Конспект НОД в подготовительной группе " Экскурсия на крайний север"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

На занятии расширяется знание детей о крайнем Севере,дети знакомятся с животными, обитающими в этой местности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл " Экскурсия на крайний Север"27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга» г.Козловка Чувашской Республики

Конспект непосредственно-образовательной деятельности  по развитию речи в подготовительной группе

«Экскурсия на Крайний Север»

Подготовила:

Воспитатель первой квалификационной категории

Московкина Галина Николаевна

г.Козловка

Цель: Развитие речи посредством обогащения природоведческого словаря.

Задачи: Познавательное развитие:

 Уточнять с детьми названия животных севера;

 Закреплять знания их внешних признаков, их строение, чем питаются, характерные повадки;

• Учить детей знать членов семьи животного.

Речевое развитие:

• Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

• Учить образовывать сложные прилагательные, существительные с суф-фиксами -ищ-, притяжательные, прилагательные.

Социально-коммуникативное развитие:

• Воспитывать любознательность;

• Воспитывать стремление изучать животных севера;

• Воспитывать бережное отношение к животным.

Физическое развитие:

• Способствовать формированию опорно-двигательного аппарата;

• Развивать функцию равновесия и координационные способности;

Словарная работа:  

Научно-исследовательская работа, климат, рай, Красная книга, ягель, веретенообразное тело, белёк.

Материал: конверт с приглашением, глобус, шлем пилота, панель приборов, музыкальное сопровождение «Где-то на белом свете», «Вьюга, метель, ветер», иллюстрации с изображениями животных севера, следов песца, художественное слово (стихи С.А. Васильева),

Ход образовательной деятельности

Речь и действия педагога

Примерные ответы и действия детей

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я пришла на работу в детский сад и на вахте увидела конверт (показываю). Поинтересовалась, кому же он адресован: Д/сад «Терем-теремок», группа «Золотой ключик». Подписано: Животные Севера. Хотите узнать, что нам пишут животные севера?

Воспитатель: Вот, что они пишут:

«Дорогие ребята группы «Почемучки»!

Приглашаем вас на экскурсию по северному полюсу. Увидите, как мы живём. Одевайтесь потеплее. Ждем вас. Животные севера.»

Воспитатель: Север – это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели.

Вы согласны посетить северный полюс? Не боитесь ветров, метелей, холодов?

Воспитатель: Ребята, вам приходилось когда-нибудь путешествовать?

Воспитатель: Что такое путешествие?

Воспитатель: На чем можно путешествовать?

Воспитатель: Куда и на чем вы путешествовали?

Воспитатель: Как вы думаете, на чем можно путешествовать по северному полюсу?

Воспитатель: Посмотрим на глобус (показываю). Вот здесь находится Северный полюс. Вокруг Северного полюса находится океан, поэтому добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных.

А вы знаете, какие животные там живут? (Воспитатель дополняет).

Воспитатель: Итак, сначала мы полетим на самолете, а потом пойдем на лыжах.

Так как на Северном полюсе круглый год зима, нам нужно, что сделать?

Воспитатель: Верно, нужно одеться тепло. Давайте представим, что мы одеваемся и покажем, как мы это делаем.

Воспитатель: Чтобы не провалиться в снегу, возьмем с собой лыжи.

Воспитатель: Вот мы оделись тепло, а теперь можно, и отправляться на север. Мы уже решили, что сначала полетим на самолете. Сядет в самолет тот, кто назовет северное слово.

Воспитатель: Молодцы, все правильно назвали слова, а теперь можно отправляться. (Отправляемся под музыку «Где-то на белом свете…»)

Вот мы и прилетели на Северный полюс. Выходите из самолета. (Дует ветер, вьюга – музыка).

Воспитатель:

Ветер, снег и лед – не мечтай о тепле.

Кто же там живет, на холодной земле?

Морж, песец и тюлень любят ветряный край,

Белый мишка, олень – для них север – как рай.

Вот мы и оказались на севере. Давайте сразу наденем лыжи, чтобы не провалиться в снегу.

Пойдем все друг за другом, за мной.

А вот и первый житель севера. Крупный зверь, хищный зверь, сильный зверь! Кто это?

Воспитатель: Среди хищных зверей Севера самым крупным является он – белый медведь. Посмотрите на него. Как он передвигается?

Воспитатель: У медведя толстые лапы. Как можно про него сказать, какой он?

Воспитатель: Что еще про лапы можно сказать?

Воспитатель: Значит, медведь, какой?

Воспитатель: Посмотрите на тело. Чем оно покрыто?

Воспитатель: Что можно сказать про медведя?

Воспитатель: У медведя стройное туловище, удлиненная шея, на ней вытянутая голова. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть для чего медведю?

Воспитатель: Правильно, молодцы. Обратите внимание на уши медведя. Какие они?

Воспитатель: Как можно назвать медведя по-другому?

Воспитатель: Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах. Белая шерсть делает его не заметным. У белого медведя очень тонкое чутье – он обнаруживает пищу под толстым слоем снега. Как вы думаете, ребята, чем питается медведь?

Воспитатель: Так как белый медведь – это крупное хищное животное, то, что можно сказать про его лапы?

У него не лапы, а …,

У него когти, а ….

Вот мы и познакомились с первым жителем севера. Отправляемся дальше. Все идите за мной на лыжах по одной лыжне, друг за другом. (Идем на лыжах дальше).

А вот уже другой житель севера. Кто же это?

Воспитатель: Верно, это морж.

Воспитатель: Морж – это животное, которое занесено в Красную книгу. На него запрещено охотится.

Каких еще животных Севера, занесенных в Красную книгу, вы знаете?

Воспитатель: Морж – это тоже большое животное. Посмотрите, что есть у моржа.

Воспитатель: Как можно назвать моржа, если у него длинные усы?

Воспитатель: А если у моржа толстая шея, то, как его можно назвать?

Воспитатель: Как можно назвать моржа, если у него широкие ласты?

Воспитатель: Как можно сказать про моржа, если у него длинные клыки, какой он?

Воспитатель: Правильно, молодцы.

Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, как они питаются?

Воспитатель: У моржихи рождается по одному детенышу. Давайте с вами назовем членов семьи моржа.

Воспитатель: Правильно, молодцы.

Вот мы познакомились со вторым животным севера. Пора двигаться дальше. Идем все друг за другом, не отстаем.

Вот мы видим уже другого животного севера. Кто же он?

Воспитатель: Правильно, это северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. Посмотрите на оленя, на его голову, она у него вытянутая. Как можно назвать голову оленя?

Воспитатель: Правильно, оленья голова. Что находится на его голове?

Воспитатель: Как по-другому можно назвать рога оленя?

Воспитатель: Тело покрыто волосяным покровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее.

Воспитатель: У северного оленя крепкие ноги. На ногах копыта. Как по-другому можно сказать про копыта оленя?

Воспитатель: К зиме олени накапливают жир. Это помогает им переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада. Олениха рожает одного детеныша, который в тот же день уже может бегать. Семью оленя как можно назвать по-другому?

Воспитатель: Назовите членов оленьей семьи.

Воспитатель: Молодцы, правильно всех назвали.

Чем же питаются северные олени?

Воспитатель: Правильно, лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами, побегами ив и берез.

Отправляемся дальше. Идем за мной на лыжах, друг за другом.

Вот я вижу тут еще одно животное севера. Кто же это?

Воспитатель: Правильно сказали, это – тюлень.

Воспитатель: Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело (повторяют 2-3р.), короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног?

Воспитатель: Верно, плавники, а не ласты. Как можно по-другому назвать плавники тюленя?

Воспитатель: Передние плавники – вместо вёсел, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков. Если тюлень – водное животное, то, как вы думаете, чем он питается?

Воспитатель: Правильно, он питается рыбой, разными морскими животными.

Назовите членов семьи тюленей.

Воспитатель: Как вы думаете, почему детенышей тюленя называют бельками?

Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, для чего им нужен белый окрас?

Воспитатель: Правильно, ведь мать приплывает к детенышу один раз в день, чтобы покормить его молоком. Как по-другому можно назвать семью тюленей?

Воспитатель: Что спасает от холода тюленей?

Воспитатель: Верно, молодцы!

Следуем дальше. А вот и еще одно животное, которое я едва заметила на снегу. Как вы думаете почему?

Воспитатель: Верно. А вы, ребята, знаете, что это за животное Крайнего Севера? Это песец.

 На кого он похож?

Воспитатель: На кого песец похож?

Воспитатель: Правильно, на лису, но по размеру он немного меньше. Песцы бывают белые и голубые. Мордочка вытянутая, как у лисы. Как можно сказать про мордочку песца?

Воспитатель: Зубы у песца острые. Что можно сказать про него, песец какой?

Воспитатель: Посмотрите на шерсть песца. Она густая и пушистая. Красив и хвост у песца. Как можно назвать хвост песца по-другому?

Воспитатель: Верно, песцовый хвост.

Подошвы лап покрыты щеткой жестких волос, это предохраняет от обмораживания при передвижении по снегу и льду. Уши у песца закругленные, короткие. Почти скрываются в шерсти, Летом питаются полевками, поедают яйца птенцов, взрослых куропаток. Также на берегу питаются крабами, морскими ежами.

А сейчас я предлагаю вам, ребята, поиграть в игру «Следы песца»

Воспитатель: Давайте все друг за другом поиграем в «Следы песца». (Дети играют).

Молодцы, ловко все попрыгали по следам. Вам, ребята, понравилась игра?

Воспитатель: На этом наша экскурсия по Крайнему Северу завершается. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Что-то стало ветрено, поднялась метель (музыка тихо). Чтобы нам не замерзнуть, возвращаемся к самолету, на котором мы прилетели сюда. Он нас и доставит обратно в детский сад (музыка «Где-то на белом свете…)

Воспитатель: Вот мы и прилетели в детский сад.

Проходите, ребята, садитесь.

Ребята, вам понравилась экскурсия на Крайний Север?

Дети: Да, понравилась.

Воспитатель: Чтобы вспомнить, что больше всего понравилось на севере, поиграем в игру «Закончи предложение» (со снежком передаю).

• Ты увидел на Крайнем Севере кого? ...

• Мне больше всего понравился….

• Он мне понравился тем, что…

• У него есть…

• Он питается…

Воспитатель: Молодцы, вспомнили хорошо.

Вы меня сегодня, ребята, порадовали своими знаниями, умением общаться и образовывать новые слова.

Дети: Да, хотим.

Дети: Нет, не боимся.

Да, приходилось.

Дети: Ехать куда-нибудь.

Дети: На поезде, пешком, на лодке.

Дети: На машине, на лыжах по лесу…

Дети: на оленях, на снегоходе….

Дети: Там живут животные: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, песцы, белые волки и другие.

Дети: Нам нужно одеться тепло.

Имитация.

Представляют.

Дети: Метель, ветер, вьюга, холод, северное сияние, лед, льдина, олени, снег, унты, валенки….

Имитация одевания.

Имитация ходьбы на лыжах.

Дети: Белый медведь.

Дети: Он передвигается на лапах, неуклюже.

Дети: Толстолапый медведь

Дети: У медведя лапы широкие.

Дети: Широколапый.

Дети: Оно покрыто белой длинной шерстью.

Дети: Медведь длинношерстный

Дети: Защищают от холода, он может долго находиться в воде.

Дети: Уши короткие.

Дети: Короткоухий (повтор.)

Дети: Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.

 а … лапищи,

 а …когтищи.(Дети повторяют)

 

Дети: Это морж.

Ребёнок:

Скажите, ребята, из вас кто не знает

 Моржа, что живет у холодной воды?

Красная книга его охраняет,

Дом его там, где господствуют льды.

Дети: Еще занесены в Красную книгу тюлень, белый медведь, песец…

Дети: У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы.

Дети: Длинноусый морж (повт 2-3р).

Дети: (Длинношеий), толстошеий морж.

Дети: Широколастый морж

Дети: Длинноклыкий морж.

Дети: Моржи питаются рыбками, червяками, рачками.

Дети: Мама – моржиха, папа – морж, детеныш – моржонок (повтор. 2-3р.).

Дети: Это олень.

Дети: Оленья голова.

Дети: Длинные рога.

Дети: Оленьи рога.

Дети: Оленьи копыта.

Дети: Оленья семья.

Дети: Папа – олень, мама – олениха, детеныш – олененок.

Дети: Мхом, травой.

Дети: Это тюлень.

Ребёнок:

Головка и хвост, вместо лап – плавники,

Ленив он на льду и проворен в водице,

Детишек его называют – «бельки».

Это тюлень возле льдины резвится.

Дети: Плавники.

Дети: Тюленевые плавники (2-3 р. повтор.).

Дети: Рыбой питается тюлень.

Дети: Мама – тюлениха, папа – тюлень, детеныш – белёк.

Дети: Потому что они белого цвета.

Дети: Для того, чтобы быть незаметным для хищников.

Дети: Тюленевая семья.

Дети: От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.

Дети: Потому что оно белого цвета и его не видно на снегу.

Ребёнок:

Ловкий маленький зверек

 Живет на Севере суровом.

Шерсть его блестит, как шелк,

Как цвет блестящего покрова.

Дети: Он похож на лису.

Дети: Песцовая мордочка.

Дети: Острозубый.

Дети: Песцовый хвост.

Первый ребенок становится в первый «след», принимает положение «стоя, ноги врозь». Отталкивается двумя ногами, старается при этом точно приземлиться в следующий «след», но уже на одну ногу. Далее, отталкиваясь этой ногой, приземляется на две ноги в следующий «след» и т.д.)

Дети: Да, понравилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательно — исследовательской деятельности в подготовительной группе «Экскурсия на Крайний Север»

Занятие по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группеЭкскурсия на Крайний СеверЦель: создавать условия для развития связной речи детей посредством исследовательской ...

Конспект развлечение старшей группы «Путешествие на крайний север»

Цель: Обобщать знание детей о животных и птицах Севера.• Развивать познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран;Задачи:• Продолжать закреплять знания детей о природе Крайнег...

Календарно тематическое планирование в подготовительной группе по теме: "Крайний Север"

Календарно тематическое планирование в подготовительной группе по теме: "Крайний Север"Цель: расширить представление детей о Крайнем Севере, обогащать словарный запас детей....

Занятие по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе Экскурсия на Крайний Север

Занятие по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе "Экскурсия на Крайний Север" ...

Конспект занятия подготовительная группа "Экскурсия в лес"

Цель: Закреплять и расширять представления детей о явлениях предметах природыРастительном и  животном  мире,. взаимосвязи природы и человека развивать интерес к природе. Формировать ...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Животные Крайнего Севера»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1»      КОНСПЕКТобразовательной деятельности с детьми подготовительной группы.Тема: «Ж...