Конспект по развитию речи «Домашние и дикие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи
«Домашние и дикие птицы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti_po_rechevomu_razvitiyu.docx | 30.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи «Домашние и дикие птицы»
Форма совместной деятельности: организованная образовательная деятельность
Форма организации: фронтальная
Интеграция с другими образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Оборудование: магнитная доска, изображение деревенского домика, картинки с изображением диких и домашних птиц, силуэт дерева, картинка с изображением гнезда.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, подкормка птиц на участке; рассматривание иллюстраций «Птицы»; беседы о птицах; дидактические игры «Детеныши птиц», «Кто как кричит»; подвижные игры « Гуси-лебеди», «Воробышки и кот»; чтение сказки «Цыпленок» К.Чуковского, стихотворения «Воробей» А. Барто.
Планируемые результаты:
- Дети активно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в процессе деятельности.
- Умеют узнавать и называть домашних и диких птиц, их птенцов, их отличительные признаки.
- Умеют употреблять в речи существительные с обобщающим значением (дикие птицы, домашние птицы).
- Умеют образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей птиц (по аналогии).
- Проявляют познавательный интерес к диким и домашним птицам.
Цель: Формирование словаря детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.
Задачи:
- учить узнавать и называть домашних и диких птиц, их птенцов;
- формировать умение употреблять в речи существительные с обобщающим значением (дикие птицы, домашние птицы);
- обогащать и активизировать словарь детей по лексической теме «Домашние и дикие птицы»;
- формировать умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей птиц (по аналогии);
- развивать познавательный интерес к диким и домашним птицам;
- развивать воображение, логическое мышление детей;
- развивать мелкую моторику кистей рук;
- воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.
Ход занятия
- Вводная часть
Приветствие
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Ребята, сегодня у нас гости. Как поступают вежливые дети, когда к ним приходят гости? Поздороваемся с нашими гостями? Сначала тихо, а потом громко.
Организационный момент. Игра «Кто внимательнее?»
- Ребята, хотите узнать кто у нас самый внимательный? Вы сядете на стульчики после того, как услышите вежливое обращение: «Садитесь, пожалуйста».
Итак, слушайте: «Сели все!», «Быстро все сели!», «Садитесь, пожалуйста!».
Педагог показывает изображение деревенского дома.
- Ребята, посмотрите, чей это дом? Вы узнали его? Правильно, это дом бабушки Даши. А хотите отправиться в деревню к бабушке Даше?
- Основная часть
Педагог прикрепляет на магнитной доске изображение деревенского домика.
- Ребята, как хорошо у бабушки в деревне!
- Вы помните, какие птицы живут у бабушки Даши?
Дети называют птиц, педагог выставляет изображения: петух, курица, гусь, утка, индюк.
- Ребята, а какие это птицы? (Ответы детей). Правильно, это - домашние птицы.
- А почему мы называем их домашними? (Ответы детей). Правильно, потому что они живут рядом с человеком, человек ухаживает за ними.
- Какую пользу приносят нам домашние птицы? (Ответы детей). Правильно, они дают нам яйца, из птичьего пуха люди делают подушки).
- Ребята, а у домашних птиц есть птенцы? А вы можете назвать их?
Д/и « Кто у кого?»
Педагог показывает детям картинки птиц и спрашивает, как называют их птенцов, если их много: у курицы - цыплята; у утки - утята; у гуся – гусята; у индюка – индюшата.
- Молодцы, ребята, все знаете домашних птиц и их деток. А хотите побыть домашними птицами?
Физминутка
Наши уточки с утра - Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда - Га-га-га! Наши курочки в окно - Ко-ко-ко! А как Петя-петушок Рано-рано поутру Нам споет: кукареку. | шагают на месте вперевалочку вытягивают шеи и отводят руки назад бьют руками по бокам встают на носочки и отводят руки назад |
Педагог прикрепляет рядом с домиком изображение вороны.
- Ребята, а это кто ходит по огороду? (Ворона).
- Это кто, животное или птица? (Птица).
- А как вы догадались? (У нее есть клюв, крылья, тело покрыто перьями).
- Для чего птице клюв?
- Для чего птице крылья?
- Для чего птице лапки (перышки)?
- Как передвигается ворона? (Ходит, прыгает, летает).
- А бабушка ухаживает за ней, кормит ее? (Нет, ворона сама добывает себе корм, она питается червяками).
- Ребята, как вы думаете, это домашняя птица? (Нет).
- Правильно, ворона не домашняя птица, а дикая. Ворона живет на воле, вьет гнезда на деревьях, сама добывает себе корм. Ворона боится людей. Когда к ней подходишь, она улетает.
- А почему куры, утки, гуси, индюки не боятся людей? (Ответы детей). Правильно, потому что они домашние. Они живут рядом с людьми. Люди заботятся о них. А они приносят пользу для людей.
- Ребята, куда мы поселим ворону? (Ответы детей). Правильно, в лес - это вороний дом.
Педагог переставляет ворону на дерево, прикрепляет на ветках дерева гнездо.
- Ребята, а хотите узнать, какие еще птицы живут на воле, в лесу? Для этого вам нужно отгадать загадки. Вы любите отгадывать загадки. ( Воробей, синица, снегирь, голубь, дятел).
Дети отгадывают загадки, изображение птиц помещают на ветку дерева.
Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь) С желтой грудкой у окошка Собирает шустро крошки Отгадайте что за птица? Называется... (Синица). Это кто в беретке красной, В черной курточке атласной? На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит. (Дятел) | Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей) Он живет на площадях, На деревьях, и ветвях. Он воркует, не поет, Бодро семечки клюет. (Голубь) |
- Молодцы, ребята! Все загадки отгадали!
- Какие это птицы? Как мы их назовем? (Дикие птицы).
- Куда мы их поселили? (В лес). Правильно, все эти птицы живут на воле, в лесу. Ребята, посмотрите, на дерево прилетело много птиц. Посмотрите, каких птиц много на дереве?
Упражнение «Каких птиц много на дереве?»
Педагог прикрепляет к дереву по очереди разных птиц.
На дереве много...ворон,
На дереве много...синиц,
На дереве много...дятлов,
На дереве много...снегирей,
На дереве много…голубей,
На дереве много…воробьев.
Беседа с детьми о диких птицах.
- Ребята, а вы видели диких птиц у нас в городе? (Видели, около дома, в парке, на участке детского сада).
- Как вы думаете, птицам трудно зимой? Почему? (Ответы детей).
- Правильно, зима – очень трудное время для птиц. Птицы страдают не только от холода, но и от голода. Им очень трудно отыскать под снегом корм.
- Как вы думаете, почему зимой птицам трудно добывать себе корм? (Ответы детей).
- Зимой жуки и червяки, которыми питаются птицы, прячутся. Чтобы не погибнуть от голода, птицы летят поближе к людям.
- Ребята, как вы думаете, чем люди могут помочь птицам зимой? (Развесить кормушки, насыпать корм).
- А какой корм можно насыпать в кормушки? ( Зерно, семечки, хлебные крошки).
- Ребята, хотите согреть птичек ласковыми словами?
Игра «Назови ласково» (с мячом).
птица – птичка, синица – синичка, воробей – воробышек, снегирь – снегирек, голубь – голубок, крыло – крылышко, хвост – хвостик, клюв – клювик, перо – перышко, гнездо – гнездышко, ветка – веточка, дерево – деревце, зерно – зернышко.
- Ребята, от ваших ласковых слов птичкам стало теплее, но они голодные. А вы хотите покормить птичек? Посмотрите, у нас на разносах что-то лежит (зерна, бусинки, пуговиц – все перемешано). Ой, кто – то все перемешал!
- Что из этого можно дать птицам? (Ответы детей).
- Но что же нам делать? (Ответы детей).
Дети выбирают семечки.
- Молодцы, ребята! Как много зернышек вы собрали!
- Заключительная часть
- Скажите ребята, где мы с вами сегодня побывали?
- Вспомните, каких птиц мы встретили у бабушки в деревне?
- О каких птицах мы с вами сегодня разговаривали?
- Каких диких птиц вы запомнили?
- Как можно помочь птицам в зимнее время?
- Хотите на прогулке покормить птиц? А вечером вы сможете рассказать своим родителям о том, как вы кормили птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект проведения нод по развитию речи " Домашние и дикие животные" подгот гр.
Конспект проведения НОД в подготовительной группе по развитию речи (итоговое) "Домашние и дикие животные"....
занятие по развитию речи "Домашние и дикие животные"
презентация...
Конспект по развитию речи "Домашние птицы"
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе (2-3 года)...
Дидактическая игра по развитию речи «Домашние и дикие животные» для детей раннего дошкольного возраста.
Дидактическая игра по развитию речи«Домашние и дикие животные» для детей раннего дошкольного возраста. Задачи:- расширять и закреплять знания детей о диких и домашних ...
Конспект занятия по развитию речи "Домашние животные и птицы" для средней группы
На занятии дети учатся вести диалог и правильно строить фразы, посредством вовлечения в словестно-дидактические игры....
конспект по развитию речи "Домашние животные. Птицы"
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО РАЗВТИЮ РЕЧИНА ТЕМУ:«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ. ПТИЦЫ»...
Развитие речи «Домашние и дикие животные» Средняя группа
Развитие речи "Домашнии и дикие животные" средняя группа...