквейн помогает развить речь и мышление. Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания. Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Выстраивание работы с детьми по формированию речемыслительной деятельности с использованием метода Синквейн , способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности совместной деятельности, а также подготовки дошкольника к успешному обучению в школе. Заключение
Лесенка успеха Изучаем Размышляем Думаем Творим И… красиво говорим !!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Современные технологии речевого развития дошкольников"
Данная консультация знакомит педагогов с современными технологиями речевого развития дошкольников...
Инновационные технологии речевого развития дошкольников.
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение ...
Консультация для педагогов " Игровые технологии речевого развития дошкольников".
Играя-развиваем-обучаем-воспитываем....
Методическая разработка "Инновационная технология речевого развития дошкольников "Сторисек"
Использование технологии "Сторисек" в развитии речи дошкольников....
Консультация для педагогов ДОО: "Инновационные технологии речевого развития дошкольников (скрайбинг)"
Консультация...
Семинар-практикум для воспитателей "Инновационные технологии речевого развития дошкольников. Друдлы"
quot;Инновационные технологии речевого развития дошкольников. Друдлы"...
Буклет для педагогов " Современные технологии речевого развития дошкольников"
Буклет для педагогов " Современные технологии речевого развития дошкольников"...