Конспект НОД "Путешествие в мир букв"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Пятерикова Анастасия Витальевна

Конспект ОД "Путешествие в мир букв".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_rechevoe_razvitie.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Путешествие в город звуков и букв. Знакомство со звуком и буквой У» в подготовительной группе.

Интеграция образовательных областей:

- Речевое развитие

- Социально-коммуникативное развитие

- Познавательное развитие

Задачи:

1) Актуализировать знания о звуке и букве У; научить выделять звук У из ряда других звуков из слов; подобрать слова на заданный звук; («Речевое развитие»)

2) Познакомить со схемой слова и в дальнейшем подобрать слова к соответствующей схеме; научить звукобуквенному анализу и синтезу слов со звуком У («Речевое развитие»)

3) Совершенствовать умение работать в паре (группе), выполнять общее дело, умение договариваться («Социально-коммуникативное развитие»)

4) Продолжать обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками («Социально-коммуникативное развитие»)

5) Уточнить знания детей о птицах и животных («Познавательное развитие»)

6) Развивать умение планировать предстоящую деятельность, умение воссоздавать букву из предложенных материалов, выделять сходство между знакомыми предметами.

Методы и приемы:         - практические (моделирование буквы У, модели слов)

- наглядные (показ картинок с буквами А, У, рассматривание

  предметных картинок)

- словесные (чтение, беседа, игра «Кто как голос подает»)

Материалы и оборудование: настольная маршрутная дорожка, набор предметных картинок (самолет, филин, волк), наборы картинок («Домашние животные» и «Птицы»), картинки со стилизованными буквами У и А, материал для выкладывания букв (семечки, бусинки, веревочки, палочки), модели слов и наборы картинок (-У-: зуб, лук; У--: ухо, уха; --У-: паук, кнут), микрофон.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

двигательные паузы.

Игровая

Игровые ситуации

Познавательно-исследовательская

Моделирование

Коммуникативная

Беседы, речевые  ситуации, словесные игры, вопросы

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Рассказывание, чтение стихотворений И. Лопухиной, Е. Тарлапан обсуждение

Элементарный бытовой труд

(в помещении и на улице)

- Самообслуживание

Поручения ( индивидуальные и  подгрупповые),  дежурства, совместный (коллективный) действия ,дежурство

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

В: Я приглашаю вас сегодня в путешествие по городу гласных звуков и букв, он находится в стране Грамота. В этом городе уже живет одна буква, вы помните как ее зовут?

Дети вспоминают предыдущее занятие, посвященное букве А

Дети отвечают

Дети заинтересованы. Знают букву А

2.

«У – мы в дудочку дудим.

У – как поезд, мы гудим.

У – вперед мы тянем губки,

В узенькую дуем трубку.

Слушай, слушай: У – гудит,

У – вначале слов звучит:

Утро, улей, умка, уголь,

Угорь, утка, умница,

Ушки, угол, улица».

В: Вы, наверное, догадались с каким звуком мы сегодня познакомимся?

В: Давайте рассмотрим нашу дорожку. Кого же мы можем повстречать в пути? Давайте это задание выполним в парах. Договоритесь, с кем бы вы хотели поработать в паре.

Каждая пара – выберите только те картинки, в звукопроизношении которых можно услышать песенку звука У.

В: Посмотрите друг на друга, как в зеркало, и скажите, что же происходит с губами, когда мы произносим звук У?

В: Встречает ли звук преграду?

В: Значит какой это звук?

В: В какой домик поселим этот звук?

В: Ребята, давайте поиграем в игру «Кто как голос подает». Как вы думаете, животные и птицы умеют разговаривать?

В: Правильно! Они издают звуки. Вы хотите узнать, в звукоподражаниях каких животных и птиц есть звук У?

В: Я предлагаю это задание выполнить в «Аквариуме»

В: Договоритесь, кто с кем будет работать в группе. А дальше мы выясним какая группа будет первой выполнять задание, а какая будет находиться в роли наблюдателя. Затем группы меняются.

В: Вам необходимо выбрать тех животных, кто подает голос со звуком У.

(Задание для второй группы –выбрать тех птиц, в пении которых также слышится звук У

В: Молодцы! Благодаря тому, что вы работали дружно, вы сумели правильно выбрать всех животных и птиц, в звукоподражаниях которых есть звук У.

Динамическая разминка с движениями

Волки воют на луну: у-у-у

Песню грустную поют: у-у-у

Ветер сильно завывает: у-у-у

Поезд тихо подъезжает: у-у-у

Я стою и звонким голосом пою

Потому что он – певучий,

Этот гласный У

В: Следующее задание нам поможет выполнить Дерево знаний

Договоритесь, с кем вы будете работать в паре и вспомним  правила сотрудничества.

В: Это схемы слов, а на «дереве знаний» - картинки. Каждой паре нужно выбрать картинки, подходящие к вашей схеме (-У-: зуб, лук; У--: ухо, уха; --У-: паук, кнут)

В: Молодцы! Вы правильно расшифровали схемы слов и верно подобрали картинки.

В: И вот, наконец, мы с вами в городе гласных букв, а здесь уже живет одна буква. Как ее зовут?

В: Давайте поставим их вместе. Что же получилось? Прочитайте.

В: Какое нужное слово! Когда мы так кричим: «АУ!»

В: А сейчас поменяйте буквы местами и прочитайте.

В: Кто так может плакать?

В: Правильно!

«Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто»

В: Почему в стихотворении сказано, что на букву У можно повесить пальто

В: А сейчас мы с вами выложим букву У из понравившихся предметов( семечки, бусинки, веревочки, палочки)

Дети внимательно слушают. И к концу прочтения воспитателем стихотворения уже догадываются о какой букве пойдет речь.

Дети отвечают

Д: Волк воет: «У-у-у»; самолет гудит: «У-у-у», филин ухает «У-у-у» и т.д.

Дети вытягивают губы, отвечают

отвечают

отвечают

отвечают

Дети отвечают

Включаются в деятельность, предложенную педагогом

Договариваются, кто будет выполнять задание первым, а кто будет в роли «наблюдателя», уточняют правила сотрудничества.

Дети отвечают, активно взаимодействуя, выбирают подходящие картинки

Оценивают свои знания и знания своих товарищей, делают выводы

Дети идут , крадучись как волки

Имитация пения, повороты корпусом

Руки вверх, покачивание руками

Руки согнуты в локтях, движение колес поезда

Хлопки перед собой, сзади себя

Повторяют звук У

Включаются в деятельность, предложенную педагогом

Договариваются, кто с кем будет работать в паре

Каждая пара выбирает карту со схемой и подбирает соответствующие картинки. Обсуждают выбор картинок

После выполнения задания отвечают по очереди

Оценивают свои знания и знания своих товарищей, делают вывод.

Дети отвечают

Отвечают

Отвечают

Отвечают

Отвечают

Дети отвечают

Дети выкладывают букву У из предметов

Активно отвечают на вопросы. Могут выделить звук У

Дети могут работать в парах, группах

Дети могут делать артикуляционную гимнастику

Дети имеют представление о гласных буквах

Дети строят полные предложения. Знают о возникновении звуков в живой природе

Могут работать в парах

Дети знают о мире звуков в живой природе

Могут оценить свои действия, дать оценку своей работе

Могут планировать предстоящую деятельность

Знают о правилах поведения

Могут прочитать слог, выделить звук У из ряда других звуков и из слов

Могут выделить сходства между знакомыми предметами

Могут воссоздать букву из предложенных материалов

3.

В: Дети! Какие вы молодцы! Какие красивые буквы!

Дети убирают за собой стол.

Имеют представление о элементарном бытовом труде и самообслуживании


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Звук и буква У"

Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...

Конспект занятия "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...

Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"

НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы"  и буквой "Ы"....

Конспект НОД "Звук и буква З"

Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия "Звук и буква О"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе  компенсирующей направленностиТЕМА: «ЗВУК И БУКВА О»...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...