Конспект занятия педагога-психолога с детьми средней группы по развитию эмоциональной сферы воспитанников как составляющей социально-коммуникативной компетенции
план-конспект занятия (средняя группа)

Субъект: подгруппа из 3 - 4 детей средней группы (дети 4-5 лет).
Цель: развитие эмоциональной сферы, как составляющей социально-коммуникативной компетенции детей средней группы (детей 4-5 лет).
Задачи:
I. Образовательные задачи:
1. Закреплять знания детей о пяти основных эмоциях: радости, грусти, злости, удивлении, страхе;
2. Закреплять умение различать мимические особенности, характерные для эмоций.
II. Развивающие задачи:
1. Продолжать развивать способность понимать собственное эмоциональное состояние;
2. Продолжать развивать способность узнавать эмоции по их пиктограммам, сюжетным картинкам и отрывкам литературных произведений;
3. Развивать произвольное внимание;
4. Развивать мыслительные процессы обобщения и анализа;
5. Развивать речь и коммуникативные навыки:
- активизировать словарь (существительные: «эмоция»; прилагательные: «удивленный», «испуганный», «злой», «грустный», «радостный»);
- развивать способность описывать картину;
- развивать способность понятно для слушателей отвечать на вопросы.
III. Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес и внимание к собственным эмоциям и чувствам, а также эмоциям окружающих людей.
Интеграция образовательных областей согласно ФГОС:
1.       Социально-коммуникативное развитие:
- развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;
- развитие эмоционального интеллекта.
2.       Познавательное развитие:
- развитие любознательности и психически-познавательных процессов.
3.       Речевое развитие:
- обогащение активного словаря;
- развитие связной речи;
- знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
4.      Художественно-эстетическое развитие:
- восприятие художественной литературы;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_kommunikatsiya_nesterkinaov_2018_02.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

__________________________

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы

«Школа № 1130»

121609 г. Москва, ул. Осенняя, д. 8, к.1 и 3

ОГРН 1037739024322, ИНН/ КПП 7731230362/773101001

Тел.: (495) 415-60-45

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ВОСПИТАННИКОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ТЕМА

Путешествие в страну Эмоций

                                                                                                                Выполнила:

Педагог – психолог

ГБОУ школа №1130 ДО №3 и №5

Нестеркина Ольга Владимировна

г. Москва

2018 г.


Субъект: подгруппа из 3 - 4 детей средней группы (дети 4-5 лет).

Цель: развитие эмоциональной сферы, как составляющей социально-коммуникативной компетенции детей средней группы (детей 4-5 лет).

Задачи:

  1. Образовательные задачи:
  1. Закреплять знания детей о пяти основных эмоциях: радости, грусти, злости, удивлении, страхе;
  2. Закреплять умение различать мимические особенности, характерные для эмоций.
  1. Развивающие задачи:
  1. Продолжать развивать способность понимать собственное эмоциональное состояние;
  2. Продолжать развивать способность узнавать эмоции по их пиктограммам, сюжетным картинкам и отрывкам литературных произведений;
  3. Развивать произвольное внимание;
  4. Развивать мыслительные процессы обобщения и анализа;
  5. Развивать речь и коммуникативные навыки:

- активизировать словарь (существительные: «эмоция»; прилагательные: «удивленный», «испуганный», «злой», «грустный», «радостный»);

- развивать способность описывать картину;

- развивать способность понятно для слушателей отвечать на вопросы.

  1. Воспитательные задачи:
  1. Воспитывать интерес и внимание к собственным эмоциям и чувствам, а также эмоциям окружающих людей.

Интеграция образовательных областей согласно ФГОС:

  1.       Социально-коммуникативное развитие:

- развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;

- развитие эмоционального интеллекта.

2.       Познавательное развитие:

- развитие любознательности и психически-познавательных процессов.

3.       Речевое развитие:

- обогащение активного словаря;

- развитие связной речи;

- знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

4.      Художественно-эстетическое развитие:

- восприятие художественной литературы;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Используемые методы и приемы:

  1. Приемы пространственной организации:

- сидя полукругом;

- пальчиковая гимнастика.

  1. Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности:

- сюрпризные моменты;

- использование познавательных игр;

- релаксация;

- поощрение, похвала.

3.        Методы организации учебно-познавательной деятельности:

- объяснение;

- беседа;

- рассказ;

- чтение;

- показ картины, иллюстрации

Оборудование:

  1. Волшебная палочка;
  2. Письмо из страны Эмоций;
  3. Большие пиктограммы эмоций: радость, грусть, страх, злость, удивление;
  4. Маленькие пиктограммы эмоций: радость, грусть, страх, злость, удивление;
  5. Сюжетные картинки с изображениями радостных, грустных, злых, испуганных, удивленных детей;
  6. Письмо со сказками;
  7. Медали «Солнышко».


Этап

Методы и

приемы

Содержание

Действия и ответы детей

Вводная часть

«Волшебство начинается»

Сюрпризный момент

Психолог заходит в группу с волшебным сундучком.

- Ребята посмотрите, что я нашла, когда шла к вам – необычный сундучок. Мне кажется, что он волшебный. Вам хочется узнать, что же там?

- Тогда давайте займем свои места и посмотрим в сундучок.

-Да, хочется.

Дети и психолог садятся на стульчики, расставленные в полукруг.

Основная часть

«Путешествие в страну Эмоций»

Беседа;

Рассказ;

Чтение;

Релаксация

- Ребята здесь лежит волшебная палочка, а вместе с ней письмо. Прочитаем его?

Психолог читает письмо:

«Доброе утро, дорогие детишки! Я сундучок не обычный, а волшебный, и палочка моя тоже волшебная! Взмахнёте ею и попадёте в необычную страну Эмоций! В добрый путь!».

- Ну что, ребята, сундучок предлагает нам отправится в страну Эмоций. Поедем?

- Тогда закрывайте глазки. Путешествие начинается.

Психолог читает следующий текст.

Параллельно с чтением психолог расставляет на столе макет волшебного города.

- Мы с вами по велению волшебной палочки оказались в одной сказочной, красивой стране. Мы гуляем по ее тихим и старинным городам. Здесь есть волшебные замки и дворцы, красивые дома, большие сады, где порхают разноцветные бабочки, растут ароматные цветы и большие фруктовые деревья. Открывайте глаза.

- Вот ребята и оказались мы с вами в стране Эмоций. Посмотрите, какая она красивая, сказочная. Есть в этой стране пять основных городов. Предлагаю Вам прогуляться по этим городам. Согласны?

- Да.

- Да, поедем.

- Да.

«Прогулка по городам»

Беседа;

Рассказ;

Чтение;

Показ картины, иллюстрации;

Объяснение;

Поощрение;

Похвала;

Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика:

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей. (ходьба)

Влияет, без сомнения,

На всех нас настроение. («пружинка»)

Кто веселится? (прыжки)

Кто грустит? (наклоны головой)

Кто испугался? (руки прижали к себе)

Кто сердит? (руки на пояс)

Рассеет все сомнения

Азбука настроения. (ходьба)

- Вот мы с вами и попали в первый город. У этого города есть вот такой герб (психолог показывает пиктограмму удивления) Как вы думаете, как называется этот город?

- Как вы думаете, ребята, какие люди здесь живут?

- Совершенно верно, молодцы.

- Как вы догадались, что здесь живут удивленные люди? (обращает внимание детей на мимику).

- Чему же так удивилась девочка Настя? (психолог показывает картинку, на которой изображена удивленная девочка)

- Умницы! Отправляемся в следующий город.  

Пальчиковая гимнастика:

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей. (ходьба)

Влияет, без сомнения,

На всех нас настроение. («пружинка»)

Кто веселится? (прыжки)

Кто грустит? (наклоны головой)

Кто испугался? (руки прижали к себе)

Кто сердит? (руки на пояс)

Рассеет все сомнения

Азбука настроения. (ходьба)

- Как вы думаете, какое название получил второй город? (показывает пиктограмму страха)

- Молодцы! А в этом городе какие люди живут?

- Совершенно верно, молодцы! Как же вы поняли, что здесь живут испуганные люди? (обращает внимание детей на мимику)

- Как вы думаете, чего испугались Коля и Катя? (показывает картинку с изображением испуганных детей)

- Молодцы! Отправляемся в следующий город.

Пальчиковая гимнастика:

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей. (ходьба)

Влияет, без сомнения,

На всех нас настроение. («пружинка»)

Кто веселится? (прыжки)

Кто грустит? (наклоны головой)

Кто испугался? (руки прижали к себе)

Кто сердит? (руки на пояс)

Рассеет все сомнения

Азбука настроения. (ходьба)

 - В какой же город мы с вами попали? (показывает пиктограмму злости)

- Какие люди здесь живут?

- Как вы поняли, что эти люди злые? (обращает внимание детей на мимику)

- Какие же вы молодцы. Отправляемся в следующий город.

Пальчиковая гимнастика:

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей. (ходьба)

Влияет, без сомнения,

На всех нас настроение. («пружинка»)

Кто веселится? (прыжки)

Кто грустит? (наклоны головой)

Кто испугался? (руки прижали к себе)

Кто сердит? (руки на пояс)

Рассеет все сомнения

Азбука настроения. (ходьба)

- Как вы думаете, как называется следующий город?(показывает пиктограмму грусти)

- Молодцы! А какие люди в нем живут?

- Совершенно верно, правильно.

- Как вы догадались? (обращает внимание детей на мимику)

Психолог показывает картинку с изображением грустной девочки.

- Как вы считаете, почему Таня стала грустной?

- Молодцы! Отправляемся в последний пятый город.

Пальчиковая гимнастика:

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей. (ходьба)

Влияет, без сомнения,

На всех нас настроение. («пружинка»)

Кто веселится? (прыжки)

Кто грустит? (наклоны головой)

Кто испугался? (руки прижали к себе)

Кто сердит? (руки на пояс)

Рассеет все сомнения

Азбука настроения. (ходьба)

- Как же называется этот город? (показывает пиктограмму радости)

- А какие люди здесь живут?

- Как вы узнали, что они радостные? (обращает внимание детей на мимику)

- Молодцы!

- Удивленный.

- Удивленные.

- Ответы детей

- Испуганный.

- Испуганные.

Ответы детей.

Злой.

Злые.

Ответы детей.

Грустный.

Грустные.

Ответы детей.

Ответы детей.

Радостный.

Радостные.

Ответы детей.

«Поговорим о сказках»

Вопрос

Чтение художественной литературы

- Ой, ребята, волшебная палочка предлагает нам с вами поиграть в игру со сказками. Поиграем?

- Сейчас я буду читать вам отрывок из сказки, а вы внимательно послушаете и постараетесь ответить, какой это отрывок: радостный, грустный, злой, испуганный или удивленный.

- На скамейке у ворот Клара горько слезы льет…

- Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козленочком… Зовет Аленушка братца, а вместо него бежит за ней беленький козленочек. Залилась Аленушка слезами, села под стожок и плачет…

- Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик…

- Вот и вылечил он их, Лимпопо!

Вот и вылечил больных, Лимпопо!

И пошли они смеяться, Лимпопо!

И плясать, и баловаться, Лимпопо!...

- И вывихнуто плечико у бедного кузнечика;

Не прыгает, не скачет он,

А горько-горько плачет он

И доктора зовет:

«О, где же добрый доктор?

Когда же он придет?...

- Дети плачут и рыдают,

Бармалея умоляют:

«Милый, милый Бармалей,

Смилуйся над нами,

Отпусти нас поскорей

К нашей милой маме!

Мы от мамы убегать

Никогда не будем

И по Африке гулять

Навсегда забудем!...

- Плачет серый воробей:

- Выйди, солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно –

В поле зернышка не видно.

Но мохнатые боятся:

Где нам с этаким сражаться!

Он и грозен и зубаст,

Он нам солнца не отдаст!

- Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и девочки,

Обнимают и целуют косолапого:

- Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!

- И прибежала зайчиха

И закричала «Ай-ай!

Мой зайчик попал под трамвай!...

И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой!»

- Крокодилы в крапиву забилися,

И в канаве слоны схоронилися.

Только и слышно, как зубы стучат,

Только и видно, как уши дрожат.

- И доктор пришил ему ножки,

И заинька прыгает снова.

А с ним и зайчиха-мать

Тоже пошла танцевать.

И смеется она и кричит:

«Ну, спасибо тебе, Айболит!»

- Ребята, какие же вы молодцы, какие внимательные и старательные.

Да.

Дети отвечают по одному.

Грустная

Грустная

Грустная

Радостная, веселая

Грустная

Грустная

Грустная, испуганная

Радостная

Грустная

Испуганная

Радостная

«Выбери свое настроение»

Беседа

- Ребята, а сейчас волшебный сундучок предлагает вам выбрать маленькое лицо, на котором изображено настроение, и назвать его.

Дети по очереди выбирают пиктограмму и называют ее.

Заключительная часть

Рефлексия,

Похвала

- Ребята, наше с вами путешествие подходит к концу. Давайте с вами вспомним, в каких городах мы побывали и какие жители живут в каждом из этих городов?

- Сегодня вы очень хорошо потрудились, смогли выполнить все задания волшебного сундучка. А теперь закрывайте глазки, мы с вами отправляемся обратно в наш детский сад.

(Когда дети закрывают глаза, психолог убирает макет волшебного города).

Дети открывают глаза.

Ребята, для того, чтобы у вас всегда было хорошее, радостное, веселое настроение, я дарю вам весеннее солнце.

- До свидания.

Радость, Грусть, Страх, Злость, Удивление

Дети закрывают глаза.

- Спасибо!

-До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итоговой НОД педагога-психолога с детьми средней группы по развитию эмоциональной сферы воспитанников: тема "Путешествие в страну Эмоция"

НОД представляет собой итоговое занятие, направленное на закрепление полученных детьми знаний о чувствах и эмоциях. Материал подобран с учетом ФГТ и ФГОС....

Конспект непосредственной образовательной деятельности c детьми старшей группы. Тема: Развитие эмоциональной сферы дошкольника

Представленная обучающая ситуация, основана на сказочной истории показывающая  борьбу добра и зла, сказка служит материалом для обсуждения, поиска путей разрешения ситуаций, вызывает у ...

Конспект занятия педагога-психолога "Знакомство с эмоциями" (средняя группа)

Здесь представлен конспект занятия, направленного на обучение детей определять и сравнивать различные эмоциональные состояния, на основе полученных знаний строить свое поведение....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ старшей ГРУППЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ВОСПИТАННИКОВ ТЕМА «Улица эмоций»

Субъект: старшая группа (дети 5-6 лет)Цель: развитие эмоциональной сферы детей старшей группы.Задачи:Образовательные задачи:Закреплять знания детей о четырех основных эмоциях: радости, грусти, з...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ старшей ГРУППЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ВОСПИТАННИКОВ ТЕМА «Улица эмоций»

Субъект: старшая группа (дети 5-6 лет)Цель: развитие эмоциональной сферы детей старшей группы.Задачи:Образовательные задачи:Закреплять знания детей о четырех основных эмоциях: радости, грусти, з...

Интегрированное занятие педагога-психолога и логопеда для средней группы «Страна настроений».

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда для средней группы "Страна настроений"....

Игры с детьми средней группы для развития познавательной сферы

Дидактические игры для детей средней группы (познавательная сфера)...