Проект по формированию связной речи у детей старшей группы общеразвивающей направленности 5-6 лет «Играем и речь развиваем»
проект по развитию речи (старшая группа)

Головицкая Татьяна Ивановна

Проект по формированию связной речи у детей старшей группы общеразвивающей направленности 5-6 лет

 «Играем и речь развиваем»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_razvitiyu_rechi_iraem_rech_razvivaem.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 «Солнышко».

Подготовила:

Головицкая Татьяна Ивановна

Проект по формированию связной речи у детей старшей группы общеразвивающей направленности 5-6 лет

 «Играем и речь развиваем»

Введение

Актуальность

       Связная речь – результат общего развития речи, показатель не только речевого, но и умственного развития ребенка. Связное высказывание отражает уровень развития ребенка: умственного, речевого, эмоционального. Оно показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством родного языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи; умеет избирательно пользоваться наиболее уместными для данного монологического высказывания средствами, то есть умеет употреблять слово, словосочетание, которое бы точно, полно, выразительно, грамотно отражало замысел говорящего.

         Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описывать его, рассказать о каком-либо событии или явлении. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.

         Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

          Таким образом, актуальность проекта обусловлена слабо сформированной связной речью воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Педагогами недостаточно уделяется времени для развития связной речи, не используются современные педагогические технологии.  Родители мало уделяют внимания на эту проблему.

Проблема

         В век развития компьютерных технологий, перед обществом встает одна из самых больших проблем - проблема "живого" общения. Люди разучились говорить о своих чувствах, переживаниях, разучились договариваться и т.д., так как не могут сформулировать свои мысли и передать их в словах. «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели» - говорил когда-то известный философ Аристотель.

           Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

Однако,  как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме (речь детей односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение, бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.), уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Причины, обуславливающие невысокое состояние связной речи – нерегулярное посещение детьми детского сада из-за болезней или по неуважительным причинам, недостаточный уровень компетентности взрослых в развитии речевой деятельности дошкольников, несвоевременное выявление речевых проблем у детей и др.

         В настоящее время проблема развития речи становится все более актуальной проблемной в нашем обществе. Снижается уровень бытовой культуры, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, насаждение телевизионной рекламы, западными боевиками и мультфильмами – все это создает угрозу языковой катастрофы.

И чтобы хоть как-то исправить подобную ситуацию воспитатель должен создавать условия для развития речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей, использовать разнообразные формы деятельности для развития связной речи детей, игровых элементов, эмоциональной насыщенности занятий. 

Вот поэтому я решила взять тему проекта по развитию связной речи «Играем и речь развиваем»

Гипотеза

     Чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать, используя разные виды деятельности, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей и готовности ребёнка к обучению в школе. 

Цель: Формирование связной речи у детей дошкольного возраста посредством использования разных видов деятельности.

Задачи:

  1. Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе дошкольного учреждения посредством использования разных форм организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника.
  2. Расширять и обогащать словарный запас детей, способствовать формированию грамматического строя речи и звуковой культуры в контексте развития связной речи.
  3. Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.
  4. Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах развития связной речи путём квест-игры.
  5. Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей. 

Продукт проекта:

  1. Презентация «Квест - современная игровая технология обучения в дошкольном учреждении»
  2. Литературный квест «Творчество А.С. Пушкина»

 

Методы и приемы, используемые для реализации работы по проекту

Наглядные (использование ИКТ – технологий, рассматривание иллюстраций по темам занятий и составление сказок и рассказов по ним, и др.) 

Словесные (чтение сказок, рассказов, стихов, проблемные вопросы, беседы, общение со сказочным персонажем (диалогические сказки).

Практические (физминутки, пальчиковые игры на тему проекта, практические действия, составление рассказа или сказки по серии сюжетных картинок).

На занятиях используются такие приемы:

- объяснение,

- вопросы,

- речевой образ,

- демонстрация наглядного материала,

- упражнения,

- оценка речевой деятельности.

         Во время деятельности необходимо постоянно создавать такие ситуации, которые побуждали бы ребенка к продуцированию речевых высказываний, развивали у него желание поделиться своими впечатлениями, рассказать о событиях в своей жизни.

       Введение игровых моментов с широким использованием выразительных средств, наглядности, практических действий с предметами, активных эпизодических и систематических наблюдений за различными объектами поддерживают положительный эмоциональный настрой детей, их интерес.

 

Формы реализации проекта:

  1. Непосредственно-образовательная деятельность.
  2. Беседы.
  3. Квест-игра.
  4. Театрализованная деятельность.
  5. Продуктивная деятельность детей.
  6. Чтение познавательной и художественной литературы по теме проекта.
  7. Сюжетно-ролевые игры (составление диалогов в игре). 

Ресурсное обеспечение проекта

       Для успешного обучения детей развитию связной речи необходимы условия, а именно правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда и её наполнение.

Методическое обеспечение:

Литература.

1. Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Старшая группа. Автор – составитель О.И. Бочкарева – Волгоград: ИТД «Корифей»

2.Примерная основная образовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.- М.: «Мозаика – синтез», 2015 г.

2.В.В. Гербова Развитие речи в детском саду: старшая группа – М.: Мозаика –синтез, 2014 г.

3. Инновации в логопедическую практику. Сост. О.Е. Громова.- М.,: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.

4. О.Жукова Развиваем логику и речь – М.: Астрель; СПб.: Сова, 2008 г.

5.Г.Я. Затулина Конспекты комплексных занятий по развитию речи (старшая группа) – М.:, Педагогическое общество России, 2007 г.

6. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (старшая группа). Учебно - методическое пособие – М., Центр педагогического образования, 2010 г.

Папки с материалами: «Сюжетные картинки», «Предметные картинки»

Плакаты «Детские русские и зарубежные писатели»

Фотоматериалы, иллюстрации, карточки с заданиями «Найди ошибки», «Разрезанные картинки», «Один - много», «Назови ласково», «Вершки-корешки», «Узнай игрушку», «Чего не стало?», «Чего не хватает?» 

Картотека пальчиковых игр и физкультминуток по темам недели;

Картотека дидактических игр.

Материалы для артикуляционной гимнастики;

Загадки

Конспекты занятий по развитию речи

Материально-техническое обеспечение:

1.Презентации по теме проекта

  1. Маски сказочных героев (людей, животных), ободки для разыгрывания диалогических сказок и театрализованной деятельности;
  2. Магнитофон, ноутбук, принтер, сканер, фотоаппарат, видеозаписи;
  3. Дидактические, словесные, настольно-печатные и др. игры: лото, паззлы, игры на автоматизацию и дифференциацию звуков. 

Взаимодействие с родителями

  1. Привлечение родителей к созданию условий в группе для развития речи;
  2. Совместно с детьми нахождение иллюстраций в книгах, журналах, в интернете для составления сказок и рассказов;
  3. Чтение с детьми сказок, придумывание собственных сказок;
  4. Педагогическое просвещение родителей по формированию культуры поведения и основ этикета:
  • Выставка книг «Книги-помощники в развитии речи у детей».
  • Консультации для родителей:

«Что дает ребенку чтение на ночь»

«Сказка в развитии речи детей»

«Развитие связной речи детей подготовительной группы»

  • Оформление папок передвижек с рекомендациями по развитию речи детей.
  • Информационные листы для родителей: «Словесные игры и упражнения в формировании правильной речи у детей»
  • Конкурс совместных работ родителей и детей на тему: «Моя любимая сказка». (Творческие рассказы о любимых сказках). 

Ожидаемые результаты

У детей:

  • Использование активных форм работы по речевому развитию детей   способствовало активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры речи.
  • Применяют имеющие знания, умения и навыки в составлении описательных рассказов, сочинении сказок.

В работе педагога:

  • Пополняется методическая копилка новыми конспектами занятий, бесед с детьми, фотоматериалами, иллюстрациями по теме проекта;
  • Дополняется новым содержимым игровой материал для развития речи детей;
  • В дошкольном учреждении созданы условия для формирования профессионального грамотного педагога, наблюдается рост методического мастерства воспитателя
  • Систематизируется и обобщается методический материал для педагогов и родителей по организации работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста.

В работе с родителями:

  • Повышается заинтересованность родителей в развитии речи детей.
  • Участие родителей в проекте помогло им осознать свою роль в речевом развитии ребёнка, изменить отношение к личности ребёнка, характер общения с ним, повысило их педагогические знания. 

Этапы реализации проекта

I этап: подготовительный

На данном этапе определяется актуальность проекта, выявляется проблема, для разрешения которой ставится цель и задачи для достижения этой цели проекта.

Далее мы устанавливаем наличие имеющихся методических и материально-технических ресурсов и определяем недостающие.

Перечислим мероприятия этого этапа.

  1. Мониторинг речевого развития старших дошкольников, обработка данных.
  2. Изучение методической литературы по теме «Речевое развитие детей». Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», «Дошкольник».
  3. Разработка проекта по развитию связной речи.
  4. Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов образовательной деятельности.
  5. Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды (оборудование центра развития речи в группе; фотоматериалы, иллюстрации, наглядный материал к занятиям, дидактические игры, подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборников речевых подвижных и пальчиковых игр, подборка художественной литературы для детей; оформление книжного уголка по теме проекта, атрибуты для сюжетно-ролевых игры, дидактические игры; конспекты занятий, бесед).
  6. Составление плана мероприятий для работы с родителями (консультации для родителей; подготовка памяток, пособий, подборка материала для папок передвижек по данной теме, и совместная работа родителей с детьми). 

 

II этап: основной

На данном этапе идёт реализация поставленной цели и задач через различные виды детской деятельности и работу с родителями.

Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.

 

  1. Реализация проекта:

Рабочий план воспитателя Головицкой  Т.И.  по реализации проекта по развитию речи  в период с ноября 2021  по  декабрь 2021 года

№ п/п

Содержание работы

Срок

Ответственный

Работа воспитателя Головицкой Т.И. по созданию условий для работы над проектом

1.

Подбор и изучение методической литературы,  накопление информации для проекта по развитию речи

Февраль

 

Воспитатель

 

2.

Создание условий для организации проектной деятельности по развитию речи. Систематизировать и пополнить разнообразный практический материал для организации дидактических речевых игр и занятий (картотеки, алгоритмы, схемы, сюжетные картинки, тематические альбомы и т.д.).

В течение работы над проектом

Воспитатель

 

3.

Изготовление и систематизация дидактического  материала по  развитию словаря, грамматического строя речи, связной речи

В течение работы над проектом

Воспитатель

 

4.

Изготовление мнемотаблиц для составления описательных рассказов

В течение работы над проектом

Воспитатель

 

5.

Оформление книжного уголка «Сказки А.С. Пушкина».

Февраль

Воспитатель

 

6.

Подбор наглядных материалов и иллюстраций к занятиям.

В течение работы над проектом

Воспитатель

 

Работа с детьми

1.

1.Непосредственно-образовательная деятельность с детьми по теме проекта, деятельность вне занятий:

НОД по развитию связной речи - 

Квест-игра в старшей группе «Путешествие в страну правильной и красивой речи»

 

Сочинение сказок и рассказов на тему «Не будем маму огорчать, а будем маму радовать», «Я расскажу тебе секрет», «Не будь жадным», придумывание и разыгрывание диалогических сказок

 

2. Чтение  детям  сказок, стихов, рассказов - учить слушать произведения, отвечать на вопросы об услышанном.

 

 

 

3.Дидактические (словесные, настольно-печатные и др.) игры с детьми

 

 

Февраль-март

 

 

 

 

 

В течение работы над проектом

 

В течение работы над проектом

 

Воспитатель

 

2.

Рассматривание картинок в книгах, иллюстраций и составление рассказов по ним.

В течение работы над проектом

 

3.

Проведение игр с детьми: словесных, творческих, пальчиковых, подвижных и др.  (см. картотеку игр)

 

В течение работы над проектом

Воспитатель

 

Взаимодействие с воспитателями и специалистами

1.

Оказание помощи:

·       в создании предметно-развивающей среды по развитию речи в группе (книжного уголка, наполнение его новыми книгами со стихами, сказками);

·       в пополнении дидактическими материалами по разным разделам развития речи;

·       атрибутами для сюжетно – ролевых игр по теме проекта и др.

 

В течение работы над проектом

Воспитатель

 

2.

Взаимодействие с музыкальным руководителем (подбор логоритмических игр, музыкальных физминуток)

В течение работы над проектом

Воспитатель

 

4.

Консультация «Формирование связной речи у дошкольников»

Февраль

Воспитатель

 

5.

 Презентация  "Квест - современная игровая технология обучения в дошкольном учреждении"

Март

Воспитатель

 

Взаимодействие  с родителями

1.

Групповые и индивидуальные консультации

В течение работы над проектом

Воспитатель

 

2.

Памятки и буклеты по развитию речи

 

В течение работы над проектом

Воспитатель

 

 

  1. Продуктивный этап в реализации проекта по формированию культуры поведения и основ этикета «Путешествие в страну хороших манер»
  • Пополнение книжного уголка детскими книгами по теме проекта;
  • Подборка загадок, пословиц и поговорок по теме проекта;
  • Картотека дидактических игр по развитию речи к тематическим неделям года
  • Сочинение сказок;

 

  1. Презентация проекта:
  • Презентация «Квест - современная игровая технология обучения в дошкольном учреждении»
  • Литературный квест «Творчество А.С. Пушкина».

III.     Заключительный.

Подведение итогов проделанной работы:

Фотоотчёт по проекту  и  квесту «Творчество А.С. Пушкина».

Портфолио материалов по теме

Анализ результативности

Технологическая карта проекта по развитию связной речи   «Играем и речь развиваем»

№ п/п

Образовательная область

Виды деятельности

Содержание деятельности

1.

Познавательное развитие

Познавательно –исследовательская, коммуникативная

1.           Беседы по рассматриваемым картинкам и иллюстрациям в книгах.

2.           Беседа об осени, и составление рассказа про осень.

3.           Рассматривание игрушек, книг, иллюстраций.

4.       Беседа – диалог по теме недели

2.

Речевое развитие

Коммуникативная,

Читательская,

Художественно-речевая деятельность

 

 1. «По речевой дорожке»  – развитие речи детей средствами мнемотехник;

2. .Использование наглядных форм символизации при пересказе, заучивании;

3.  Образовательная деятельность по обучению детей рассказыванию.

4.  «Сундучок загадок» (сочинение загадок, используя мнемотехнику);

5. Работа с загадками - учить детей отгадывать загадки по схемам. 

6. Обучение приёму  рассказывания сказки по таблице, схеме -

7.  «Назови и опиши героя сказки»

8.     Игры – путешествия по «Стране красивой и грамотной речи»

9. Сочинение сказок на новый лад «Весёлые сочинялки»

10. Речевая викторина «Путешествие в страну волшебных слов»                                             

 

3.

Художественно-эстетическое развитие

Читательская,

Изобразительная, Творческая продуктивная

1.  Чтение художественных произведений по теме недели и пересказ.

2.  Рисование по сказке «Нарисуем сказку».

3.Создание книжек-малышек

4.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательная и творческая, игровая, коммуникативная

1.  Отгадывание и составление загадок;

2. Настольно печатные и дидактические игры

3. Развитие речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Лиса, волк и медведь»

5.

Физическое развитие

Двигательная, игровая

1.    Речевые игры с движением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"

Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....

Интегрированное занятие по математике и развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

 Интегрированное занятие по математике и развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи....

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Развитие речи» образовательная область «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Ознакомление с предметным и социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие» для детей...

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Формирование целостного картины мира» образовательная область «Познавательное развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Ознакомление с предметным и социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие» для детей...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы общеразвивающей направленности. Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»

Конспект организованной образовательной деятельности по  развитию речи  с детьми старшей группы общеразвивающей направленности. Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик&r...

КООД по развитию фонетико - фонематической стороны речи у детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи .

Образовательная область: речевое развитие.Тема: «Звуки Н – Нь. Буква Н»Цель:  развитие фонетико-фонематической стороны речи детей 5-6 летЗадачи:Коррекционно-образовательные: поз...

Конспект квест-игры для детей старшей группы компенсирующей направленности тема «Путешествие в город Правильной речи»

Конспект квест-игры для детей старшей группы компенсирующей направленности  тема «Путешествие в город Правильной речи»...