Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимние-святки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сухарева Анастасия Игоревна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolyadki_razvitie_rechi.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

«Зимние-святки»

Выполнил воспитатель: Сухарева А.И

Образовательные задачи:

• социокультурное развитие дошкольников, посредством приобщения детей к обычаям и традициям русского народа;

• развивать речь, внимание, память, мышление, положительные эмоции;

• воспитывать уважение, интерес к русским традициям, к русскому фольклору, чувство коллективизма.

• Закрепить и обобщить у детей представление и знания о святках, народных обычаях, традициях нашего народа.

Расширять словарь за счёт имён существительных (святки, колядки, гурьба, оберег).

• закрепить знания детей о зиме и ее приметах;

• закрепить образование уменьшительно-ласкательных существительных;

• развивать зрительное внимание и память;

• учить детей мастерить обереги из бумаги.

• развивать чувство композиции.

Закрепить и обобщить у детей представление и знания о святках, народных обычаях, традициях нашего народа.

Расширять словарь за счёт имён существительных (святки, колядки, гурьба, оберег).

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к народному творчеству, к традициям своей Родины.

Развивающие задачи.

Развивать первоначальные представления об особенностях фольклора, монологическую форму речи, стимулировать речевое творчество детей.

Материалы и оборудование.

- русские народные костюмы для мальчиков, девочек и воспитателя;

- белая салфетка на каждого ребёнка;

-кусочек поролона круглой формы (на каждого ребёнка);

-тесёмочки 10-15 см. по 4 шт. на каждого ребёнка;

- запись народной музыки.

Предварительная работа.

Родители вместе с детьми дома готовят угощения для праздника (печенье). Заучивание колядок, закличек, игр народных. Подготовка народных костюмов. Изготовление заготовок для кукол-оберегов, вместе с детьми, завязывание узелков на ленточках. Рассказывание детям о народных традициях, о праздновании Святок на Руси.

Ход занятия.

Воспитатель:-:

- Сегодня на улице морозно. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это солнце. Поэтому мы с вами будем чаще улыбаться друг другу и дарить свою радость окружающим.

Сегодня у нас в группе гости. Мы согрели их нашими улыбками. А теперь давайте поздороваемся с ними и присядем на свои места.

- Ребята,отгадайте загадку:

«Знакомы нам её угрозы.

Она всем нам грозит морозом.

Хоть в снег закуталась сама

Кто гостья грозная?»

Дети: зима.

- Верно.

Идет волшебница - зима.

Пришла, рассыпалась;

Клоками повисла на ветках дубов.

Легла волнистыми коврами.

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою.

Сравняла пухлой пеленою

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы. А. С. Пушкин.

– Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный укусит и защиплет за щёчки, то снегопад, зимой все покрыто белым снегом -Какие зимние месяца вы знаете?-А какой сейчас зимний месяц?- Все в январе связано с морозом,снегом,холодным ветром. Ребята какие народные приметы о январе вы знаете?

1. Если в январе эхо далеко уходит – морозы крепчают.

2. Если звёзды блестят ярко – к стуже, мало звёзд на небе – к ненастью.

3. В январе висит много длинных сосулек – урожай будет хороший.

4. Дрова горят с треском – к морозу

5. Зайцы держатся около жилья – к морозам.

- действительно, не зря говорят, что в январе и горшок на печи замерзает.

Молодцы много примет о январе знаете

-А мы сейчас поиграем со словом снег. Я буду читать предложения, а вы должны закончить строчки словами похожими на слово «Снег»

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег)

С неба все скользят пушинки серебристые (снежинки)

На деревья, на лужок тихо падает (снежок)

Вот веселье для ребят – все сильнее (снегопад)

Все бегут на перегонки, все хотят играть в (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился (снеговик)

Рядом снежная фигурка – это девочка (Снегурка)

На снегу – то, посмотри с красной грудкой (снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег)

-Молодцы!

-Предлагаю встать в кружок. и поиграть в «зимние слова». Я буду кидать мяч и называть слово, а вы будете говорить это слово ласково и возвращать мяч. -Согласны?

Снег-снежок

Сосулька – сосулечка

Мороз- морозец

Ветер- ветерок

Горка – горочка

Холод- холодок

Зима- зимушка

Санки- саночки

Снеговик-снеговичок

Лед- ледок

Каток-каточек

-Ребята вы такие молодцы!-Я дарю вам вот такие милые снежинки!

Педагог раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

– Давайте заставим наши снежинки кружится (стоя в кругу). Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Педагог следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

Щедрое утро! Доброе утро!

Дарить нечем-

Были крошки,

Съели кошки! Что ж такое происходит?

Да святки же наступили

А что же такое святки?

Дети говорят, что наступили Святки (дни после Рождества, когда люди много веселятся, ходят друг к другу в гости, дарят подарки, играют в разные игры, колядуют, угощают друг друга сладостями).

Зима очень красивое время года и мне так захотелось с вами поиграть в зимнюю святочную игру «Кружатся снежинки»речевая игра.

Снежинки, снежинки по ветру летят,

(лёгкий бег врассыпную)

Снежинки, снежинки на землю хотят

(Приседают)

Злой ветер всё дует сильней и сильней,

(Медленно кружатся)

Снежинки кружатся быстрей и быстрей.

(Быстро кружатся)

Но ветер утих, получился сугроб (Сели)

Налетела вдруг вьюга,

Закружила, понесла,

Всех девчонок вправо,

Всех мальчишек – влево.

Сеем, сеем, посеваем.

Добра вам желаем!

Открывайте сундучки,

Доставайте пяточки.

Девочки идут навстречу мальчикам,говорят:

- Трещит на улице Мороз,

Он продирает нас до слёз,

Мы ручками похлопаем,

И ножками потопаем.

Мальчики идут на прежнее место с теми же словами.

Сеем сеем посеваем,Здоровья вам желаем

Девочки отвечают:

-Эх топну ногой,

Да притопну другой!

Святки к нам пришли сегодня,

Веселимся мы гурьбой!

Воспитатель: – Ребятки, Святки это ещё и немножко волшебные дни. В это время настраиваются на добрый, удачливый, счастливый год. Давайте и мы с вами произнесём такие волшебные заклинания.

- От-от-от – Наступил Новый год.

- Ни-ни-ни – Горят весёлые огни.

-Ок-ок-ок – На ёлочке флажок.

-Да-да-да – Мне весело всегда.

- Ду-ду-ду – Будь счастлив в этом году!

Молодцы!

Динамическая пауза. Когла наступают святки. Парни и девчата

Наряжались и шутили,

Праздник ждали веселились

Так давайте же сейчас,

Встретим мы его у нас!

Пойдёмте, ребята, калядовать.

В доме сидят дед с бабой.

Дед: А помнишь, баба, как раньше было весело? Когда мы были молодыми ходили по избам, колядки пели, хозяев величали. Святки справляли.

Баба:

-А помнишь, сколько ряженых было?

Сейчас, наверное, люди и не знают, что такое Рождественские святки.

Ой, кто – то стучится в дом. - Да это же ряженные.

Дед:

Зачем пришли?

Дети отвечают: колядовать.

- Позвольте в горницу зайти. Здравствуй хозяин, добрый вечер, хозяюшка! Во горенку войти да на лавочку сесть. На лавочку сесть да песенку спеть.

Хозяин с хозяюшкой, слезайте с печи

Зажигайте свечки,

Открывайте сундучок,

Вынимайте пятачок

Все:

Коляда, коляда!

Ты подай нам пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком

Коляда, коляда

Подавай пирога

Я – маленький удаленький

Сел на стульчик маленький,

В дудочку играю,

Всех поздравляю

Дед:

- Порадовали нас гости дорогие. Милости просим Вот вам угощения. Спасибо этому дому,Пойдем к другому!

Продуктивная деятельность: «Изготовление кукол-"Ангелочков". Воспитатель: - Ребята, мы с вами много играли, веселились, желали, чтобы Новый год был для всех счастливым,. А сейчас, как велось издавна на Руси, давайте сделаем подарок -оберег, для наших гостей который будет их охранять от всяких неприятностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)

Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия  в словесно-речевых играх....