Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе "Предлог На".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Нина Юрьевна Протасова

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи на тему: "Предлог На".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Предлог «На».

Цель: формировать представление о лексическом значении предлога «На».

Задачи:

коррекционно-образовательная: формировать правильное  употребление предлога  «На» с существительными в предложном падеже; формировать умение составлять простые предложения с предлогом «На» и схемы предложений;

коррекционно-развивающая: развивать память, внимание, мышление; расширять словарный запас; развивать у ребенка зрительно-пространственные представления и смысловое значение употребления предлога;

коррекционно-воспитательная: воспитывать самостоятельность в работе, взаимопомощь, умение выслушивать сверстников.

 
Оборудование: сюжетные и предметные картинки (кот подкрался к птицам, галка на заборе, воробей на крыше, ворона на ели, мяч на/под скамейкой, девочка на стуле, кот спит на диване, на рукавичке снежинка, птичка сидит на ветке, картинка к стихотворению про дедушку Егора), схемы предложений, схема предлога, цветные карандаши.

Ход занятия

 Организационный момент.

Логопед: - Я — твой друг и ты — мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Здравствуйте, ребята. Когда я шла на наше занятие мне передали письмо из сказочной страны, нужно выполнить задание от сказочных жителей. Послушайте внимательно и постарайтесь услышать маленькое слово – предлог (по ходу рассказа выставлять картинки). На земле сидели три птички и клевали зернышки. Подкрался к ним кот Васька и как прыгнет. Птички взлетели. Галка села на забор. Воробей – на крышу дома, а ворона – на верхушку ели. Никого не поймал хитрый котище.

Логопед: - Скажите, пожалуйста, где сидели и клевали зернышки птички? Куда сели птички, когда их спугнул кот? Какое маленькое слово вы услышали в этом рассказе?

Дети: - «На».

Логопед: - Правильно, молодцы. Вы  отгадали задание от сказочных жителей, которое они нам загадали.

Обучающий этап:

Логопед: - Предлоги - это слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях и пишутся со словами раздельно. Для проверки нужно вставить между предлогом и словом другое слово или вопрос – если перед нами предлог, то такая вставка будет возможна.

- Давным-давно в далёкой стране Грамматике жили маленькие слова ПРЕДЛОГИ. Были они большими задирами. Со всеми частями речи сумели они поругаться. Обидно стало словам. Пожаловались они царице Грамматике. Та решила разобраться в ссоре и пригласила всех к себе, а предлоги важничают, не хотят стоять рядом со словами-предметами, отодвигаются от них всё дальше и дальше, наконец так отодвинулись, что можно целое слово вставить или вопрос.

Как ни старалась помирить правительница поссорившихся, ничего не вышло. Тогда она предложила предлогам жить отдельно , а ссора окрепла, да так, что превратилась в правило: предлоги со словами пишутся раздельно.

· сообщение темы

Логопед: - Сегодня на занятии мы потренируемся находить предлог «На» в предложениях и составлять с ним предложения, познакомимся с его значением и написанием.

Логопед: - Когда мы употребляем в речи предлог «На»? (ответы детей).

- Когда один предмет находится сверху другого предмета, мы используем предлог «На» или предмет находится на поверхности чего-либо. 

 Этап закрепления нового материала:

· Составление предложений с предлогами.

Логопед: - Сейчас,  рассмотрите рисунки и составим с ними предложения с предлогом «На».

- Используем вторую схему предложений (где обозначается символ предлога).

- Девочка сидит на стуле.

- Котик спит на диване.

- Птичка сидит на ветке.

- А с картинкой про рукавичку, мы с Вами, как правильно составим предложение?

- На рукавичку упала снежинка. Предлог «На» будет стоять в начале предложения. Символ предлога поставим вперед.

- Спасибо, молодцы.

- А сейчас, следующее задание. Посмотрите, у Вас на столах - карточки, возьмите 1-ю карточку и  карандаш и обведите в кружок картинки,  где используется предлог «На».

- Кто закончил и хочет рассказать про первую картинку? (ответ детей).

- Следующую картинку нужно было обводить, кто хочет рассказать? (разобрать все картинки с детьми, выслушать ответ каждого).

- Хорошо, спасибо.  Возьмите вторую карточку и расскрасьте мяч, который лежит на скамейке.

- Кто хочет рассказать предложение про мяч и показать нам как расскрасил картинку? (ответы  детей).

- Спасибо, хорошо.

 Физкультминутка (упражнения для общей, мелкой моторики, соответствующие лексической теме занятия).

Логопед: - Ребята, немного отдохнем и продолжим.

- Бабочка села На красный цветок (присесть),

Жук заползает На белый грибок (перебирать руками).

Я На поляне ромашку сорвал (наклоны вперед),

И На тропинку быстрей побежал (бег на месте).

- Спасибо, садимся.

 Итоговое закрепление нового материала.

· Выделение предлогов из рассказа, читаемого логопедом (логопед подчеркивает предлог интонационно).

Логопед: - Сейчас я прочитаю стихотворение, а Вы если услышите в нем предлог «На» - хлопните в ладоши.

- Сейчас въедет на бугор

Старый дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена – на коровке.

Дети на телятках.

Внуки на козлятках.

- Вот, посмотрите на картинку.

· Вопросы по содержанию рассказа:

Логопед: - Кто въехал на бугор?

Дети: - Дедушка Егор.

Логопед: - На ком он ехал?

Дети: - На лошадке.

Логопед: - На ком ехала жена дедушки?

Дети:  - На коровке.

Логопед: - На ком ехали дети дедушки?

Дети: - На телятках.

Логопед: - На ком ехали внуки дедушки?

Дети: - На козлятках.

· Подсчет количества предлогов.

Логопед: - Ребята, еще раз прочитаю Вам стихотворение и посчитаем, сколько раз встречался предлог «На» в нем?

Дети: -  5 раз.

· Пересказ рассказа по цепочке.

Логопед: - Сейчас, попробуем пересказать стихотворение друг за другом по одному предложению.

- Начинает (Н: Саша – «Сейчас въедет на бугор», продолжает – Маша -  «старый дедушка Егор» и дальше по цепочке;  можно повторить стихотворение еще раз , если не все ребята ответили ).

- Спасибо, справились с заданием.

 Итог занятия.

Логопед: - Подошло к концу наше занятие. С каким предлогом мы познакомились?

Дети: - С предлогом «На».

Логопед: - Какое задание для Вас было самым трудным?

Ответы детей.

Логопед: - Какое задание понравилось больше всего?

Ответы детей.

Логопед: - Вы сегодня все молодцы, отгадали задание от сказочных жителей и справились со всеми остальными трудными заданиями. Всем, спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Предлагаемаяая авторская разработка занятия по формированию звукопроизношения составлена с учётом возраста детей группы, логопедического заключения, разработана на основе традиционных способов и приём...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по обучению связной речи

Занятия помогает усвоить множественное число существительных, образовывать прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными, развивает словесно-логическое мышление, связную речь...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему : "Профессии людей, работающих в детском саду"

Цель занятия: Расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду....

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Звук и буква А»

Цель – познакомить детей со звуком и буквой А.Программные задачи:        Коррекционно-образовательные задачи:- учить выделять звук А из состава слова;- познакомить д...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Космос»

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Космос»...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Мы дружим с гласными»

Цель занятия, развитие фонетико-фонематической стороны речи. В его ходе продолжаем закреплять понятие о месте нахождения звука (начало, середина, конец) ;развивать у детей фонематические процессы; зак...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы»

На этом занятии дети окажутся на острове в гостях у Весёлого Пирата. Они выполнят все задания Пирата и его верного друга – попугая Кеши....