Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Знакомство со сказкой «Как лисичка бычка обидела»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Кольцова Нина Андреевна

Конспект НОД по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Знакомство со сказкой «Как лисичка бычка обидела»

Конспект НОД по коммуникативному развитию в старшей  группе.

Тема: Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела».

Цель: формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки.

Задачи:

Обучающая: расширять кругозор детей. Дать понятие о том, что бычок – это рыба. Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать грамматический строй речи. Уточнять и активизировать словарь по теме «Рыбы».

Развивающая: развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание, выразительность жестов и мимики; приобщать детей к фольклору.

Воспитательная: воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к живой природе, воспитание добрых чувств.

Методы и приемы работы: беседа, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, игра, решение проблемной ситуации.

Оборудование: медиа-файлы с героями сказок.

Ход занятия:

Дети, когда вы сегодня проснулись, какое у вас было настроение? (Хорошее, радостное, а я не выспался, а у меня грустное и я хотел с мамой остаться и т. д.) Но сейчас, я вижу по вашим глазам, улыбкам, что настроение у вас улучшилось. Хотите, я отгадаю, почему? Я догадалась, что у вас хорошее настроение потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала? А кто такие друзья? (Дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем, делимся угощением.) Ребята, а какими должны быть друзья? (Дружные, хорошие, веселые, интересные, вежливые и т. д) А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга? (Обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить и т. д.). А теперь, я приглашаю всех на свои места, садитесь.

Я хочу предложить вам провести небольшую викторину под названием «По дорогам сказок». Я буду зачитывать вам загадки, а вы угадывать про какую они сказку. Начнем?

1) Несколько лесных зверят

Круглый хлеб поймать хотят (КОЛОБОК)

2) Хитрая плутовка

Обманула волка ловко.

Серый тот попал в беду,

Но домой донес лису. (ЛИСА И СЕРЫЙ ВОЛК)

3) Маленького человечка

Не спекла печка.

Он плутовку обхитрил.

В дом к себе гостей просил. (ЖИХАРКА)

4) Петушок зайчонка спас.

Выгнал рыжую тотчас.

Стали с петушком друзьями.

Что за сказка? Вы узнали? (ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА)

5) Перепутали зверята:

Лягушата, поросята,

Кто как должен говорить,

Кто где должен из них жить.

Заинька поправил всех.

Все довольны. Пляски! Смех! (ПУТАНИЦА)

6) Под одною крышей

Волк, лиса и мышка,

Зайчик, лягушонок.

А медведь неловок.

С ними вместе жить хотел,

Дом сломал, когда присел. (ТЕРЕМОК)

Замечательно вы справились. Все сказки отгадали!

Дети, сегодня мы с вами будем читать эскимосскую народную сказку. Героев сказки вы отгадаете через загадки, которые я вам загадаю:

Плаваю под мостиком,

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, не говорю,

Глаза есть -не мигаю,

Крылья есть -не летаю. (Рыба)

Кто крадётся между сосен?

Шубку рыженькую носит?

Чей там хвост в траве густой

Замелькал, как золотой?

Это – девица краса,

Ярко-рыжая … (лиса)

Герои сказки, которую мы будем читать — лиса и рыбка, а рыбка с таким интересным названием — бычок. (показ изображений героев сказки, дети рассматривают картинки). Бычок имеет продолговатое покрытое чешуёй тело, большую широкую голову, крупные, близко расположенные друг к другу глаза. Рыба обязана своим названием крупной, как у быка, голове.

А сейчас, мы поиграем с пальчиками:

Лиса (соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх слегка разведенными в сторону. Это лисьи «уши».

Согните указательные и средние пальцы- это лисий «лоб».

Остальные пальцы образуют «морду».

Рыбка – ладонь держать вертикально, совершая плавные волнообразные движения. Пальцы слегка раздвинуты: большой палец будет изображать плавник, остальные – хвост.

Итак, будем знакомиться со сказкой. Она называется «Как лисичка бычка обидела».

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:

- Бычок, бычок,

Пучеглазый,

Бычок, бычок,

Большеротый,

Бычок, бычок,

Колючий бочок!

А бычок ей говорит:

- А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

Лиса- мать спрашивает

-Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?

-Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает:

-А ты ему ничего не говорила?

-Сказала.

-Что ты ему сказала? – спросила лиса.

- А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.

- Вот видишь,- сказала мать-лисица, - ты первая его и обидела.

Как называется сказка? Где шла лисичка? Кто высунулся из воды? Какие слова пропела лисичка? Что ответил бычок? Понравились слова бычка лисичке? Что спросила лиса – мать? Как ответила лисичка? Что еще спросила лиса -мать? Что ответила лисичка? Какой вывод сделала мама-лиса?

Предлагаю размяться. Физминутка «Лисонька».

(Дети встают из-за столов).

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки, ножки и бока.

Вот какая красота!

Какую сказку вы сегодня слушали? Кто больше всех вам понравился? Согласны ли вы с концовкой сказки?

Как бы вы закончили сказку? Как вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем-то отличается от окружающих? Почему?

Послушайте пословицы по данной теме?

«Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит»

«Худое слово доведет до дела злого»

«От худого слова – да навек ссора»

«Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай других»

Я предлагаю вам дома побеседовать с родителями о том, какие пословицы они знают. А на следующей нашей встрече мы поделимся друг с другом вновь узнанными пословицами. Спасибо вам за внимание и послушание на нашем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: " Творческое рассказывание сказки " Курочка ряба" на новый лад"."

Данный  конспект  открытого  занятия  был разработан  и  использован  мною. Творческое  рассказывание -  очень интересный и сложный процесс  совместно...

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие по сказкам К.И.Чуковского"

Целью занятия по развитию речи в старшей группе является обобщение и закрепление знаний детей о произведениях К.И.Чуковского.У детей формируется интерес к художественной литературе, к произведениям Чу...

Конспект РОД по развитию речи в старшей группе на тему русская народная сказка "Заяц- хвастун"

Конспект регламентированной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе (5-6 лет) на тему русская народная сказка «Заяц-хвастун»...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме пересказ американской сказки «Новый наряд»

НОД  по развитию речи направлено на формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Попробуем сочинить сказку»

Цель: Развивать у детей словесное творчество, фантазию, воображение.Задачи: на основе русской народной сказки «Колобок», приду мать новую сказку, где доверчивый колобок превращается в злог...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Знакомство детей со сказкой «Цветик - семицветик»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:Знакомство детей со сказкой«Цветик - семицветик»Цель: познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик - семицветик».З...

Конспект занятия по развитию речи по старшей группе на тему Обучению пересказу литературного произведения "Лиса и козел"

Конспект на правлен на обучение детей старшей группы ДОУ пересказу литературного произведения "Лиса и козел"...