Конспект занятия по направлению "Развитие речи" для воспитанников средней группы на тему: "Головные уборы"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Кашапова Ильнара Равилевна

Цели: закрепление представлений детей о головных уборах.

Задачи:

Образовательные:

- пополнить и активизировать словарь детей по теме «Головные уборы»;

- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- учить согласовывать прилагательные с существительными;

- закрепить произношение звука [К], учить отчетливо и внятно произносить слова с этим звуком;

- учить детей согласовывать числительные с существительными в роде, числе.

Развивающие:

- развивать связную речь детей, умение рассуждать;

- развивать мышление и логику;

- развивать координацию речи с движениями.

Воспитательные:

- формировать навыки доброжелательности, инициативности;

- воспитывать уважительное отношение друг к другу и бережное отношение к предметам одежды.

Форма работы: групповая.

Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая.

Наглядность: иллюстрации в рабочих тетрадях.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме «Головные уборы», Д/и «Зимняя или летняя», «Найди лишнее», просмотр мультфильма «Шапку долой!», чтение художественной литературы Г. Рукосуева «Буду сам все делать», Е. Краснова «Маленькая модница».

 

 

Организационный момент.

Здравствуйте ребята!

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Ход занятия

  1. История Ежика и Лисенка.

Ребята, хотите послушать историю про  Ежика  и Лисенка? Тогда слушайте.

« Ты знаешь, - сказал Лисенок Ежику, - я слышал много разных сказок. И почти у всех сказочных героев были свои головные уборы. А вот у меня нету. Так что надо и мне подобрать для себя головной убор». И он начал бегать по полке, примеряя все головные уборы подряд. Устроил настоящий переполох, но ему все не нравилось, да и размер был слишком большой. « Без головного убора у меня совсем не геройский вид!» - печально воскликнул Лесенок. « Для того чтобы быть героем, - утешил его Ежик, - не нужна никакая шапка. Главное, чтобы сердце было геройское!»

- Вы согласны с Ежиком?

- Что значит «геройское сердце»? ( Смелое, отважное, доброе)

- Что примерял Лисенок, чтобы выглядеть сказочным героем?

- Сегодня мы с вами  поговорим о головных уборах.

  1. Ребята, посмотрите пожалуйста на рисунок.

- Какие сказочные герои изображены на рисунке? ( Петрушка, Буратино, Стойкий оловянный солдатик, Золушка,  Красная Шапочка, почтальон Печкин.)

- Давайте мы с вами поможем отыскать сказочным героям свои головные уборы и соединим их стрелками со своими хозяевами. Чепчик принадлежит кому? (Золушке.) шапка-ушанка кому? ( почтальону Печкину) , красная шапка кому? ( Красной шапочке), Колпак – кому? (Буратино),  кому принадлежит  кивер?  ( оловянному солдатику), колпак принадлежит кому? (Петрушке).

1. -  Какие головные уборы изображены на рисунке? ( шляпа, шапка, кепка, косынка, фуражка, платок, панама, беретка)

- Назовите их ласково.( шляпка, шапочка, кепочка, косыночка, фуражечка , платочек , панамочка, береточка).

2.А теперь поиграем в  игру «один – много» .Эти же головные уборы вам нужно  назвать  во множественном числе ( шляпа – шляпы, шапка – шапки,  кепка – кепки, платок – платки, фуражка – фуражки, панама – панамки, беретка – беретки)

3. – Скажи со словами один, три, пять.

Дети называют каждый головной убор, образуя словосочетания.

(Одна шляпа, одна шапка, одна кепка, одна косынка, одна фуражка, один платок, одна панама, одна беретка; три шляпы, три шапки, три кепки, три косынки, три фуражки, три платка, три панамы, три беретки; пять шляп, пять шапок, пять кепок, пять косынок, пять фуражек, пять платков, пять панамок, пять береток )

4. Физкультминутка.

Шапка шерстяная, наверху помпон, (изображают шапку и помпон)
Круглый, словно мячик, и пушистый он. («круглый» мячик)
Есть еще у шапки отворот цветной, (показывают отворот у шапки)
В этой шапке можно бегать и зимой. (бегут)
Бабушка связала шапку не спеша, («вяжут спицами»)
Шапка шерстяная вышла хороша. (руки на поясе, а затем показывают шапку)

5.  - Из чего делают головные уборы? ( Из соломы, ткани, фетра, меха, пластмассы, кожи.)

 - Шляпы из соломы (какая? – соломенная, из фетра - …( фетровая); шапка из меха ( какая?) - …( меховая),  норки- …,(норковая); кепка из шерсти - …(шерстяная), кепка из кожи –какая ..( кожаная), платок из шелка какая ? (шелковая

6. Ребята, посмотрите на следующий рисунок.

- Что собираются делать Ежик и Лесенок?

- Какими красками раскрашен колпачок Ежика?

- Какими красками вы будете раскрашивать колпачок Лесенка?

 - Каким цветом раскрасите кисточку, каким – пуговицы, каким – сам колпачок?

7. Звуковой анализ.

- Ребята, в названии каких головных уборах слышится звук [К]?

 « шляпа – платок» (в конце)

 «панама – капюшон» (в начале)

  1. Рефлексия.

– О чем мы сегодня говорили?

        - В какие игры играли?

       -Что вы узнали о головных уборах?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_golovnye_ubory.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по направлению «Речевое развитие» для воспитанников средней группы на тему: «Головные уборы»

Цели: закрепление представлений детей о головных уборах.

Задачи:

Образовательные:

- пополнить и активизировать словарь детей по теме «Головные уборы»;

- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- учить согласовывать прилагательные с существительными;

- закрепить произношение звука [К], учить отчетливо и внятно произносить слова с этим звуком;

- учить детей согласовывать числительные с существительными в роде, числе.

Развивающие:

- развивать связную речь детей, умение рассуждать;

- развивать мышление и логику;

- развивать координацию речи с движениями.

Воспитательные:

- формировать навыки доброжелательности, инициативности;

- воспитывать уважительное отношение друг к другу и бережное отношение к предметам одежды.

Форма работы: групповая.

Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая.

Наглядность: иллюстрации в рабочих тетрадях.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме «Головные уборы», Д/и «Зимняя или летняя», «Найди лишнее», просмотр мультфильма «Шапку долой!», чтение художественной литературы Г. Рукосуева «Буду сам все делать», Е. Краснова «Маленькая модница».

Организационный момент.

Здравствуйте ребята!

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Ход занятия

  1. История Ежика и Лисенка.

Ребята, хотите послушать историю про  Ежика  и Лисенка? Тогда слушайте.

« Ты знаешь, - сказал Лисенок Ежику, - я слышал много разных сказок. И почти у всех сказочных героев были свои головные уборы. А вот у меня нету. Так что надо и мне подобрать для себя головной убор». И он начал бегать по полке, примеряя все головные уборы подряд. Устроил настоящий переполох, но ему все не нравилось, да и размер был слишком большой. « Без головного убора у меня совсем не геройский вид!» - печально воскликнул Лесенок. « Для того чтобы быть героем, - утешил его Ежик, - не нужна никакая шапка. Главное, чтобы сердце было геройское!»

- Вы согласны с Ежиком?

- Что значит «геройское сердце»? ( Смелое, отважное, доброе)

- Что примерял Лисенок, чтобы выглядеть сказочным героем?

- Сегодня мы с вами  поговорим о головных уборах.

  1. Ребята, посмотрите пожалуйста на рисунок.

- Какие сказочные герои изображены на рисунке? ( Петрушка, Буратино, Стойкий оловянный солдатик, Золушка,  Красная Шапочка, почтальон Печкин.)

- Давайте мы с вами поможем отыскать сказочным героям свои головные уборы и соединим их стрелками со своими хозяевами. Чепчик принадлежит кому? (Золушке.) шапка-ушанка кому? ( почтальону Печкину) , красная шапка кому? ( Красной шапочке), Колпак – кому? (Буратино),  кому принадлежит  кивер?  ( оловянному солдатику), колпак принадлежит кому? (Петрушке).

1. -  Какие головные уборы изображены на рисунке? ( шляпа, шапка, кепка, косынка, фуражка, платок, панама, беретка)

- Назовите их ласково.( шляпка, шапочка, кепочка, косыночка, фуражечка , платочек , панамочка, береточка).

2.А теперь поиграем в  игру «один – много» .Эти же головные уборы вам нужно  назвать  во множественном числе ( шляпа – шляпы, шапка – шапки,  кепка – кепки, платок – платки, фуражка – фуражки, панама – панамки, беретка – беретки)

3. – Скажи со словами один, три, пять.

Дети называют каждый головной убор, образуя словосочетания.

(Одна шляпа, одна шапка, одна кепка, одна косынка, одна фуражка, один платок, одна панама, одна беретка; три шляпы, три шапки, три кепки, три косынки, три фуражки, три платка, три панамы, три беретки; пять шляп, пять шапок, пять кепок, пять косынок, пять фуражек, пять платков, пять панамок, пять береток )

4. Физкультминутка.

Шапка шерстяная, наверху помпон, (изображают шапку и помпон)
Круглый, словно мячик, и пушистый он. («круглый» мячик)
Есть еще у шапки отворот цветной, (показывают отворот у шапки)
В этой шапке можно бегать и зимой. (бегут)
Бабушка связала шапку не спеша, («вяжут спицами»)
Шапка шерстяная вышла хороша. (руки на поясе, а затем показывают шапку)

5.  - Из чего делают головные уборы? ( Из соломы, ткани, фетра, меха, пластмассы, кожи.)

 - Шляпы из соломы (какая? – соломенная, из фетра - …( фетровая); шапка из меха ( какая?) - …( меховая),  норки- …,(норковая); кепка из шерсти - …(шерстяная), кепка из кожи –какая ..( кожаная), платок из шелка какая ? (шелковая

6. Ребята, посмотрите на следующий рисунок.

- Что собираются делать Ежик и Лесенок?

- Какими красками раскрашен колпачок Ежика?

- Какими красками вы будете раскрашивать колпачок Лесенка?

 - Каким цветом раскрасите кисточку, каким – пуговицы, каким – сам колпачок?

7. Звуковой анализ.

- Ребята, в названии каких головных уборах слышится звук [К]?

 « шляпа – платок» (в конце)

 «панама – капюшон» (в начале)

  1. Рефлексия.

– О чем мы сегодня говорили?

        - В какие игры играли?

       -Что вы узнали о головных уборах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Одежда. Обувь. Головные уборы"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Одежда. Обувь. Головные уборы"...

Конспект занятия педагога-психолога с детьми средней группы по развитию эмоциональной сферы воспитанников как составляющей социально-коммуникативной компетенции

Субъект: подгруппа из 3 - 4 детей средней группы (дети 4-5 лет).Цель: развитие эмоциональной сферы, как составляющей социально-коммуникативной компетенции детей средней группы (детей 4-5 лет).Задачи:I...

Конспект активного занятия с родителями и воспитанниками средней группы по программе «Социокультурные истоки» тема «Дружная семья».

Цель: показать родителям ценность семейных отношений, значимость дружной семьи. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников. Приобщение к семейным ценностям и традициям семьи....

Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе по теме : " Головная повязка - " Масмак"

Цель: Познакомит детей с элементами чувашской вышивки на головной повязке " Масмак". Задачи:Дать представление о чувашской головной повязке" масмак";Составлять несложные узоры из геометрических фигур...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок по теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеПересказ с опорой на серию сюжетных картинок по теме:«Одежда. Обувь. Головные уборы»...