Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Развитие речи» образовательная область «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Гусейнова Кристина Игоревна

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Ознакомление с предметным и социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надыма».

Образовательная деятельность в программе основывается на партнерских отношениях взрослого и ребенка, рациональном, научно обоснованном построении образовательного процесса и предметно-пространственной среды, реальном взаимодействии семьи и детского сада и ряде других взаимосвязанных методов, позволяющих воплотить идеи Федерального государственного образовательного стандарта на практике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx58.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»)

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Строителей, д. 7А,

E-mail: dssolnyshko@nadym.yanao.ru, 532666

ОГРН 1178901001290, ИНН/КПП 8903035545 / 890301001

Принята

                       Педагогическим советом МДОУ  

                       «Детский сад «Солнышко» г. Надыма»

Протокол № _________________

Утверждена и введена в действие

приказом от ____________ № ____

Заведующий МДОУ «Детский сад

«Солнышко» г. Надыма»

______________Э.А. Куликов

Рабочая программа

непрерывной  образовательной деятельности

«Развитие речи»

образовательная  область  

«Речевое развитие»

для детей старшей группы

общеразвивающей направленности

1 компонент непрерывной образовательной деятельности в неделю

(всего 37 компонентов непрерывной образовательной деятельности в год)

Пояснительная записка

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Ознакомление с предметным и социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надыма».

Образовательная деятельность в программе основывается на партнерских отношениях взрослого и ребенка, рациональном, научно обоснованном построении образовательного процесса и предметно-пространственной среды, реальном взаимодействии семьи и детского сада и ряде других взаимосвязанных методов, позволяющих воплотить идеи Федерального государственного образовательного стандарта на практике.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Доронова Т.Н, Г. В. Кузнецова, О. Е. Веннецкая… «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. «Миры детства: конструирование возможностей»». – М.: Издательство АСТ, 2015.;

           2.   Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5 – 6 лет:

                 Учебно – методическое пособие к рабочей тетради «от А до Я» / Е.В.                                      

                 Колесникова. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2018. – 80 с.: ил.

           

Рабочая программа рассчитана на проведение непрерывной образовательной деятельности  (НОД) 36 часов в год (4 часа в месяц), длительность одного НОД - 25 мин.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Конституция РФ, ст. 43, 72.

• Конвенция о правах ребенка (1989 г.)

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 • «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

•Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

•Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Актуальность программы.

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками,  буквами, словами, которые помогут детям  сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки  их к усвоению грамоты.

Задачи программы.

Образовательные:

- Формирование и развитие фонематического слуха

- Развитие произносительных умений

- Учить детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией

- Знакомство со слоговой структурой слова

- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.

- Формирование  умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения

- Расширение словарного запаса детей

- Формирование и развитие звуко- буквенного анализа

- Подготовка руки  ребёнка к письму

Развивающие:

- Развитие слухового восприятия

- Развитие графических навыков

- Развитие мелкой моторики

- Приобщение детей к художественной литературе

Воспитательные:

- Воспитание умения работать

- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий

- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим

Новизна программы

Программа учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программой предусмотрено применение информационно-коммуникативных технологий. Для дошкольников первична не информация, а отношение к ней, поэтому программа предполагает использование методов, способных сделать процесс и способ познания привлекательным, способным вызывать радость и положительные эмоции, изменить структуру мироощущения посредством проблемного подхода и поисково-исследовательской деятельности, позволяющей выразить эмоции и другие содержания психики.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков.

Реализация        национально-регионального        компонента        представлена

следующими темами: «Чтение нанайской сказки «Айога» (в обработке Д. Нагишкина; в сокращении), «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы», «Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат».

Отличительная особенность программы

Отличительная особенность программы заключается в том, что она предусматривает знакомство детей с речевыми играми, упражнениями, проведение организованной детской деятельности с элементами драматизации, что способствует формированию и развитию литературной речи, приобщению к словесному искусству и дальнейшему развитию интереса к художественной литературе, красоте художественного слова, формированию целостной картины мира, познавательной активности.

Реализация компонента МДОУ

При составлении рабочей программы  учитывался компонент МДОУ в соответствии с направлением работы МДОУ по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни. В НОД включены физкультминутки, гимнастика для снятия зрительного напряжения и пальчиковая гимнастика, стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал.

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей.

Интеграция образовательных областей

Примерные виды интеграции образовательной области "Речевое развитие"

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Физическое развитие» - расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни

 «Социально-коммуникативное развитие» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире

-«Познавательное развитие» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора для развития всех компонентов устной речи.

«Художественно-эстетическое развитие» («Музыка» и «Художественное творчество») использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей  для развития всех компонентов устной речи

Особенности организации образовательного процесса.

Обучая детей звукопроизношению, необходимо четко и правильно артикулировать звуки речи и их сочетания; упражнять в модулировании голосом (сила голоса, высота тона, тембр речи, тембр) при выражении различных чувств: радости, досады, одобрения, ласки, недоумения ит. д.

Формирование лексических и грамматических навыков обусловлено тем, насколько серьезно педагог выслушивает ответы и рассуждения каждого ребенка, помогает ему высказать свои мысли, своевременно подсказывая более точные и уместные слова.

Различные стили речи определяются синонимией языка: лексической, грамматической, фонологической (разнообразие интонаций при произнесении одной и той же фразы». И чем больше слов – синонимов будет у детей на слуху и в обращении, тем богаче и выразительнее будет их речь.

Развитие речи естественно интегрируется с художественной литературой, поэтому работа по развитию речи строится на материале художественных произведений.

Развитие речи ребенка происходит преимущественно в процессе:

 – живого общения со взрослым, другими детьми. Основная функция речи – коммуникативная, назначение речи – в установлении диалогических, партнерских отношений, в обмене мыслями, чувствами, деятельностью. Как указывает А.Г. Арушанова, современный взгляд на проблему речевого воспитания отражает достижения онто- и психолингвистики, психологии речи, лингводидактики:

игры. Игровая деятельность как основная сфера детской активности становится опорой для развития речи. В практике дошкольного образования широко используются дидактические игры с лингвистическим содержанием, развивающие диалогическое общение, а также сюжетно-ролевые и словесные игры, в которых проявляются коммуникативная самодеятельность и свободное творчество детей. Усилить развивающий эффект игр помогает организация развивающей предметно-игровой среды, а также налаживание тесной взаимосвязи между дидактическими и самодеятельными играми: знания, полученные в лингвистических играх, используются в самодеятельных играх, а дидактические игры побуждают детей обогащать игровые сюжеты и ролевые диалоги, вводить в игру новых персонажей;

чтения художественной и научно-популярной литературы. Это единственный источник развития литературной речи, обязательный атрибут детского образования, без которого страдает речевое, интеллектуальное, личностное развитие ребенка;

сочинительства (сочинения сказок, составления рассказов по картинкам). Обучение монологической речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного образования. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребёнка становятся развёрнутыми, логичными, выразительными. Дети учатся излагать свои мысли последовательно и грамматически правильно, точно отражать причинно-следственные отношения между событиями, обосновывать выводы и заключения;

театрализованной деятельности. Она естественным образом способствует развитию лексики, грамматического строя, диалогической и монологической речи, звукопроизношения и др. Театрализованная деятельность становится особенно эффективным средством активизации речи в том случае, если выбор сюжета определяется запросами детей, а не дидактическими задачами взрослого.

Планируемые результаты речевого развития.

Ребёнок к концу учебного года умеет:  

- писать буквы русского алфавита в клетке;

- определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;

- различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие, согласные звуки;  

- пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные - зеленый квадрат);  

- уметь записывать слово условными обозначениями, буквами;

- соотносить звук и букву;

- писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;

- определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;  проводить звуковой анализ слов;

- читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;

- правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;

- составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его;

- составлять 4 – 5 предложений по картине, по серии картинок, из личного опыта;

- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;

- пересказывать простые сказки;

- отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых предложений;  

- заучивать стихотворения.

 Тематический план.

Кол-во НОД

Тема занятия

Стр.

Дата

1

2

Звук и буква «А»

13

04.09.2018

06.09.2018

2

2

Звук и буква «О»

16

11.09.2018

13.09.2018

3

2

Звук и буква «У»

18

18.09.2018

20.09.2018

4

2

Звук и буква «Ы»

20

25.09.2018

27.09.2018

5

2

Звук и буква «Э»

22

02.10.2018

04.10.2018

6

3

Чтение слов из пройденных букв – АУ, УА

Закрепление пройденного материала

24

09.10.2018

11.10.2018

16.10.2018

7

2

Звук и буква «Л»

Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ,ЛЫ, ЛЭ

26

18.10.2018

23.10.2018

8

2

Звук и буква «М»

Чтение слогов, слов. Ударение.

28

25.10.2018

30.10.2018

9

3

Звук и буква «Н»

Чтение слогов. Написание и чтение слов.

30

01.11.2018

06.11.2018

08.11.2018

10

3

Звук и буква «Р»

Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения.

32

13.11.2018

15.11.2018

20.11.2018

11

3

Закрепление пройденного материала.

Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов и

слов.

34

22.11.2018

27.11.2018

29.11.2018

12

2

Буква «Я»

Чтение слогов, слов , предложений

36

04.12.2018

06.12.2018

13

2

Буква «Ю»

Чтение слогов, слов

38

11.12.2018

13.12.2018

14

2

Буква «Е»

Чтение слогов, слов. Составление предложений

40

18.12.2018

20.12.2018

15

2

Буква «Ё»

Чтение слогов, слов

42

25.12.2018

27.12.2018

16

2

Звук и буква «И»

Чтение слогов, слов

44

10.01.2019

15.01.2019

17

3

Закрепление пройденного материала

46

17.01.2019

22.01.2019

18

2

Звуки «Г-К», «К-КЬ», «Г-ГЬ». Буквы «Г», «К». Чтение слогов, составление и условная запись предложения.

48

24.01.2019

29.01.2019

31.01.2019

19

2

Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ». Буквы «Д», «Т».

Чтение слогов, предложений

50

05.02.2019

07.02.2019

20

2

Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Буквы «В», «Ф». Чтение слогов, предложений

52

12.02.2019

14.02.2019

21

2

Звуки «З-ЗЬ», «С-СЬ». Буквы «З», «С».

Чтение слогов, слов.

54

19.02.2019

21.02.2019

22

2

Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Буквы «Б», «П».

Чтение слогов, слов, предложений.

56

26.02.2019

28.02.2019

23

2

Звуки «Х-ХЬ». Буквы «Х».

Чтение слогов, слов, предложений.

58

05.03.2019

07.03.2019

24

2

Звуки и буквы «Ж», «Ш»

Чтение слогов, слов.

60

12.03.2019

14.03.2019

25

2

Звуки и буквы «Ч», «Щ»

Чтение слогов, предложений

62

19.03.2019

21.03.2019

26

2

Звук и буква «Ц».

Чтение слогов, стихотворных текстов

64

26.03.2019

28.03.2019

27

3

Звук и буква «Й».

Чтение слов, стихотворных текстов

66

02.04.2019

04.04.2019

09.04.2019

28

2

Звук и буква «Ь».

Чтение слов, стихотворных текстов

68

11.04.2019

16.04.2019

29

2

Звук и буква «Ъ».

Чтение слов, стихотворных текстов

70

18.04.2019

23.04.2019

30

3

Закрепление пройденного материала. Чтение слов, слогов, предложений.

72

25.04.2019

30.04.2019

07.05.2019

31

3

Закрепление пройденного материала. Чтение слов, составление предложений по сюжетным картинкам

74

14.05.2019

16.05.2019

21.05.2019

32

3

Закрепление пройденного материала. Алфавит, чтение стихотворения.

76

23.05.2019

28.05.2019

30.05.2019

Оборудование и игрушки:

  • листы бумаги;
  • простые карандаши на каждого ребенка;
  • Ластик.

Учебно-наглядные пособия:

  • серии картин предназначенных для работы по развитию речи;

Литература и средства обучения

Для педагогов

Методическая литература:

            1. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5 – 6 лет:

               Учебно – методическое пособие к рабочей тетради «от А до Я» / Е.В.                                      

               Колесникова. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2018. – 80 с.: ил.

           2. Колесникова Е.В. От А до Я.Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет /Е.В.

               Коесникова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 64 с.: ил

Художественная литература:

  • Сказки «Палочка-выручалочка»; «Мешок яблок»; «Кто сказал «мяу»?»
  • Русские  народные  сказки «Зимовье зверей» «Теремок» «Петушок и бобовое зернышко»
  • Сказки С.Прокофьевой  «Сказка о невоспитанном мышонке»; Рассказы и сказки Л.Н.Толстого
  • Рассказы и сказки В.Осеевой
  • «Пословицы, поговорки, загадки»
  • «Айога» (ненецкая сказка)

Познавательная (вспомогательная) литература:

  • Портреты писателей и поэтов.

Для воспитанников

Художественная литература:

  • Сказки «Кто сказал «мяу»?»
  • Русские  народные  сказки «Зимовье зверей» «Теремок» «Петушок и бобовое зернышко»
  • Сказки С.Прокофьевой  «Сказка о невоспитанном мышонке»; Рассказы и сказки Л.Н.Толстого.
  • Рассказы и сказки В.Осеевой.
  • «Пословицы, поговорки, загадки»
  • «Айога» (ненецкая сказка)

Познавательная (вспомогательная) литература:

  • Портреты писателей.

Электронные средства обучения, интернет ресурсы:

  • Мультфильмы, видеофильмы.
  • Русские народные сказки.

Календарно-тематическое планирование  непрерывной образовательной деятельности «Развитие речи» образовательной области «Речевое развитие».

№ темы

Название темы

Цель

Методические приемы.

1

Звук и буква «А»

-Познакомить с гласным звуком А и его условным обозначением – красный квадрат.

- Учить определять место звука А в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат.

- Учить внимательно слушать текст стихотворения , выделяя в нем слова, в которых есть звук А.

- Познакомить с буквой А как с письменным обозначением звука А.

- Учить писать печатную букву А , используя образец.

- Учить писать на схеме букву А в месте где слышится звук А

Графическое   изображение   звука   «А».

Рисование матрёшек, написание буквы «А» в клетке. Место звука и буквы в слове.

2

Звук и буква «О»

-Познакомить с гласным звуком О и его условным обозначением – красный квадрат.

- Учить определять место звука О в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат.

- Учить внимательно слушать текст стихотворения , выделяя в нем слова, в которых есть звук О.

- Познакомить с буквой О как с письменным обозначением звука О.

- Учить писать печатную букву О , используя образец.

- Учить писать на схеме букву О в месте где слышится звук О

Графическое   изображение   звука   «О».

Рисование  мячей,  написание  буквы  «О»  в клетке. Игра «Схема – слово».

3

Звук и буква «У»

- Познакомить с гласным звуком У и его условным обозначением – красный квадрат.

- Учить определять место звука У в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат.

- Учить внимательно слушать текст стихотворения , выделяя в нем слова, в которых есть звук У.

- Познакомить с буквой У как с письменным обозначением звука У.

- Учить писать печатную букву У , используя образец.

- Учить писать на схеме букву У в месте где слышится звук У

Графическое   изображение   звука   «У».

Рисование крючков, написание буквы «У» в клетке. Игра «Соедини правильно».

4

Звук и буква «Ы»

-Познакомить с гласным звуком Ы и его условным обозначением – красный квадрат.

- Учить определять место звука Ы в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат.

- Учить внимательно слушать текст стихотворения , выделяя в нем слова, в которых есть звук Ы.

- Познакомить с буквой Ы как с письменным обозначением звука Ы.

- Учить писать печатную букву Ы , используя образец.

- Учить писать на схеме букву Ы в месте где слышится звук Ы.

Графическое изображение звука «Ы». Игры «Слово – схема», «Ну-ка, буква, отзовись!»

5

Звук и буква «Э»

-Познакомить с гласным звуком Э и его условным обозначением – красный квадрат.

- Учить определять место звука Э в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат.

- Учить внимательно слушать текст стихотворения , выделяя в нем слова, в которых есть звук Э.

- Познакомить с буквой Э как с письменным обозначением звука Э.

- Учить писать печатную букву Э , используя образец.

- Учить писать на схеме букву Э в месте где слышится звук Э.

Написание  буквы  «Э»  в  клетке. Игры «Закончи     предложение»,  «Напиши правильно», «Кто больше».

6

Чтение слов из пройденных букв – АУ, УА

Закрепление пройденного материала

-Формировать умение читать слова из пройденных букв АУ, УА.

- Закрепить знания о гласных звуках и буквах А,О,У,Ы,Э.

- закрепить умение определять первый звук в названиях предметов и находить соответствующую букву.

- закреплять умение называть слова с заданным звуком.

- Продолжать учить определять, какой гласный звук находится в середине слова.

- Закрепить умение писать печатные  гласные буквы.

Игры «Кто в каком домике живёт», «Закрась правильно»,

«Звуки и буквы».

7

Звук и буква «Л»

Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ,ЛЫ, ЛЭ

-Познакомить со звуком Л как согласным звуком и его условным обозначением –синий квадрат.

- Учить обозначать на схеме место звука Л в слове. Используя условное обозначение - синий квадрат.

- Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета.

- Учить интонационно выделять звук Л в словах .

- Познакомить с печатным написанием буквы Л.

- Учить писать печатную букву Л, используя образец.

-Учить читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.

- Продолжать учить делить слова на слоги.

- Учить писать слоги в схемах слова.

Написание буквы «Л» игры

«Схема слова», «Раздели правильно». Графическое

изображение звука «Л».

8

Звук и буква «М»

Чтение слогов, слов. Ударение.

-Познакомить со звуком М как согласным звуком и его условным обозначением –синий квадрат.

- Учить обозначать на схеме место звука М в слове. Используя условное обозначение -синий квадрат.

- Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета.

- Учить интонационно выделять звук М в словах .

- Познакомить с печатным написанием буквы М.

- Учить писать печатную букву М, используя образец.

-Учить читать слоги МА, МО, МУ, МЫ, МЭ.

- Учить определять первый слог в словах и соединять предмет со слогом.

- Учить читать слова из пройденных букв- мама. Мыло.

- Познакомить с ударным слогом, ударными гласными.

- Учить проводить звуковой анализ слов ; дифференцировать гласные, согласные.

- Познакомить с ударением и его обозначением.

- Учить выделять в слове ударный слог и ударные гласные.

Написание   буквы   «М». Графическое  изображение  звука  «М».  Игры  «Загадки  и

отгадки»,  «Слоговые  домики».  Чтение  слов «мама», «мыло». Знакомство с ударением.

9

Звук и буква «Н»

Чтение слогов. Написание и чтение слов.

-Познакомить со звуком Н как согласным звуком и его условным обозначением –синий квадрат.

- Учить обозначать на схеме место звука Н в слове. Используя условное обозначение -синий квадрат.

- Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета.

- Учить интонационно выделять звук Н в словах .

- Познакомить с печатным написанием буквы Н.

- Учить писать печатную букву Н, используя образец.

-Учить читать слоги НА, НО, НУ, НЫ, НЭ.

- Учить писать слова  луна, мыло с помощью условных обозначений и букв.

- Учить проводить фонематический разбор этих слов.

Написание  буквы  «Н».  Игры  «Соедини правильно», «Подскажи  словечко»,  «Слово,

схема, предмет».

10

Звук и буква «Р»

Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения.

-Познакомить со звуком Р как согласным звуком и его условным обозначением –синий квадрат.

- Учить обозначать на схеме место звука Р в слове. Используя условное обозначение -синий квадрат.

- Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета.

- Учить интонационно выделять звук Р в словах .

- Познакомить с печатным написанием буквы Р.

- Учить писать печатную букву Р, используя образец.

-Учить читать слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЭ.

- Учить определять первый слог в названиях нарисованных предметов  и соединять с соответствующим шариком, в котором этот слог написан.

- Учить читать предложение.

- Познакомить со словесным составом предложения.

Написание  буквы  «Р». Игры  «Подскажи словечко»,  «Закрась  правильно»,  «Слова и слоги»

11

Закрепление пройденного материала.

Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов и слов.

-Продолжать учить соотносить звук и букву.

- Учить читать написанное слово Рома.

- закреплять умение читать слоги из пройденных букв.

- Закреплять умение различать гласные и согласные звуки.

- Способствовать развитию фонематического слуха, восприятия.

- Закреплять умение определять место звук в слове.

Игры  «Звук потерялся», «Как   зовут мальчика», «Звук и буква»

12

Буква «Я»

Чтение слогов, слов , предложений

-Познакомить с гласной буквой Я и ее условным обозначением- красный квадрат.

- Учить писать букву Я.

- Учить читать слоги МА_МЯ, ЛА_ЛЯ, НА_НЯ, РА_РЯ.

- Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат.

- Учить читать слова и предложения .

- Учить записывать предложения схематически, определять порядок следования слов в предложении.

Написание   буквы   «Я», знакомство   с твёрдыми  и  мягкими  согласными.  Игры

«Загадки –отгадки», «Как зовут девочку?». Чтение  предложения  и его графическая запись.

13

Буква «Ю»

Чтение слогов, слов

-Познакомить с гласной буквой Ю и ее условным обозначением- красный квадрат.

- Учить писать букву ю.

- Учить читать слоги МУ-МЮ, ЛУ-ЛЮ, НУ-НЮ, РУ-РЮ.

- Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат.

- Продолжать учить соотносить звук и букву.

- Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки.

- Продолжать знакомить с ударным слогом , ударными гласными, обозначением ударения

Написание  буквы  «Ю», твердые  и  мягкие согласные. Игры «Напиши правильно»,

«Как зовут девочку и мальчика». Чтение слов и их графическая запись

14

Буква «Е»

Чтение слогов, слов. Составление предложений

- Познакомить с гласной буквой Е и ее условным обозначением- красный квадрат.

- Учить писать букву Е.

-  Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат.

- Продолжать учить соотносить звук и букву.

- Учить читать слоги и слова.

- Учить соотносить схему с написанным словом.

- Учить составлять предложение из 3 слов по картине и записывать его условными знаками.

Написание  буквы  «Е»,  твердые  и  мягкие согласные.  Игры  «Подскажи  словечко»,

«Соедини правильно». Составление предложения и его графическая запись

15

Буква «Ё»

Чтение слогов, слов

-Познакомить с гласной буквой Ё и ее условным обозначением- красный квадрат.

- Учить писать букву Ё.

-  Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат.

- Продолжать учить соотносить звук и букву.

- Учить читать слоги и слова.

- Продолжать учить дифференцировать гласные, согласные, Твердые и мягкие согласные звуки.  

Написание  буквы  «Ё», твердые  и  мягкие согласные.  Игры  «Слушай, смотри пиши»,

«Буквы рассыпались», «Подскажи словечко»

16

Звук и буква «И»

Чтение слогов, слов

-Познакомить с гласным звуком И и ее условным обозначением- красный квадрат.

- закреплять умение определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение.

- Продолжать знакомить с буквой И как письменным обозначением звука И

- Учить писать  печатную букву И.

-  Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат.

- Продолжать учить соотносить звук и букву.

Написание  буквы  «И», твердые  и  мягкие согласные.  Игры  «Загадки  и  отгадки»,«Определи место звука в слове», «Предмет,

схема, слово».

17

Закрепление пройденного материала

-Закреплять умение писать гласные Я, Ю, Е, Ё, И.

- Продолжать учить читать слоги , различать твердость и мягкость согласных.

- Учить писать и читать слова мяу, му, юла, лимон.

- Учить читать предложение , определять 1, 2, 3 слово в нем

- Закреплять умение определять ударные гласные звуки в прочитанных словах.

Твердые и мягкие согласные.

Игры «Напиши правильно»,    «Кто больше».Чтение

предложения.

18

Звуки «Г-К», «К-КЬ», «Г-ГЬ». Буквы «Г», «К». Чтение слогов, составление и условная запись предложения.

-Знакомить со звуками Г-К как звонкими и глухими согласными.

- Познакомить со звуками Г-ГЬ,

К- КЬ.

- Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат -мягкие согласные.

- Познакомить с буквами К и Г как письменными знаками согласных звуков.

- Учить писать печатные буквы К-Г сначала по точкам, а затем самостоятельно.

- Учить читать слоги с Г + 10 гласных, с К + 10 гласных. Продолжать учить составлять предложение из 3 слов по сюжетной картине.

- Учить записывать предложение условными обозначениями.

Игры «Подскажи словечко», «Слово, схема»

19

Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ». Буквы «Д», «Т».

Чтение слогов, предложений

- Познакомить со звуками Д-Т как звонкими и глухими согласными.

- Познакомить со звуками Д-ДЬ,

Т- ТЬ.

- Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат -мягкие согласные.

- Познакомить с буквами Д и Т как письменными знаками согласных звуков.

- Учить писать печатные буквы Д-Т сначала по точкам, а затем самостоятельно.

- Учить читать слоги с Д + 10 гласных, с Т + 10 гласных.

- Совершенствовать навык чтения.

- Закрепить умение определять ударный слог и ударные гласные ,обозначать ударение значком.

Написание  букв  «Д-Т».Игры  «Загадки-отгадки»

«Узнай, какой звук потерялся»

20

Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Буквы «В», «Ф». Чтение слогов, предложений

-Познакомить со звуками В-Ф как звонкими и глухими согласными.

- Познакомить со звуками В-ВЬ,

Ф- ФЬ.

- Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат -мягкие согласные.

- Познакомить с буквами В и Ф как письменными знаками согласных звуков.

- Учить писать печатные буквы В-Ф сначала по точкам, а затем самостоятельно.

- Учить читать слоги с В + 10 гласных, с Ф + 10 гласных.

- Совершенствовать навык чтения.

- Учить писать слова, проводить фонетический разбор слов.

Написание букв  «В-Ф». Игры  «Подскажи словечко»,

«Определи место звука в слове».

Запись  слов  знаками, фонетический  разбор слов

21

Звуки «З-ЗЬ», «С-СЬ». Буквы «З», «С».

Чтение слогов, слов.

- Познакомить со звуками З-С как звонкими и глухими согласными.

- Познакомить со звуками З-ЗЬ,

С- СЬ.

- Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат -мягкие согласные.

- Познакомить с буквами З и С как письменными знаками согласных звуков.

- Учить писать печатные буквы З-С сначала по точкам, а затем самостоятельно.

- Учить читать слоги с З+ 10 гласных, сС + 10 гласных.

Написание  букв  «З -С».

Игры «Определи место звука в слове», «Допиши и прочитай».

Фонетический разбор слов

22

Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Буквы «Б», «П».

Чтение слогов, слов, предложений.

Познакомить со звуками Б-П как звонкими и глухими согласными.

- Познакомить со звуками Б-БЬ,

П- ПЬ.

- Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат -мягкие согласные.

- Познакомить с буквами Б и П как письменными знаками согласных звуков.

- Учить писать печатные буквы Б-П сначала по точкам, а затем самостоятельно.

- Учить читать слоги с Б+ 10 гласных, с П + 10 гласных.

Написание  букв  «Б-П»

Игры  «Загадки-отгадки»

«Буквы  рассыпались»,

«Соедини правильно».

Чтение предложений

23

Звуки «Х-ХЬ». Буквы «Х».

Чтение слогов, слов, предложений.

- Познакомить с печатной буквой Х и звуками Х-ХЬ

- Учить писать печатную букву Х

- Учить читать слоги с буквой Х + 10 гласных.

 Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений.

- Учить подбирать к картине (предложение)

Написание буквы  «Х».  Игры  «Подскажи словечко», «Закончи предложение»

24

Звуки и буквы «Ж», «Ш»

Чтение слогов, слов.

-Познакомить со звуками Ж-Ш-звонкими и глухими.

- Познакомить с условными обозначениями звуков Ж-Ш – синий квадрат (как звуками, которые всегда твердые.

- Познакомить с печатными буквами Ж-Ш.

- Учить писать печатные буквы Ж-Ш.

- Учить писать слова.

- Совершенствовать навык чтения слогов, слов .

- Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением.

Написание букв«Ж-Ш». Игры  «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема».

Запись и чтение слов

25

Звуки и буквы «Ч», «Щ»

Чтение слогов, предложений

-Познакомить со звуками Ч-Щ как глухими согласными, мягкими согласными.

- Закреплять умение определять место звука в слове.

- Познакомить с условным обозначением  звуков Ч-Щ – зеленый квадрат.

- Познакомить с печатными буквами Ч-Щ.

- Учить писать печатные буквы Ч-Щ.

- Учить читать слоги, небольшие тексты.

- Закреплять умение проводить фонетический разбор слов бычок, бочок.

Написание букв «Ч -Щ».

Игры «Подскажи словечко»,

«Соедини правильно».

Фонетический разбор слов

26

Звук и буква «Ц».

Чтение слогов, стихотворных текстов

-Познакомить с согласным звуком Ц.

- Учить интонационно выделять звук Ц в словах.

- Познакомить с печатной буквой Ц как письменным знаком звука Ц.

- Учить писать печатную букву Ц.

- Совершенствовать навык чтения.

Написание  буквы  «Ц».

Игры  «Загадки-отгадки»

«Буквы рассыпались»

27

Звук и буква «Й».

Чтение слов, стихотворных текстов

Познакомить с мягким согласным звуком Й и его условным обозначением – зеленый квадрат.

 - Познакомить с печатной буквой Й как письменным знаком звука Й.

- Учить писать печатную букву Й

- Закреплять умение  записывать слово знаками и буквами.                                                        

- Совершенствовать навык чтения.

Написание  буквы  «Й».

Игры  «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема».

28

Звук и буква «Ь».

Чтение слов, стихотворных текстов

- Познакомить  с буквой Ь и его смягчающей функцией. Учить писать печатную букву Ь.

- Совершенствовать навык чтения.

- Учить писать слова.

- Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением.

Написание   буквы   «Ь».

Игры «Буква потерялась», «Слово, схема»,«Допиши слово»

29

Звук и буква «Ъ».

Чтение слов, стихотворных текстов

- Познакомить  с буквой Ъ и его разделительной функцией.

- Учить писать печатную букву Ъ.

- Совершенствовать навык чтения.

- Учить писать слова.

- Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением.

Написание буквы «Ъ»

Игры «Слово, схема»,

«Найди букву», «Звук, буква, слово»

30

Закрепление пройденного материала. Чтение слов, слогов, предложений.

-Способствовать развитию  звуко-буквенного анализа .

- Способствовать развитию фонематического восприятия.

- Продолжать учить писать названия предметов.

- Учить читать слова  и дописывать  подходящее по смыслу слово.

- Закреплять умение определять в предложении 2-е, 2–е, 3–е слово.

- Закреплять умение  проводить фонематический разбор слов.

Игры  «Кто катается  на  карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши   правильно», «Разгадываем    ребусы»,«Отгадываем

загадки»

31

Закрепление пройденного материала. Чтение слов, составление предложений по сюжетным картинкам

-Способствовать развитию  звуко-буквенного анализа .

- Способствовать развитию фонематического восприятия.

- Продолжать учить писать названия предметов.

- Учить читать слова  и дописывать  подходящее по смыслу слово.

- Закреплять умение определять в предложении 2-е, 2–е, 3–е слово.

- Закреплять умение  проводить фонематический разбор слов.

Игровые  упражнения  «Допиши  буквы  и прочитай слова».

Игра «Подскажи словечко».

32

Закрепление пройденного материала. Алфавит, чтение стихотворения.

-Познакомить с алфавитом.

- Закрепить умение писать пройденные буквы.

- Совершенствовать навык чтения.

Знакомство с алфавитом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект: ООД ОО «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности Тема : «Составление описательных рассказов по предметным картинкам «Домашние животные»»

Конспект: ООД ОО «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленностиТема : «Составление описательных рассказов по предметным картинкам  «Домашние животные»»...

Конспект ООД ОО "Познавательное развитие для детей старшей группы общеразвивающей направленности" Тема: "Путешествие Капитошки"

Уточнить природные источники воды, значение воды для всего живого. Формировать систему знаний о воде ее свойствах.(Формирование словаря испаряется, круговорот)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности педагога с детьми 4-7 лет, старшая разновозрастная группа общеразвивающей направленности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности педагога с детьми 4-7 лет, старшая разновозрастная группа общеразвивающей направленности...

Методическая разработка занятия по речевому развитию для детей старшей группы компенсирующей направленности "Дифференциация звуков З-С" на материале лексической темы "Весна. Первоцветы"

Методическая разработка занятия по речевому развитию для детей старшей группы компенсирующей направленности "Дифференциация звуков З-С" на материале лексической темы "Весна. Первоцветы...

Конспект НОД в области познавательного, речевого развития с детьми старшей группы общеразвивающей направленности На тему: «Все профессии важны, все профессии нужны!» с использованием игровой, оздоровительной и ТРИЗ технологий.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в области познавательного, речевого развития с детьми старшей группы общеразвивающей направленностиНа тему: «Все профессии важны, все профессии ...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы компенсирующей направленности тема «Наряд для Бабы-Яги»

Конспект занятия  по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы компенсирующей направленности  тема «Наряд для Бабы-Яги»...