Театрализованная деятельность, как средство приобщения к художественной литературе дошкольника
статья по развитию речи

Золотницкая Марина Николаевна

Интересная статья, о том как легко и просто привить желание слушать, а в последствии и читать художественную литературу ребенку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как средство приобщения детей к художественной литературе

Золотницкая М.Н.

 воспитатель

«Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению»

Книга сейчас нередко заменяется телевизором, компьютером, общением в Сети. В то же время не стоит забывать, что развитие интереса и любви к книге у дошкольников формирует их мировоззрение, интеллект, внимание к окружающему миру. Можно сказать смело: какие книги читает ребенок с самых ранних лет - таким человеком он и станет.

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться ,радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.
Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

Для того, чтобы появился у ребенка интерес к чтению необходимо дать ему услышать прочувствовать и пережить литературное произведение. Всем известно, что ведущий вид деятельности дошкольников это игра, поэтому самый простой способ дать детям возможность прожить «книжную историю» это проиграть её. Поэтому театрализованная деятельность в детском саду имеет немаловажное значение по приобщению дошкольника к художественной литературе.

Театрализованная игра – важнейшее средство развития у детей  эмпатии, то есть способности распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, , умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Овладение этими средствами выразительности говорит о подготовленности детей к театрализованной игре, об уровне общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает отклик на него.

Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключается в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках .Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи литературных героев становятся образами для подражания. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, ребенок принимает и присваивает свойственные ему черты. Таким образом образы, поступки  персонажей литературных произведений позволяют формировать опыт нравственного поведения, умения поступать в соответствии с нравственными нормами.

Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически неограниченна. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей : литературные музыкальные. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития дошкольника.

Так , как произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.  Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами  служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Именно поэтому можно определить задачи привития    интереса дошкольников к художественной литературе, через театрализованную деятельность.

Задачи:

  1. Развивать интерес детей к художественной литературе путём вовлечения их в театрализацию, желание попробовать себя в разных ролях.
  2. Формирование умения связно, последовательно и выразительно передавать небольшие произведения детской художественной литературы.
  3. Воспитывать у детей чуткость к художественному слову.
  4.  Создать условия, для развития театрализованных игр дошкольников, в которых нашли бы свое применение чувства ребенка, испытанные им во время чтения русских народных сказок, потешек, былин.
  5. Формировать нравственные качества личности дошкольников, такие как доброта, сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность, уважение к старшим.

Восприятие художественной литературы, через театрально речевую деятельность будет познавательно интересной если дети в ходе её:

- думают (анализируют, сравнивают, доказывают)

- удивляются (радуются успехам, новизне)

- фантазируют (предвосхищают события, создают новые образы и ситуации).

Для реализации поставленной цели необходимы следующие этапы работы:

  • Последовательное знакомство с видами театра;
  • Поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков;
  • Работа над речью и интонацией;
  • Коллективные взаимодействия; умение сочувствовать, сопереживать.

Практическая работа в нашем учреждении осуществляется по трем направлениям:

1.Пространственно- развивающая среда (театральный центр в каждой  группе).

Первое направление – формирование развивающей среды: создание театрального уголка в группе, включающего в себя:  

  • настольный театр

  театр резиновой игрушки

  театр мягкой игрушки

  плоскостной театр

  пальчиковый театр

  костюмы

  декорации

Второе направление – это работа с детьми: творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. При работе с детьми используются следующие методы:  

  • сочинение сказок,

  сопровождение движений кукол песенкой, интерес и желание танцевать.

авторские сказки

Третье направление - работа с родителями и специалистами ДОУ. Она включает в себя:  совместное посещение театров семьями;

  выставка театров разного вида;

  создание выставок игрушек сделанных своими руками;

  конкурс афиш, пригласительных билетов;

  совместное выступление детей и их родителей;

  выступление театральной студии детей старшего дошкольного возраста

Развитие ребенка в театральной деятельности.

Для развития театральной деятельности в учреждении созданы следующие  условия:

  • имеются различные виды театров: теневой, фланелеграф, кукольный, пальчиковый, игрушек, настольный, перчаточный;  костюмы и маски для игр драматизаций;

  ширма;

  набор декораций;

  аудиотека классической и релаксационной музыки, «звуков природы»

Для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности практикуется выразительное чтение и рассказывание детей на занятиях, развлечениях, праздничных утренниках. Через работу по этюдам развивается способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед сверстниками и взрослыми. Для этого проводятся мини спектакли в детском саду, танцевальные импровизации под музыку, побуждаем детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций, учим различать, называть и передавать настроение, переживание, эмоциональное состояние персонажей. Рассказываем детям о театральных жанрах - драматическом, музыкальном, кукольном, театре зверей, клоунаде. В процессе непосредственной образовательной деятельности, при пересказе художественного произведения используем показ настольного, пальчикового и др. театров. В играх – драматизациях, в процессе обучения, в организации сюжетно – ролевых игр решаются задачи взаимодействия театрализованной деятельности и других видов деятельности педагогического процесса. Дети привлекаются к изготовлению атрибутов, элементов декораций, костюмов, масок.

Таким образом, можно сделать вывод: все вышесказанное дает основание утверждать, что влияние театрализованной деятельности способствует развитию речи детей и приобщает детей к художественной литературе.

В результате работы  нашего детского сада разработана  система по приобщению детей к книге, нам удалось познакомить детей с различными жанрами художественной литературы. Они хорошо ориентируются в сказках, легко называют название сказок, рассказов, могут интонационно, выразительно прочитать продекламировать небольшой текст. Дети охотно составляют свои сказки, осознано рисуют сказочных героев, стали пользоваться театральной атрибутикой, выступают в роли режиссера. Наблюдая за детьми, педагоги  сделали вывод, что ребята стали добрее, сострадательнее, внимательнее, ответственнее. У детей формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям. Наши воспитанники стали чаще обращаться к потешкам, басням, шуткам, сказкам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу. Эта работа по театрализованной деятельности помогает  нам наладить тесный контакт с семьями воспитанников.

Используемая литература: 

1.  Ерофеева Т.И. Игра-драматизация// Воспитание детей в игре. - М., 1994.

2. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.

3. Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду» .-М., Творческий центр, 2009.

4.Михайлова А.Я. «Театр в эстетическом воспитании дошкольников» Москва2006.

 5.  Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.-М., 2000.

6. Шурочкина И.С. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми» / «Справочник старшего воспитателя»№3-2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность, как средство приобщения детей к художественному слову

Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников ...

Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности в процессе ознакомления с художественной литературой. Перспективное планирование на год.

В  статье кратко описаны актуальность темы, задачи, методы работы по развитию творческих способностей детей среднего возраста средствами театрализованной деятельности в процессе ознакомлени...

Методическая рекомендация. «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников" (область «Художественно – эстетическое развитие в соответствии с ФГОС ДО)

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем приобретая жизненный опыт, – все это помогает ос...

Театрализованная деятельность, как средство приобщения дошкольников к русской культуре

Театрализованная деятельность, как средство приобщения дошкольников к русской культуре...

Театрализованная деятельность как средство приобщения детей к художественной литературе

Статья о значении театральной деятельности в приобщении дошкольников к художественной литературе....

План по самообразованию«Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к татарской народной культуре»

Актуальность: Ребёнок – это будущий полноправный член социума, которому предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в кул...

Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе.

Организация театрализованной деятельности и основные направления развития театрализованной игры с детьми младшего дошкольного возраста....