Тема "Составление сказки по последовательной серии сюжетных картинок "Заяц и морковка".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Методическая разработка по обучению дошкольников рассказыванию по картинам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 108.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
(ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)
Методическая разработка
Образовательная деятельность в подготовительной к школе группе
Тема: Составление сказки по последовательной серии сюжетных картинок «Заяц и морковка»
Автор: учитель – логопед
Фролкина Светлана Александровна
Москва 2018
Организационная форма:
НОД.
Реализация образовательных областей:
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Цель:
Развитие связной речи.
Задачи:
- обучать коллективному составлению сказки по серии картинок;
- обучать чётко, логично, последовательно рассказывать о событиях, изображённых на картинках, объединяя отдельные предложения в единое смысловое и структурное целое;
- развивать грамматически правильную речь;
- упражнять в составлении предложений различных типов;
- учить придумывать события, предшествующие изображённым на картинке;
- учить придумывать название сказки;
- учить включать описание в повествование;
- упражнять в подборе родственных слов, синонимов;
- развивать речевое внимание;
- развивать умение слушать друг друга.
Предварительная работа:
Первая картинка из серии выставлена в группе на три дня для свободного рассматривания детьми.
Оборудование и материалы:
Серия картинок «Заяц и морковка» - картинки с закрытым изображением выставлены на доске, муляж морковки для динамической паузы.
Методы и приёмы:
Демонстрация и рассматривание картинок, беседа по содержанию картинок, вопросы, загадка, упражнения, коллективный рассказ, оценка речевой деятельности.
Структура проведения:
1 часть (вводная):
Организационный момент: Сядет тот, кто назовёт дикое животное, обитающее в наших лесах. Если дети хотят назвать одно и то же животное, предложить им использовать разные слова, например: медведь, медведица, медвежонок.
Постановка цели: Об одном из названных вами животных мы сегодня будем сочинять рассказ. Послушайте загадку и отгадайте, что это за зверь; Комочек пуха, два длинных уха, прыгает ловко, любит морковку.
2 часть (основная):
Составлять рассказ нам помогут картинки. Это серия картинок. Первая картинка – это начало истории, следующие – продолжение, последняя – окончание. Первую картинку вы уже видели. Она несколько дней находилась у вас в группе, вы могли её рассматривать. Кто может вспомнить, что на ней изображено, и рассказать нам? (Ответы детей)
Открывается первая картинка. Вопросы: - Когда произошла эта история, в какое время года? - Что вы можете сказать о погоде? - Кто слепил снеговика? Опишите снеговика. – Рассказывая о зайце, какие можно употреблять слова, кроме слова заяц? (зайка, зайчик, зайчишка, заинька). – У зайца длинные уши, значит заяц какой? (длинноухий). – Что хочет сделать заяц? Что он для этого стал делать? (подпрыгивать, скакать, прыгать, тянуться за морковкой). – Почему заяц не смог достать морковку? – Предположите, как могли дальше развиваться события? (ответы детей) - А теперь давайте посмотрим, что придумал художник.
Открывается вторая картинка. Вопросы: - Расскажите, что же было дальше? - Откуда же появилась лесенка? (она могла лежать недалеко от снеговика; наверное, рядом была деревня, возле забора валялась старая лесенка; лесенку принесли дети, которые лепили снеговика…) - Обратите внимание на изменения погоды. (стало выглядывать солнышко) – Давайте посмотрим, что произошло дальше?
Открывается третья картинка. Детям предлагается обрисовать ситуацию. – Как вы думаете, какими словами можно выразить настроение зайчика? (загрустил, опечалился, расстроился, заплакал, повесил голову…) – Как вы думаете, чем закончатся приключения зайчишки?
Открывается четвёртая картинка. Ребёнок рассказывает, что произошло. – Что же помогло зайчику наконец-то полакомиться морковкой? - Когда же всё-таки произошла эта история? (в конце зимы или начале весны) - Эта история может произойти на самом деле? Почему? Значит, мы будем сочинять про зайца рассказ или сказку? - Какое название можно придумать для нашей сказки?
Динамическая минутка «Зайчики». 1.Выполнение движений в соответствии с текстом:
Девочки и мальчики, представьте, что вы – зайчики! Раз, два, три, четыре, пять, стали заиньки скакать. Лапки вверх, лапки вниз, на носочках подтянись. Лапки ставим на бочок, на носочках скок-поскок. А затем вприсядку, чтоб не мёрзли лапки
2. Игра «Достань морковку» - подпрыгнуть и достать морковку (муляж), которую на высоте держит логопед.
Определить, подходит предложение к сказке или нет, если подходит, то к какой картинке.
- Однажды летом бежал по полю зайчик. – Солнышко полностью выглянуло из-за облака и стало жарко пригревать. – Сел зайчишка на лесенку и пригорюнился. – Солнце спряталось за тучку, и пошёл сильный дождь. – Зайчику очень захотелось съесть морковку, и он стал высоко подпрыгивать, чтобы её достать. – Зайчишка тянулся – тянулся за морковкой, но так и не смог её схватить. – На голове у снеговика было надето старое ведро. – За зайцем гналась рыжая лисица. – Солнышко помогло зайчишке получить морковку. – От жаркого солнца снеговик растаял. – Вместо носа у снеговика была воткнута большая аппетитная морковка.
Установка на сочинение сказки. А теперь мы будем вместе сочинять сказку. Не забывайте, что у сказки должно быть начало. Начинать можно по-разному: однажды, как-то раз, это произошло … Сначала расскажите, кто слепил снеговика, опишите его. Рассказывая сказку, используйте разные слова, называя зайца, его действия, настроение. И, конечно же, у сказки должен быть конец.
Рассказывание детьми. Коллективное рассказывание – первый ребёнок рассказывает по первой картинке, второй – по второй и т.д.
3 часть (заключительная):
Оценка рассказов детей, при необходимости – вариант рассказа логопеда, итог занятия.
Примерный вариант сказки.
Эта история приключилась в самом конце зимы. Был обычный пасмурный зимний день. Возле деревни ребятишки слепили высокого снеговика. Из веточек сделали снеговику руки, на голову надели старое помятое ведро, а вместо носа воткнули большую аппетитную морковку.
Бежал мимо снеговика заяц, увидел морковку и остановился, как вкопанный. Ах, как захотелось зайчишке съесть морковку! Но она была очень высоко. Тогда зайчик стал высоко подпрыгивать, стараясь схватить морковку. Прыгал – прыгал, но ничего у него не вышло.
Вдруг зайка увидел недалеко от снеговика лесенку, наверное, ребятишки её оставили. Подхватил заяц лесенку, приставил к снеговику, забрался на самую верхнюю ступеньку и стал тянуться за морковкой. Тянулся – тянулся, но совсем чуть-чуть не смог дотянуться – слишком высоко морковка воткнута! А в это время из-за тучки показалось солнышко.
Сел заинька на лесенку, голову повесил, загрустил, вот-вот заплачет. Так хочется съесть морковку! А тут солнышко полностью выглянуло из-за тучки и стало жарко пригревать. И начал снеговик потихоньку таять.
Солнышко грело всё жарче и жарче. Снеговик таял всё быстрее и быстрее. Таял-таял и совсем растаял. А морковка упала прямо зайцу в лапы. И стал зайчишка с удовольствием её грызть. Так солнышко помогло зайчику полакомиться сладкой морковкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/04/picture-93090-1472989842.jpg)
Конспект занятия - составление сказки по серии сюжетных картин "Волк на рыбалке".
Главная задача это воспитывать любовь к народному творчеству. Продолжать развивать связную речь, учить детей придумывать разные варианты концовки сказки по серии сюжетных картин. Использовали сказочны...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/17/picture-94841-1395076286.jpg)
Коллективное составление юмористической сказки по серии сюжетных картин
«Волк на рыбалке», сравнение со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк» (развитие речи)ЦЕЛИ1. Помочь детям понять разницу между добрым юмором, несущим ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/05/picture-777376-1459846473.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР (пересказ русской народной сказки “Три медведя” с опорой на серию сюжетных картинок).
Цель: 1. Способствовать овладению детьми лексикой, передающей эмоциональное состояние (грустный, радостный, веселый, смешной, сердитый, забавный, испуганный).2. Закрепление образования названий детены...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/16/picture-1180359-1576485602.jpg)
НОД по развитию речи в подготовительной группе. Составление сказки по последовательной серии сюжетных картинок «Заяц и морковка».
Цель:Развитие связной речи....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/18/picture-219933-1363572653.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин с последовательно развивающимся сюжетом («Случай в лесу»)».
Цель: закреплять умение составлять рассказ по серии сюжетных картин(последовательно развивающим сюжетом)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/23/picture-1227596-1584970441.jpg)
Конспект занятия по развитию связной речи Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин.
- формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин;-обучать навыкам составления рассказа по серии сюжетных картин.-применение "Логических блоков Дьенеша" на заня...