Конспект занятия по развитию речи "Домашние животные и птицы" для средней группы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Фурманец Ирина Владимировна

На занятии дети учатся вести диалог и правильно строить фразы, посредством вовлечения в словестно-дидактические игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи «Домашние животные и птицы» в средней группе

Образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество.     

Цель: развивать у детей связную речь. Расширять представление детей об окружающем мире.

Задачи:

Образовательные:

- расширить представление детей о домашних животных и птицах;

-закрепить названия домашних животных и птиц, и их детенышей;

- формировать заботливое отношение к домашним животным.

Развивающие:

-совершенствовать навыки ведения диалога, формирования фразы;

- развивать психические процессы (зрительное и устное восприятие, внимание, память, речь);

- развивать воображение;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к животному миру;

 - прививать навыки знакомства;

- заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик;

 - формировать доброжелательность в общении.

Активизация словаря: Телёнок, корова, жеребёнок, лошадь, ягнёнок, овца, баран, гусёнок, гусыня, утёнок, пёс, щенок, селезень, хлев, сарай, будка.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Бычок-смоляной бочок», рассматривание иллюстраций, беседа о домашних животных и птицах, игры с электронной энциклопедией: «Детки на ферме», «Где чей домик?», «Где чей малыш?»

Материал и оборудование: кукла наряженная бабушкой, картинки с изображениями животных, птиц, хлева, курятника и собачей будки, аудиозапись голосов животных, дидактическая электронная игра «Уроки божьей коровки», мольберт, бумага формата А2, цветные карандаши или мелки.

Используемые технологии (методы): наглядная демонстрация, пальчиковая гимнастика, совестно-дидактическая игра, электронная дидактическая игра, развивающая игра, сюрпризный момент,

Список литературы: Белоусова Л.Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ Под редакцией Б. Б. Финкелынтейн.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 — 128 с.

Организационный момент: Занятие проводится от лица куклы-бабушки или воспитатель может сам переодеться в костюм бабушки.

Вступление:  Бабушка здоровается с детьми.

Бабушка: Доброе утро, ребята! Вы ребята живёте в городе, а мы с дедом живем в деревне. Мы очень любим свой дом. В нашем дворе много животных. Это домашние животные, потому что живут они рядом с домом. Сначала они были такими же маленькими, как и вы, но со временем детёныши выросли.

Основная часть:

 Дидактическая игра «Назови, кто кем стал»

 Бабушка: Давайте назовем, кто кем стал. (Бабушка показывает изображения домашних животных и птиц):

1.Поросенок стал свиньей. 2. Теленок стал коровой или быком .3. Жеребенок стал лошадью или конем 4. Котенок стал кошкой или котом. 5.Щенок стал собакой или псом. 6. Ягненок стал овцой или бараном.7. Козленок стал козой или козлом. 8. Цыплёнок стал курицей или петухом. 9. Утёнок уткой или селезнем. 10. Гусёнок стал гусём или гусыней.  (Воспитатель заменяет карточки детенышей на изображения взрослых животных).  

Бабушка: Молодцы ребята!    Вот такими выросли наши детёныши, благодаря постоянному уходу.  Мы их кормим, поим, убираем за ними, строим им жилища. У каждого домашнего животного и птицы есть своё жилище.

-Ребята, а вы знаете кто где живёт?

-Да!

- Давайте проверим!

       Некоторые животные спрятались в этом домике, который называется «хлев». (Показываем изображение)

Внимательно послушайте и угадайте, кто в нем живет. Как только вы угадаете животное, оно сразу вам покажется. (Изображение названного животного или птицы воспитатель выставляет на наборное полотно).

Дидактическая игра «Кто это так кричит?» Звучит аудиозапись «Голоса домашних животных».

Воспитатель: Закройте глаза. Прислушайтесь. Что вы услышали?

Ответы детей: Я слышу ………..как корова мычит, как поросенок хрюкает, как лошадь ржет, как овца блеет.

Воспитатель: А теперь, давайте проверим знаете ли вы кто живёт в курятнике. Снова включается запись.

Ответы детей: курица кудахчет, петух кукарекает, утка крякает, гусь гогочет.

Включаем дальше. Лай собаки.

Воспитатель: собака тоже живёт в курятнике?

Дети: нет! В будке!

Верно, ребята! Вот так мы узнали где содержаться домашние  животные и птицы и послушали как они общаются с нами. (Пальчиковая гимнастика)

Со мной здоровался петух: «Ку-каре-ку!» — пропел он вслух. (Ладонь вверх, указательный палец   опирается   на   большой. Остальные пальцы растопырены).

«Ко-ко»,— услышал я от кур. в стороны и подняты вверх.

(Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении).

Мурлыка-кот мурлыкнул: «Муррррр...»

А пес Барбос, меня узнав, Пролаял вежливо: «Гав! Гав!»

 (Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается).

И протянул теленок: «Мууууу...» Мол, здравствуй, Скучно одному.

(Показывают рожки на голове).

И воробей на ветке вмиг Чирикнул: «Жив я, чик-чирик!»

 (Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы — головка, остальные сомкнутые пальцы — крылья. Помахать ими).

«Как хорошо,— подумал я,— Что у меня кругом друзья».

 (Развести руки в стороны, сомкнуть с другом в рукопожатии)

Воспитатель незаметно ставит изображение волка на наборное полотно. Затем обращает внимание детей на выставленные картинки: корова, утка, коза, овца, собака, лошадь, волк , курица. Воспитатель: Кто лишний? Почему?

Дети: У волка нет друзей, а у нас кругом друзья.

 Это волк, он — дикое животное, живет в лесу, охотится на других животных.

Воспитатель: Кого из друзей выберем что бы прогнать волка?

Дети: собаку.

Воспитатель: Ну-ка, пес, полай-ка, волка прогоняй-ка!

Дети: Гав! Гав! Гав!

Воспитатель: Молодцы, прогнали волка (картинка убирается).

Воспитатель: У бабушки в деревне много верных друзей. Люди за ними ухаживают, да и друзья в долгу не остаются.  Давайте снова заглянем в нашу электронную энциклопедию и вспомним, какую пользу приносят нам домашние животные и птицы.

Подумай и ответь скорей,

Какая польза от гусей?

Кто поит деток молоком,

А кто их радует медком?

      Дети по очереди подходят к электронной дидактической игре «Уроки божьей коровки», выбирают птицу или животное и продукт её жизнедеятельности.  И озвучивают вслух получившийся результат.

Воспитатель: молодцы ребята, отлично справились с заданием.

Заключение

Бабушке Нины пора возвращаться в деревню, что бы накормить обедом своих животных.

Развивающая игра «Чудесное животное»

Предлагаю вам, ребята, придумать для бабушки Нины на память  чудесное домашнее животное, например, как в сказке «Бычок — смоляной бочок». Какие полезные части возьмем от разных домашних животных?

Дети предлагают варианты, воспитатель зарисовывает названные детьми, элементы животного на большом рулон листе на мольберте :  От овцы — пушистую шерсть.  Бабушка Нина будет вязать носки и рукавички. От коровы — рога и вымя. Она будет защищаться от врагов и давать вкусное молоко. От лошади — длинные ножки, чтобы наше животное умело скакать. От кошки — чуткие ушки и глаза, они помогут вовремя услышать и спастись от врагов и видеть в темноте, от утки – крылья, что бы умело летать и т.п.

Воспитатель  демонстрирует получившееся животное детям и отдаёт подарок кукле бабушке.

Бабушка: Благодарю вас ребята!  А теперь мне пора возвращаться в домой, ведь домашние животные не могут долго находится одни без хозяина.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детей в средней группе "Знакомство с голубым цветом"

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детейСредняя группа Тип занятия: Формирование сенсорных эталонов Тема: «Знакомство с голубым цветом»...

Конспект занятия по развитию восприятия сюжетного изображения в средней группе для детей с нарушением зрения.

Представлен конспект занятия по развитию восприятия сюжетного изображения в средней группе детского сада для детей с амблиопией и косоглазием....

конспект занятия по развитию речи "Полезные витамины" в средней группе

Конспект занятия по развитию речи "Полезные витамины" цель которого: уточнить и расширить представление детей об отличительных особенностях овощей и фруктов, учить узнавать их на ощупь, вкус, воспитыв...

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в средней группе (для детей с нарушением зрения) «Веселый цирк»

Развитие элементарных математических представлений, отношений, закономерностей; развитие зрительного восприятия с использованием специально подобранного материала....

Конспект занятия по развитию речи «Где я живу» (средняя группа)

Цель:  Формирование навыков называния точного адреса, места проживания....

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук в средней группе «Путешествие в сказку»

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук в средней группе «Путешествие в сказку»...

Конспект занятия по развитию речи "Животные жарких стран" (старшая группа)

В данной методической разработке представлен конспект занятия по развитию речи, а также мнемосхема по стихотворению "Где обедал воробей?"...