Театрализованная деятельность, как средство приобщения дошкольников к русской культуре
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Театрализованная деятельность, как средство приобщения дошкольников к русской культуре
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема:
«Театрализованная деятельность, как средство приобщения дошкольников к русской культуре».
Цель – развитие различных способностей детей в процессе знакомства с малыми фольклорными формами.
Задачи:
- Развитие творческой индивидуальности.
- Эмоциональное развитие.
- Развитие музыкальных способностей.
- Развитие духовной сферы.
- Развитие самостоятельности.
- Воспитание эстетических чувств.
- Жанры детского фольклора, используемые в работе: колыбельные песни, загадки, потешки, пословицы, прибаутки, сказки
Одним из важнейших направлений деятельности в дошкольном образовании является изучение традиционного национального искусства народов нашей страны и региона. Русские народные сказки, песни, пословицы и поговорки, потешки, прибаутки, загадки – это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все что пришло к нам из глубины веком, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа и показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир.
Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.
Народные песенки, сказки, пословицы, загадки радуют нас простотой слова, заражают своим весельем, волнуют глубиной мысли.
Поэтичны и красивы наши народные песни.
Глубокого смысла полны пословицы и поговорки русского народа.
Остроумны и разнообразны народные загадки.
Народные игры всегда были естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.
Русские народные сказки, с которыми встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского народа.
Таким образом, произведения народного творчества – это школа развития чувств детей.
Детский фольклор используется: в период адаптации; в режимных моментах; на прогулке; в непосредственно образовательной деятельности: в игре; и театрализованной деятельности.
Задачу по приобщению детей к национальной культуре, можно решать посредством театрализованной деятельности, так как именно она является одним из самых распространенных видов детского творчества.
Специально организованные театрализованные занятия и развлечения позволяют приобщать детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры.
Театрализованные развлечения и занятия влияют на успешное развитие личности старших дошкольников, приобретение таких качеств, как любовь к Родине, уважение к культуре русского народа.
Театрализованная деятельность способствуют обогащению знаний старших дошкольников о традициях, обычаях, обрядах русского народа.
Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана. Ведь ребенок, во время театрализованного действа, чувствует себя более раскованно, свободно, естественно, что позволяет эффективнее усваивать познавательную информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений и учиться жить в этом мире, строить свои отношения. Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка стала неотъемлемой частью педагогического процесса в ДОУ.
Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.
Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества.
В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализованной деятельности и дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла.
Театрализованная игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Таким образом: театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству и традициям русской народной культуры.
Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:
• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
• освоение специальных умений («актер», «режиссер»);
• самостоятельная творческая деятельность.
Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).
Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детейинтересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни
На что направлена театрализованная деятельность?
- На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций;
- На развитие мышления, воображения, внимания, памяти;
- На развитие фантазии;
- На формирование волевых качеств;
- На развитие многих навыков и умений(речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т.д.)
Существует большое количество видов театра:
- Театр на столе (конусный, настольный театр)
- Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
- Сопровождать движения пальцев речью;
- Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
- Наручный театр (пальчиковый, варежковый)
- развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
- Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;
- Помогает справиться с переживаниями, страхами;
- Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.
Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.
- Верховой театр (куклы би-ба-бо, тростевой, театр ложек)
Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.
При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча!
Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги!
- Театр на полу (марионетки)
Управлять куклами-марионетками трудно, поэтому в этом виде театр дети – зрители
- Театр живых кукол (театр масок, платочные куклы, театр кукол великанов)
- Способствует развитию речи, внимания, памяти;
- формирует пространственные представления;
- повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
- Игра-драматизация
- Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.
В этой игре идет целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация.
Театрализованная деятельность-это…не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству и традициям русской народной культуры. Театрализованная деятельность способствуют обогащению знаний старших дошкольников о традициях, обычаях, обрядах русского народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ
Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, есть общемировая тенденция. Только на осно...
Проектная деятельность "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуры"
методическое пособие...
Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. ...
"Подвижные народные игры, как средство приобщения дошкольников к русской культуре" (материал для консультации с презентацией)
Консультация для педагогов...
Конспект проектной деятельности в группе среднего возраста Тема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
Конспект проектной деятельности в группе среднего возрастаТема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...
План по самообразованию«Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к татарской народной культуре»
Актуальность: Ребёнок – это будущий полноправный член социума, которому предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в кул...
Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе.
Организация театрализованной деятельности и основные направления развития театрализованной игры с детьми младшего дошкольного возраста....