Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Развитие речи» образовательная область «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Ознакомление с предметным и социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надыма».
Образовательная деятельность в программе основывается на партнерских отношениях взрослого и ребенка, рациональном, научно обоснованном построении образовательного процесса и предметно-пространственной среды, реальном взаимодействии семьи и детского сада и ряде других взаимосвязанных методов, позволяющих воплотить идеи Федерального государственного образовательного стандарта на практике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 58.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»)
629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Строителей, д. 7А,
E-mail: dssolnyshko@nadym.yanao.ru, 532666
ОГРН 1178901001290, ИНН/КПП 8903035545 / 890301001
Принята Педагогическим советом МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надыма» Протокол № _________________ Утверждена и введена в действие приказом от ____________ № ____ Заведующий МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надыма» ______________Э.А. Куликов |
Рабочая программа
непрерывной образовательной деятельности
«Развитие речи»
образовательная область
«Речевое развитие»
для детей старшей группы
общеразвивающей направленности
1 компонент непрерывной образовательной деятельности в неделю
(всего 37 компонентов непрерывной образовательной деятельности в год)
Пояснительная записка
Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Ознакомление с предметным и социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надыма».
Образовательная деятельность в программе основывается на партнерских отношениях взрослого и ребенка, рациональном, научно обоснованном построении образовательного процесса и предметно-пространственной среды, реальном взаимодействии семьи и детского сада и ряде других взаимосвязанных методов, позволяющих воплотить идеи Федерального государственного образовательного стандарта на практике.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Доронова Т.Н, Г. В. Кузнецова, О. Е. Веннецкая… «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. «Миры детства: конструирование возможностей»». – М.: Издательство АСТ, 2015.;
2. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5 – 6 лет:
Учебно – методическое пособие к рабочей тетради «от А до Я» / Е.В.
Колесникова. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2018. – 80 с.: ил.
Рабочая программа рассчитана на проведение непрерывной образовательной деятельности (НОД) 36 часов в год (4 часа в месяц), длительность одного НОД - 25 мин.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конституция РФ, ст. 43, 72.
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
•Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
•Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Актуальность программы.
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
Задачи программы.
Образовательные:
- Формирование и развитие фонематического слуха
- Развитие произносительных умений
- Учить детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией
- Знакомство со слоговой структурой слова
- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
- Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения
- Расширение словарного запаса детей
- Формирование и развитие звуко- буквенного анализа
- Подготовка руки ребёнка к письму
Развивающие:
- Развитие слухового восприятия
- Развитие графических навыков
- Развитие мелкой моторики
- Приобщение детей к художественной литературе
Воспитательные:
- Воспитание умения работать
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим
Новизна программы
Программа учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программой предусмотрено применение информационно-коммуникативных технологий. Для дошкольников первична не информация, а отношение к ней, поэтому программа предполагает использование методов, способных сделать процесс и способ познания привлекательным, способным вызывать радость и положительные эмоции, изменить структуру мироощущения посредством проблемного подхода и поисково-исследовательской деятельности, позволяющей выразить эмоции и другие содержания психики.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков.
Реализация национально-регионального компонента представлена
следующими темами: «Чтение нанайской сказки «Айога» (в обработке Д. Нагишкина; в сокращении), «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы», «Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат».
Отличительная особенность программы
Отличительная особенность программы заключается в том, что она предусматривает знакомство детей с речевыми играми, упражнениями, проведение организованной детской деятельности с элементами драматизации, что способствует формированию и развитию литературной речи, приобщению к словесному искусству и дальнейшему развитию интереса к художественной литературе, красоте художественного слова, формированию целостной картины мира, познавательной активности.
Реализация компонента МДОУ
При составлении рабочей программы учитывался компонент МДОУ в соответствии с направлением работы МДОУ по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни. В НОД включены физкультминутки, гимнастика для снятия зрительного напряжения и пальчиковая гимнастика, стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал.
Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей.
Интеграция образовательных областей
Примерные виды интеграции образовательной области "Речевое развитие" | |
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы | По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Физическое развитие» - расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни «Социально-коммуникативное развитие» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире -«Познавательное развитие» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора для развития всех компонентов устной речи. | «Художественно-эстетическое развитие» («Музыка» и «Художественное творчество») использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для развития всех компонентов устной речи |
Особенности организации образовательного процесса.
Обучая детей звукопроизношению, необходимо четко и правильно артикулировать звуки речи и их сочетания; упражнять в модулировании голосом (сила голоса, высота тона, тембр речи, тембр) при выражении различных чувств: радости, досады, одобрения, ласки, недоумения ит. д.
Формирование лексических и грамматических навыков обусловлено тем, насколько серьезно педагог выслушивает ответы и рассуждения каждого ребенка, помогает ему высказать свои мысли, своевременно подсказывая более точные и уместные слова.
Различные стили речи определяются синонимией языка: лексической, грамматической, фонологической (разнообразие интонаций при произнесении одной и той же фразы». И чем больше слов – синонимов будет у детей на слуху и в обращении, тем богаче и выразительнее будет их речь.
Развитие речи естественно интегрируется с художественной литературой, поэтому работа по развитию речи строится на материале художественных произведений.
Развитие речи ребенка происходит преимущественно в процессе:
– живого общения со взрослым, другими детьми. Основная функция речи – коммуникативная, назначение речи – в установлении диалогических, партнерских отношений, в обмене мыслями, чувствами, деятельностью. Как указывает А.Г. Арушанова, современный взгляд на проблему речевого воспитания отражает достижения онто- и психолингвистики, психологии речи, лингводидактики:
– игры. Игровая деятельность как основная сфера детской активности становится опорой для развития речи. В практике дошкольного образования широко используются дидактические игры с лингвистическим содержанием, развивающие диалогическое общение, а также сюжетно-ролевые и словесные игры, в которых проявляются коммуникативная самодеятельность и свободное творчество детей. Усилить развивающий эффект игр помогает организация развивающей предметно-игровой среды, а также налаживание тесной взаимосвязи между дидактическими и самодеятельными играми: знания, полученные в лингвистических играх, используются в самодеятельных играх, а дидактические игры побуждают детей обогащать игровые сюжеты и ролевые диалоги, вводить в игру новых персонажей;
– чтения художественной и научно-популярной литературы. Это единственный источник развития литературной речи, обязательный атрибут детского образования, без которого страдает речевое, интеллектуальное, личностное развитие ребенка;
– сочинительства (сочинения сказок, составления рассказов по картинкам). Обучение монологической речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного образования. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребёнка становятся развёрнутыми, логичными, выразительными. Дети учатся излагать свои мысли последовательно и грамматически правильно, точно отражать причинно-следственные отношения между событиями, обосновывать выводы и заключения;
– театрализованной деятельности. Она естественным образом способствует развитию лексики, грамматического строя, диалогической и монологической речи, звукопроизношения и др. Театрализованная деятельность становится особенно эффективным средством активизации речи в том случае, если выбор сюжета определяется запросами детей, а не дидактическими задачами взрослого.
Планируемые результаты речевого развития.
Ребёнок к концу учебного года умеет:
- писать буквы русского алфавита в клетке;
- определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
- различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие, согласные звуки;
- пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные - зеленый квадрат);
- уметь записывать слово условными обозначениями, буквами;
- соотносить звук и букву;
- писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;
- определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком; проводить звуковой анализ слов;
- читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;
- правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его;
- составлять 4 – 5 предложений по картине, по серии картинок, из личного опыта;
- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
- пересказывать простые сказки;
- отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых предложений;
- заучивать стихотворения.
Тематический план.
№ | Кол-во НОД | Тема занятия | Стр. | Дата |
1 | 2 | Звук и буква «А» | 13 | 04.09.2018 06.09.2018 |
2 | 2 | Звук и буква «О» | 16 | 11.09.2018 13.09.2018 |
3 | 2 | Звук и буква «У» | 18 | 18.09.2018 20.09.2018 |
4 | 2 | Звук и буква «Ы» | 20 | 25.09.2018 27.09.2018 |
5 | 2 | Звук и буква «Э» | 22 | 02.10.2018 04.10.2018 |
6 | 3 | Чтение слов из пройденных букв – АУ, УА Закрепление пройденного материала | 24 | 09.10.2018 11.10.2018 16.10.2018 |
7 | 2 | Звук и буква «Л» Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ,ЛЫ, ЛЭ | 26 | 18.10.2018 23.10.2018 |
8 | 2 | Звук и буква «М» Чтение слогов, слов. Ударение. | 28 | 25.10.2018 30.10.2018 |
9 | 3 | Звук и буква «Н» Чтение слогов. Написание и чтение слов. | 30 | 01.11.2018 06.11.2018 08.11.2018 |
10 | 3 | Звук и буква «Р» Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения. | 32 | 13.11.2018 15.11.2018 20.11.2018 |
11 | 3 | Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов и слов. | 34 | 22.11.2018 27.11.2018 29.11.2018 |
12 | 2 | Буква «Я» Чтение слогов, слов , предложений | 36 | 04.12.2018 06.12.2018 |
13 | 2 | Буква «Ю» Чтение слогов, слов | 38 | 11.12.2018 13.12.2018 |
14 | 2 | Буква «Е» Чтение слогов, слов. Составление предложений | 40 | 18.12.2018 20.12.2018 |
15 | 2 | Буква «Ё» Чтение слогов, слов | 42 | 25.12.2018 27.12.2018 |
16 | 2 | Звук и буква «И» Чтение слогов, слов | 44 | 10.01.2019 15.01.2019 |
17 | 3 | Закрепление пройденного материала | 46 | 17.01.2019 22.01.2019 |
18 | 2 | Звуки «Г-К», «К-КЬ», «Г-ГЬ». Буквы «Г», «К». Чтение слогов, составление и условная запись предложения. | 48 | 24.01.2019 29.01.2019 31.01.2019 |
19 | 2 | Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ». Буквы «Д», «Т». Чтение слогов, предложений | 50 | 05.02.2019 07.02.2019 |
20 | 2 | Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Буквы «В», «Ф». Чтение слогов, предложений | 52 | 12.02.2019 14.02.2019 |
21 | 2 | Звуки «З-ЗЬ», «С-СЬ». Буквы «З», «С». Чтение слогов, слов. | 54 | 19.02.2019 21.02.2019 |
22 | 2 | Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Буквы «Б», «П». Чтение слогов, слов, предложений. | 56 | 26.02.2019 28.02.2019 |
23 | 2 | Звуки «Х-ХЬ». Буквы «Х». Чтение слогов, слов, предложений. | 58 | 05.03.2019 07.03.2019 |
24 | 2 | Звуки и буквы «Ж», «Ш» Чтение слогов, слов. | 60 | 12.03.2019 14.03.2019 |
25 | 2 | Звуки и буквы «Ч», «Щ» Чтение слогов, предложений | 62 | 19.03.2019 21.03.2019 |
26 | 2 | Звук и буква «Ц». Чтение слогов, стихотворных текстов | 64 | 26.03.2019 28.03.2019 |
27 | 3 | Звук и буква «Й». Чтение слов, стихотворных текстов | 66 | 02.04.2019 04.04.2019 09.04.2019 |
28 | 2 | Звук и буква «Ь». Чтение слов, стихотворных текстов | 68 | 11.04.2019 16.04.2019 |
29 | 2 | Звук и буква «Ъ». Чтение слов, стихотворных текстов | 70 | 18.04.2019 23.04.2019 |
30 | 3 | Закрепление пройденного материала. Чтение слов, слогов, предложений. | 72 | 25.04.2019 30.04.2019 07.05.2019 |
31 | 3 | Закрепление пройденного материала. Чтение слов, составление предложений по сюжетным картинкам | 74 | 14.05.2019 16.05.2019 21.05.2019 |
32 | 3 | Закрепление пройденного материала. Алфавит, чтение стихотворения. | 76 | 23.05.2019 28.05.2019 30.05.2019 |
Оборудование и игрушки:
- листы бумаги;
- простые карандаши на каждого ребенка;
- Ластик.
Учебно-наглядные пособия:
- серии картин предназначенных для работы по развитию речи;
Литература и средства обучения
Для педагогов
Методическая литература:
1. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5 – 6 лет:
Учебно – методическое пособие к рабочей тетради «от А до Я» / Е.В.
Колесникова. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2018. – 80 с.: ил.
2. Колесникова Е.В. От А до Я.Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет /Е.В.
Коесникова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 64 с.: ил
Художественная литература:
- Сказки «Палочка-выручалочка»; «Мешок яблок»; «Кто сказал «мяу»?»
- Русские народные сказки «Зимовье зверей» «Теремок» «Петушок и бобовое зернышко»
- Сказки С.Прокофьевой «Сказка о невоспитанном мышонке»; Рассказы и сказки Л.Н.Толстого
- Рассказы и сказки В.Осеевой
- «Пословицы, поговорки, загадки»
- «Айога» (ненецкая сказка)
Познавательная (вспомогательная) литература:
- Портреты писателей и поэтов.
Для воспитанников
Художественная литература:
- Сказки «Кто сказал «мяу»?»
- Русские народные сказки «Зимовье зверей» «Теремок» «Петушок и бобовое зернышко»
- Сказки С.Прокофьевой «Сказка о невоспитанном мышонке»; Рассказы и сказки Л.Н.Толстого.
- Рассказы и сказки В.Осеевой.
- «Пословицы, поговорки, загадки»
- «Айога» (ненецкая сказка)
Познавательная (вспомогательная) литература:
- Портреты писателей.
Электронные средства обучения, интернет ресурсы:
- Мультфильмы, видеофильмы.
- Русские народные сказки.
Календарно-тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности «Развитие речи» образовательной области «Речевое развитие».
№ темы | Название темы | Цель | Методические приемы. |
1 | Звук и буква «А» | -Познакомить с гласным звуком А и его условным обозначением – красный квадрат. - Учить определять место звука А в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. - Учить внимательно слушать текст стихотворения , выделяя в нем слова, в которых есть звук А. - Познакомить с буквой А как с письменным обозначением звука А. - Учить писать печатную букву А , используя образец. - Учить писать на схеме букву А в месте где слышится звук А | Графическое изображение звука «А». Рисование матрёшек, написание буквы «А» в клетке. Место звука и буквы в слове. |
2 | Звук и буква «О» | -Познакомить с гласным звуком О и его условным обозначением – красный квадрат. - Учить определять место звука О в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. - Учить внимательно слушать текст стихотворения , выделяя в нем слова, в которых есть звук О. - Познакомить с буквой О как с письменным обозначением звука О. - Учить писать печатную букву О , используя образец. - Учить писать на схеме букву О в месте где слышится звук О | Графическое изображение звука «О». Рисование мячей, написание буквы «О» в клетке. Игра «Схема – слово». |
3 | Звук и буква «У» | - Познакомить с гласным звуком У и его условным обозначением – красный квадрат. - Учить определять место звука У в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. - Учить внимательно слушать текст стихотворения , выделяя в нем слова, в которых есть звук У. - Познакомить с буквой У как с письменным обозначением звука У. - Учить писать печатную букву У , используя образец. - Учить писать на схеме букву У в месте где слышится звук У | Графическое изображение звука «У». Рисование крючков, написание буквы «У» в клетке. Игра «Соедини правильно». |
4 | Звук и буква «Ы» | -Познакомить с гласным звуком Ы и его условным обозначением – красный квадрат. - Учить определять место звука Ы в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. - Учить внимательно слушать текст стихотворения , выделяя в нем слова, в которых есть звук Ы. - Познакомить с буквой Ы как с письменным обозначением звука Ы. - Учить писать печатную букву Ы , используя образец. - Учить писать на схеме букву Ы в месте где слышится звук Ы. | Графическое изображение звука «Ы». Игры «Слово – схема», «Ну-ка, буква, отзовись!» |
5 | Звук и буква «Э» | -Познакомить с гласным звуком Э и его условным обозначением – красный квадрат. - Учить определять место звука Э в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. - Учить внимательно слушать текст стихотворения , выделяя в нем слова, в которых есть звук Э. - Познакомить с буквой Э как с письменным обозначением звука Э. - Учить писать печатную букву Э , используя образец. - Учить писать на схеме букву Э в месте где слышится звук Э. | Написание буквы «Э» в клетке. Игры «Закончи предложение», «Напиши правильно», «Кто больше». |
6 | Чтение слов из пройденных букв – АУ, УА Закрепление пройденного материала | -Формировать умение читать слова из пройденных букв АУ, УА. - Закрепить знания о гласных звуках и буквах А,О,У,Ы,Э. - закрепить умение определять первый звук в названиях предметов и находить соответствующую букву. - закреплять умение называть слова с заданным звуком. - Продолжать учить определять, какой гласный звук находится в середине слова. - Закрепить умение писать печатные гласные буквы. | Игры «Кто в каком домике живёт», «Закрась правильно», «Звуки и буквы». |
7 | Звук и буква «Л» Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ,ЛЫ, ЛЭ | -Познакомить со звуком Л как согласным звуком и его условным обозначением –синий квадрат. - Учить обозначать на схеме место звука Л в слове. Используя условное обозначение - синий квадрат. - Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета. - Учить интонационно выделять звук Л в словах . - Познакомить с печатным написанием буквы Л. - Учить писать печатную букву Л, используя образец. -Учить читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. - Продолжать учить делить слова на слоги. - Учить писать слоги в схемах слова. | Написание буквы «Л» игры «Схема слова», «Раздели правильно». Графическое изображение звука «Л». |
8 | Звук и буква «М» Чтение слогов, слов. Ударение. | -Познакомить со звуком М как согласным звуком и его условным обозначением –синий квадрат. - Учить обозначать на схеме место звука М в слове. Используя условное обозначение -синий квадрат. - Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета. - Учить интонационно выделять звук М в словах . - Познакомить с печатным написанием буквы М. - Учить писать печатную букву М, используя образец. -Учить читать слоги МА, МО, МУ, МЫ, МЭ. - Учить определять первый слог в словах и соединять предмет со слогом. - Учить читать слова из пройденных букв- мама. Мыло. - Познакомить с ударным слогом, ударными гласными. - Учить проводить звуковой анализ слов ; дифференцировать гласные, согласные. - Познакомить с ударением и его обозначением. - Учить выделять в слове ударный слог и ударные гласные. | Написание буквы «М». Графическое изображение звука «М». Игры «Загадки и отгадки», «Слоговые домики». Чтение слов «мама», «мыло». Знакомство с ударением. |
9 | Звук и буква «Н» Чтение слогов. Написание и чтение слов. | -Познакомить со звуком Н как согласным звуком и его условным обозначением –синий квадрат. - Учить обозначать на схеме место звука Н в слове. Используя условное обозначение -синий квадрат. - Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета. - Учить интонационно выделять звук Н в словах . - Познакомить с печатным написанием буквы Н. - Учить писать печатную букву Н, используя образец. -Учить читать слоги НА, НО, НУ, НЫ, НЭ. - Учить писать слова луна, мыло с помощью условных обозначений и букв. - Учить проводить фонематический разбор этих слов. | Написание буквы «Н». Игры «Соедини правильно», «Подскажи словечко», «Слово, схема, предмет». |
10 | Звук и буква «Р» Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения. | -Познакомить со звуком Р как согласным звуком и его условным обозначением –синий квадрат. - Учить обозначать на схеме место звука Р в слове. Используя условное обозначение -синий квадрат. - Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета. - Учить интонационно выделять звук Р в словах . - Познакомить с печатным написанием буквы Р. - Учить писать печатную букву Р, используя образец. -Учить читать слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. - Учить определять первый слог в названиях нарисованных предметов и соединять с соответствующим шариком, в котором этот слог написан. - Учить читать предложение. - Познакомить со словесным составом предложения. | Написание буквы «Р». Игры «Подскажи словечко», «Закрась правильно», «Слова и слоги» |
11 | Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов и слов. | -Продолжать учить соотносить звук и букву. - Учить читать написанное слово Рома. - закреплять умение читать слоги из пройденных букв. - Закреплять умение различать гласные и согласные звуки. - Способствовать развитию фонематического слуха, восприятия. - Закреплять умение определять место звук в слове. | Игры «Звук потерялся», «Как зовут мальчика», «Звук и буква» |
12 | Буква «Я» Чтение слогов, слов , предложений | -Познакомить с гласной буквой Я и ее условным обозначением- красный квадрат. - Учить писать букву Я. - Учить читать слоги МА_МЯ, ЛА_ЛЯ, НА_НЯ, РА_РЯ. - Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. - Учить читать слова и предложения . - Учить записывать предложения схематически, определять порядок следования слов в предложении. | Написание буквы «Я», знакомство с твёрдыми и мягкими согласными. Игры «Загадки –отгадки», «Как зовут девочку?». Чтение предложения и его графическая запись. |
13 | Буква «Ю» Чтение слогов, слов | -Познакомить с гласной буквой Ю и ее условным обозначением- красный квадрат. - Учить писать букву ю. - Учить читать слоги МУ-МЮ, ЛУ-ЛЮ, НУ-НЮ, РУ-РЮ. - Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. - Продолжать учить соотносить звук и букву. - Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки. - Продолжать знакомить с ударным слогом , ударными гласными, обозначением ударения | Написание буквы «Ю», твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Как зовут девочку и мальчика». Чтение слов и их графическая запись |
14 | Буква «Е» Чтение слогов, слов. Составление предложений | - Познакомить с гласной буквой Е и ее условным обозначением- красный квадрат. - Учить писать букву Е. - Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. - Продолжать учить соотносить звук и букву. - Учить читать слоги и слова. - Учить соотносить схему с написанным словом. - Учить составлять предложение из 3 слов по картине и записывать его условными знаками. | Написание буквы «Е», твердые и мягкие согласные. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Составление предложения и его графическая запись |
15 | Буква «Ё» Чтение слогов, слов | -Познакомить с гласной буквой Ё и ее условным обозначением- красный квадрат. - Учить писать букву Ё. - Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. - Продолжать учить соотносить звук и букву. - Учить читать слоги и слова. - Продолжать учить дифференцировать гласные, согласные, Твердые и мягкие согласные звуки. | Написание буквы «Ё», твердые и мягкие согласные. Игры «Слушай, смотри пиши», «Буквы рассыпались», «Подскажи словечко» |
16 | Звук и буква «И» Чтение слогов, слов | -Познакомить с гласным звуком И и ее условным обозначением- красный квадрат. - закреплять умение определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. - Продолжать знакомить с буквой И как письменным обозначением звука И - Учить писать печатную букву И. - Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. - Продолжать учить соотносить звук и букву. | Написание буквы «И», твердые и мягкие согласные. Игры «Загадки и отгадки»,«Определи место звука в слове», «Предмет, схема, слово». |
17 | Закрепление пройденного материала | -Закреплять умение писать гласные Я, Ю, Е, Ё, И. - Продолжать учить читать слоги , различать твердость и мягкость согласных. - Учить писать и читать слова мяу, му, юла, лимон. - Учить читать предложение , определять 1, 2, 3 слово в нем - Закреплять умение определять ударные гласные звуки в прочитанных словах. | Твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Кто больше».Чтение предложения. |
18 | Звуки «Г-К», «К-КЬ», «Г-ГЬ». Буквы «Г», «К». Чтение слогов, составление и условная запись предложения. | -Знакомить со звуками Г-К как звонкими и глухими согласными. - Познакомить со звуками Г-ГЬ, К- КЬ. - Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат -мягкие согласные. - Познакомить с буквами К и Г как письменными знаками согласных звуков. - Учить писать печатные буквы К-Г сначала по точкам, а затем самостоятельно. - Учить читать слоги с Г + 10 гласных, с К + 10 гласных. Продолжать учить составлять предложение из 3 слов по сюжетной картине. - Учить записывать предложение условными обозначениями. | Игры «Подскажи словечко», «Слово, схема» |
19 | Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ». Буквы «Д», «Т». Чтение слогов, предложений | - Познакомить со звуками Д-Т как звонкими и глухими согласными. - Познакомить со звуками Д-ДЬ, Т- ТЬ. - Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат -мягкие согласные. - Познакомить с буквами Д и Т как письменными знаками согласных звуков. - Учить писать печатные буквы Д-Т сначала по точкам, а затем самостоятельно. - Учить читать слоги с Д + 10 гласных, с Т + 10 гласных. - Совершенствовать навык чтения. - Закрепить умение определять ударный слог и ударные гласные ,обозначать ударение значком. | Написание букв «Д-Т».Игры «Загадки-отгадки» «Узнай, какой звук потерялся» |
20 | Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Буквы «В», «Ф». Чтение слогов, предложений | -Познакомить со звуками В-Ф как звонкими и глухими согласными. - Познакомить со звуками В-ВЬ, Ф- ФЬ. - Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат -мягкие согласные. - Познакомить с буквами В и Ф как письменными знаками согласных звуков. - Учить писать печатные буквы В-Ф сначала по точкам, а затем самостоятельно. - Учить читать слоги с В + 10 гласных, с Ф + 10 гласных. - Совершенствовать навык чтения. - Учить писать слова, проводить фонетический разбор слов. | Написание букв «В-Ф». Игры «Подскажи словечко», «Определи место звука в слове». Запись слов знаками, фонетический разбор слов |
21 | Звуки «З-ЗЬ», «С-СЬ». Буквы «З», «С». Чтение слогов, слов. | - Познакомить со звуками З-С как звонкими и глухими согласными. - Познакомить со звуками З-ЗЬ, С- СЬ. - Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат -мягкие согласные. - Познакомить с буквами З и С как письменными знаками согласных звуков. - Учить писать печатные буквы З-С сначала по точкам, а затем самостоятельно. - Учить читать слоги с З+ 10 гласных, сС + 10 гласных. | Написание букв «З -С». Игры «Определи место звука в слове», «Допиши и прочитай». Фонетический разбор слов |
22 | Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Буквы «Б», «П». Чтение слогов, слов, предложений. | Познакомить со звуками Б-П как звонкими и глухими согласными. - Познакомить со звуками Б-БЬ, П- ПЬ. - Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат -мягкие согласные. - Познакомить с буквами Б и П как письменными знаками согласных звуков. - Учить писать печатные буквы Б-П сначала по точкам, а затем самостоятельно. - Учить читать слоги с Б+ 10 гласных, с П + 10 гласных. | Написание букв «Б-П» Игры «Загадки-отгадки» «Буквы рассыпались», «Соедини правильно». Чтение предложений |
23 | Звуки «Х-ХЬ». Буквы «Х». Чтение слогов, слов, предложений. | - Познакомить с печатной буквой Х и звуками Х-ХЬ - Учить писать печатную букву Х - Учить читать слоги с буквой Х + 10 гласных. Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений. - Учить подбирать к картине (предложение) | Написание буквы «Х». Игры «Подскажи словечко», «Закончи предложение» |
24 | Звуки и буквы «Ж», «Ш» Чтение слогов, слов. | -Познакомить со звуками Ж-Ш-звонкими и глухими. - Познакомить с условными обозначениями звуков Ж-Ш – синий квадрат (как звуками, которые всегда твердые. - Познакомить с печатными буквами Ж-Ш. - Учить писать печатные буквы Ж-Ш. - Учить писать слова. - Совершенствовать навык чтения слогов, слов . - Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением. | Написание букв«Ж-Ш». Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема». Запись и чтение слов |
25 | Звуки и буквы «Ч», «Щ» Чтение слогов, предложений | -Познакомить со звуками Ч-Щ как глухими согласными, мягкими согласными. - Закреплять умение определять место звука в слове. - Познакомить с условным обозначением звуков Ч-Щ – зеленый квадрат. - Познакомить с печатными буквами Ч-Щ. - Учить писать печатные буквы Ч-Щ. - Учить читать слоги, небольшие тексты. - Закреплять умение проводить фонетический разбор слов бычок, бочок. | Написание букв «Ч -Щ». Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Фонетический разбор слов |
26 | Звук и буква «Ц». Чтение слогов, стихотворных текстов | -Познакомить с согласным звуком Ц. - Учить интонационно выделять звук Ц в словах. - Познакомить с печатной буквой Ц как письменным знаком звука Ц. - Учить писать печатную букву Ц. - Совершенствовать навык чтения. | Написание буквы «Ц». Игры «Загадки-отгадки» «Буквы рассыпались» |
27 | Звук и буква «Й». Чтение слов, стихотворных текстов | Познакомить с мягким согласным звуком Й и его условным обозначением – зеленый квадрат. - Познакомить с печатной буквой Й как письменным знаком звука Й. - Учить писать печатную букву Й - Закреплять умение записывать слово знаками и буквами. - Совершенствовать навык чтения. | Написание буквы «Й». Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема». |
28 | Звук и буква «Ь». Чтение слов, стихотворных текстов | - Познакомить с буквой Ь и его смягчающей функцией. Учить писать печатную букву Ь. - Совершенствовать навык чтения. - Учить писать слова. - Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением. | Написание буквы «Ь». Игры «Буква потерялась», «Слово, схема»,«Допиши слово» |
29 | Звук и буква «Ъ». Чтение слов, стихотворных текстов | - Познакомить с буквой Ъ и его разделительной функцией. - Учить писать печатную букву Ъ. - Совершенствовать навык чтения. - Учить писать слова. - Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением. | Написание буквы «Ъ» Игры «Слово, схема», «Найди букву», «Звук, буква, слово» |
30 | Закрепление пройденного материала. Чтение слов, слогов, предложений. | -Способствовать развитию звуко-буквенного анализа . - Способствовать развитию фонематического восприятия. - Продолжать учить писать названия предметов. - Учить читать слова и дописывать подходящее по смыслу слово. - Закреплять умение определять в предложении 2-е, 2–е, 3–е слово. - Закреплять умение проводить фонематический разбор слов. | Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно», «Разгадываем ребусы»,«Отгадываем загадки» |
31 | Закрепление пройденного материала. Чтение слов, составление предложений по сюжетным картинкам | -Способствовать развитию звуко-буквенного анализа . - Способствовать развитию фонематического восприятия. - Продолжать учить писать названия предметов. - Учить читать слова и дописывать подходящее по смыслу слово. - Закреплять умение определять в предложении 2-е, 2–е, 3–е слово. - Закреплять умение проводить фонематический разбор слов. | Игровые упражнения «Допиши буквы и прочитай слова». Игра «Подскажи словечко». |
32 | Закрепление пройденного материала. Алфавит, чтение стихотворения. | -Познакомить с алфавитом. - Закрепить умение писать пройденные буквы. - Совершенствовать навык чтения. | Знакомство с алфавитом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект: ООД ОО «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности Тема : «Составление описательных рассказов по предметным картинкам «Домашние животные»»
Конспект: ООД ОО «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленностиТема : «Составление описательных рассказов по предметным картинкам «Домашние животные»»...
Конспект ООД ОО "Познавательное развитие для детей старшей группы общеразвивающей направленности" Тема: "Путешествие Капитошки"
Уточнить природные источники воды, значение воды для всего живого. Формировать систему знаний о воде ее свойствах.(Формирование словаря испаряется, круговорот)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности педагога с детьми 4-7 лет, старшая разновозрастная группа общеразвивающей направленности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности педагога с детьми 4-7 лет, старшая разновозрастная группа общеразвивающей направленности...
Методическая разработка занятия по речевому развитию для детей старшей группы компенсирующей направленности "Дифференциация звуков З-С" на материале лексической темы "Весна. Первоцветы"
Методическая разработка занятия по речевому развитию для детей старшей группы компенсирующей направленности "Дифференциация звуков З-С" на материале лексической темы "Весна. Первоцветы...
Рабочая программа инструктора по физической культуре Ященко Л.Г. для детей разновозрастной группы общеразвивающей направленности по реализации Образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ
Аннотация к рабочей программе инструктора по физической культуре для детей разновозрастной группы общеразвивающей направленности....
Конспект НОД в области познавательного, речевого развития с детьми старшей группы общеразвивающей направленности На тему: «Все профессии важны, все профессии нужны!» с использованием игровой, оздоровительной и ТРИЗ технологий.
Конспект непрерывной образовательной деятельности в области познавательного, речевого развития с детьми старшей группы общеразвивающей направленностиНа тему: «Все профессии важны, все профессии ...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы компенсирующей направленности тема «Наряд для Бабы-Яги»
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы компенсирующей направленности тема «Наряд для Бабы-Яги»...