Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (формирование грамматического строя речи) в старшей группе «Путешествие в волшебный лес»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Закаряева Анна Вениаминовна

Воспитательные задачи:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, заниматься; умение слушать друг друга; бережное отношение к обитателям живой природы.

Образовательные задачи:
- Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными и прилагательные с существительными;
-Упражнять в образовании однокоренных слов.
  - Способствовать развитию связной речи.
Развивающие задачи:
-  Формировать умение детей знать и различать диких животных и их детенышей. Правильно соотносить их названия с их жилищем;
  - Уточнять представление детей о внешнем виде диких животных, их жизнедеятельности;
- Развивать память, любознательность, интерес, наблюдательность; умение сравнивать, расширять словарный запас.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_rechi_zakoldovannyy_les.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по развитию речи
(формирование грамматического строя речи)
в старшей группе

«Путешествие в волшебный лес»



Тема: «Путешествие в волшебный лес»

Задачи:

Воспитательные задачи:

 - Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, заниматься; умение слушать друг друга; бережное отношение к обитателям живой природы.

Образовательные задачи:

- Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными и прилагательные с существительными;

-Упражнять в образовании однокоренных слов.

  - Способствовать развитию связной речи.

Развивающие задачи:

-  Формировать умение детей знать и различать диких животных и их детенышей. Правильно соотносить их названия с их жилищем;

  - Уточнять представление детей о внешнем виде диких животных, их жизнедеятельности;

- Развивать память, любознательность, интерес, наблюдательность; умение сравнивать, расширять словарный запас.

Учебная задача: помочь бельчонку расколдовать животных в лесу.

Оборудование: схема алгоритм « Описание диких животных», набор картинок диких животных, мягкие игрушки животных, декорации для леса, мультимедийная система, ноутбук с презентацией «Дикие животные, их жилища», корзина с орехами.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, когда шла к вам в детский сад, смотрю, кто-то прыгает с ветки на ветку.Как вы думаете, кто это был?

Дети:рассуждения детей.

Вос-ль: А вы знаете, это лесной житель! Кто прыгает по деревьям? Я вам его принесла. Посмотрите, кто это?

- Правильно, это бельчонок!

Вос-ль:Он мне сказал, что:

«Срочно приходите, срочно помогите!

Происходят чудеса,

Не поделим мы леса,

Нас волшебник напугал,

Нас он всех заколдовал!

Мы забыли, кто мы есть,

Что нам пить и что нам есть,

Выручайте, приходите!

И нас срочно помирите!»

Вос-ль: Дети, они забыли, кто они, где живут. Что делать?

А как мы им поможем?

Чтобы им помочь, мы с вами расскажем о них.

Один бельчонок уцелел, но он маленький.

- Как вы думаете, он справится, один с бедой?

- Что же делать?

- А как же мы ему поможем? (ответы детей)

Вос-ль:Ребята, какие животные живут в лесу?

Дети:В лесу живут дикие животные!

Вос-ль:А как вы думаете, почему их так называют?

Дети:Потому что эти животные живут в лесу, они сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.

Вос-ль: Прежде, чем отправимся  в заколдованный лес, вспомним правила поведения в лесу. Что нельзя делать в лесу? А что можно?

-Закрывайте все глазки, я произнесу волшебные слова и мы окажемся с вами в заколдованном лесу. А зачем мы туда пойдем? (ответы детей)

«Раз, два, три,  в лес волшебный приведи!» (фонограмма превращения)

Внимание на экран!

Вос-ль:Куда мы с вами попали, что вы видите?

- Посмотрите, кто это? Правильно, это медведь! А вы знаете как называется дом медведя?

Дети:Дом медведя берлога!

Вос-ль:Хотите посмотреть, как зимует медведь в берлоге?

Внимание на экран!

Вос-ль:Как вы думаете, ему там тепло или холодно?

- Почему вы так думаете?

Дети:Мех теплый, вход завален ветками, берлога накрыта снегом.

Вос-ль:Всю зиму спит медведь в берлоге, только весной проснется.

- Давайте не будем мешать медведю, а вспомним еще одного жителя леса.

- Ой, смотрите, под кустом, кто-то с рыженьким хвостом. Как вы думаете, кто это?

Дети:Это лиса!

Вос-ль:Под кустом лисий дом. Как называется дом лисы?

Дети:Нора!

Вос-ль:Посмотрите на экран, это лисья нора! Вход в нее узкий, длинный, а внутри норы просторно и удобно.

- Как вы думаете, почему узкая нора? Почему лиса делает узкий проход?

- А еще ее в старину называли хитрой плутовкой. Как вы думаете, почему?

- Ребята, зачем лисоньке такой пушистый хвост? (ответы детей)

Дети:Следы заметать.

Вос-ль: Давайте мы покажем, как лисичка ходит и следы заметает. (музыка)

- Лиса по лесу ходила,

Звонко песни выводила!

Лиса лычки драла,

Лиса лопатки плела!

Возле елочки прошла,

Что на елочке нашла?

(дети обнаруживают гриб)

Вос-ль:Что это? Разве такие грибы растут на елке? Как он мог сюда попасть? Чьи это запасы?

Дети:Белки! (рассматривают белку)

Вос-ль:Где живет белка? Как называется ее дом?

Дети:Дупло!

Вос-ль:Почему белка так высоко свой дом делает? Как вы думаете?

Дети:Чтобы другие звери не достали!

Вос-ль: А как белка от мороза спасается в своем дупле?

Дети: Прячется в дупле и хвостиком вход закрывает.

Вос-ль:У медведя есть что?

Дети: Берлога!

- У лисы нора!

- У белки дупло!

Вос-ль:А где заяц живет? Какой у него домик? (ответы детей)

Вос-ль: Нет у зайца домика. Под кустом поспал и убежал (рассматривают зайца)

Вос-ль:Какую он шубку носит зимой? А на какую шубку меняет весной? Для чего он меняет шубку? (подвести итог: домика нет, чтобы звери не нашли, он маскируется)

- У нас есть еще одно животное.

- Серый страшный и зубатый

Произвел переполох,

Все зверята разбежались,

Напугал зверей тех….Кто?

Дети:Волк! (рассматривают волка)

Вос-ль: У волка  есть дом? Посмотрите, какой он? Как называется его дом, кто знает? Его дом называется логово.

Вос-ль:Мы вспомнили животных и их жилища.

Но бельчонок еще просит вас с ним поиграть.

Игра « Назови семью» ( с мячом)

Папа – заяц, мама- зайчиха, детеныш- зайчонок;

Папа – медведь, мама- медведица, детеныш- медвежонок;

Папа – волк, мама- волчица, детеныш- волчонок;

Папа – лис, мама- лисица, детеныш- лисенок;

Игра « Поиграем, посчитаем»

Один волк, два волка, пять волков;

Один лис, две лисы, пять лис;

Один медведь, два медведя, пять медведей;

Один заяц, два зайца, пять зайцев;

Одина белка, две белки, пять белок;

Вос-ль: Посмотрите, как он радуется! А чего он такой веселый? (рассуждения детей)

- А сейчас давайте возьмем подзорную трубу и посмотрим на дальнюю полянку. (имитируют подзорную трубу, воспитатель вместе с детьми перемещается к одному из столов)

Вос-ль: Посмотрите, что это за схема? (дети высказывают свое мнение)

- Угадать трудно, а мы сейчас посмотрим.

Вос-ль: - Да, это схема заколдованных животных.

- Их заколдовал волшебник! А чтобы расколдовать их, что нужно сделать? Что говорил бельчонок? Кто помнит? (ответы детей)

Вос-ль: Мы с вами вспомнили животных и их жилища, назвали семью, но этого мало.

- Чтобы их расколдовать, о них нужно рассказать! (работа со схемой)

Работа по подгруппам детей. Дети должны договориться между собой, кто начнет рассказ и кто продолжит. После описания ребенком каждого животного появляется игрушка животного.

Вос-ль: Молодцы! Всех животных мы спасли!

- Давайте отнесем их на лесную полянку и повеселимся!

Вос-ль: Теперь он не один, а со своими друзьями!

-Ой, ребята, а какое сейчас время года? А когда запасы животные готовят на зиму? (ответы детей)

- Раз лес был заколдованный, как вы думаете,  запасы у животных на весну остались? Как же быть? (рассуждения детей)

Дети рисуют под музыку угощения для животных.

-Мы помогли животным, теперь пора нам возвращаться в детский сад. Сейчас я произнесу волшебное заклинание, и мы окажемся у себя в саду.

«В лес волшебный окунулись, вот и в детский сад вернулись!»

Вос-ль: Вам понравилось наше приключение?

- Где же мы с вами были? Что вы там делали?

- Зачем мы это делали?

- Так вы помогли бельчонку?

- Вы все молодцы!

Вос-ль: Ой, посмотрите! Что это такое?

- Это гостинцы из леса! Орешки от бельчонка!

- Он передал их вам, в благодарность за помощь.

- Одному бы ему не справиться!

- Давайте угостим наших гостей и попробуем сами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «В волшебном саду»

Программные задачи:практическое усвоение способа словообразования и использование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами;обогащать, расширять словарьразвивать память, мышление, ...

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе

Цель: Расширить и уточнить представления детей о лесных животныхЗадачи:1. Закрепить знания детей о диких животных наших лесов: вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, чем питаются, как назыв...

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе

Цель: Расширить и уточнить представления детей о лесных животныхЗадачи:1. Закрепить знания детей о диких животных наших лесов: вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, чем питаются, как назыв...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (формирование грамматического строя речи) в старшей группе Тема: «Путешествие в волшебный лес»

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо развитию речи(формирование грамматического строя речи)в старшей группеТема: «Путешествие в волшебный лес»Задачи:Воспитательные...

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в старшей группе по теме "Зима"

Цель: формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.ЗадачиОбразовательные:·  Уточнить и расширить представления детей зиме;· Совершенствовать граммат...

Методика проведения специальных грамматических упражнений и дидактических игр по формированию грамматического строя речи в старшей группе

В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм.Формирование грамматического строя речи у ребенка –дошкольника включает работу над морфологие...