Инновационные технологии речевого развития дошкольников.
консультация по развитию речи
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии речевого развития дошкольников.
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное.
При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:
- ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
- технология должна носить здоровьесберегающий характер;
- основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
- реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
- организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, используются следующие инновационные технологии:
1.Технология наглядного моделирования;
2.ИКТ-технологии;
3.Синквейны;
4.Мнемотехника;
5.Кинизиология;
6.Биоэнергопластика;
7.Технология ТРИЗ;
8.Интеллектуальная карта
1.Моделирование.Одним из популярных методов обучения детей дошкольного возраста становится наглядное моделирование. Используя этот метод, педагог и ребёнок изображают предметы, явления, действия, понятия, эпизоды текста с помощью упрощённых схематических изображений - символов, знаков.
В основе метода лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать схемы, чертежи, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы, другие предметы.
2. «ИКТ-технологии» Информационно – коммуникационные технологии
Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.
Психологи отмечают, что у ребенка практически нет страха перед техникой, компьютер привлекателен для детей как любая новая игрушка. Современные дети подчас оказываются более лабильными и быстрее обучаемыми в области компьютерной техники, поэтому необходимость применения ИКТ в дошкольном образовании сегодня очевидна.
3. «Синквейн»
синквейн используется в наших школах и дошкольных учреждениях с целью научить ребенка мыслить максимально емко, уметь кратко и понятно выражать свои мысли.
Какие правила сочинения синвейна?
Первая строка стиха- тема дидактического синквейна, слово-предмет. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?
Вторая строка –два слова-признака. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Дошкольник чаще всего будет использовать прилагательные. Если тема синквейна «ПТИЦА», ребенок скажет: «Птица маленькая, серая, но не скажет поющая». Это слово, скорей всего, он отнесет к третьей, следующей строке стиха, где придумает так: «Птица (что делает) поет».
Третья строка– три слова-действия. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: Что делает? Что делают?
Четвертая строка -целая фраза, в которой ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме, свои чувства к предмету синквейна. В классическом синквейне в этой четвертой строке должно быть четыре слова в предложении, а в дидактическом синквейне пусть дошкольник придумает столько слов, сколько он хочет, важен смысл и лексический запас ребенка.
Пятая строка-содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стиха, отражающее суть предмета синквейна, мнение автора о нем, синоним к теме синквейна. По части речи это местоимение или существительное,и отвечает на вопросы: Кто? Что?
Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточно лексический запас.
4. Мнемотехника
Мнемотехника в переводе с греческого «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание. Использование мнемотаблиц (сенсорно-графических схем) на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше.
5.Кинезиология
Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Кинезиологическая гимнастика («гимнастика мозга») включает в себя:
1. Дыхательные упражнения.
2. Глазодвигательные упражнения.
3. Коррекционные движения тела и пальцев.
4. Упражнения для релаксации.
5.Различные виды массажей. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин.
6. Растяжки - нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
6. Биоэнергопластика
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
7. Триз-это технология творчества, цель которой –стимулировать воображение, научить мыслить системно и вместе с тем нестандартно. Триз располагает конкретными приемами, правилами, инструментами творчества.
В работе с детьми, по данной технологии педагоги придерживаются следующего:
-Выслушивать каждого желающего.
-Давать только положительные оценки, они раскрепощают!
-Говорить: интересно, необычно, хорошо, любопытно!
-Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения.
-Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что–то взамен или доказывая.
Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всём: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.
- Мозговой штурм или коллективное решение проблем: перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает своё суждение, как можно её решить, принимаются все варианты. При проведении мозгового штурма, может быть «критик», который высказывает сомнения, активизирующие мыслительные процессы.
- Метод фокальных объектов (пересечение свойств в одном предмете): выбирается два любых предмета, описываются их свойства. В дальнейшем эти свойства используются для характеристики создаваемого объекта. Анализируем предмет с позиции «хорошо - плохо».
- Морфологический анализ. Создание новых объектов, с необычными свойствами. Строим «дом». Составляющие элементы: 1) цвет. 2) материал. 3) форма. 4) этажи 5) место расположения. (Я живу в синем, деревянном доме, круглой формы, на 120 этаже, посередине лужи).
- Приѐм «Эмпатия» (сочувствие, сопереживание): «Изобрази несчастное животное, что оно испытывает».
-Поэтажное конструирование - составление описательного рассказа о предметах и явлениях окружающего мира.
8. Интеллектуальная карта– это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышлении
Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение интеллект-карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.
Заключение
Познавательно - речевое развитие у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Применение инновационных педагогических технологий способствует:
- повышению качества образования;
- повышению квалификации воспитателей;
- применению педагогического опыта и его систематизации;
- использованию компьютерных технологий воспитанниками;
- сохранению и укреплению здоровья воспитанников
Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/16/picture-798314-1466102080.jpg)
Выступление для педагогов "Инновационные технологии речевого развития дошкольников: «Синквейн»
Задачи синквейна;- пополнять знания детей по лексическим темам;- обогащать пассивный и активный словарный запас;- совершенствовать навык использования в речи синонимов, антонимов;- развивать ассоциати...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/22/picture-1340323-1626937607.jpg)
«Инновационная технология речевого развития – информационно-коммуникационные технологии»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет речевое развитие как одно из ключевых направлений, основной задачей которого является формирование у детей дошколь...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/24/picture-895517-1635100434.jpg)
Консультация для родителей "Инновационные технологии речевого развития"
Инновационные технологии речевого развития...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/01/picture-700230-1446390222.jpg)
Консультация для родителей "Современные инновационные технологии речевого развития детей"
Современные инновационные технологии речевого развития детей...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/13/picture-1321567-1615657286.jpg)
Методическая разработка "Инновационная технология речевого развития дошкольников "Сторисек"
Использование технологии "Сторисек" в развитии речи дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/10/picture-1177605-1710040439.jpg)
Консультация для педагогов ДОО: "Инновационные технологии речевого развития дошкольников (скрайбинг)"
Консультация...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/20/picture-195314-1732115357.jpg)
Семинар-практикум для воспитателей "Инновационные технологии речевого развития дошкольников. Друдлы"
quot;Инновационные технологии речевого развития дошкольников. Друдлы"...