Занятие по познавательно — исследовательской деятельности в подготовительной группе «Экскурсия на Крайний Север»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Перькова Ольга Сергеевна

Занятие по познавательно - исследовательской деятельности

 

в подготовительной группе

Экскурсия на Крайний Север

Цель: создавать условия для развития связной речи детей посредством исследовательской деятельности

Задачи:

Образовательные: систематизировать знания об особенностях природных условий Крайнего Севера, дать представления об элементарных взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; тренировать в согласовании имен существительных с именами прилагательными; учить находить ошибки в предложениях и исправлять их; в ходе экспериментирования доказывать выдвинутые гипотезы и делать обобщения и умозаключения.

Развивающие: совершенствовать процессы памяти, внимания, мышления, наблюдательность.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к родной природе, в том числе к Северным районам; интерес к исследовательской деятельности, к художественному слову.

Словарная работа: Крайний Север, Северный Ледовитый океан, Северное сияние, полярный день, полярная ночь, название растений, произрастающих на Севере, животных и птиц, встречающихся в этих широтах.

Оборудование: презентация, карточки для дидактической игры (изображения растений, глобус; для эксперимента: тазик с водой, масло растительное, ватные диски, бумажные полотенца.

Ход занятия

СЛАЙД №1

Дети заходят в группу, воспитатель подзывает их к себе, заинтересовывая тем, что в группе появилась необычное письмо, предлагает его прочитать.

Письмо:"Здравствуйте, ребята. Пишет вам житель Крайнего Севера. Я знаю, что вы любите всё необычное, новое и интересное, с удовольствием играете в различные игры. А еще мне известно, что вы умные и трудолюбивые, не боитесь никаких трудностей. Поэтому хочу вас при гласить на экскурсию по Крайнему Северу. Увидите, в каких условиях я и мои друзья живем. Для вас я приготовлю приятные сюрпризы и задания. Ваш Умка".

Воспитатель: - Умка упоминает о Крайнем Севере. А что такое Север? (это часть на планете, где снег лежит круглый год, моря покрыты толстым слоем льда, дуют сильные холодные ветра, метут метели).

-Значит, какая погода здесь? (студеная, морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная.).

-Перед вами модель нашей планеты. Как она называется? (глобус). Посмотрим на глобусе, где расположен Крайний Север (отметить, где находится наш город и где расположен Крайний Север).

-На самом краешке планеты располагается эта часть земли, именно поэтому она получила название Крайний Север. Почему Северный полюс окрашен в белый цвет? (там много льда и снега).

- Зимой температура здесь может опускаться ниже -50 градусов. А существует ли там лето? (Да, но оно короткое и холодное, температура поднимается не выше +12 градусов). Здесь холодно и зимой, и летом.

День с ночью не чередуются, как у нас, полгода солнце не сходит с неба, как днем. И это время получило название "полярный день". А существует еще и полярная ночь? Что это за явление такое? (когда солнце скрывается на полгода за горизонтом и вокруг словно наступает ночь).

-На Крайнем Севере располагается и самый холодный океан - Северный Ледовитый. Почему люди дали океану такое название? (ответы детей, показывают расположение океана на глобусе). -Этот океан покрыт льдами, толщина которых достигает высоты трехэтажного дома.

-Обратите внимание, как далеко расположена эта земля. А вы хотели бы побывать в этих краях? Как же можно туда добраться? Может быть, по реке? (нет, потому что нет прямой реки до Крайнего Севера). Может, на поезде (поезда тоже туда не ходят). На чем же тогда туда доберемся? (на самолете).

СЛАЙД №2 с изображением самолета.

Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики; имитируется полет на самолете.

-На Север мы прибыли. Но чтобы попасть к нашему Умке, придется поменять транспорт. Посмотрите, кто уже нас ожидает.

СЛАЙД № 3 с изображениями оленей. Под мелодию имитируется поездка на оленях.

-Ребята, обратите внимание, какое здесь необычное небо. Оно озарено разноцветными красками.

СЛАЙД № 4

-Это - Северное сияние. Возникает оно от того, что газы из земли поднимаются вверх и встречаются с солнцем и вокруг всё словно озаряется светом.

Стихотворение (читают 3 ребенка):

Распахнуло небо звезды,

Сообщило всем заранее:

Будет холодно, морозно-

И зажгло на нём сияние.

Все цвета видны прекрасно:

Вот-зеленый, после - красный,

А потом вдруг переход,

Цвет дворцовых позолот.

- Что же это означает,

Кто из вас об этом знает?

- Это знак небес, подсказка,

Наша Северная сказка.

-Не смотря на такую красоту, люди часто называют эти земли ледяной пустыней. СЛАЙД № 5.

Послушайте, какой сильный ветер дует в этих краях (звучит мелодия вьюги) -20сек.

- Но можно ли эти места назвать абсолютно "безжизненными"? Почему? (ответы).

- Природа распорядилась очень мудро и правильно. Даже в таких суровых условиях существует жизнь, поэтому на Крайнем Севере можно встретить множество северных жителей и растений. А вот и первое задание от Умки. Он утверждает, что сфотографировал те растения, которые встречаются на его родине. Нет ли здесь ошибки? Предлагаю разделиться на 2 команды по цвету выбранного кружочка. Ребята, выбравшие синий кружок, выбирают картинку с растением, которое действительно произрастает на Севере, а дети из второй команды (с красными кружочками) выбирают изображения растений, которые на Севере не растут.

Проводится дидактическая игра "Подбери растение Севера"

СЛАЙД № 6 - проверка правильности выбора растения.

- Почему не могут в этих краях произрастать такие растения, как. (перечислить растения с картинок?

-Молодцы! Если вы такие смекалистые, пришла пора поближе познакомиться с животными этой местности. Про некоторых из них Умка приготовил для вас загадки.

Загадки:

- Кто из животных считается хозяином Крайнего Севера? (белый медведь).

- Назовите животное Крайнего Севера, у которого есть бивни? (морж).

- Кто из животных Севера кормит, обувает, одевает и перевозит жителей (олень).

СЛАЙД № 7

Выводятся картинки-отгадки белого медведя, моржа, оленя, сопровождающиеся звуковыми эффектами данных животных.

-Давайте посмотрим, какие еще живые существа населяют эти места.

СЛАЙД 8 Дети называют животных, птиц, изображенных на картинке.

-Обратите внимание, какой цвет в окрасе шерсти преобладает у животных и птиц? Почему? (ответы). Что помогает спасаться им от холода? (густая шерсть и большой слой подкожного жира).

-А вот что написал Умка про себя и своих друзей. Послушайте предложения и скажите, всё ли здесь указано верно.

Словесная игра "Исправь ошибку"

Белый медведь - это южное животное, а жираф- северное. Кенгуру и морж - это животные севера. У моржа есть рога. Упряжку впрягли в оленя. Белый медведь лакомится медом.

-А что вы знаете о жизни белых медведей? (Впадает ли в спячку, почему? Чем питается)

В подтверждение ваших слов послушайте стихотворение (рассказывает ребенок):

Не впадают в спячку

Белые медведи,

Не храпят всю зиму

В теплом, мягком пледе.

Если круглый год

Вьюги да метели,

То всю жизнь им разве

Провести в постели?

И без лета есть здесь

Плаванье с рыбалкой…

А проспать все это

Будет очень жалко!

-Предлагаю и вам превратиться на время в белых медведей.

Физминутка

Среди снега мишки жили, головами всё крутили (круговые движения головой).

Дружно рыбоньку ловили (наклоны вперед)

И в мороз по льду ходили (руки на поясе, ходьба на пятках,

А потом они плясали (присядка,

К солнцу лапы поднимали (руки вверх).

-Чтоб поймать моржа или тюленя, медведь много времени выжидает. Часто он остается голодным. Белый медведь отличный пловец, может проплыть за добычей большое расстояние.

-А чем питаются тюлени и моржи? (рыбой). Что произойдет, если в океане станет мало рыбы? (животные могут погибнуть или переберутся на другое место).

СЛАЙД № 9 с пищевой цепочкой: рыба---тюлень---белый медведь.

- Рыбой питаются не только животные, но и птицы. К сожалению, из-за неправильных поступков людей, из-за того, что они не берегут природу и загрязняют ее, все живым существам Севера стала грозить беда и они оказались под угрозой исчезновения. Как же помочь жителям Севера? (Беречь и не загрязнять природу, создавать заповедники, зверофермы, чтобы разводить и выращивать животных).

-Пока мы беседовали, Умка решил выйти из воды на сушу.

СЛАЙД № 10

Вот он встряхнулся, во все стороны полетели брызги воды. А на улице такой сильный мороз! Как вы думаете, что происходит с мокрой шерстью животных на сильном морозе? (ответы детей: может, она замерзает).

-Получается, медведь, выйдя из воды покрывается льдом? (наверно, нет).

-Почему же это не происходит? (предположения ребят). Предлагаю это проверить.

Исследовательская деятельность

В ёмкость с водой опустить руку и тут же высунуть. Обратить внимание, что рука стала сырой, покрылась тонким слоем воды. Предложить тряхнуть рукой, часть воды все равно осталась. Затем руку насухо протереть, смазать маслом и снова опустить в воду и высунуть.

-Что вы заметили? (вода не покрывает всю руку, а лишь собралась капельками).

-Почему так получилось? (жир не пропускает воду).

Предложить тряхнуть рукой, капельки легко отлетели.

-Что же спасает животных Севера в сильный мороз и даже при погружении в холодную воду? (ответы).

-Ребята, в гостях у Умки, конечно, интересно, но что-то я стала замерзать. Не пора ли возвращаться в детский сад? Скажем волшебные слова: "1,2,3,4,5, в садик вернемся мы опять!"

СЛАЙД № 11

-Я думаю, после сегодняшней экскурсии на Крайний Север у вас осталось много впечатлений. А то, что понравилось и запомнилось больше всего, вы сможете показать в своих рисунках, которые выполним в свободное время. Всем большое спасибо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_ekskursiya_na_krayniy_sever.pptx2.45 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экскурсия на Крайний Север

Слайд 4

Северное сияние

Слайд 6

Растения Крайнего Севера Голубика Мох Брусника Морошка Лишайник Карликовая березка

Слайд 9

Пищевая цепочка

Слайд 11

МЫ - ДОМА !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе детского сада по теме «Вулканы»

Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром с использованием интерактивной доски (ИКТ)...

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе (итоговое).

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе (итоговое).Раздел: Путешествие по карте.Тема: «Стороны света».Цель: закрепить представление детей о Северном и Южном п...

Занятие по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе «Фиксики спешат на помощь»

Открытое занятие на методическом объединении, центр "позновательно - исследовательская деятельность...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Вулканы»

Цель:Познакомить детей с природным явлением – вулканом.Задачи:– познакомить детей с природным явлением — извержение вулканов; сформировать представления о типах вулканов.– развивать познавательную акт...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Магнит и магнетизм»

развивать у детей интерес и конкретные представления о магните и его свойствах через опытно – экспериментальную деятельность детей...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ....

Занятие по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе Экскурсия на Крайний Север

Занятие по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе "Экскурсия на Крайний Север" ...