План по самообразованию«Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к татарской народной культуре»
материал

Идрисова Гульсина Равилевна

Актуальность: Ребёнок – это будущий полноправный член социума, которому предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение.

Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_0.docx59.22 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 50» НМР РТ

План по самообразованию по теме: «Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к татарской народной культуре»

Воспитатель: Идрисова Г.Р.

Индивидуальный план работы по самообразованию с 2018-2023г.

воспитателя Идрисовой Гульсины Равилевны

   Актуальность: Ребёнок – это будущий полноправный член социума, которому предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение.

Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.

Театр - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная деятельность - это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.

Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение. Сказки, спектакли пользуются у детей неизменной любовью. В дошкольном возрасте нужно показать ребенку примеры дружбы, доброты, трудолюбия, честности. Ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам. Дети учатся в коллективе, видеть красоту, сочувствовать.

Использование театрализованного творчества, позволяет воспитывать у детей отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости, расширять и углублять знания об окружающем мире, развивать психические процессы (внимание, память, воображение, эмоционально-волевую сферу.

Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием татарского народа, формирование любви к фольклору, традициям народных праздников. Сказки раскрывают ребенку мир взрослых, будят его фантазию, развивают воображение, знакомят с героями этнических произведений.

Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.

Традиции каждого народа неповторимо своеобразны. По своей социальной сущности, они были специфической формой передачи знаний и опыта предшествующих поколений, т.е. особым педагогическим процессом, охватывающий в первую очередь, нравственные нормы, наколенную веками мудрость, жизненный уклад окружающей микросреды.

         Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.

   Цель самообразования:

  • Создание условий для воспитания у детей патриотических чувств к национальным традициям и культуре татарского народа посредством театрализованной деятельности.

Для обеспечения эффективности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста нами были определены следующие задачи:

 

  • Воспитывать патриотические чувства у детей, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края.
  • Познакомить детей с интересными историческими событиями, трудовой
  • деятельностью, культурой, бытом и праздниками татарского народа.
  • Развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному  воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.  
  • Совершенствовать речь, ее звуковую культуру и интонационный строй,  активизировать словарь ребенка.Изучение актуальности использования игровых технологий при изучении другого языка дошкольниками;
  • Активно воздействовать на всестороннее развитие детей, обогащать новыми представлениями и понятиями, закреплять знания, активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

   Важными моментами при этом являются:

  • сотрудничество воспитателя с детьми на наглядной основе;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка;
  • опора на спонтанные проявления детской активности, отражающие стихийный опыт взаимодействия ребенка с окружающей средой;
  • активизация положительных моральных волнений ребенка при оценке его личностных достижений в процессе деятельности.

Ожидаемые результаты:

Для педагога:

  • Совершенствование в овладение игровыми технологиями на  уровне построения модели образовательного процесса.
  • Повышение качества обучения через повышение качества непосредственной образовательной деятельности

Для воспитанников:

  • сформируется познавательная мотивация, познавательная активность,  самостоятельность в выборе инструментов для решения поставленных целей, интерес к проектной деятельности.

 Для родителей:

  • сформируется осознание того, что они –значимая часть педагогического процесса, проектная деятельность-важный этап для развития познавательной активности у детей.

Работа с детьми

Взаимодействие с педагогами

Работа с семьей

Организационные формы работы по направлениям

* ООД (интегрированные, тематические, с использованием ИКТ); * беседы; * дидактические игры; * праздники, развлечения; * конкурсы; * выступления детей на родительских собраниях, концертах; *исследовательская деятельность (опыты, эксперименты).

* открытые мероприятия (ООД); * мастер – классы; * семинары – практикумы; * распространение опыта работы среди коллег; * взаимодействие с узкими специалистами: учителем – логопедом, инструктором по физическому воспитанию, педагогом – психологом, музыкальным руководителем.

* открытые мероприятия (ООД); * беседы – консультации; * родительские собрания; * папки – передвижки, рекомендации; * анкетирование и др.

Перспективное планирование по теме самообразования

1 ГОД (2022-2023)

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

  1. Составление плана работы по самообразованию.

Сентябрь

 

Самореализация

  1. Изучение литературы по данной теме.

В течение года

  1.  Изучение статей, конспектов по самообразованию на интернет сайте.

В течение  года.

  1. Анкетирование родителей «Анкетирование родителей «Любите ли вы театр?»

Сентябрь

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности; посещение методических объединений педагогов.

В течение года.

  1. Обогащение предметно-развивающей среды.

В течение

года.

  1. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций;

Сентябрь

Май

  1. Самоанализ и самооценка проделанной работы;

   Май

  1. Участие в конкурсах разного уровня, соответствующих теме самообразования.

В течение года

Работа с детьми

  1. Игра «Кем юк»

Октябрь

  1. Пальчиковая игра «Теремкәй»

Ноябрь

  1. Разучить татарские народные подвижные игры: «Продаём горшки», «Ловишки», «Спутанные кони»

Апрель -май

        4. День татарских народных игр

Январь-февраль

 

 

 

Работа с родителями

      1.Проведение консультации для родителей: «Татарские народные игры и их использование в работе с дошкольниками»

Сентябрь

  1. Родительское собрание «Приобщение детей к истокам народной культуры»

Октябрь

  1. Папка - передвижка «Как провести выходной день с ребенком».

Ноябрь

  1. Мастер-класс для мам «Калфак из обычной салфетки»

Ноябрь

  1. Подготовить вместе с родителями выставку рисунков на тему «Любимый герой из татарских мультфильмов»

Октябрь    

  1.  Привлечение родителей к организации проектов в группе

В течение года

  1. Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

В течение года

  1. Помощь родителей в обогащении РППС.  Оформление и оснащение театрального центра  (дидактические игры, н/печатные игры)

В течение

года

Работа с педагогами

      1.Консультация для педагогов: «Анкета-опросник для выявления знаний педагогов о традиционной народной культуре»

Ноябрь

       2. Сообщение на тему: "Приобщение детей и родителей к народному искусству"

Декабрь

        3. Посещение ООД у воспитателей ДОУ.

Май

2 ГОД (2023-2024)

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 Самореализация

  1. Изучение литературы по данной теме.

Сентябрь

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности.

Октябрь

  1. Обеспечение воспитательно- образовательного процесса методическим материалом.

Ноябрь

  1. Обогащение предметно-развивающей среды.

В течение года

  1. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций.

Сентябрь

Май

  1.  Самоанализ и самооценка проделанной работы.

Май

 

 

 

Работа с детьми

Сентябрь,

октябрь.

  1. Аппликация на полоске с использованием узоров из татарского орнамента   (колокольчики)

Октябрь  

  1. Сюжетно-ролевая игра  «В гости пришла кукла Алсу»

Ноябрь

  1. Аппликация «Коллективная работа «Коврик» (по мотивам народной татарской вышивки)

Декабрь

  1. Дидактическая игра «Составь узор», «Назови элемент»

Декабрь, январь

  1. Сюжетно-ролевая игра  «В гости пришла кукла Алсу»

Апрель

Работа с родителями

  • 1. Помощь родителей в оснащении театрального центра

Сентябрь,

октябрь

  • 2. Размещение информации для родителей в виде папок-передвижек в приемной группы.

В течение

года

3.Проведение общих и индивидуальных консультаций для родителей : «Милли тәрбия бирү үзенчәлекләре»

В течение

года

4.Взаимодействие педагога и родителей в организации     проектной деятельности.

Ноябрь

5.Помощь родителей в обогащении РППС.  

В течение

года.

Работа с педагогами

  1. Консультация для педагогов: Творческие задания как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста».

Октябрь

  1. Посещение городских методических объединений педагогов по теме самообразования.

Декабрь

  1. Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения.

Декабрь

  1. Презентация дидактическая игры «Составь узор», «Назови элемент»

Апрель

  1. Изготовление и распространение памяток.

В течение

года.

3 ГОД (2024-2025)

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 Самореализация

  1. Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к художественно-эстетическому развитию.

В течение

года

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности.

Октябрь

  1. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

Декабрь

  1. На диагностическом уровне выявить уровень развития творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций.

Сентябрь

Май

  1. Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год

Май

  1. Самоанализ и самооценка проделанной работы.

Май

  1. Участие в семинарах, практикумах, конкурсах по теме самообразования.

В течение

года

 

 

 

Работа с детьми

1.Мотивировать детей к познанию через участие в выборе тем для исследования.

Октябрь

2. Рассматривание книг и иллюстраций по татарскому народному творчеству.

Ноябрь

3. Организовать хороводные татарские народные игры.

Февраль-апрель

4. Драматизация татарской народной сказки «Болтливая утка».

Апрель- май

Работа с родителями

  1. Мастер-класс для родителей «Создание и монтирование видеофильма в домашних условиях  на смартфоне»

Ноябрь

  1. Консультация: «Татарский народный фольклор в воспитании дошкольников»

Декабрь

  1. Индивидуальные беседы с целью выявления волнующих вопросов, дополнений.

В течение

года

  1. Папка - передвижка «Как провести выходной день с ребенком».

Апрель

  1. Проведение познавательно-игрового мероприятия «Путешествие почемучек».

Март

  1. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности

В течение

года

Работа с педагогами

  1. Консультация для педагогов: «Приобщение детей к культуре и традициям татарского народа»

Октябрь

  1. Мастер-класс для педагогов: «Театрализованная деятельность в ДОУ»

Декабрь

  1. Посещение ООД у воспитателей ДОУ по ФЭМП

Декабрь

  1. Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения

Декабрь

  1. Изготовление и распространение памяток

В течение

года

  1. Создание мини-музея «Народные промыслы»

февраль

 

4 год (2025-2026)

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 Самореализация

  1. Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к художественно-эстетическому развитию.

Октябрь

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности.

В течение

года

  1. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

Декабрь

  1. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций;

Сентябрь

Май

  1. Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год

Май

 

 

 

Работа с детьми

  1. Проведение проекта «Театр для всех!»

Октябрь -апрель

  1. Чтение произведений, рассматривание портретов, беседа о жизни и творчестве писателей, поэтов

Декабрь

  1. Драматизация сказки «Йомры икмәк» на татарском языке.

Апрель

  1. Проведение бесед и игр по лепбуку «Мой Татарстан»

Май

 

 

 

Работа с родителями

  1. Консультация «Использование театрализованных игр по сказкам в обучении русскоязычных детей татарскому языку»

Октябрь

  1. Выставка рисунков ««Татарские народные сказки»».

Декабрь

  1. Индивидуальные беседы с целью выявления волнующих вопросов, дополнений.

В течение

года

  1. «Наши руки не для скуки» - мастерим подарки для пап

Февраль

  1. Литературный флешмоб «Без Тукай оныклары»

Апрель

  1. Помощь в реализации проектов

В течение

года

Работа с педагогами

  1. Консультация для педагогов «Организация и методика проведения театрализованной деятельности в детском саду»

Октябрь

  1. Мастер-класс на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»"

Декабрь

  1. Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения

Май

  1. Дополнение мини-музея ««Музей быта татарского народа».

В течение

года

  1. Изготовление и распространение памяток

март

5 год(2026-2027)

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 Самореализация

  1. Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к познавательному развитию. Выступление на педсовете.

Октябрь

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности.

В течение всего периода

  1. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций;

Сентябрь

Май    

  1. Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год

Май

 

 

 

Работа с детьми

  1. Конкурс чтецов «И туган тел и матур тел»

Сентябрь  

  1. Театрализованное представление  татарской сказки «Шалкан»

Ноябрь  

  1. Подготовка проведения театрализованной игры.  Татарская сказка «Өч кыз»

Март

  1.   Закрепление диалогов на татарском языке по УМК через театральную деятельность

Февраль

  1. Дидактческая игра «Из какой сказки картинка»

Май

Работа с родителями

  1.   Консультация на родительском собрании «Театр – наш друг и помощник».

Ноябрь

  1. Памятка для родителей по организации самостоятельной деятельности ребенка.

Декабрь

  1. Литературная викторина для детей и родителей «В гостях у сказки»

Февраль

  1. Индивидуальные беседы с целью выявления волнующих вопросов, дополнений.

В течение

года

Работа с педагогами

  1. Консультация для педагогов: «Использование УМК в обучении детей татарскому языку»

Сентябрь

  1. Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения

Декабрь

  1. Презентация дидактическое пособия «Хикмәтле шакмак. Чудесный кубик»

Февраль

  1. Изготовление и распространение памяток «Настольно-театрализованные игры»

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре »

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре  в рамках реализации проекта будет проводится через все виды деятельности, с использованием различных форм, что  будет ...

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Приобщение дошкольников к татарской народной культуре как одно из направлений реализации регионального компонента в рамках ФГОС»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Приобщение дошкольников к татарской народной культуре как одно из направлений реализации регионального компонента в рамках ФГОС»...

Конспект проектной деятельности в группе среднего возраста Тема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Конспект проектной деятельности в группе среднего возрастаТема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...

4. План самообразования «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» на 2023-2024 уч.г

В современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных...

План самообразования по теме: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо, например, с культурой нашего народа. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревож...