НОД по развитию речи в подготовительной группе. Составление сказки по последовательной серии сюжетных картинок «Заяц и морковка».
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Кандакова Анастасия Григорьевна

Цель:

Развитие связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_zayats.docx825.94 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи в подготовительной группе. Составление сказки по последовательной серии сюжетных картинок «Заяц и морковка».               

Реализация образовательных областей: 

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Цель: 

Развитие связной речи.

 Задачи: 

- обучать коллективному составлению сказки по серии картинок;

- обучать чётко, логично, последовательно рассказывать о событиях, изображённых на картинках, объединяя отдельные предложения в единое смысловое и структурное целое;

- развивать грамматически правильную речь;

- упражнять в составлении предложений различных типов;

- учить придумывать события, предшествующие изображённым на картинке;

- учить придумывать название сказки;

- учить включать описание в повествование;

- упражнять в подборе родственных слов, синонимов;  

- развивать речевое внимание;

- развивать умение слушать друг друга.

Предварительная работа: 

Первая картинка из серии выставлена в группе на три дня для свободного рассматривания детьми.

 Оборудование и материалы:

Серия картинок «Заяц и морковка» - картинки с закрытым изображением выставлены на доске, муляж морковки для динамической паузы.

Методы и приёмы:

Демонстрация и рассматривание картинок, беседа по содержанию картинок, вопросы, загадка, упражнения, коллективный рассказ, оценка речевой деятельности.

Структура проведения:

1 часть (вводная):

 Организационный момент: Сядет тот, кто назовёт дикое животное, обитающее в наших лесах.                                                                                                 Если дети хотят назвать одно  и то же животное, предложить им использовать разные слова, например: медведь, медведица, медвежонок.

Постановка цели: Об одном из названных вами животных мы сегодня будем сочинять рассказ. Послушайте загадку и отгадайте, что это за зверь; Комочек пуха, два длинных уха, прыгает ловко, любит морковку.

2 часть (основная):

Составлять рассказ нам помогут картинки. Это серия картинок. Первая картинка – это начало истории, следующие – продолжение, последняя – окончание. Первую картинку вы уже видели. Она несколько дней находилась у вас в группе, вы могли её рассматривать. Кто может вспомнить, что на ней изображено, и рассказать нам?  (Ответы детей)

Открывается первая картинка.   Вопросы:                                                                                       - Когда произошла эта история, в какое время года?                                                            - Что вы можете сказать о погоде?                                                                                             - Кто слепил снеговика? Опишите снеговика.                                                                                  – Рассказывая о зайце, какие можно употреблять слова, кроме слова заяц? (зайка, зайчик, зайчишка, заинька).                                                                                                       – У зайца длинные уши, значит заяц какой? (длинноухий).                                                    – Что хочет сделать заяц? Что он для этого стал делать? (подпрыгивать, скакать, прыгать, тянуться за морковкой).                                                                            – Почему заяц не смог достать морковку?                                                                                 – Предположите, как могли дальше развиваться события?  (ответы детей)                                    - А теперь давайте посмотрим, что придумал художник.

Открывается вторая картинка.   Вопросы:                                                                              - Расскажите, что же было дальше?                                                                                           - Откуда же появилась лесенка? (она могла лежать недалеко от снеговика; наверное, рядом была деревня, возле забора валялась старая лесенка; лесенку принесли дети, которые лепили снеговика…)                                                                            - Обратите внимание на изменения погоды. (стало выглядывать солнышко)                         – Давайте посмотрим, что произошло дальше?

Открывается третья картинка.  Детям предлагается обрисовать ситуацию.                            – Как  вы думаете, какими словами можно выразить настроение зайчика? (загрустил, опечалился, расстроился, заплакал, повесил голову…)                                       – Как вы думаете, чем закончатся приключения зайчишки?

Открывается четвёртая картинка.   Ребёнок рассказывает, что произошло.                 – Что же помогло зайчику наконец-то полакомиться морковкой?                                        - Когда же всё-таки произошла эта история? (в конце зимы или начале весны)  - Эта история может произойти на самом деле? Почему? Значит, мы будем сочинять про зайца рассказ или сказку?                                                                                    - Какое название можно придумать для нашей сказки?

Динамическая минутка «Зайчики».                                                                                                1.Выполнение движений в соответствии с текстом:

Девочки и мальчики, представьте, что вы – зайчики!                                                                                  Раз, два, три, четыре, пять, стали заиньки скакать.                                                                        Лапки вверх, лапки вниз, на носочках подтянись.                                                          Лапки ставим на бочок, на носочках скок-поскок.                                                            А затем вприсядку, чтоб не мёрзли лапки

2. Игра «Достань морковку» - подпрыгнуть и достать морковку (муляж), которую на высоте держит логопед.

Определить, подходит предложение к сказке или нет, если подходит, то к какой картинке.

- Однажды летом бежал по полю зайчик.                                                                                       – Солнышко полностью выглянуло из-за облака и стало жарко пригревать.                       – Сел зайчишка на лесенку и пригорюнился.                                                                                                           – Солнце спряталось за тучку, и пошёл сильный дождь.                                                                                        – Зайчику очень захотелось съесть морковку, и он стал высоко подпрыгивать, чтобы её достать.                                                                                                                                – Зайчишка тянулся – тянулся за морковкой, но так и не смог её схватить.                         – На голове у снеговика было надето старое ведро.                                                                        – За зайцем гналась рыжая лисица.                                                                                          – Солнышко помогло зайчишке получить морковку.                                                                  – От жаркого солнца снеговик растаял.                                                                                       – Вместо носа у снеговика была воткнута большая аппетитная морковка.

Установка на сочинение сказки.                                                                                                      А теперь мы будем вместе сочинять сказку. Не забывайте, что у сказки должно быть начало. Начинать можно по-разному: однажды, как-то раз, это произошло …  Сначала расскажите, кто слепил снеговика, опишите его.  Рассказывая сказку, используйте разные слова, называя зайца, его действия, настроение. И, конечно же, у сказки должен быть конец.

Рассказывание детьми.  Коллективное рассказывание – первый ребёнок рассказывает по первой картинке, второй – по второй и т.д.

3 часть (заключительная):

Оценка рассказов детей, при необходимости – вариант рассказа логопеда, итог занятия.

Примерный вариант сказки.

Эта история приключилась в самом конце зимы. Был обычный пасмурный зимний день. Возле деревни ребятишки слепили высокого снеговика. Из веточек сделали снеговику руки, на голову надели старое помятое ведро, а вместо носа воткнули большую аппетитную морковку.

Бежал мимо снеговика заяц, увидел морковку и остановился, как вкопанный. Ах, как захотелось зайчишке съесть морковку! Но она была очень высоко. Тогда зайчик  стал высоко подпрыгивать, стараясь схватить морковку. Прыгал – прыгал, но ничего у него не вышло.

Вдруг зайка увидел недалеко от снеговика лесенку, наверное, ребятишки её оставили. Подхватил заяц лесенку, приставил к снеговику, забрался на самую верхнюю ступеньку и стал тянуться за морковкой. Тянулся – тянулся, но совсем чуть-чуть не смог дотянуться – слишком высоко морковка воткнута! А в это время из-за тучки показалось солнышко.

Сел заинька на лесенку, голову повесил, загрустил, вот-вот заплачет. Так хочется съесть морковку! А тут солнышко полностью выглянуло из-за тучки и стало жарко пригревать. И начал снеговик потихоньку таять.

Солнышко грело всё жарче и жарче. Снеговик таял всё быстрее и быстрее. Таял-таял и совсем растаял. А морковка упала прямо зайцу в лапы. И стал зайчишка с удовольствием её грызть. Так солнышко помогло зайчику полакомиться сладкой морковкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД Развитие речи в подготовительной группе «Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам»

НОД Развитие речи в подготовительной группе «Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам» (Ушакова)...

Конспект открытого просмотра непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "коммуникация" в подготовительной к школе группе. Составление коллективного рассказа по серии сюжетных картинок "Неожиданный финал"

Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности,  в том числе и чере...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Дети в лесу»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Дети в лесу» Цель: совершенствовать умение составлять описательные рассказы по серии сюжет...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ С ОПОРОЙ НА ПРЕДМЕТНЫЕ КАРТИНКИ «КАК КОЛОБОК СВОЮ СЕСТРИЦУ ДОГОНЯЛ»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ С ОПОРОЙ НА ПРЕДМЕТНЫЕ КАРТИНКИ «КАК КОЛОБОК СВОЮ СЕСТРИЦУ ДОГОНЯЛ» Цель: учить детей подробному пересказу сказки с опорой на пре...

Тема "Составление сказки по последовательной серии сюжетных картинок "Заяц и морковка".

Методическая разработка по обучению дошкольников рассказыванию по картинам....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок по теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеПересказ с опорой на серию сюжетных картинок по теме:«Одежда. Обувь. Головные уборы»...