Театрализованная деятельность как средство приобщения детей к художественной литературе
статья
Статья о значении театральной деятельности в приобщении дошкольников к художественной литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_konferentsii_v_biblioteke.docx | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрализованная деятельность как средство приобщения детей к художественной литературе
Мошкова С.В.
старший воспитатель
«Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению»
Книга сейчас нередко заменяется телевизором, компьютером, общением в Сети. В то же время не стоит забывать, что развитие интереса и любви к книге у дошкольников формирует их мировоззрение, интеллект, внимание к окружающему миру. Можно сказать смело: какие книги читает ребенок с самых ранних лет - таким человеком он и станет.
Давно известно,что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением,осязанием, воображением воспринимать художественное произведение;искренне,от полноты души сострадать,возмущаться ,радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает.Она зависит от того,что именно,как часто и каким образом читают детям.
Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
Для того, чтобы появился у ребенка интерес к чтению необходимо дать ему услышать прочувствовать и пережить литературное произведение. Всем известно, что ведущий вид деятельности дошкольников это игра, поэтому самый простой способ дать детям возможность прожить «книжную историю» это проиграть её. Поэтому театрализованная деятельность в детском саду имеет немаловажное значение по приобщению дошкольника к художественной литературе.
Театрализованная игра – важнейшее средство развития у детей эмпатии , то есть способности распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, , умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Овладение этими средствами выразительности говорит о подготовленности детей к театрализованой игре, об уровне общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает отклик на него.
Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключается в каждой сказке,литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках .Это дружба, отзывчивость, доброта,честность, смелость. Персонажи литературных героев становятся образами для подражания.С удовольствием,перевоплощаясь в полюбившийся образ, ребенок принимает и присваивает свойственные ему черты. Таким образом образы, поступки персоонажей литературных произведений позволяют формировать опыт нравственного поведения,умения поступать в соответствии с нравственными нормами.
Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически неограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей : литературные музыкальные.Разнообразие тематики, средств изображения,эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития дошкольника.
Так , как произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Именно поэтому можно определить задачи привития интереса дошкольников к художественной литературе, через театрализованную деятельность.
Задачи:
- Развивать интерес детей к художественной литературе путём вовлечения их в театрализацию, желание попробовать себя в разных ролях.
- Формирование умения связно, последовательно и выразительно передавать небольшие произведения детской художественной литературы.
- Воспитывать у детей чуткость к художественному слову.
- Создать условия, для развития театрализованных игр дошкольников, в которых нашли бы свое применение чувства ребенка, испытанные им во время чтения русских народных сказок, потешек , былин.
- Формировать нравственные качества личности дошкольников, такие как доброта, сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность, уважение к старшим.
Восприятие художественной литературы, через театрально речевую деятельность будет познавательно интересной если дети в ходе её:
- думают (анализируют, сравнивают, доказывают)
- удивляются (радуются успехам, новизне)
- фантазируют (предвосхищают события, создают новые образы и ситуации).
Для реализации поставленной цели необходимы следующие этапы работы:
- Последовательное знакомство с видами театра;
- Поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков;
- Работа над речью и интонацией;
- Коллективные взаимодействия; умение сочувствовать, сопереживать.
Практическая работа в нашем учреждении осуществляется по трем направлениям:
1.Пространственно- развивающая среда (театральный центр в каждой группе).
Первое направление – формирование развивающей среды: создание театрального уголка в группе, включающего в себя:
- настольный театр
∙ театр резиновой игрушки
∙ театр мягкой игрушки
∙ плоскостной театр
∙ пальчиковый театр
∙ костюмы
∙ декорации
Второе направление – это работа с детьми: творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. При работе с детьми используются следующие методы:
- сочинение сказок,
∙ сопровождение движений кукол песенкой, интерес и желание танцевать.
∙авторские сказки
Третье направление - работа с родителями и специалистами ДОУ. Она включает в себя: совместное посещение театров семьями;
∙ выставка театров разного вида;
∙ создание выставок игрушек сделанных своими руками;
∙ конкурс афиш, пригласительных билетов;
∙ совместное выступление детей и их родителей;
∙ выступление театральной студии детей старшего дошкольного возраста
Развитие ребенка в театральной деятельности.
Для развития театральной деятельности в учреждении созданы следующие условия:
- имеются различные виды театров: теневой, фланелеграф, кукольный, пальчиковый, игрушек, настольный, перчаточный; костюмы и маски для игр драматизаций;
∙ ширма;
∙ набор декораций;
∙ аудиотека классической и релаксационной музыки, «звуков природы»
Для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности практикуется выразительное чтение и рассказывание детей на занятиях, развлечениях, праздничных утренниках. Через работу по этюдам развивается способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед сверстниками и взрослыми. Для этого проводятся мини спектакли в детском саду, танцевальные импровизации под музыку, побуждаем детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций, учим различать, называть и передавать настроение, переживание, эмоциональное состояние персонажей. Рассказываем детям о театральных жанрах - драматическом, музыкальном, кукольном, театре зверей, клоунаде. В процессе непосредственной образовательной деятельности, при пересказе художественного произведения используем показ настольного, пальчикового и др. театров. В играх – драматизациях, в процессе обучения, в организации сюжетно – ролевых игр решаются задачи взаимодействия театрализованной деятельности и других видов деятельности педагогического процесса. Дети привлекаются к изготовлению атрибутов, элементов декораций, костюмов, масок.
Таким образом, можно сделать вывод: все вышесказанное дает основание утверждать, что влияние театрализованной деятельности способствует развитию речи детей и приобщает детей к художественной литературе.
В результате работы нашего детского сада разработана система по приобщению детей к книге, нам удалось познакомить детей с различными жанрами художественной литературы. Они хорошо ориентируются в сказках, легко называют название сказок, рассказов, могут интонационно, выразительно прочитать продекламировать небольшой текст. Дети охотно составляют свои сказки, осознано рисуют сказочных героев, стали пользоваться театральной атрибутикой, выступают в роли режиссера. Наблюдая за детьми, педагоги сделали вывод, что ребята стали добрее, сострадательнее, внимательнее, ответственнее. У детей формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям. Наши воспитанники стали чаще обращаться к потешкам, басням, шуткам, сказкам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу. Эта работа по театрализованной деятельности помогает нам наладить тесный контакт с семьями воспитанников.
Используемая литература:
1. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация// Воспитание детей в игре. - М., 1994.
2. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.
3. Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду» .-М., Творческий центр, 2009.
4.Михайлова А.Я. «Театр в эстетическом воспитании дошкольников» Москва2006.
5. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.-М., 2000.
6. Шурочкина И.С. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми» / «Справочник старшего воспитателя»№3-2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность, как средство приобщения детей к художественному слову
Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников ...
Проект для детей раннего возраста "Книжка - игрушка как средство приобщения детей к художественной литературе"
Проект для детей раннего возраста.Цель проекта приобщить детей с раннего возраста к художественной литературе, используя книжки -игрушки...
Технология «Буккроссинг» как средство приобщения детей к художественной литературе.
материал для воспитателей ДОУ...
Театрализованная деятельность, как средство приобщения к художественной литературе дошкольника
Интересная статья, о том как легко и просто привить желание слушать, а в последствии и читать художественную литературу ребенку....
Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе.
Организация театрализованной деятельности и основные направления развития театрализованной игры с детьми младшего дошкольного возраста....
Проект "Поэзия С. Я. Маршака" Театральные постановки как средство приобщения детей к художественной литературе.
Данный проект посвящён 135 - летию со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака и разработан для детей старшей и подготовительной группы. Проект направлен на формирование у детей познавательного и...
Презентация "Приобщение детей к художественной литературе через театрализованную деятельность."
Презентация на тему: "Приобщение детей к художественной литературе через театрализованную деятельность"....